Поспорили в конторе : какой моторесурс у танка ? Я кричу о 500-700 км , а коллега 7000-10000км , кто компетентен помогите ?
Имеется ввиду кап ремон двигателя, его конечно делают, но на спец заводах, где все разбирают, а потом собирают по-новой и большая часть деталей новая.
А текущий ремонт конечно, в батальене есть всегда спец рота для этого, которая занимается эвакуацией (подбитой-сломаной техники), транспортировкий, ремонтом или отправкой ее на завод. А вообще у военных и так этих танков на консервации уйма, им легче новый взять чем с ремонтом маятся.
Самый прожорливый танк Советского Союза
Вниманию ценителей истории отечественной бронетанковой техники предлагаются отчётные материалы о состоявшихся летом-осенью 1976 года сравнительных испытаниях четырёх типов советских танков. Они проводились в соответствии с приказом министра обороны Д.Ф. Устинова «О проведении войсковых испытаний танков» от 20 июля 1976 года, по результатам чего в сентябре того же года был оформлен «Акт о результатах испытаний». О содержании этих документов и пойдёт речь ниже.
Знаменитая «восьмидесятка» — танк, в отношении которого равнодушных нет, причём с годами армия его поклонников только растёт и множится. Однако большинство фанатов Т-80 видели эту машину только на экране, в лучшем случае — в музеях или на демонстрационных трассах выставок и шоу. Людей, которые считают Т-80 вредной и ненужной машиной, намного меньше, но это, как правило, профессионалы, глубоко владеющие темой.
Танк Т-80
Среди военных, которым пришлось служить на Т-80, тоже нет единства. Рядовой и младший офицерский состав, как правило, от «восьмидесятки» в восторге. В самом деле, машина очень легка в управлении и обслуживании, прощает водителю массу ошибок. Зимой с запуском двигателя практически не надо мучиться, не нужно ходить в пропитанной соляркой и маслом робе и ковыряться в моторе. Те, кто на нем служат, считают себя элитой танковых войск. Другое дело — старшие командиры, которым приходится задумываться о боеготовности вверенных им частей, об обеспечении колонн «восьмидесяток» на маршах топливом, что неизменно вызывает головную боль.
О том, что Т-80, оснащённый газотурбинной силовой установкой, является достаточно прожорливой машиной, знают все. Другое дело, что одни об этом кричат, а другие, в силу различных собственных интересов, помалкивают или стараются старательно обойти вопрос. На фоне подобных недомолвок возникают дискуссии и споры. Т-80 и в самом деле прожорлив, но насколько? Чтобы разобраться в этом, обратимся к подлинным документам — материалам отчёта о совместных сравнительных испытаниях танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62, проводившихся в середине 1976 года. Интересно, что эти испытания были назначены приказом министра обороны СССР Д.Ф. Устинова на следующий день после его же приказа о принятии Т-80 на вооружение.
Танк Т-80 образца 1976 года. Фото М. Павлова
Нельзя сказать, что результаты упомянутых испытаний любителям бронетанковой техники неизвестны: о них неоднократно рассказывалось в литературе, посвящённой созданию танков второго послевоенного поколения. Только навскидку можно вспомнить четыре весьма серьёзные и довольно свежие книги, перечисленные в списке литературы к статье, а многочисленные статьи в периодических изданиях вообще не поддаются подсчёту. Их авторы — конструкторы-танкостроители из Ленинграда (Санкт-Петербурга) и Нижнего Тагила, истинные патриоты своих КБ и своих изделий, но именно в силу данного обстоятельства абсолютного доверия к этим публикациям нет. Но время идёт, архивные фонды приоткрываются, и сегодня мы можем обратиться к документам-первоисточникам.
С целью сравнения боевых, технических и эксплуатационных возможностей танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 в одинаковых условиях и использования полученных результатов для дальнейшего совершенствования танков главкому Сухопутных войск предписывалось с 20 августа по 30 сентября 1976 года провести испытания на территории Белорусского, Киевского и Прикарпатского военных округов.
Танки Т-80 в цехах Кировского завода (Ленинград). Фото М. Павлова
Для проведения испытаний в Киевском военном округе формировался отдельный танковый батальон в составе четырёх рот, по 10 однотипных танков в каждой. До начала испытаний предусматривалось сколачивание подразделений с пробегом не менее 300 км.
