Стопорение резьбовых соединений
Там показана какая то крутая шайба которая не даст открутиться болту.
Я таких не встречал, хоть я и много лет работаю конструктором. Выглядит красиводорогобохато, но каких то супер преимуществ я не вижу. Да и в видео скорее всего соединения не затянуты до конца.
Я работал на двигателестроительном предприятие, в авиационной отрасли и в энергетической.
Вот мини пруф. А то сейчас прибежит горбик и скажет что я пиздабол.
Хотелось бы рассказать о способах фиксации резьбовых соединений с которыми я имел дело и которые одобрены ГОСТами, ОСТами.
Суть проста, помять резьбу и тогда ничего не открутится. Простой и дешевый способ со 100% гарантией. Единственный минус, соединение становится не разборным. Если нужно будет разобрать, придется срезать. Там где нужна разборка раз в 10 лет, идеальный вариант.
2 Шайба стопорная с лапками
Часто применяют на фланцевых соединениях. Тоже очень надежно и дешево. Изначально шайба плоская, но после закручивание гайки сгибаете лапки. Шайба одноразовая.
3 фиксация шплинтом
Изначально в крепеже должно быть отверстие под шплинт. Если отверстия нет, то значит крепеж не тот и поищите нужный. Самому отверстие сверлить не нужно. Вставляете шплинт, загибаете усики и у хуй че у вас отвертится.
4 фиксация проволокой
Также изначально должно быть отверстие. Технологи не очень любят когда я закладываю такое стопорение, но оно и понятно. Это трудоемко, не красиво, еще могут не правильно скрутить. Сейчас все чаще использую фиксатор резьбы. Но такое тип фиксации очень любят в авиации и двигателестроении. Все что можно скрутить проволокой обязательно скрутят.
5 фиксатор резьбы
Так же одобрен гостами остами. Есть условно неразборные фиксаторы и разборные. По сути это просто клей. Капаешь на резьбу, затягиваешь и всё. Быстро, красиво, технологично. Раньше в качестве фиксатора использовали грунтовку или эмаль.
6 шайба пружинная
Название говорит само за себя. Поджимает гайку и тем самым не дает ослабевать затяжке. Устанавливается без плоской шайбы. Но в некоторых гостах остах встречаются примеры где ставят вместе с плоской шайбой, но эффект становится хуже.
7 зубчатая шайба
Примерно тоже самое что и в видео, но такую за дорого не продашь.
8 самоконтрящиеся гайки
Бывают с нейлоновой вставкой и бывают без вставок, но не много приплюснутые. Приплюснутые имеют чуть овальное сечение и тем самым достигается натяг и стопорение. После отвинчивания теряют способность к стопорению.
Поверх гайки накручивается специальная контргайка или же обычная. Ну тут все просто.
Я привел самые простые и распространенные способы стопорения
830 постов 13.1K подписчиков
Правила сообщества
Можно публиковать видео разного формата, вертикальные, горизонтальные, также фотопосты с производственным процессом, и о том, как устроены инженерные сооружения, как работают различные машины и агрегаты.
Также приветствуются посты исторического характера с описанием процессов. Посты не производственного формата не публикуются.
В остальном нужно придерживаться правил пикабу. За хамство и оскорбления — бан
Ну хз кому не красиво)
Блэт, вспомнил как в детстве на велосипеде усик крыла заднего откручивался от рамы. Закручивал и с гровером, и с фиксатором, и с проволокой — откручивается через 5 минут езды. Замотал тонкой стальной проволокой — велосипед сгнил, крыло сгнило, но даже не открутилось))
Ну,раз уж никто в сторону «Nord-lock» доброго слова не сказал,скажу я.
Работаю сервисным инженером по подземной технике. Данный вид шайб весьма хорош при ОГРОМНЫХ вибрациях,которые,к примеру,создает цепь в рештачном ставе,и прочих конструкциях. Хотя и в защиту пружинной шайбы(гровера) тоже скажу-ставят её тоже в весьма вибронагруженные детали-и ничего,держится. Кому интересно,на Ютубчике поищите «Long wall system «,»Continuous miner»-так вы поймете,какую технику я обслуживаю,и какие там нагрузки
При соединении деталей из цветных металлов стальным крепежом для обеспечения постоянного контактного нажатия в условиях различного теплового расширения используем пружинные шайбы DIN6796
Гаечка пикабушницы @-)
Вот под такую гаечку бы ключик глянуть)))
Что-то о крепеже. Часть вторая
1) Почти весь метрический крепёж идёт из Китая с заниженным классом прочности от его позиционирования на «прилавке».
