На выбор: китайские присадки или корейские масла?
В прошлом году крупнейшие производители присадок к моторным маслам приостановили деятельность в России. А ведь они контролируют 90% мирового рынка таких добавок! На помощь нам пришли дружественные китайцы, однако далеко не все автовладельцы готовы доверять их продукции. Почему так?
Впрочем, ничего страшного в таком замещении нет. Всем известно, что автомобильная индустрия в КНР огромна: там выпускают большое количество различных транспортных средств — от дешевых малолитражек и неприхотливых грузовиков до премиальных седанов и инновационных гибридов.
Во всю эту армию машин заливают, конечно же, местные масла. Есть в Китае и свои производители присадок. Например, такие гиганты, как Changhai Minglan Chemical Co. и Richful, имеющие множество наград и допусков. Но все они китайские — при том что глобальная система сертификации построена вокруг американского института нефти. То есть если какая-либо компания хочет подтвердить, что ее продукт соответствует конкретным классификациям, которые потом указываются на этикетке, то нужно проходить проверку у наших заклятых друзей за океаном. А это дорого, да и не всегда возможно.
Но даже несмотря на это, ряд отечественных производителей все же перешел на китайские химикаты. Причем самые современные: если верить информации в сети — уровня API SP. Но на этом весь официоз заканчивается: нет ни результатов тестов, которые провел «Американский институт нефти», ни данных от химического совета США.
Получается, что азиаты рекомендуют использовать свой продукт просто на словах — авось все будет нормально. Хотя некоторые, справедливости ради, испытания все же оплачивают. Но, правда, самые дешевые. Полный же комплекс проверок (он стоит, к слову, более 20 млн. долларов) никто не проводит, и это настораживает.
Тем временем наши коммерсанты пошли дальше: они заливают всего лишь одну добавку, купленную в КНР, в весь ассортимент своей продукции. 5W30 или 0W20 — разницы для них нет. А ведь «неправильная» присадка чревата серьезными проблемами: мотор будет постепенно забиваться отложениями, и как результат — кратное ускорение износа цилиндро-поршневой группы. Останется лишь дождаться зимы, которая приблизит кончину стального «сердца».
Так что же делать простому автолюбителю, который не готов выкладывать много денег за канистры, ввезенные по параллельному импорту? Наверное, надо взглянуть на продукцию крупных российских нефтяных компаний. У них есть исследовательские лаборатории, где разрабатывают собственные пакеты присадок. И, главное, они доказали свою эффективность. Недаром такие лубриканты заливали на сборочных конвейерах в моторы Mercedes-Benz и Volkswagen, производимых в нашей стране.
Ну, а тем российским автомобилистам, которые делают ставку исключительно на импортные смазочные материалы, тоже не стоит унывать. Им следует обратить внимание на те оригинальные продукты, что ныне официально поступают нам из ОАЭ, Сербии, Ирана и Турции… К тому же, в последнее время на отечественном рынке заметно активизировались и корейские производители, чья продукция давно и довольно неплохо реализуется в розничных сетях. Подтверждение этому – появление на рынке новых брендов из Страны утренней свежести.
Так, например, в Рунете, а также на маркетплейсах недавно «засветились» смазочные материалы еще одного корейского бренда The Beast, под которым в Россию поставляется широкий спектр моторных и трансмиссионных масел. Вся эта продукция выпускается в Южной Корее компанией SHL, которая сегодня является одним из лидеров по производству смазочных материалов и ключевым поставщиком для корейской промышленности и автоиндустрии.
В Россию компания поставляет большинство популярных спецификаций лубрикантов марки The Beast. В их числе, например, есть такой востребованный у нас продукт, как полностью синтетическое моторное масло серии Turbo D C3 5W-30 (фото выше), разработанное для современных турбированных дизелей европейского производства. Это масло отличается низким содержанием сульфатной золы и оптимизировано под дизельные двигатели, оснащенные сажевыми фильтрами.