В ходе испытаний оценивались тактические возможности танковых рот, их маршевые возможности при движении по-боевому и по-походному днём и ночью, время приведения в боеготовое состояние после совершения длительных маршей. Не остались без внимания удобство боевой работы экипажа, расход горюче-смазочных материалов, необходимое время и средства для заправки горюче-смазочными материалами роты танков, запас хода на основных баках и дополнительных бочках, время, объём и удобство технического обслуживания и ремонта. Отдельно рассматривалась трудоёмкость подготовки танков к преодолению водных преград по дну.
Испытания проводились на территории Белорусского, Прикарпатского и Киевского военных округов в объёме 2500–3000 км. В ходе испытаний предусматривались марши с суточными переходами не менее 300 км, ротные тактические учения без боевой стрельбы и с боевой стрельбой, стрельбы всеми типами снарядов на максимально возможные дальности с места и с ходу, преодоление водной преграды по дну, выполнение упражнений курса вождения танков.
Рота танков Т-80 на испытаниях. Фото М. Павлова
Для формирования батальона Т-80 поставки 1976 года брались с офицерами и экипажами из 213-й мотострелковой дивизии Приволжского военного округа, Т-64А и Т-64Б — с завода им. В.А. Малышева, в том числе три танка с комплексом «Кобра». Офицеры и экипажи для них поступили из Киевского военного округа. Т-72 поступили из Нижнего Тагила, офицеры и экипажи для них — из Белорусского военного округа. Наконец, Т-62 прибыли с 969-й центральной базы резерва танков, дислоцировавшейся в Уречье, что под Минском, офицеры и экипажи для них — из Киевского военного округа. В период с 10 по 19 августа было проведено сколачивание батальона. Общий пробег танков в период сколачивания составил 240–280 км.
По результатам войсковых испытаний были сделаны следующие выводы, сведённые в отчёт. Сообщалось, что испытания подтвердили высокий уровень боевых и эксплуатационно-технических характеристик отечественных танков, их соответствие современным требованиям. По совокупности основных боевых и эксплуатационно-технических характеристик (эффективности вооружения, подвижности, боеготовности, обитаемости, работе средств связи, трудоёмкости технического обслуживания) лучшие результаты показал Т-80, однако по запасу хода и топливной экономичности он уступил Т-64А, Т-72 и Т-62.
Т-64Б, оснащённый автоматизированной системой управления огнём и комплексом управляемого вооружения, в ходе испытаний показал существенное превосходство в сравнении с остальными танками по эффективности стрельбы на дальности до 4000 метров.
На испытаниях в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод»
Принятые в отечественном танкостроении основные пути повышения боевых и эксплуатационно-технических качеств танков предлагалось сохранить и развивать в следующих направлениях:
- внедрение высокоточной автоматизированной системы управления огнём;
- оснащение комплексом управляемого реактивного вооружения;
- повышение точности боя пушек и мощности боеприпасов;
- увеличение боекомплекта;
- улучшение обзорности и условий поиска целей, особенно с места командира;
- повышение эффективности защиты, в том числе разработка новых методов защиты;
- дальнейшее повышение удельной мощности танка в сочетании с совершенствованием трансмиссии, ходовой части и приводов управления;
- повышение экономичности силовых установок и запаса хода танков;
- ликвидация существенного отставания средств связи от уровня современных требований по управлению танковыми подразделениями.
Целесообразной представлялась разработка единого танка с газотурбинным и дизельным двигателями, конструкция которого должна была быть максимально унифицирована с лучшими техническими решениями танков Т-80, Т-64Б, Т-72.
На испытаниях танков на полигоне в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод»
Результаты испытаний выявили необходимость проведения дальнейших работ по совершенствованию отдельных характеристик и максимальной унификации Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 и комплектующих изделий к ним, а также подтвердили актуальность модернизации Т-62 в части повышения эффективности его вооружения за счёт установки системы управления огнём «Волна» с квантовым дальномером и баллистическим вычислителем.
Т-64Б, оснащённый танковым дальномером, баллистическим вычислителем и стабилизатором повышенной точности, показал лучшие результаты по сравнению с Т-80 и Т-72: по затратам времени на поражение цели в 1,33 и 1,76 раза, а по расходу боеприпасов на поражение цели — в 1,2 и 1,8 раза соответственно.
Т-80 по сравнению с другими танками (за исключением Т-64Б) практически при всех стрельбах показал лучшие результаты. Превосходство Т-80 над Т-72, имеющим одинаковый с ним комплекс вооружения, могло быть объяснено положительным влиянием на стрельбу лучших характеристик подвески танка, преимуществом газотурбинного двигателя по плавности изменения скоростей движения и меньшим значениям вибрационных нагрузок, возникающих при работе двигателя.
Т-72 и Т-64А по частоте попаданий, расходу боеприпасов и затратам времени на поражение целей показали практически одинаковые результаты при разных прицельных комплексах (ТПД-К1 и ТПД-2-49). Это было связано с тем, что значительную часть упражнений Т-64А выполняли совместно с Т-64Б, имеющими квантовый прицел-дальномер с баллистическим вычислителем, и вели стрельбу с корректировкой, получаемой от Т-64Б.
Некоторое снижение результатов стрельб Т-72 объяснялось недостаточными навыками наводчиков этих танков в пользовании квантовым прицелом-дальномером ТПД-К1.
Худшие результаты стрельб Т-62 по сравнению с результатами стрельб из основных танков явились следствием относительно низкой баллистики 115-мм пушки У5-ТС, повышенной чувствительности кумулятивного снаряда к боковому ветру и менее совершенной системой управления огнём.
Дальность действительного огня, полученная в процессе испытаний стрельбой, для танков со 125-мм пушкой составила: при стрельбе бронебойным подкалиберным снарядом — 2300–2000 метров с места и 1900–1700 метров с ходу, при стрельбе кумулятивным снарядом — 1800–1600 метров с места и 1600–1400 метров с ходу. Дальность действительного огня при стрельбе из 115-мм пушки танка Т-62 оказалась меньше дальности действительного огня 125-мм пушки танков Т-80, Т-64А, Т-72 на 200–300 метров.
Результаты стрельбы из танка Т-64Б управляемым снарядом 9М112 на дальность 2900–3800 метров показали, что танк с комплексом реактивного управляемого вооружения «Кобра» обладает более высокими огневыми возможностями и способен поражать цели с места и с ходу с высокой точностью (из 29 выстрелов получено 21 попадание, 4 промаха и 4 отказа по снаряду). Наличие отказов свидетельствовало о необходимости продолжения работ по повышению надёжности снаряда.
Стрельбы взводом на большие дальности осколочно-фугасным снарядом показали, что при условии обнаружения и опознавания цели взвод может вести эффективную борьбу с малоразмерными целями, в том числе с боевыми машинами ПТУРС, на дальности 3500–4000 метров. При выполнении стрельб взводом на большие дальности средний расход снарядов на поражение цели и время на решение огневой задачи составили:
- для танков Т-80 — 5,4 снаряда и 1,20 минуты;
- для танков Т-64А — 6,3 снаряда и 1,50 минуты;
- для танков Т-72 — 7,6 снаряда и 1,75 минуты;
- для танков Т-62 — 6,0 снаряда и 2,60 минуты.
При проведении стрельб по определению частоты попаданий первым выстрелом на дальность 1200 метров с места и 1300–1200 метров с ходу по мишени №12 бронебойным подкалиберным снарядом были получены высокие результаты:
- для танков Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 с места — 95%, для танков Т-62 — 100%;
- для танков Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 с ходу — 87–93%, для танков Т-62 — 73%.
В ходе учебных стрельб танки показали следующие результаты. Частота попаданий:
- для танков Т-80 — 54%;
- для танков Т-64А — 48%;
- для танков Т-72 — 44%;
- для танков Т-62 — 34%.
Время на подготовку первого выстрела:
- для танков Т-80 — 20–27 с;
- для танков Т-64А — 20–35 с;
- для танков Т-72 — 22–29 с;
- для танков Т-62 — 18–28 с.
Затраты времени на поражение целей:
- для танков Т-80 — 42 с;
- для танков Т-64А — 51 с;
- для танков Т-72 — 54 с;
- для танков Т-62 — 75 с.
Результаты стрельб показали достаточную надёжность оружия и боеприпасов, обеспечивающих выполнение всех пунктов программы испытаний. После совершения длительных маршей при подготовке вооружения к стрельбе не требовалось проведения эксплуатационных регулировок и длительного технического обслуживания. На подготовку вооружения к стрельбе непосредственно после совершения марша потребовалось 10-15 мин, главным образом для внешнего осмотра и частичной очистки от пыли вооружения, приборов прицеливания и наблюдения.
Бой пушек в ходе испытаний был стабильным. Повторной пристрелки пушек не требовалось. Боеприпасы из боеукладок всех танков после марша на 2040 км не снизили своих боевых свойств, и после очистки от загрязнения были пригодны для стрельбы.
Т-80 на испытаниях преодолевают участок разбитой дороги. Фото АО «Спецмаш»
Выявилось, что Т-80, Т-64А, Т-72 обладают высокими тактическими возможностями, способны на высоких скоростях совершать выдвижение, расчленение в предбоевые и боевые порядки, наступать в высоких темпах, совершать стремительный манёвр подразделениями во фланг и тыл противника, обнаруживать и эффективно поражать цели на поле боя. По результатам двух ротных тактических учений с боевой стрельбой темпы наступления танковых рот составили:
- для танков Т-80 — 14,1 км/час;
- для танков Т-64А — 12,4 км/час;
- для танков Т-72 — 13,2 км/час;
- для танков Т-62 — 11,4 км/час.
На ротных тактических учениях с боевой стрельбой Т-80 по сравнению с Т-64А и Т-72 показали более высокие результаты стрельбы при несколько большем среднем темпе наступления. Т-62 по темпу наступления и количеству поражённых целей показали результаты ниже остальных. Средняя частота попаданий составила:
- для танков Т-80 — 63,6%;
- для танков Т-64А — 37,3%;
- для танков Т-72 — 36,1%;
- для танков Т-62 — 19,6%.
Среднее количество поражённых целей составило:
- для танков Т-80 — 81,5%;
- для танков Т-64А — 60,0%;
- для танков Т-72 — 66,7%;
- для танков Т-62 — 66,1%.
Ротная колонна Т-80 движется по дорогам Украины. Фото АО «Спецмаш»
При совершении маршей в дневных условиях по грунтовым дорогам средние технические скорости движения находились в пределах:
- для танков Т-80 — 32,1–40,0 км/час;
- для танков Т-64А — 26,0–29,8 км/час;
- для танков Т-72 — 28,8–35,6 км/час;
- для танков Т-62 — 20,8–25,7 км/час.
Средние тактические скорости от средних технических отличались незначительно. Наиболее высокие скорости движения в ходе испытаний показала рота Т-80, при этом цифры не являлись предельными — предполагалось, что при дальнейшем совершенствовании средств управления и наблюдения у механика-водителя и командира скорости могут существенно повыситься.
При вождении ротных колонн в учебных центрах средние скорости движения танков составили (по-походному / по-боевому):
- для танков Т-80 — 28,2/25,5 км/час;
- для танков Т-64А — 23,7/19,9 км/час;
- для танков Т-72 — 26,2/23,0 км/час;
- для танков Т-62 — 20,0/16,8 км/час.
Марш с суточным переходом 300 км танковыми ротами требовал:
- для танков Т-80 — 10,5–11,0 часов;
- для танков Т-64А — 13,5–14,0 часов;
- для танков Т-72 — 12,0–12,5 часов;
- для танков Т-62 — 16,5–18,0 часов.
Танковые роты с учётом времени, необходимого для обслуживания танков и отдыха личного состава в ходе марша, могли совершать длительные марши с суточными переходами:
- для танков Т-80 — 400–450 км;
- для танков Т-64А — 300–330 км;
- для танков Т-72 — 350–400 км;
- для танков Т-62 — до 270 км.
За весь период испытаний в среднем на один танк израсходовано:
- для танков Т-80 — 22 820 литров топлива и 0 литров масла;
- для танков Т-64А — 13 544 литра топлива и 304 литра масла;
- для танков Т-72 — 12 337 литров топлива и 157 литров масла;
- для танков Т-62 — 9782 литра топлива и 134 литра масла.
Путевые расходы топлива на 100 км пробега в среднем составили:
- для танков Т-80 — 642 литра;
- для танков Т-64А — 404 литра;
- для танков Т-72 — 357 литров;
- для танков Т-62 — 308 литров.
