Как смазать кулер процессора
Перейти к содержимому

Как смазать кулер процессора

  • автор:

Как и чем смазывают кулер компьютера и ноутбука?

Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.

Смазывание кулера

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:

  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.

Смазочное масло

Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:

  • Масла малой вязкости. Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
  • Масла средней вязкости. Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус — нагружают механизм.

Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.

Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?

Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.

По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.

Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.

Как смазать даже неразборный кулер

Если комп начал громко шуметь, значит пора смазать кулеры. Давайте разберемся, как это можно сделать самостоятельно.

На заметку

Кулеры бывают двух видов: разборные и неразборные. Проверить, какой кулер в компьютере можно, отклеив центральную наклейку. В разборном посередине будет отверстие.

Неразборный кулер придётся слегка «модернизировать» — просверлить отверстия по центру. Делать их нужно несколько.

Как смазать даже неразборный кулер

Затем ножом доковыриваем дырку. Наша цель — добраться до пластиковой шайбы.

Как смазать даже неразборный кулер

Аккуратно, с помощью отвёртки, вытягиваем шайбу.

Как смазать даже неразборный кулер

Снимаем вентилятор. Удаляем старую смазку ватной палочкой с обеих сторон механизма.

Как смазать даже неразборный кулер

Для смазки будем использовать литол, он относительно густой и должен остаться надолго.

Вообще, рекомендации по смазочным материалам у разных мастеров отличаются, выбираем на своё усмотрение, исходя из отзывов.

Как смазать даже неразборный кулер

Наносим пальцем (не принципиально).

Как смазать даже неразборный кулер

После этого собираем кулер.

Как смазать даже неразборный кулер

Устанавливаем шайбу на место.

Как смазать даже неразборный кулер

Если оригинальная наклейка сохранилась, заклеиваем отверстие ею. Если нет – кусочком хорошего скотча. После всех этих манипуляций компьютер должен заработать тихо.

Как смазать даже неразборный кулер

Если это процессорный кулер, то отсоединяем его, другие разбираем, для того чтобы добраться до подшипника.

Например, с блока питания вентилятор снимать не обязательно, достаточно просто снять крышку и будет видна зона доступа, расположенная под наклейкой.

Как смазать даже неразборный кулер

Как смазать даже неразборный кулер

Если есть резиновая заглушка, то её нужно вынуть.

Как смазать даже неразборный кулер

Старые кулеры лучше смазывать густым маслом, оно хорошо заполняем расстояние между подшипниками и осью скольжения. В новых можно использовать синтетику. Она более жидкая.

Набираем масло в шприц и капаем в отверстие. Много заливать не надо, достаточно 1 капельки.

Как смазать даже неразборный кулер

Вообще кулер считается одноразовой деталью и не предусматривает изготовителем какое-либо техобслуживание.

После смазки качественным маслом возможна продолжительная его работа, но нужно иметь в виду, что полная замена может понадобиться в любой момент.

Если немного подвигать лопасти вентилятора и будет большое осевое биение, это говорит о том, что кулер пора менять.

Смазываем кулер на процессоре

Смазка кулера

Если во время работы компьютера кулер издаёт скрипящие звуки, скорее всего, его требуется прочистить от пыли и смазать (а может и вовсе заменить). Произвести смазку кулера можно в домашних условиях, при помощи подручных средств.

Подготовительный этап

Для начала подготовьте все необходимые компоненты:

  • Спиртосодержащую жидкость (можно водку). Она понадобится для более качественной очистки элементов кулера;
  • Для смазки лучше использовать машинное масло невязкой консистенции. Если оно будет слишком вязким, кулер может начать работать ещё хуже. Рекомендуется использовать специальное масло для смазки комплектующих, которое продаётся в любом компьютерном магазине;
  • Ватные диски и палочки. На всякий случай возьмите их побольше, т.к. рекомендуемое количество сильно зависит от степени загрязнения;
  • Сухая тряпка или салфетки. Будет идеально, если у вас окажутся специальные салфетки для протирания компьютерных комплектующих;
  • Пылесос. Желательно имеющий небольшую мощность и/или имеющий возможность её регулировки;
  • Термопаста. Необязательно, но рекомендуется во время данной процедуры сделать смену термопасты.

На данном этапе необходимо отключить компьютер от сети электропитания, если у вас ноутбук, то также выньте аккумулятор. Поставьте корпус в горизонтальное положение, дабы снизить риск случайного отсоединения от материнской карты какой-либо комплектующей. Снимите крышку и приступайте к работе.