Завод в Новополоцке: как делают присадки для масел «ЛУКОЙЛ»
Брендов масел на российском рынке сегодня столько, что их производство кажется делом нехитрым: ставим смесительное оборудование, закупаем базовое масло, присадки — и можно подсчитывать прибыль! Но чтобы получить по-настоящему качественный продукт, этого явно недостаточно: нужны компетенции и серьезные инвестиции в развитие производства. Для того чтобы увидеть своими глазами, как работает современный завод по выпуску присадок для масел, мы отправились на производство «ЭддиТек» в белорусский Новополоцк в рамках спецпроекта с компанией «ЛЛК-Интернешнл» — производителем смазочных материалов «ЛУКОЙЛ».
В 2026 году новополоцкое предприятие отпразднует 20-летие. Формально оно было основано в 2006-м, но за точку отсчета его представители принимают 1965-й: именно тогда в составе Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода был введен в эксплуатацию комплекс производства масел мощностью 120 тыс. тонн в год. А в 1966-м заработал цех по производству алкилфенольных присадок. Также завод выпускал в то время алкилфеноляты и дитиофосфатные присадки.
В 2006 году главы Республики Беларусь и компании «ЛУКОЙЛ» провели переговоры, по итогам которых стороны подписали документы о создании совместного предприятия Новополоцкого НПЗ и компании «ЛЛК-Интернешнл», входящей в группу «ЛУКОЙЛ». Именно это совместное предприятие и получило впоследствии название ООО «ЭддиТек».
Первым продуктом, производство которого было запущено на мощностях нового совместного предприятия, стал комплексный пакет присадок «ЛУКОЙЛ LLK‑2501», разработанный Башкирским институтом ИНХП по инициативе основного заказчика и потребителя продукции СП — «ЛЛК-Интернешнл». Заводчане особо отмечают тот факт, что на внедрение нового пакета в производство ушло всего два месяца, в то время как в мировой практике на тот момент на подготовительный период могли уходить годы. Специалисты завода объясняют это тесным взаимодействием представителей науки, производителей и потребителей присадок, а также испытателей.
За первые десять лет работы предприятие расширило портфель выпускаемой продукции до более чем 90 наименований и начало отгружать продукцию на рынки дальнего зарубежья. В 2014 году объем выпускаемой заводом продукции достиг 20 тыс. тонн в год, причем уровень этот был сохранен и в кризисном 2015-м. В год 10-летия предприятия география экспортных поставок расширилась до 27 стран. К 2023 году предприятие вышло на мощность по выпуску присадок до 40 тыс. тонн в год.
Сегодня завод выпускает широкий спектр присадок и пакетов присадок для автомобильных моторных масел, судовых и тепловозных, гидравлических и трансмиссионных масел, основным потребителем которых является «ЛУКОЙЛ». Для смазочных материалов предприятие производит сукцинимидные, дитиофосфатные, сульфонатные и алкилфенольные присадки.
Основное производство расположено в трех цехах. Каждый из них оснащен современным оборудованием и системами автоматизации производственных процессов. В цехе по производству алкилфенольных присадок выпускаются серосодержащие фенолятные и дитиофосфатные присадки, а также пакеты присадок для гидравлических масел. Цех № 2 осуществляет производство сукцинимидных присадок, компаундирование пакетов присадок, а также фасовку продукции (в бочки и IBC‑контейнеры); отгрузка продукции осуществляется также в автомобильных и железнодорожных цистернах. В третьем цехе осуществляется производство сульфонатных присадок и попутной продукции.
Производственные процессы отслеживаются специалистами завода из центральных операторных, расположенных в каждом цехе
Основные процессы проходят в аппаратах с перемешивающим устройством, куда основные компоненты для производства присадок подаются через специальные весовые терминалы, обеспечивающие их точное дозирование и, соответственно, высокое качество конечного продукта. Прежние технологии, как рассказали нам специалисты предприятия, подразумевали объемное дозирование, сегодня на заводе используется система массового дозирования компонентов. Тот же принцип применяет и так называемая «Большая четверка» мировых производителей присадок. Такая дозировка — одно из основных требований для получения на выходе качественного продукта.