Т-80 преодолевает брод. Фото АО «Спецмаш»
По результатам испытаний средний запас хода по топливу при совершении маршей составил (на основной заправке / с дополнительными бочками / с учётом 20% неснижаемого запаса):
- для танков Т-80 — 278/338/270 км;
- для танков Т-64А — 305/400/320 км;
- для танков Т-72 — 322/430/344 км;
- для танков Т-62 — 301/427/341 км.
Пределы изменения среднего запаса хода по топливу при совершении маршей в различных дорожных условиях составили (на основной заправке / с дополнительными бочками):
- для танков Т-80 — 255–340/310–413 км;
- для танков Т-64А — 263–366/348–490 км;
- для танков Т-72 — 273–400/366–535 км;
- для танков Т-62 — 256–358/363–506 км.
Запас хода по маслу Т-64А, Т-72 и Т-62 обеспечил без дозаправки два суточных перехода, а у Т-80 был признан практически не ограниченным.
Разбор испытаний, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод»
Время полной заправки топливом одного танка штатными заправочными средствами составило:
- для танков Т-80 — 18 минут;
- для танков Т-64А — 30 минут;
- для танков Т-72 — 27 минут;
- для танков Т-62 — 26 минут.
Время заправки роты танков тремя топливозаправщиками составило:
- для танков Т-80 — 40–44 минуты;
- для танков Т-64А — 64–68 минут;
- для танков Т-72 — 60–64 минуты;
- для танков Т-62 — 56–60 минут.
Отдельно отмечалось, что централизованная заправка топливом под давлением, внедрённая на Т-80, значительно сокращает время заправки, делает заправку удобной и предохраняет топливо от пыли и грязи.
Условия размещения, боевой работы и обитаемости в танке в основном обеспечивали выполнение своих обязанностей. Функциональное состояние организма членов экипажей Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 после совершения длительных маршей находилось на уровне, достаточном для выполнения дальнейших боевых задач. Сравнительная оценка состояния сердечно-сосудистой системы экипажей показала, что меньшие изменения происходили у экипажей Т-80, несколько выше — у экипажей Т-72 и Т-64А, более выраженные — у экипажей Т-62.
Исследование вопросов приведения танковых рот в боеготовое состояние в ходе проведённых испытаний показало, что подразделения, укомплектованные танками Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62, способны своевременно выходить по тревоге из мест постоянной дислокации. Время выхода танковой роты из парка при положительной температуре окружающего воздуха составило:
- для танков Т-80 — 5,5 минуты;
- для танков Т-64А — 10,0 минут;
- для танков Т-72 — 10,0 минут;
- для танков Т-62 — 12,0 минут.
Общее время на приведение танковых рот в боеготовое состояние после совершения длительного марша с учётом проведения технического осмотра, заправки танков топливом, загрузки боекомплекта, устранения отказов и неисправностей составило для танков Т-80, Т-64А, Т-72 — до 4,5 часа, для танков Т-62 — до 6,5 часа.
Время подготовки танков к преодолению водных преград по дну в зависимости от конструктивных особенностей оборудования подводного вождения составило:
- для танков Т-80 — 84,0 минуты;
- для танков Т-64А — 27,9 минуты;
- для танков Т-72 — 21,3 минуты;
- для танков Т-62 — 25,4 минуты.
Средние скорости движения танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 при непосредственном преодолении препятствий находились в пределах 9–13 км/час. На трассе с препятствиями танки показали следующие средние скорости движения: Т-80 — 31,2 км/час, Т-64А — 26,4 км/час, Т-72 — 28,5 км/час, Т-62 — 19,2 км/час.
На Т-80, Т-64А и Т-72 по сравнению с Т-62 значительно сократились время и трудоёмкость технического обслуживания за счёт сокращения объёма работ и увеличения периодичности их проведения. Наименьшую продолжительность всех видов технического обслуживания продемонстрировал Т-80, наибольшую — Т-64А. Суммарная продолжительность технического обслуживания одного танка за 1000 км пробега в ходе испытаний в среднем составила:
- для танков Т-80 — 8,16 часа;
- для танков Т-64А — 11,06 часа;
- для танков Т-72 — 13,03 часа;
- для танков Т-62 — 22,12 часа.
В лучшую сторону по ремонтопригодности отличился Т-80, имевший моноблочную силовую установку и съёмные диски опорных катков, что позволило производить замену силового блока за 4–5 часов и опорного катка за 0,5 часа.
На всех испытываемых танках отсутствовала система встроенного контроля технического состояния, что в значительной мере затрудняло поиск и обнаружение отказов и неисправностей. Исключение составил Т-64Б, у которого имелись приборы встроенного контроля аппаратуры управления огнём комплекса «Кобра». В процессе испытаний танки в основном работали надёжно, а наиболее существенным отказом стал выход из строя по производственным причинам пяти двигателей ГТД-1000Т на танках Т-80.
Генеральный конструктор СКБ «Спецмаш» Н.С. Попов инструктирует экипажи Т-80. Фото АО «Спецмаш»
По результатам испытаний комиссия отдала пальму первенства Т-80. Однако читатель, ознакомившись с приведёнными данными, волен делать самостоятельные выводы. Конечно, для этого хорошо бы знать ещё и контекст, в котором проводились испытания и составлялся отчёт. От комиссии требовалось во что бы то ни стало оправдать принятие на вооружение третьего типа основного танка, которое произошло в силу того, что интересы СКБ «Трансмаш» ленинградского ПО «Кировский завод» лоббировал лично Д.Ф. Устинов, а генеральный конструктор Н.С. Попов в том же 1976 году вошёл в состав Центральной ревизионной комиссии КПСС, а с 1982 года стал членом ЦК КПСС.
Естественно, для получения нужного результата применялись различные уловки. Например, в экипажи Т-72 назначили наводчиков, ранее никогда не работавших с лазерными дальномерами, а стрельба Т-64А корректировалась по данным системы управления огнём Т-64Б, которых там не должно было быть. Оба этих факта прямо отражены в отчёте и как бы напрямую Т-80 не касаются. Однако участники испытаний в своих воспоминаниях указывали, что для увеличения скоростей движения и улучшения топливной экономичности рота танков Т-80 сильно растягивалась на маршах — до нескольких километров. В этих условиях она фактически уже не была колонной — каждый танк двигался индивидуально в наиболее выгодном режиме. Даже не зная указанных нюансов, всё равно можно видеть, что по большинству параметров Т-80 не так уж сильно превосходил своих конкурентов, особенно Т-72. Все отклонения в реальной боевой ситуации нивелировались бы в пределах ситуационных погрешностей и не давали каких-то серьёзных преимуществ.
А вот расход топлива на Т-80 при всём этом оказался катастрофически высоким. Средний путевой расход на 100 км пути по результатам испытаний составил для Т-80 642 литра против 357 литров у Т-72. Абсолютный средний расход за всё время испытаний составил 22 820 литров на один танк у Т-80 и только 12 337 литров на один танк у Т-72! Апологеты Т-80 часто замечают, что речь идёт о машинах с двигателями разной мощности — мол, если Т-72 ползал на 780-сильном дизеле, то Т-80 летал на 1000-сильном ГТД. Но в том-то и дело, что применение двигателя мощностью 1000 л.с. на практике не дало Т-80 ощутимых преимуществ в подвижности, что мы также видим из результатов испытаний. Разница в средней скорости при движении ротных колонн у Т-80 и Т-72 составила 2–2,5 км/час, разница средних технических скоростей — менее 5 км/час, а разница по темпу наступления — вообще менее 1 км/час! Комментарии, как говорится, излишни.
The National Interest сравнил Т-90 с американским и китайским конкурентами
«Абрамс» Соединённых Штатов на одной заправке может проехать 390 километров, тогда как уральский и китайский — по 480 км.
Американские эксперты в сфере военной безопасности решили сравнить танки России, США и Китая — Т-90МС, М1 «Абрамс» и «Тип-99». По некоторым показателям уральский Т-90 показал неплохие результаты, передаёт URA.RU со ссылкой на The National Interest.
Самым быстрым из трёх танков стал китайский «Тип-99» — он разгоняется до 80 км/ч. На втором месте — Т-90 — он отстаёт от китайца на 8 км/час. Американскому «Абрамсу» досталась «бронза» — он не смог развить скорость выше 68 км/час.
Боевая машина Соединённых Штатов на одной заправке может проехать 390 километров, тогда как две другие — по 480 км.
Зато, по мнению специалистов The National Interest, он оказался лучшим в огневой мощи. Китайская и российская боевые машины смогли пробить на 15–20% менее толстую броню.
5 самых интересных танков на колесах – необычных, но эффективных
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. АМХ-10RC
Впервые о достоинствах бронированной техники на колесной платформе узнали французские инженеры, которые начали разрабатывать такие машины еще в 50-х гг. прошлого века, ориентируясь на их эксплуатацию в колониях. Ключевой особенностью бронеавтомобилей на колесах была их доступная стоимость, применение комплектующих от обычных автомобилей, а также удобство в транспортировке авиатехникой. Кроме того, уход и обслуживание колесных танков сопровождались меньшими затратами, а для обучения экипажа требовалось гораздо меньше времени.
По мере модернизации бронеавтомобилей калибр используемого вооружения начал возрастать, пока не достиг уровня калибра танковых орудий. Таким образом, подобную бронетехнику удалось классифицировать как подвид танков, но на колесной платформе.
Ярким примером французской танковой революции стал колесный танк AMX-10RC, который на протяжении нескольких десятилетий оставался единственным представителем такой категории бронетехники. При этом сами французы классифицировали его как разведывательную машину с усиленной броней.
Французские инженеры получили колоссальный опыт в проектировании таких танков, поэтому Франция долго оставалась единственным игроком среди мировых армий, имеющих такую уникальную модель.
Работы по созданию танка велись в 70-х, а ее производителем стала компания GIAT. Уже спустя пару лет в 1981 году модель поступила в армию Пятой республики. Важно отметить, что на тот момент это была уникальная в НАТО бронированная техника с платформой 6х6, которая комплектовалась пушкой 105-миллимтерового калибра.
Ее можно было использовать для различных боевых операций, в том числе по ликвидации других боевых танков. За время существования машины ее всячески улучшали и модернизировали. Таким образом стартовая масса увеличилась с 15,8 до 22 тонн.
Бронезащита АМХ-10RC была настолько надежной, что справлялась с прямым попаданием пуль бронебойного типа 14,5 мм, тогда как лицевая часть имела еще более усиленную бронь, как и лоб. Им удавалось справляться со снарядами 25 мм.
В качестве силовой установки в АМХ-10RC использовался 300-сильный турбированный дизельный агрегат, развивающий скорость свыше 80 км/ч. Также машина могла передвигаться по воде со скоростью 7 км/ч. При полной заправке топливных баков запас хода достигал 800 км.
Интересной особенностью техники стала гидропневматическая подвеска, позволяющая управлять клиренсом, а также опускать подвеску для незаметности в условиях неровного рельефа или при наличии каких-либо укрытий. Это крайне важная особенность для использования танка в разведывательных целях, а также для устройства засад на другую технику.
Производство колесного танка АМХ-10RC свернули в 1994 году. Тем не менее, его продолжают использовать как в самой Франции, так и в ряде других стран, включая ОАЭ, Саудовскую Аравию, Сингапур, Катар и Марокко. Ключевыми качествами модели стала улучшенная проходимость, эффективное орудие, надежные комплектующие, а также устойчивость к экстремальным условиям эксплуатации.
Эти преимущества были доказаны в «горячих точках» и позволили машине оставаться «на плаву» до сегодняшнего дня. Правда, как сообщают французские военные эксперты, к 2025 году от такой платформы откажутся.
2. M1128 Stryker
С начала 21 века в США стали активно разрабатывать танки на колесной платформе. Такие бронемашины создавались с целью усиления боевой эффективности пехотных подразделений американских спецслужб и регулярных войск. Одним из представителей группы колесных танков стал M1128 Stryker, получивший 350-сильную турбодизельную установку Caterpillar C7. С ее помощью танку удавалось разгоняться до 96 км/ч.
Колесная платформа имела конфигурацию 8х8. Это позволило преодолевать самые сложные участки бездорожья без каких-либо трудностей.
M1128 Stryker получил 105-мм пушку серии M68A1E4. Еще в список бортового вооружения вошел пулемет М2, два дымовых гранатомета М6 и спаренный пулемет М240С. И хоть колесные танки отличались рядом уникальных качеств и характеристик, а также были высоко оценены экспертами с разных стран, американцы так и не нашли им широкого применения. Поэтому вся партия M1128 Stryker была продана. Это аргументировалось дороговизной содержания и обслуживания бронемашин с такой платформой.
3. B1 Centauro
И если французы и американцы массово выводят из строя танки на колесной базе, в Италии все происходит с точностью до наоборот. К примеру, B1 Centauro всячески совершенствуется и адаптируется под стандарты современной военной промышленности. Это мощный танк на колесной базе 8х8 от БМП Freccia, который выделяется доработанной ходовой частью и усиленной башней с орудием 105-мм калибра.
Изначально масса машины составляла 24 тонны, а в качестве силовой установки использовался 520-сильный турбодизель. А вот во втором поколении B1 Centauro II уже была использована более совершенная башня и орудие 120 калибра. Мощность турбодизельного движка возросла до 720 л. с. Стоимость машины составила 1,5 млн евро, что по меркам танков считалось весьма привлекательным.
Вскоре B1 Centauro II начал интересовать военных из других стран, желающих удешевить боевые танки, не жертвуя огневой мощью и боевой эффективностью. Сейчас модель находится на вооружении не только в Италии, но и в Египте, Омане, Иордании, Испании.
Следует отметить, что в 2012 году танк испытывали в России, причем с большой долей вероятностью будущих поставок в российскую армию или получения лицензии на выпуск в РФ. Однако из-за ряда факторов от этой техники отказались.
Кроме доступной цены, важным плюсом B1 Centauro можно назвать усовершенствованный комплекс управления огнем, который используется на боевом танке армии Италии C1 Ariete, наличие подруливающей четвертой оси для повышения маневренности, а также мощной защиты лицевой части. В этом плане боевая машина способна выдержать встречу со снарядом 30 мм. На полной заправке танк преодолеет 800 км пути.
B1 Centauro активно использовался в военных кампаниях в Югославии и Ираке, где сразу продемонстрировал ряд отличительных качеств и характеристик. После тщательного анализа результатов этих операций итальянские танкостроители немного доработали машину и устранили выявленные недостатки.
С 1991 по 2006 годы с конвейера сошло 490 экземпляров бронетехники, которые останутся на службе еще долго. Учитывая боевую эффективность и характеристики B1 Centauro, его можно назвать одним из самых перспективных танков на колесной базе.
4. Type 16
О перспективах применения танков на колесах долго рассуждали и японские военные эксперты. Однако несмотря на высокий уровень развития военной промышленности и технологий в целом, японцам пришлось потратить 6 лет на создание бронемашины с колесной платформой Type 16.
Над проектированием модели трудились инженеры технического проектно-конструкторского института, выпустившие несколько модификаций колесных бронемашин, в числе которых оказался Type 16. После многолетней работы и ряда практических испытаний технику решили укомплектовать 570-сильным турбодизельным мотором, обеспечивающим разгон до 100 км/ч. Но именно этот агрегат стал и главной слабостью танка, поскольку при полной заправке топливного бака он сможет проехать не больше 400 км.
Что касается бортового вооружения, то оно представлено 105-мм пушкой, а также пулеметами М2 Browning и Sumitomo NTK-62. Еще танк комплектуется гранатометом Howa Type 96.
5. ZTL-11
Замыкает пятерку китайский проект ZBL-08 на базе БТР, который приняли на вооружение армии КНР в 2015 году для Корпуса морской пехоты и НОАК. Применение крупной башни с усиленной броней и 105-мм пушкой привело к увеличению массы машины до 23 тонн, тогда как весила БТР 15 тонн.
В результате конструкторы немного доработали танк, оснастив его 440-сильным двигателем, но не спереди, а сзади. Несмотря на возрастание массы, амфибийные параметры техники сохранились без изменений. Ей под силу передвижение по воде со скоростью 8 км/ч. Также ZTL-11 может развивать 100 км/ч и преодолевать 800 км на одной заправке.
ZTL-11 – яркий представитель того, каким может быть колесный танк, поддерживающий сухопутные войска, а также способный вставать в бой с другими танками. Инженерам из КНР удалось создать для него ряд боеприпасов, в том числе подкалиберные снаряды, пробивающие до 800 мм брони с 1,5 км. Еще на борту машины находится ракетный комплекс с управляемой ракетой GP105, которая может вывести из строя танк или другую бронетехнику с расстояния до 5000 м.
А вот в плане бронезащиты ZTL-11 имеет ряд уязвимостей. Корпус из стали выдерживает контакт с пулями 12,7 мм. Но если укомплектовать корпус навесной броней спереди, это позволит противостоять артиллерийским снарядам 25 мм. Сейчас в закупках партий танков ZTL-11 заинтересованы представители ряда азиатских стран, которые активно отдают предпочтение китайской технике.