Болты din933 — 4.6, может 4.8, но никак не 5.8. Некоторые держатели СТМ даже могут заказать с пробитой на голове маркировкой 5.8. Это не гарантия фактического класса прочности.
Гайки — аналогично. С шайбами проще, у них есть только твёрдость, класса прочности, как такового нет.
Обычно (я надеюсь) на прямой вопрос о классе прочности отвечают честно, но, конечно, от человека/компании зависит. Если не спрашивают или нет чёткого ТУ — и так сойдёт.
Ещё один момент, который можно «продать» или ввести в заблуждение — значок ∞ на гайках.
Нет, это не 8 класс прочности (фактически), но позиционируют именно так. Повсеместно на Китае.
Хочется (необходимо) соответствия — ищите по ГОСТ-у/ИСО/ОСТ с паспортами качества. На Китай, почти всегда, только сертификаты соответствия. И то Din-у.
2) Шпильки резьбовые Din975 — весь масс сегмент (от 5 до 30), в основном, идёт именно по этому дину из Китая. С резьбой в районе 45 градусов (заявленных, по факту даже ниже). Никакого соответствия метрической резьбе в 60 градусов там и не пахнет. Класс прочности — аналогичен болтам. Такие возят все кому не лень, на вскидку могу больше десятка крупных импортёров назвать. Москва, Воронеж, Питер, Нижний, ЮФО, Урал и т.д. В Сибири с этим строже, но весь рынок мне не известен.
В последнее время стали появляться на рынке и 60-ти градусные из Китая, как «усиленные» (не путать с высокопрочными). Те же сертификаты соответствия, да, на порядок дороже, но максимум — гарантированно гайка на таких болтаться не будет. Часто вообще могут не отличаться от российских по цене, хотя себес прилично отличается. Всё в карман.
3) Саморезы. Стандартная практика: где фасовки идут в кг — утолщать изделие, где в штуках — делать тоньше (или даже делать короче). Почти и так всё на допусках.
Стандартная практика ориентироваться по длине. 152 = 150, 51=50, на толщину уже почти никто не смотрит, по старинке у многих указана 4,8, а выставляется 4,2 потому что другого и не возится.
Как уже упоминал в предыдущем посте — отечественные саморезы котируются гораздо ниже китайских. Больше склонны ржаветь, да и нареканий на отрыв шляпки, либо плохо вкручиваются, по статистике побольше.
4) Гвозди — тоже многие делаются тоньше от стандартов. И это даже прописано в номенклатуре. На это уже идут наши заводы. Это диктуют «дилеры», конкуренция, оптимизация.
5) Перфорация — толщина «гуляет» безбожно. Отечественное.
6) Наличия паспорта качества — не гарантия качества. Есть отечественные заводы с внушительными объёмами, которые сыплются практически гарантированно на проверках в лабораториях, а это +-100% возврат, либо разрыв отношений с клиентом. Речь идёт о классах прочности от 8.8. Пальцем и тут показывать не будем.
7) Вес «пром упаковки» (обычно от 15 кг) почти всегда разный. У многих прописанная заводская погрешность 2%. У кого-то 3%. Почти всегда в минус. С высокопрочкой 52 ещё сложнее. Там ящики по 60 кг, которые ещё и отсыревают, впитывая влагу.
Но за любую фасовку или штучную покупку вы получите наценку, как за услугу. Даже если они сразу идут по 1/5 кг.
8) Если вам не предложили товар, да ещё с приличным объёмом, у 3-4 самых известных компаний, то в наличии вы его практически гарантированно не найдёте. Очень часто одно и то же заканчивается сразу у всех.
Но тут может и человеческий фактор сыграть. Продавец поленится разместить оперативную заявку снабжению, снабжение — забудет или поленится поискать, кроме самых очевидных вариантов. А в очевидных вариантах ему могут и несколько дней отвечать. Или тоже пропустить.
Есть не мало компаний, которые специализируются как раз на полной (максимальной) комплектации и это их хлеб — найти любой ценой, но цена будет соответствующей. Это не про особо крупные компании.
Лайфхак: как сделать, чтобы гайка не откручивалась
Гайки могут отвинчиваться в самый неподходящий момент. Из-за ослабленного соединения расшатывается мебель, откручиваются детали велосипедов и тренажёров, на ходу отваливаются колёса автомобиля. Особенно часто эта проблема возникает при вибрации. Есть несколько простых способов стопорения резьбы: с помощью специальных гаек, шайб и анаэробного фиксатора. Рассмотрим их.
1. Самоконтрящаяся гайка с нейлоновой вставкой DIN 985
Вместо обычной можно использовать гайку с нейлоновым кольцом, которое «захватывает» болт при закручивании и гасит механические колебания. Чтобы затянуть такую гайку, понадобится ключ или гайковёрт, для откручивания также нужно дополнительное усилие. Гайки DIN 985 часто используются при сборке автомобилей. Они могут разболтаться от вибрации, однако пластик не позволит гайке слететь полностью. Надо учитывать, что это одноразовое изделие.
2. Гайка с фланцем DIN 6923
У гайки с фланцем широкая опорная поверхность и специальные насечки, которые создают плотное сцепление. Неплохой вариант для бытового использования, но не подходит для ответственных соединений.
3. Корончатая гайка DIN 935
Часто корончатые гайки применяют в критически важных механизмах, в том числе в авиастроении. После закручивания гайки её стопорят при помощи проволоки. Также можно аккуратно просверлить болт и вставить в отверстие шплинт. Стороны шплинта устанавливаются в пазы корончатой гайки, а свободные концы разводятся. Это не позволит гайке открутиться до тех пор, пока вы не вытащите шплинт.
4. Пружинная шайба гровера DIN 127
Шайба гровера сделана из пружинной стали и берёт на себя часть нагрузки, которая действует на гайку. Пружинные шайбы используют один раз и часто ставят вместе с обычными. Это распространённый тип фиксации из-за низкой цены изделия, однако при высокой нагрузке соединение может ослабнуть.
5. Зубчатая шайба DIN 6798
Одно из самых недорогих и популярных решений – зубчатая шайба DIN 6798, у которой надежное соприкосновение с опорной поверхностью и невысокая цена. Зубчатые шайбы часто используют в стиральных машинах. При установке важно соблюдать крутящий момент, чтобы не перетянуть и не сгладить шайбу, иначе она станет бесполезна.
6. Клиновая шайба Infix
Клиновые шайбы применяются попарно, затягиваются до нужного предела. Секрет в том, что угол подъёма внутренних клиньев выше угла подъёма резьбы, и самопроизвольное отвинчивание невозможно. Чтобы разобрать соединение, надо приложить большее усилие, чем при затяжке. Такие шайбы не раскрутятся от вибрационных нагрузок, поэтому их применяют в военном и гражданском машиностроении для ответственных соединений.
7. Анаэробные фиксаторы резьбы
Ещё один беспроигрышный вариант при вибрации – анаэробные герметики. Фиксатор наносят на место, где будет гайка, а затем накручивают её. Текучий гель вытесняет воздух вокруг и не позволяет гайке перемещаться по резьбе. После застывания соединение получается неразборным. Есть разные типы фиксаторов. При использовании особо прочных снять гайку можно только ударным гайковёртом или под нагревом.
Соединения должны быть надёжными, фиксируйте их правильно!
Закрутить и забыть
Резьбовые соединения используются и в конструкции пластиковых детских игрушек и при возведении мостов. Единственное сходство такого крепежа заключается в том, что его можно монтировать и демонтировать при необходимости. Для удержания резьбового крепежа бывает достаточно силы приложенной в момент затяжки, но гораздо правильнее, с точки зрения безопасности, заблокировать резьбовое соединение в ответственных частях конструкции. Например, клапанная крышка двигателя автомобиля должна быть надежно закреплена во время движения, в то же время обязана быть съемной, так как компоненты двигателя необходимо обслуживать. При постоянной вибрации, или механическом воздействии резьбовому соединению нужна защита от самораскручивания. Рассмотрим методы надежной фиксации резьбовых соединений.
Виды резьбовых соединений
Болты с гайками — самый распространенный вид резьбового крепежа. Используется практические везде, от автомобилей, до радио антенн на крышах высоток. Встречаются так часто, что сложно найти конструкции без них.
Винты и отверстия с резьбой. В этом соединении винт устанавливается в предварительно высверленное отверстие с нарезанной резьбой.
Винты по конструкции похожи на болты, но различие кроется в применении: болты используют чтобы соединить детали насквозь, для фиксации на болт накручивается гайка, а винты вкручивают в соединяемые детали, в заранее подготовленную резьбу.
На фото винты с головкой под внутренний шестигранник, которые соединяют алюминиевые компоненты. Такие винты используются вместо болтов для облегчения веса конструкции и для упрощенного монтажа — чтобы зафиксировать детали достаточно доступа с одной стороны.
Бывают и отдельные детали с резьбой для соединения между собой — например, валы или корпуса, как правило, цилиндрической формы. Самый простой пример, встречающийся в быту — лампочка с резьбой, которая вкручивается в патрон. На приведенном ниже рисунке схема двух цилиндрических корпусов, соединенных вместе.
Как надежно зафиксировать резьбовое соединение
Методы делятся на: механические приспособления и специальные составы, предотвращающие ослабление соединения. Ниже приведены самые распространенные механические приспособления, которые используют для предотвращения ослабления резьбового крепежа.
Стопорная пружинная шайба или гровер — представляет собой один виток пружины, который подкладывается под гайку при закручивании. Создает распорное усилие на гайку, благодаря этому противостоит её ослаблению и раскручиванию в условиях вибрации.
Стопорная шайба с внутренними зубцами. Зубцы придают стопорной шайбе эффект пружины и предотвращают ослабление крепежа если конструкция подвергается деформации или вибрации. Используется при болтовом соединении, так же сочетается с винтами, шпильками и штифтами. Задействуют соединения с подобным стопорным механизмом при сборке мебели и постройке деревянных сооружений, домов.
Стопорная шайба с наружными зубцами — применяются для фиксации электрических проводов. При использовании болтов или винтов в электрических цепях используется контактная шайба с наружными зубцами. Благодаря своей форме, шайба с наружными зубцами увеличивает площадь контакта в месте соединения, а эффект пружины добавляет надежности фиксации. Такие шайбы изготавливают из нержавеющей стали или подвергают дополнительной оцинковке.
Стопорная шайба Nord-Lock — состоит из двух одинаковых стопорных шайб, с радиальными ребрами на одной стороне и клиновыми поверхностями на другой. Радиальные ребра оказывают силовое воздействие на поверхность соединения прикрепляемой детали. Клиновые поверхности увеличивают усилие затяжки. Применяются в условиях сильной вибрации и при значительных динамических нагрузках.
Гайка с зубчатым фланцем, по сути это гайка со встроенной зубчатой шайбой, имеет такие же свойства, что и зубчатая гайка — создает пружинящий эффект и увеличивает площадь контакта, предотвращая самораскручивание, но сокращает количество элементов конструкции.
Гайка самоконтрящаяся с нейлоновым кольцом. За счет нейлоновой вставки происходит торможение хода завинчивания и гасятся механические колебания, защищая резьбовое соединение от ослабления.
Стопорение проволокой — используется в аэрокосмической отрасли, оборонной промышленности и автоспорте, там, где открутившийся элемент попав в другие движимые части конструкции, нанесет непоправимый вред. Метод фиксации трудоемкий и весьма сложный в освоении — установка стальной проволоки в отверстие в винте или гайке и жесткая фиксация этой проволоки к другой детали. Используется и для совместной фиксации двух деталей, как на фото. Самое сложное при установке стопорящей проволоки правильно сориентироваться в направлении движения резьбы, и выбрать верное направление вязки, иначе установка подобного фиксатора бесполезна.
Корончатая гайка выглядит как обыкновенная шестигранная гайка с одной стороны, но с другой стороны у нее по контуру расположен ряд зубьев в форме короны, отсюда и название. Количество прорезей от 6 до 8, в зависимости от диаметра. Металлический шплинт продевается через резьбу и фиксируется между зубьями корончатой гайки, тем самым надежно блокирует резьбовое соединение от самопроизвольного раскручивания.
Такой метод используется для фиксации ступицы колеса автомобиля.
Часто для фиксации резьбы используется специальный состав или клей. Сам фиксирующий состав не в состоянии удерживать детали, но запросто может предотвратить раскручивание гайки либо болта.
К примеру, в нефтедобывающей промышленности, где на механизмы и конструкции действует постоянная вибрация используют сочетания пружинных шайб и фиксирующих составов.
Чтобы фиксирующий состав выполнял свое прямое назначение, он должен полимеризоваться — перейти из жидкого состояния в твердое. Компоненты состава вступают в реакцию с кислородом и отвердевают, но сложность в том, что рабочая поверхность внутри витков резьбы герметична, к ней нет доступа кислорода. Чтобы обойти эту проблему в химических фиксаторах резьбы состав вступает в реакцию с металлом и отвердевает при отсутствии кислорода. В итоге, между внутренней и внешней резьбой образуется пластиковый полимер, который обладает высокой адгезией. Для демонтажа крепежных элементов, зафиксированных подобным образом, придется приложить существенное усилие.
Составы бывают жидкие и пастообразные. Выбор зависит от типа соединения: для крепежа малого диаметра применяется жидкий фиксатор, он равномерно распределяется по поверхности; для крепежа больших диаметров используют пастообразные средства, так как они хорошо удерживаются на большой площади нанесения.
Что выбрать
Пружинные и зубчатые шайбы — используют в условиях небольшой вибрации и не интенсивных динамических нагрузках на конструкцию, имеют минимальную стоимость.
Шайбы типа Nord-Lock — применяются там где к резьбовому соединению предъявляются повышенные требования по безопасности: в тяжелой промышленности и машиностроении. Они противостоят высокой вибрации и способны удерживать крепеж при высоких нагрузках. Значительно технологичнее остальных видов шайб, и как следствие, дороже.
Гайки с фланцами и контрящим кольцом — способны выдержать воздействие вибрации чуть выше чем пружинные и зубчатые шайбы, но сокращают количество деталей конструкции. Стоимость их, также не велика.
Стопорение проволокой — дорогостоящий и очень трудоемкий способ фиксации резьбы. Если вы не строите гоночный болид или летательный аппарат, использование такого способа будет неоправданным.
Корончатая гайка — применяется там, где ослабление и самораскручивание крепежа может вызвать критическую ситуацию, отлично противостоит высоким нагрузками и вибрации, стоит дороже пружинных гаек или шайб, так как конструкция сложнее и в ней взаимодействуют несколько элементов.
Фиксирующие составы — в зависимости от типа могут противостоять низким и высоким вибрационным нагрузкам, стоимость их так же может существенно варьироваться.
Почему самопроизвольно откручиваются гайки? Причины и как фиксировать гайки, болты
Самопроизвольное откручивание гаек происходит при вибрации. Это чревато тем, что разрушаются именно высоконагруженные соединения на вибрирующих механизмах. Предложено множество методов, как избежать этого опасного явления. Это использование герметиков и различных механических способов фиксации гайки помимо основного трения на резьбе. Рассмотрим их подробнее.
Где встречаются самопроизвольные ослабления резьбовых соединений и возможные последствия
Многие владельцы автотранспорта сталкиваются самопроизвольным ослаблением резьбовых соединений. Это может привести как к посторонним шумам, так и к повреждению соединяемых деталей и, как следствие, даже авариям.
Такая же ситуация происходит в любых конструкциях, где болтовое или винтовое соединение подвергается воздействию поперечных колебаний, т.е. вибрации. Это и мосты с большой проходимостью, и строительная техника, и заводские станки, и космическая или авиатехника. В общем, проблема известна миру с самого начала промышленной революции. Многочисленные несчастные случаи, конечно, заставили человечество изучить проблему и постараться найти решение.
Плохо затянутые гайки без защиты от самопроизвольного раскручивания приведут к разрушению соединения при такой скорости всего за несколько минут. Основных сфер, где эта проблема наиболее чревата последствиями, три:
- автомобильная промышленность;
- авиационная и аэрокосмическая промышленность;
- станкостроение, электроинструмент.
Герхард Юнкер и основы его теории
Самым значительным исследованием в этой области стало исследование Герхарда Юнкера, который разработал целую теорию о том, почему же крепежные элементы самопроизвольно раскручиваются при вибрационной нагрузке. Юнкер заметил, что самораскручивание происходит при поперечной динамической нагрузке, т.е. поперечном движении соединения. Когда сдвигающая сила больше, чем сопротивление трению от преднагрузки болта, витки резьбы начинают двигаться относительно друг друга. В результате такого постоянного движения и получается раскручивание.
Методика испытаний по тесту Юнкера и стандарт DIN 65151-2002
Юнкер спроектировал вибростенд для испытания резьбовых соединений и исследования того, как на него влияет сдвигающая сила. Такая методика получила название тест Юнкера, и она описана в стандарте DIN 65151-2002. Авиакосмическая серия. Динамическое испытание блокирующих характеристик крепежных элементов в условиях поперечного нагружения (вибрационное испытание)».
Тест Юнкера признан международными организациями со стандартизации как DIN 65151-2002. В сертификатах на крепеж чаще всего можно видеть именно это обозначение. Испытательный стенд построен на основе описания в работе Юнкера 1969 года. Чтобы получить этот сертификат, необходимо пройти испытание с теми соединяемыми материалами, на которые рассчитано данное соединение, чаще всего это сталь и алюминиевые сплавы. Методика испытаний такова: резьбовое соединение устанавливается на подвижное основание, которому придаются поперечные колебания заданной амплитуды и частоты. После определенного числа циклов нагрузки замеряют остаточное усилие затяжки и сравнивают с первоначальным. Таким образом, с помощью этого теста можно оценить сопротивляемость разных видов крепежа самоотвинчиванию при воздействии вибрации.
Решение проблемы самоотвинчивания
Для решения этой проблемы гайку надо как-то застопорить. Это можно сделать либо жестким методом, либо фрикционным. В первом случае стопоримая и стопорящая детали соединяются за счет врезания в материал. Во втором же случае создается повышенное трение между стопоримой и стопорящей деталями. Такое соединение можно разобрать без нарушения деталей. Разновидностью фрикционного стопорения является упругое, при котором в соединение вводится упругий элемент, поддерживающий натяжение в системе.
Анаэробные герметики для резбовых соединений
К фрикционному стопорению можно отнести использование анаэробных герметиков для резбовых соединений.
Если соединение болтовое (т.е. сквозное), то состав наносится на саму резьбу. Если же соединение винтовое (т.е. винт вкручивается в глухое отверстие), то фиксатор заливается внутрь отверстия. Отдельным положительным моментом такого стопорения является герметизация соединения и, как следствие, дополнительная защита от воздействия окружающей среды. Метод широко применяется в автомобильной промышленности ввиду своей дешевизны.
Чтобы понимать, какой клеевой фиксатор использовать и можно ли его вообще использовать в вашем случае, необходимо знать температуру эксплуатации, материал резьбовых элементов и еще ряд факторов. Поэтому данный способ не всегда применим. Но существуют механические способы при помощи стопорных шайб. В зависимости от конструкции технология установки таких шайб может немного различаться.
Стопорно-клиновые шайбы
Стопорно-клиновые шайбы по стандарту DIN 25201 продаются в паре. С одной стороны шайбы зубья мелкие, а с другой – более крупные. Они устанавливаются сторонами с крупными зубьями друг к другу. В процессе затяжки клиновые выступы становятся в упор, а мелкие зубцы вдавливаются в сопрягаемые поверхности, и в результате образуется жесткое стопорение. Зубчатые шайбы по стандарту используют в качестве прокладок между головкой болта и деталью, а также между гайкой и деталью. Зубцы врезаются в материал и создают жесткое стопорение.
Зубья с обеих сторон имеют форму зубьев храпового колеса. Такое соединение прочное, а создаваемая сила трения многократно превосходит шайбу-гровер из-за того, что вместо одного зубца используется несколько с каждой стороны. Главный недостаток — высокая стоимость из-за сложности изготовления зубчатых колес, которых на каждое соединение надо по два с каждой стороны.
Зубчатые шайбы DIN 6798
Зубчатые шайбы по стандарту DIN 6798 используют в качестве прокладок между головкой болта и деталью, а также между гайкой и деталью. Зубцы врезаются в материал и создают жёсткое стопорение.
Многолапчатые стопорные шайбы
Многолапчатые стопорные шайбы используют совместно со шлицевыми гайками и винтовыми валами, имеющим продольный паз. Например, в двигателе автомобиля. Одну из лапок шайбы загибают и вводят в шлиц притягиваемой гайки. Таким образом, образуется жесткое соединение гайки, шайбы и вала.
Пружинные шайбы DIN 127 (гроверы)
Пружинные шайбы DIN 127 (они же гроверы) и круглые DIN 6796 стопорят соединение за счет увеличения сил трения в соединении. Они создают фрикционное стопорение за счет того, что пытаются разжаться и вернуться в исходное положение. Шайба-гровер — самый простой способ механического застопоривания гайки. Его главное преимущество — минимальная стоимость. Их используют даже в местах, где вибрация прикладывается к соединению очень редко, например, для сборки домашней мебели.