Основное производство присадок осуществляется в аппаратах с перемешивающим устройством — особых смесительных емкостях, с непосредственной дозировкой необходимых компонентов через весовые терминалы
Блок компаундирования (смешения) пакетов присадок был построен на предприятии в 2019 году. Производителям масел сегодня, как отмечают специалисты компании, выгодно закупать именно пакеты присадок и гарантированно получать заданный набор свойств, вводя их в масло. В то время как разные присадки от разных производителей могут «антагонизировать» друг с другом, не работая так, как положено. Кроме того, для пакета присадок важна также сама последовательность ввода в него различных компонентов, и если что-то пойдет не так — проявиться это может только при эксплуатационных тестах масла. В целом влияние человеческого фактора на производственные процессы на предприятии сведено к минимуму.
В каждом цехе, помимо центральной операторной, есть также своя «мини-лаборатория», где осуществляется экспресс-контроль выпускаемой продукции: в частности, оцениваются наличие или отсутствие осадка, мутность, цвет и другие качественные показатели. Какие-либо отклонения по качеству, таким образом, можно отследить непосредственно на месте производства — образцы отбираются из каждой партии с определенной периодичностью. Опытный оператор на основе экспресс-контроля оценивает пробу и может своевременно внести необходимые изменения в технологический процесс.
Инструментальный контроль качества выпускаемой продукции осуществляется в собственной исследовательской лаборатории. Она позволяет также выполнять на предприятии процессы моделирования и воспроизведения технологических процессов, формировать рецептуры различных продуктов, исследовать влияние различных факторов на технологические процессы и получать исходные данные для расчетов и прогнозирования.
Оснащение исследовательской лаборатории завода позволяет тестировать эксплуатационные свойства присадок и масел по современным методам оценки, установленным международными стандартами
Специалисты лаборатории осуществляют непрерывный контроль процессов производства, занимаются разработкой композиций пакетов присадок, совершенствуют существующие рецептуры, контролируют качество исходного сырья. Одна из последних разработок лаборатории — рецептуры пакетов присадок для получения моторных масел в соответствии с последними классификациями АСЕА, а также API (American Petroleum Institute).
Оборудование исследовательской лаборатории завода позволяет тестировать эксплуатационные свойства присадок и масел по современным методам оценки, установленным международными стандартами. В частности, в оснащение лаборатории входят спектрометр для рентгенофлуоресцентного анализа, прибор для определения склонности масел к пенообразованию, дифференциальный сканирующий колориметр высокого давления (High Pressure DSC) и другое оборудование.
Каков итог?
Как показывает опыт совместного предприятия Новополоцкого НПЗ и производителя смазочных материалов «ЛУКОЙЛ», при должных усилиях и инвестициях возможно воплотить в жизнь самые амбициозные проекты. Судя по тому, что мы увидели на производстве в Новополоцке, без качественных и современных отечественных масел российский рынок не останется.
Фото: журнал «Движок», пресс-служба ООО «ЛЛК-Интернешнл»
Вся правда о маслах
В нашей новой статье мы бы хотели рассказать вам больше о моторных маслах, раскрыть вам всю правду о производителях и о многом другом. Давайте сразу обозначим некий рейтинг самых популярных масел: Лукойл, Shell, Mobil, LIQUI MOLY, Castrol и другие.
Многие автомобилисты не знаю какое масло они заливают. Они выбирают его только по рекомендации.
Из чего состоит масло?
Масло состоит из базовых масел на 80%, а на 20% из присадок.
Базовые масла делаться на 5 групп. Из 1-х групп делаются минеральные масла. 2-я группа — полусинтетика. 3-я — синтетика. 4-я — ПАО. 5-я — эстеры.
Присадки по своим свойствам бывают:
- антиоксиданты
- депресанты
- дисперсанты
- противоизносные
- противозадирные
- модификаторы вязкости
- защита уплотнений
- ингибиторы коррозии
- модификаторы трения
- антипенные
- детергенты
Из чего складывается цена на масло?
Цена на масло — это непосредственно само производство, базовые масла, упаковка, налоги и амортизация, транспортировка и доставка, классификации (API, SAE), реклама и бренд.
Чем чаще показывается реклама по телевидению определенного бренда, тем он дороже. Чем чаще вы видите на газличных гоночных авто на соревнованиях наклейки Mobil, Shell, тем дороже будет стоить масло данного бренда.
Кто производит присадки для масла?
Присадки для масел производят всего лишь 4 фирмы: Lubrizol, Infineum, Afton, Chevron. Так что нельзя говорить о том, что у Mobil свои присадки, а у Shell свои. Они максимум могли купить присадки в один год у одного и того же производителя.
- Поможет доказать вашу невиновность!
- GPS-нaвигaтoр и Wi-Fi
- Съeмкa в Full Hd и кaмeрa зaднeго видa в кoмплeкте
- Сeнсoрный IPS-диcплeй
- Кoнтрoль пoлocы движeния Adas
- Гарaнтия 1 гoд + СКИДКА 50 %!
Кто производит базовые масла?
Лидером по продаже базовых масел во всем мире является компания ExonMobil. На фото ниже вы можете видеть рейтинг производителей базовых масел первой и второй категории.
Базовые масла 3-й категории из которых изготавливаются синтетические масла больше всего в мире производит компания SK Lubricants. Именно та, которая производим масло ZIK. И клиентами компании ZIK являются практически все производители, которых вы знаете: Exon Mobil, Shell, Castrol, BP, Elf. Даже если вы не покупаете ZIC масло, то так или иначе оно залито у Вас в двигателе в виде базового масла.
А если учесть, что производитель покупает еще и синтетические присадки в определенных фирмах, то, например, в один год такие бренда как Мобил, ЗИК и Кастрол покупали присадки у одной и той же фирмы, а также базовые масла они использовали одни и те же. Но цена на все 3 бренда совершенно разная.
Оригинальные масла
Мало кто задумывался что залито в канистре оригинального масла. Ведь ни одна из фирм производителе автомобилей не производит масло, она даже не смешивает их с базовых масел и присадок. Она его просто закупает. Так от куда же берется это масло? И это огромный секрет, ни один из автопроизводителей не расскажет, где они закупают масло.
Бесплатная диагностика ходовой части
- проверка за 0 рублей;
- запись на любое удобное для вас время;
- проверка основных узлов подвески;
- диагностика навесных ремней;
- оценка состояния осветительных приборов.
Узнать это не так уж и сложно. Когда к официальным дилерам приходит масло, вместе с ним и сертификат соответствия. Как раз в таком сертификате мы и узнаем чье же масло используется в качестве оригинального.
Оригинальное масло — производитель
- Mitsubishi (все) — Eneos
- TOYOTA (все) — MOBIL
- Nissan (5w30) — MOBIL
- Nissan (5w40) — Total
- Mazda — Total
- Honda Ultra — Idemitsu или ZIC
- Subaru — Idemitsu
- SsangYoung — Lukoil
- General Motors — в Корее ZIC
- General Motors — в Европе Mobil
- General Motors — в России Лукойл
Так что покупая масло в оригинальных упаковках, вы просто переплачиваете за бренд, который там нарисован. В новые иномарки, которые производятся в России заливается масло Лукойл (задумайтесь). И ничего в этом плохого нет. А тем кто говорят, что они заливают то же масло, что и с завода, то посмейтесь им в лицо.
Интересные истории о производителях масел
Выходец из Казахстана зарегистрировал торговую марку в Германии, построил завод в Литве (г. Клайпид, 800 км от Питера) и производит там масло MANNOL под рекламой немецкого качества, хотя к Германии, как вы видите масло отношения не имеет.
- повышает контрастность изображения
- защищает глаза от фар и фонарей
- отсеивает блики, снижает утомляемость глаз
Масла ROLF позиционирует себя как немецкое качество. Если вы зайдете на сайт масла РОЛЬФ. Вы увидите грозного немецкого мужика, который держит канистру с немецким флагом. Далее смотрим, что вся продукция Rolf изготовлена в жестяной таре, которая запрещена в Германии. Копируем адрес производителя на сайте и переходим по нему. Перейдем на сайт данного завода, адрес которого указан на сайте ROLF, и увидим там, что данный завод производит все что угодно, кроме моторных масел. Так вот Rolf — это полностью российское масло, произведенное в Обнинске.
История с Японским качеством ENEOS масло. В Японии данное масло выпускается в пластмассовых канистрах. А в России вы могли видеть в жестяных канистрах, которое к Японии не имеет никакого отношения. 20 лет назад предприниматель из Владивостока выкупил производство и продажу масел ENEOS на территории России. Закупил жестяную тару там же, где и закупается ZIC. Наладил поставки по всей России. Производство данного масла отлажено в Корее г. Мичанг. Основной слоган — ENEOS первое масло Японии. Но в Российских реалиях данное масло к Японии не имеет никакого отношения.
Присадки в моторное масло: кто их сейчас делает
Из-за украинских событий с российскими партнерами прекратили сотрудничество многие западные производители автомобильных смазок. Наши автомобилисты в ответ вынужденно-патриотично повернулись в сторону отечественного производителя. Делать основу для моторных масел у нас умеют. Другое дело — присадки в моторное масло. Без них никакая «синтетика» не обеспечит нужных параметров работы даже древнего мотора.
Так сложилось, что порядка 90% мирового рынка присадок контролируют всего четыре компании со штаб-квартирами в США и Великобритании. Это Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite и Afton Chemical. С началом СВО доступ к их недружественной продукции для отечественных «масляных королей» оказался перекрыт.
Конечно, в России тоже существуют «присадочные» производства. Но с ассортиментом присадок для более менее современных двигателей у них — не особо. В итоге все пошло по стандартному для нашего времени пути. Американо-британских поставщиков заменили китайцы.
Допустим, вы собрались заливать в мотор своей машины отечественное масло. Имейте в виду: в канистре российского бренда плещется наше базовое масло. А вот присадки в моторное масло будут от Changhai Minglan Chemical Co. или Richfu. Криминала тут особого нет. Но надо помнить: китайские масла и присадки не имеют международной сертификации.
Много молибдена в присадках
Смесь российского масла с китайским пакетом присадок условно может соответствовать API, которая указана на канистре. В распоряжении китайских нефтехимиков пока нет рецептур присадок, предназначенных для новейших европейских или американских двигателей. Но в моторах поколением старше их продукцию вполне можно применять. Собственно говоря, на такого рода маслах ездят все современные китайские автомобили и «не кашляют».
Однако присадки в моторное масло у китайцев отличаются от «англосаксонских» стандартов. У азиатов тут применяются соединения, содержащие магний. А западные компании предпочитают кальций. В китайских присадках присутствует много молибдена. Это очень хорошо с точки зрения уменьшения трения в моторе. Однако у этого типа добавок срок «жизни» относительно невелик. Из-за условно быстрого срабатывания молибдена снижается общий ресурс масла.
В связи с этим можно сказать, что «китаизация» смазок российских производителей — не трагедия. С моторами, работающими на таких лубрикантах ничего плохого произойти не должно. Да, присадки в моторное масло из Китая сокращают его срок службы. Поэтому и менять лубрикант с китайскими присадками рекомендуется чаще. Скажем, не через 10 тысяч км пробега, а через 7000-8000 км.
Берем и зарубежные масла
Спрашивается, а как быть российским автомобилистам, предпочитающих только импортные смазки? Отвечаем: с ними сегодня тоже проблем не возникает. Достаточно посмотреть на обширный перечень продуктов, официально поступающих к нам из ОАЭ, Турции или, скажем, из Ю. Кореи. К слову, в последнее время корейские производители заметно активизировались на нашем рынке. Лучшим подтверждением тому служит появление новых брендов.
Так, например, на маркетплейсах уже вовсю продаются корейские смазочные материалы марки The Beast. Под ее логотипом выпускаются различные моторные и трансмиссионные масла. Их производит фирма SHL, один из ключевых поставщиков смазочных материалов для всей южно-корейской автоиндустрии. Присадки в моторное масло она применяет европейские и американские. В Россию компания поставляет большинство автомобильных лубрикантов The Beast.
В их числе, например, есть такой востребованный у нас продукт, как полностью синтетическое моторное масло серии Turbo D C5 5W-20. Оно разработано для современных турбированных двигателей. Масло обладает отменными вязкостными характеристиками при низких температурах. А это весьма актуально при эксплуатации машин во многих российских регионах зимой. К тому же масло отличается низким содержанием сульфатной золы. Это позволяет использовать его в бензиновых моторах и дизелях, оснащенных сажевыми фильтрами.