Этап 1: первичная очистка

На данном этапе вам требуется сделать максимально качественную очистку всех компонентов ПК (особенно, вентиляторов и радиатора) от пыли и ржавчины (если таковая появилась).

Следуйте данной инструкции:

Отсоединение кулера

    Демонтируйте кулер и вентиляторы, но пока не очищайте их от пыли, а отложите в сторону.

Этап 2: смазка кулера

Здесь проводится уже непосредственная смазка вентилятора. Будьте осторожны и проводите данную процедуру подальше от электронных компонентов, дабы не вызвать замыкание.

Инструкция выглядит следующим образом:

  1. С вентилятора кулера снимите наклейку, которая расположена в самом центре. Под ней находится механизм, вращающий лопасти. Вентилятор с наклейкой
  2. В самом центре будет находиться отверстие, которое должно быть заполнено засохшей смазкой. Уберите основной её слой при помощи спички или ватной палочки, которую предварительно можно смочить в спирту, чтобы масло легче отходило. Открытая ось
  3. Когда с основным слоем смазки будет закончено, сделайте «косметическую» зачистку, избавившись от остатков масла. Для этого смочите ватные палочки или диск и хорошенько пройдитесь по центральному механизму.
  4. Внутрь оси заливаем новую смазку. Лучше всего использовать смазку средней консистенции, которая продаётся в специализированных компьютерных магазинах. Капайте всего пару капель и равномерно распределяйте их по всей оси. Проведение смазки
  5. Теперь место, где ранее была наклейка нужно очистить от остатков клея, при помощи слегка влажных ватных дисков.
  6. Заклейте максимально герметично отверстие оси скотчем, чтобы смазка не выливалась из него.
  7. Покрутите лопасти вентилятора около минуты, чтобы все механизмы смазались.
  8. Аналогичную процедуру проделайте со всеми вентиляторами, в том числе и с вентилятором от блока питания.
  9. Пользуясь возможностью, обязательно поменяйте термопасту на процессоре. Для начала, при помощи ватных дисков, смоченных в спирте, удалите слой старой пасты, а затем нанесите новую.
  10. Подождите около 10 минут и соберите компьютер в исходное состояние.

Если смазка кулера не помогла улучшить эффективность работы системы охлаждения и/или не исчез скрипучий звук, то это может означать только то, что систему охлаждения пора заменить.

Что делать, когда вентилятор охлаждения начал дребезжать?

Что делать, когда вентилятор охлаждения начал дребезжать?

Шумные вентиляторы — проблема, с которой сталкивается, пожалуй, каждый пользователь ПК. Рано или поздно все вентиляторы начинают издавать разные звуки — вплоть до настоящего стрекотания.

Пока вентилятор новый, он не создает проблем. В зависимости от модели и скорости вращения он работает тихо (или, как минимум, на комфортном уровне шума). Однако со временем неизбежно появятся посторонние шумы, звуки. Многое зависит от качества модели и условий эксплуатации, но полностью избежать проблемы невозможно. Возникает вопрос: а стоит ли ее исправлять? Не проще ли купить новый вентилятор? С этим будем разбираться в сегодняшней статье.

Откуда шум?

Любой вентилятор в своей конструкции имеет такую часть, как подшипник. Именно износ или засор этой детали становится источником посторонних звуков.

Если ваши требования к вентилятору не слишком высокие и вам достаточно бюджетной модели, сильно заморачиваться не надо. В случае серьезных проблем проще сразу купить новый вентилятор. Например, модель Aerocool Motion 12 Plus:

Эта модель основана на гидравлическом подшипнике с заявленным ресурсом в 60 000 часов (6 лет беспрерывной работы). Он имеет антивибрационные вставки, съемные лопасти для облегчения обслуживания, разъемы 3 pin и Molex для подключения к питанию. В общем, минимальный необходимый набор.

Как быть, если мы решили сэкономить свои кровные и провести самостоятельное обслуживание вентилятора? Для начала обратимся к теории. Разберемся, как вообще устроен компьютерный вентилятор.

Устройство вентилятора на основе подшипника скольжения

  1. Крыльчатка
  2. Корпус
  3. Постоянный магнит
  4. Печатная плата с элементами управления
  5. Статор с обмотками
  6. Стопорное кольцо
  7. Кончик вала крыльчатки
  8. Маслосбойное кольцо
  9. Втулка подшипника.
  10. Маслосбойное кольцо

Чаще всего износу подвергается вал мотора и втулка подшипника — основные виновники шума в вентиляторах.

Определяем тип подшипника

Тип подшипника
Описание
Ресурс

Но как же узнать тип подшипника у своего вентилятора? Все они имеют на задней части наклейку. На некоторых вентиляторах производитель прямо указывает тип подшипника.

В данном случае перед нами вентилятор ThermalRight TL-D14L, тип подшипника, который тут используется — S-FDB. Это гидродинамический подшипник, разработанный компанией Sony.

Главные плюсы модели — гидродинамический профиль внутренней поверхности (V-образные борозды) и полная герметизация подшипника полимерной оболочкой. Благодаря этому смазка надежно удерживается внутри втулки и активно рециркулирует.

Есть модели, где тип подшипника не указывается:

В данном случае перед нами вентилятор be.Quiet Silent Wings 3 SW3. Чтобы узнать тип подшипника, придется обратиться к Интернету. Достаточно вбить модель вентилятора в поисковую строку. Для более точного поиска в конце добавим конкретный запрос: «be.Quiet Silent Wings 3 тип подшипника». Вуаля! Быстро выясняется, что в этом вентиляторе используется гидродинамический типа подшипника (Fluid Dynamic Bearing — FDB).

Следует отметить, что не все вентиляторы подходят для самостоятельного обслуживания. Не следует самостоятельно заниматься обслуживанием в двух случаях.

  • Вентилятор имеет актуальную гарантию от производителя. При появлении посторонних звуков вентилятор следует сдать в гарантийный отдел.
  • Вентилятор имеет сложную конструкцию (например, модель имеет магнитное центрирование).

Чем смазать?

Чтобы самостоятельно смазать вентилятор, необходимо правильно подобрать средство. Подойдут далеко не все материалы. Густые смазки, например, солидол или литол, можно смело отбросить из-за сильной вязкости. Для подшипников вентилятора подходят масла с средним или малым уровнем вязкости. К таким маслам относятся: оружейное масло, масло для швейных машин (бытовое), моторное или трансмиссионное. Первые два — предпочтительнее: они обладают хорошей проникающей способностью, не очень сильно нагружают механизм.

Чистим вентилятор: пошаговая инструкция

Для обслуживания вентилятора нам понадобятся:

  • масло;
  • кусок тряпки;
  • пинцет
  • острый предмет (нож, лезвие, скальпель или что-то подобное)
  • тонкий острый предмет (игла, шило и т.д.)
  • фен или его аналог.

Для начала снимаем наклейку. Для этого желательно нагреть ее. Затем, поддев пинцетом, аккуратно отклеиваем.

Под наклейкой, как правило, находится резиновая пломба. Извлекается иглой или шилом.

Мы увидим стопорное кольцо. Оно удерживает вал крыльчатки. Обычно достаточно капнуть немного смазки материала внутрь, чтобы улучшить вращение крыльчатки. Это почти наверняка позволит устранить посторонние шумы.

Но сегодня мы полностью обслужим конструкцию вентилятора. Так что смело извлекаем стопорное и маслосбойное кольца, отсоединяем крыльчатку.

Здесь видим еще одно маслосбойное кольцо, его мы так же снимаем. Мы полностью разобрали наш вентилятор!

Сейчас нам пригодится тряпка. Ей мы удалим лишнюю пыль и грязь, которые скопились за время работы вентилятора. Все аккуратно продуваем, протираем. Маслосбойные кольца необходимо смазать и собрать в обратной последовательности.

ВАЖНО! Перед установкой маслосбойного кольца необходимо капнуть масло внутрь вала. Только после этого надеваем стопорное кольцо и резиновую заглушку.

После сборки ставим вентилятор на место и проверяем результат своей работы. Если посторонние шумы прекратились, значит, все сделано правильно — и проблема была в отсутствии смазки. Если вентилятор все еще шумит, возможно, произошел износ втулки подшипника или вала ротора. В данном случае необходимо заменить вентилятор на новый.

Вот таким образом можно без особых усилий попробовать самостоятельно устранить посторонние шумы при работе вентилятора. Но необходимо понимать, что вентилятор невозможно уберечь от износа из-за высоких скоростей при работе. Будьте готовы к тому, что регулярная чистка и смазывание однажды перестанут помогать. Но, конечно, в ваших силах отсрочить этот момент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *