Обзор камаз что где находится
Перейти к содержимому

Обзор камаз что где находится

  • автор:

Краткое описание систем и механизмов автомобиля Камаз

Автомобили, в зависимости от модели и комплектации, укомплектованы двигателями КАМАЗ или Cummins.

Проверку и обслуживание элементов системы топливоподачи двигателя КАМАЗ проводить в специализированных сервисных центрах ПАО «КАМАЗ» и фирмы «BOSCH».

Для соответствия экологическим стандартам EURO-4, 5 на автомобилях применяется система обработки отработавших газов с электронной системой управления — система нейтрализации (кроме автомобилей, укомплектованных двигателями КАМАЗ 740.622-280, КАМАЗ-740.652-260, КАМАЗ-740.662-300, Cummins ISB 6.7 250, Cummins ISB 6.7 275 и Cummins ISB6.7 300).

Для соответствия экологическим стандартам EURO-6 в систему выпуска отработавших газов включена система нейтрализации с системой дозирования ф. «BOSCH», используется глушитель-нейтрализатор с каталитическим блоком и сажевым фильтром.

Для того, чтобы получить полную информацию по устройству, техническому обслуживанию и ремонту двигателей Cummins, необходимо обратиться в дилерскую сеть «Cummins» или на сайт фирмы Cummins QuickServe Online по адресу www.quickserve.cummins.com, на котором по серийному номеру двигателя можно узнать необходимую информацию.

Руководство по эксплуатации двигателя Cummins прикладывается к автомобилю.

Трансмиссия

Сцепление

Сцепление — однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа модели MFZ 430 ф. «SACHS».
Привод управления сцеплением гидравлический, снабжен пневмогидроусилителем ф. «WABCO».

Раздаточная коробка

На автомобилях применяется раздаточная коробка модели 65111 ПАО «КАМАЗ».

Мосты

На автомобилях применяются мосты ПАО «КАМАЗ».
На автомобилях предусмотрена установка ведущих мостов с механизмом блокировки межколесного дифференциала, установленным в картере заднего и среднего мостов.
В главной передаче среднего моста возможна установка межосевого дифференциала.

Коробка передач

На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей:

Модель автомобиля Коробка передач
43118 144, 154, ZF 9S1310
43501 144, 154, ZF 9S1310
43502 144, 154, ZF 9S1310
5350 144, 154, ZF 9S1310
53504 ZF 9S1310, 154

Руководство по эксплуатации коробки передач модели ZF 9S1310 см. в приложении «Руководство по эксплуатации ZF-ECOMID Синхронизированная коробка передач ZF 9S1110; 9S1310».

Рама, тягово-сцепное и седельно-сцепное устройства

В передней части рама снабжена передним буфером с предусмотренными двумя местами под съемные буксирные вилки.

На раме отдельных моделей и комплектаций автомобилей предусмотрено заднее защитноеустройство.

На задней поперечине рамы автомобиля КАМАЗ-53504 установлена буксирная проушина. Она предназначена для кратковременной буксировки неисправного автомобиля на короткое расстояние.

На автомобиле КАМАЗ-43118 возможна установка рамы с лонжеронами постоянного сечения.

На задней поперечине рамы автомобиля, предназначенного для работы в составе автопоезда, установлено автоматическое тягово-сцепное устройство типа «крюк-петля» ф. «ORLANDI».

В отдельных комплектациях автомобилей возможна установка тягово-сцепного устройства типа «шкворень-петля» ф. «ORLANDI» «ROCKINGER» или «ТЕХНОТРОН», или тягово-сцепного устройства типа «крюк-петля».

Описание конструкции, правила эксплуатации и обслуживания тягово-сцепного устройства изложены в соответствующем Руководстве по эксплуатации изготовителя, прилагаемом к автомобилю.

На раме автомобиля КАМАЗ-53504 установлено седельно-сцепное устройство (ССУ) для сцепки-расцепки тягача с полуприцепом. Возможна установка седельно-сцепного устройства ПАО «КАМАЗ» или ф. «JOST». Инструкция по эксплуатации ССУ ф. «JOST» прикладывается к автомобилю.

Подвеска

На автомобилях устанавливаются рессорные подвески.

В отдельных комплектациях автомобилей КАМАЗ моделей 43502, 5350 устанавливается задняя пневматическая подвеска.

Регулирование высоты пневматической подвески автоматическое.

Рулевое управление

Рулевое управление — с гидроусилителем, встроенным в рулевой механизм. На автомобилях применяется механизм рулевого управления 4310 производства ф. «БЗАГУ» (Белоруссия).

Расположение рулевого колеса – левое.

Рулевая колонка – регулируемая.

Тормозная система

Привод рабочих тормозных систем — пневматический, раздельный.

Номинальное давление в пневмоприводе от 6,5 до 8,0 кгс/ см 2 .

На автомобилях устанавливается антиблокировочная тормозная система (АБС).

На отдельных моделях и комплектациях автомобилей возможна установка противобуксовочной системы (ASR).

Тормозные механизмы системы барабанного типа с двумя внутренними колодками. Передние тормозные камеры — диафрагменные, задние — с пружинными энергоаккумуляторами.

Система регулирования давления в шинах

На автомобилях устанавливается автоматическая система регулирования давления воздуха в шинах. Управление системой осуществляется из кабины.

Кабина

Кабина — цельнометаллическая, расположенная над двигателем, трехместная или двухместная, со спальным или без спального места, в зависимости от модели и комплектации автомобиля.

В конструкции автомобилей предусмотрено наличие гидравлического подъемника кабины.

Платформа

Платформа бортовых автомобилей КАМАЗ – металлическая, состоит из основания, бортов и каркаса с тентом.

Модель автомобиля 43118 43501
Внутренние размеры платформы:
длина*, мм 6112; 7358 4012
ширина, мм 2470 2470
высота по тенту, мм 1880; 1600 1625
высота бортов**, мм 730 730
площадь*, м 2 15,1; 18,2 9,9
объем без тента*, м 3 11; 13,27 7,2
объем с тентом*, м 3 26,9; 28,7 13,8
Модель автомобиля 43502 5350
Внутренние размеры платформы:
длина*, мм 4892 4892; 5430
ширина, мм 2470 2470
высота по тенту, мм 1880 1880
высота бортов**, мм 730 730
площадь*, м 2 12,1 12,1; 13,4
объем без тента*, м 3 8,82 8,82; 9,8
объем с тентом*, м 3 21,5 21,5; 23,9

* В зависимости от комплектации автомобиля.
** Высота от пола платформы.

Электрооборудование

Электрооборудование состоит из следующих систем: электроснабжения, пуска двигателя и ЭФУ, подогреватель воздуха во впускном коллекторе (для двигателей Cummins), световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, показывающих приборов, систем подогрева и отопления, вентиляции и звуковой сигнализации, дополнительного электрооборудования и система стеклоомывателя.

В отдельных специальных комплектациях автомобилей на крыше кабины установлены проблесковые маяки. На крыше автомобиля, предназначенного для эксплуатации в составе автопоезда, установлены фонари автопоезда.

На автомобилях КАМАЗ с двигателями экологического класса 5 и 6 устанавливается электронный блок управления электрооборудованием.

Предупреждения:

  1. Не присоединять и не отсоединять разъем и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.
  2. Не проверять исправность генератора замыканием выводов: плюса, обмотки возбуждения, фазы и контрольной лампочки перемычками на массу и между собой.
  3. Не проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В, при не отключенном генераторе.
  4. Во избежание выхода из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения генератора при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника обязательно отключить батареи от сети автомобиля.
  5. При мойке автомобиля защищать генераторот попадания в него воды.

Электронные системы управления

На автомобилях, в зависимости от модели и комплектации, устанавливаются электронные системы управления:

Устройство камаза для начинающих

Автомобили КамАЗ состоят из большого числа сложных агрегатов, сборочных единиц и деталей. Бортовой автомобиль-тягач Имеет более 1400 сборочных единиц, состоящих из 5000 деталей. Силовой агрегат КамАЗ-740 имеет около 300 сборочных единиц, состоящих из 1400 деталей. Многие сборочные единицы автомобиля изготавливают неразъемными. Автомобиль КамАЗ содержит около 760 сварных сопряжений. Дуговой сваркой получают более 10 м сварных швов, а шовной — 8 м. В кабине, бортах и других сборочных единицах детали крепятся 8000 сварными точками.

В конструкцию автомобиля входят шасси, двигатель, кабина, платформа с металлическими бортами и основанием. Конструкция автомобиля-тягача КамАЭ-5320 показана на рис. 2.

Источником механической энергии является двигатель, приводящий автомобиль в движение.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Шасси состоит из следующих основных частей: – силовой передачи, необходимой для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля; – ходовой части, служащей для крепления всех агрегатов и механизмов на раме и обеспечения движения автомобиля; – механизмов управления, обеспечивающих управление движением автомобиля, его торможение и остановку.

Силовая передача автомобиля включает следующие агрегаты и механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главные передачи, дифференциалы, полуоси.

Сцепление предназначено для соединения двигателя с трансмиссией при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента при его движении, отсоединения двигателя от трансмиссий при переключении передач и кратковременной остановке.

Коробка передач обеспечивает изменение крутящего момента на ведущих колесах, изменение скорости движения автомобиля, задний ход автомобиля и отсоединение трансмиссии от двигателя на стоянках при работающем двигателе.

Карданная передача служит для передачи усилия от коробки передач к главной передаче при переменных углах наклона вала.

Главная передача предназначена для повышения тягового усилия на ведущих колесах автомобиля и передачи усилий с ведущего вала на полуоси под углом 90°. Дифференциал с полуосями позволяет при поворотах автомобиля ведущим колесам вращаться с различной частотой вращения.

Главная передача и дифференциал с полуосями, заключенные в кожух, изготовленный из ковкого чугуна, получили название ведущий мост.

Ведущие мосты, обеспечивающие передачу крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, входят в состав тележки автомобиля.

Силовая передача автомобилей высокой проходимости имеет вместо передней оси ведущий и управляемый мосты, а также раздаточную коробку и два карданных вала, передающих крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке и от нее к переднему мосту.

Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес, передней оси (моста), заднего моста (мостов) и подвески, в которую входят рессоры и амортизаторы. Передний и задние мосты с колесами, соединенные с рамой, образуют тележку автомобиля. Тележка автомобиля может иметь два, три и более трех мостов.

Рис. 2. Общее устройство автомобиля:
1 — двигатель; 2 – сцепление; 3 — коробка передач

Автомобили с двумя мостами, имеющие привод от двигателя на задние колеса, а передние колеса — управляемые, называются автомобилями обычной дорожной проходимости. Такие автомобили обозначаются колесной формулой 4X2. Первая цифра указывает на количество колес на мостах, а вторая — на количество ведущих колес. При этом спаренные шины на мостах считаются одним колесом.

Автомобили с двумя ведущими мостами (передним и задним), т. е. со всеми ведущими колесами, обозначаются колесной формулой 4X4.

Автомобили с тремя мостами, имеющие два задних ведущих моста, т. е. со всеми ведущими колесами на задней тележке, и управляемый только передний мост, называются автомобилями повышенной проходимости и обозначаются колесной формулой 6X4.

Автомобили с тремя ведущими мостами называются автомобилями высокой проходимости и обозначаются колесной формулой 6X6.

Механизм управления состоит из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление связано с передними колесами и служит для изменения направления движения автомобиля. Оно оборудовано для легкости управления гидроусилителями. Тормозная система обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля и затормаживание его на месте.

У бортовых автомобилей и самосвалов имеется отдельная кабина для водителя и двух пассажиров, а также платформа для размещения груза. На седельных тягачах вместо платформы устанавливается седельное устройство, предназначенное для буксировки полуприцепа.

Как правильно управлять КамАЗом. Классные комиксы 1983 года

Как быстро объяснить основные принципы управления и обслуживания сложного механизма даже дилетантам? Еще во времена Второй мировой войны оказалось, что комиксы и различные графические материалы значительно ускоряют процесс обучения и запоминания материала. В 1983 году Камский автозавод решил тоже выпустить собственные комиксы, которые получили название «Практические советы водителю автомобиля КамАЗ».

На заводе было сделано несколько подобных инструкций, которые хранятся в музее. Один из вариантов недавно был опубликован Kamaz-Online . Давайте посмотрим, как же КамАЗ обучал будущих водителей.

«Ты начинаешь работать на автомобиле КамАЗ. Это автомобиль современной конструкции, имеющий много новшеств, с которыми тебе раньше, может быть, не приходилось встречаться», — так начинается рассказ в книге.

Такие брошюры должны были снизить количество неисправностей, которые возникали при эксплуатации грузовиков из-за недостаточной квалификации водителей. На одной из страниц наглядным языком показывалось, как и зачем регулировать жесткость сиденья. Приводится даже сравнительное изображение худого и толстого водителей. Один снижает жесткость, другой прибавляет.

На следующем слайде рассказывается довольно сложная процедура пуска с термостатом. Инструкция состоит из 7 пунктов, и её точно нужно было проделать несколько раз, прежде чем сможешь запомнить. При этом указывалось, что исправный двигатель при хорошо заряженных аккумуляторах надежно пускается при температуре до -15 градусов.

Продолжение предыдущего слайда. Тут приводится объяснение еще более сложного процесса пуска с подогревателем. Этот способ советуют использовать при температурах окружающего воздуха ниже 15 градусов по Цельсию. Есть среди нас водители КамАЗов? Проверьте себя, выполняете ли вы пуск с подогревателем правильно!

Руководства по эксплуатации практически всех современных автомобилей рекомендуют вам не прогревать двигатель на холостых оборотах, ведь это наносит ущерб экологии и самому двигателю. Но ведь КамАЗ не будет писать фигню, правда? Тут четко написано: «Перед началом движения прогрей двигатель». И это чертовски правильное решение, скажу я вам. Во время прогрева водитель должен подготовить грузовик к дороге.

В инструкции встречаются не только правильная процедура выполнения той или иной процедуры, но также распространенные ошибки водителей. Например, нельзя давать непрогретому двигателю слишком высокие обороту и большую нагрузку.

Следующий слайд рассказывает о зонах, помеченных разными цветами на тахометре грузовика. В черной зоне двигатель плохо тянет и работает рывками, зеленая — рабочая зона, где двигатель развивает максимальную мощность, а на красные поля стрелка заходить не должна.

Для тех, кто забыл, как пользоваться коробкой передач с делителем, есть подробная подсказка. Не буду цитировать, прочитайте сами, если для вас это актуально, или вы просто всегда хотели узнать, как же работает коробка передач с делителем. Описание идет на примере 10-ступенчатой коробки передач с 2-мя передачами заднего хода.

А вот тут брошюра рассказывает, как пользоваться межосевым дифференциалом. Он блокируется при помощи рукоятки. При включении загорается контрольная лампа. Важно, чтобы водитель выключил блокировку сразу после преодоления скользкого участка дороги. В брошюре даже используется слово «НЕМЕДЛЕННО».

Если всё же ваш грузовик застрял, то попробуйте выбраться на минимальных оборотах с включенной блокировкой межосевого дифференциала. Не помогло? Бери лопату и иди копать! «Не буксуй без толку!», — сообщает брошюра.

Это была первая часть брошюры про то, как нужно управлять грузовиками КамАЗ. Если вам понравилась эта публикация, тогда ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Тогда я пойму, что нужно опубликовать продолжение, где еще много чего интересного.

Основные базовые модели автомобилей КамАЗ

Гарантийные сроки работы автомобилей Камаз, период обкатки и периодичность технических обслуживаний

Накопленный опыт эксплуатации машин, постоянное совершенствование их конструкции Камским объединением по производству большегрузных автомобилей позволяет сделать достаточно объективные выводы о высокой надежности автомобилей КамАЗ. Надежная работа машин и их составных частей, включая все изготовленные другими заводами изделия, кроме шин и аккумуляторных батарей, гарантируется Камским объединением. Гарантийные сроки исчисляются:

  • при получении автомобиля непосредственно на заводе-изготовителе — с момента передачи автомобиля потребителю;
  • при доставке потребителю автомобилей железнодорожным или водным транспортом — со дня отгрузки с завода, не считая времени нахождения в пути следования к месту назначения.

В течение гарантийного срока завод-изготовитель безвозмездно производит замену всех деталей, узлов и агрегатов, преждевременно вышедших из строя по вине завода. Гарантии на шины и аккумуляторные батареи даются заводами-изготовителями указанных изделий в соответствии с утвержденными на них стандартами или техническими условиями. При эксплуатации автомобилей с нарушениями заводской инструкции и внесении каких-либо конструктивных изменений в них без согласования с заводом-изготовителем (Камским объединением) рекламации послед ним не принимаются и не рассматриваются. Автомобили КамАЗ по сравнению с другими марками автомобилей имеют более продолжительный обкаточный период. Эксплуатационная обкатка составляет 4000 км. Установлена следующая периодичность технических обслуживаний: ТО-1000 проводится через 500— 1000 км; ТО-1 — через 2400—4000 км; ТО-2 — через 7200—12000 км пробега. Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется 2 раза в год — весной и осенью. Расчетная периодичность ТО 24000 км. Соблюдение требований эксплуатации автомобилей в обкаточный период и своевременное выполнение технических обслуживаний обеспечивают пробеги автомобилей КамАЗ-5320 и его модификаций без капитального ремонта более 300 тыс. км. Гарантийный срок работы, виды технических обслуживаний автомобилей КамАЗ, выполняемых в период от начала эксплуатации до капитального ремонта, показаны на рис. 4. Количество технических обслуживаний, выполняемое за межремонтный период эксплуатации (300 тыс. км), следующее: ТО-1000 — 1; ТО-4000 — 1; ТО-1 — 50; ТО-2 — 24. Рис. 4. Гарантийный срок работы, виды технических обслуживаний автомобилей КамАЗ в период от начала эксплуатации до капитального ремонта: ТО-1000 — техническое обслуживание, проводимое в начальный период эксплуатации автомобиля 500—1000 км пробега; ТО-4000 — техническое обслуживание, проводимое в конце периода обкатки автомобиля через 3000—4000 км пробега; ТО-1 — техническое обслуживание, проводимое в основной период эксплуатации автомобиля через 2400—4000 км пробега; ТО-2 — техническое обслуживание, проводимое в основной период эксплуатации автомобиля через 7200—12000 км пробега; капитальный ремонт — после наработки автомобилем 300 000 км пробега

Общие сведения об устройстве автомобиля Камаз

Конструктивно автомобиль можно разделить на основные части: двигатель, шасси, кабину и платформу. Схема устройства автомобиля показана на рис. 1. Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Шасси состоит из нескольких составных частей, предназначенных для крепления всех агрегатов и механизмов, передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, обеспечения движения, управления и торможения. К основным частям шасси относятся:

  • силовая передача, необходимая для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля;
  • ходовая часть, служащая для крепления всех агрегатов и механизмов на раме и обеспечения движения автомобиля;
  • механизмы управления, обеспечивающие управление движением автомобиля, его торможение и остановку.

Рис. 1. Схема общего устройства автомобиля Камаз:

1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — карданная передача; 5 — средний мост; 6 — рама; 7 — задняя подвеска;

Силовая передача автомобиля включает следующие агрегаты и механизмы: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси. Сцепление предназначено для соединения двигателя с трансмиссией при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента при его движении, отсоединения двигателя от трансмиссии при переключении передач и кратковременной остановки. Коробка передач обеспечивает изменение крутящего момента на ведущих колесах, изменение скорости движения автомобиля, задний ход автомобиля и отсоединение трансмиссии от двигателя на стоянках при работающем двигателе. Карданная передача служит для передачи усилия от коробки передач к главной передаче при переменных углах наклона вала. Главная передача предназначена для повышения тягового усилия на ведущих колесах автомобиля и передачи усилий с ведущего вала на полуоси под углом 90°. Дифференциал с полуосями позволяет при поворотах автомобиля ведущим колесам вращаться с различной частотой вращения. Главная передача и дифференциал с полуосями, заключенные в кожух, изготовленный из ковкого чугуна, получили название ведущий мост. Ведущие мосты, обеспечивающие передачу крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, входят в состав тележки автомобиля. Силовая передача автомобилей высокой проходимости имеет вместо передней оси ведущий и управляемый мосты, а также раздаточную коробку и два карданных вала, передающих крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке и от нее к переднему мосту. Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, колес, передней оси (моста), заднего моста (мостов) и подвески, в которую входят рессоры и амортизаторы. Передний и задние мосты с колесами, соединенные с рамой, образуют тележку автомобиля. Тележка автомобиля может иметь два, три и более трех мостов. Автомобили с двумя мостами, имеющие привод от двигателя на задние колеса, а передние колеса — управляемые, называются автомобилями обычной дорожной проходимости. Такие авто- мобили обозначаются колесной формулой 4X2. Первая цифра указывает на количество колес на мостах, а вторая — на количество ведущих колес. При этом спаренные шины на мостах считаются одним колесом. Автомобили с двумя ведущими мостами (передним и задним), т. е. со всеми ведущими колесами, обозначаются колесной формулой 4X4. Автомобили с тремя мостами, имеющие два задних ведущих моста, т. е. со всеми ведущими колесами на задней тележке, и управляемый только передний мост, называются автомобилями повышенной проходимости и обозначаются колесной формулой 6X4. Автомобили с тремя ведущими мостами называются автомобилями высокой проходимости и обозначаются колесной формулой 6X6. Механизм управления состоит из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление связано с передними колесами и служит для изменения направления движения автомобиля. Оно оборудовано для легкости управления гидроусилителями. Тормозная система обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля и затормаживание его на месте. У бортовых автомобилей и самосвалов имеется отдельная кабина для водителя и двух пассажиров, а также платформа для размещения груза. На седельных тягачах вместо платформы устанавливается седельное устройство, предназначенное для буксировки полуприцепа.

Основные базовые модели автомобилей КамАЗ

Камское объединение по производству большегрузных автомобилей КамАЗ выпускает машины различных моделей и модификаций:

Бортовые автомобили-тягачи с ведущими колесами задней тележки (6X4) — КамАЗ-5320 грузоподъемностью 8 т, КамАЗ-53202 грузоподъемностью 10 т с увеличенной колесной базой, КамАЗ-53212 грузоподъемностью 10 т и КамАЗ-53222 грузоподъемностью 12 т с увеличенной колесной базой и трехместной кабиной со спальным местом предназначены для буксировки прицепов, полная масса которых равна соответственно 11,5; 14 и 16 т. Все машины и прицепы оборудованы металлическими платформами, бортами с разборным каркасом и тентами.

Седельные тягачи с ведущими колесами задней тележки (6Х4) — КамАЗ-5410, КамАЗ-54112 и КамАЗ-54122 — предназначены для буксировки полуприцепов, полная масса которых равна соответственно 19,1; 26 и 29,5 т. Все седельные тягачи оборудованы трехместной кабиной, а у автомобилей КамАЗ-54112 и КамАЗ-54122 размеры кабин увеличены на величину спального места. Внешний вид седельного тягача КамАЗ-5410 показан на рис. 2.

Рис. 2. Внешний вид седельного тягача КамАЗ-5410

Рис. 3. Внешний вид автомобиля-самосвала КамАЗ-5511

Автомобили-самосвалы с ведущими колесами задней тележки (6X4) КамАЗ-5511 грузоподъемностью 10 т оборудованы опрокидывающимся назад ковшеобразным кузовом без заднего борта и предназначены для перевозки промышленных, строительных и сельскохозяйственных грузов (рис. 3).

1. Техническая характеристика автомобилей КамАЗ

Двигатель Камаз-740.50-360. Состав двигателя, устройство и работа

ДВИГАТЕЛЬ КАМA3-740.50-360 И ЕГО СИСТЕМЫ

Двигатели четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».

По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель 740.50-360 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).

Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рис. 15. 19.

Рис. 15. Общий вид двигателя.

Рис. 16. Продольный разрез двигателя:

1 — ТНВД; 2 — привод ТНВД; 3 — компрессор; 4 — фильтр тонкой очистки топлива; 5 — картер агрегатов; 6 — турбокомпрессор; 7 — маховик; 8 — картер маховика; 9 — коленчатый вал; 10 — масляный картер; 11 — форсунка охлаждения поршня; 12 — масляный насос; 13 — гаситель крутильных колебаний; 14 — шкив привода водяного насоса и генератора; 15 — вентилятор с вязкостной муфтой; 16 — кронштейн крепления обечайки вентилятора; 17 — обечайка вентилятора; 18-шестерня привода насоса масляного откачивающего.

Рис. 17. Поперечный разрез двигателя:

1 — коллектор выпускной; 2 — головка цилиндра; 3 — блок цилиндров; 4 — поршень; 5 — стартер; 6 — фильтр масляный; 7 — водомасляный теплообменник; 8 — форсунка; 9 — коллектор впускной; 10 — труба подводящая; 11 — привод управления регулятором ТНВД; 12 — маслоналивная горловина; 13 — бачок насоса гидроусилителя руля.

Рис. 18. Двигатель, вид спереди:

1 — труба отвода воздуха в охладитель наддувочного воздуха; 2 — бачок насоса гидроусилителя руля; 3 — корпус водяных каналов; 4 — водяной насос, 5 — выпускной коллектор;6 — ремень привода водяного насоса и генератора; 7 -стартер; 8 — передняя крышка; 9 — масляный картер; 10 — фильтр масляный; 11 — водомасляный теплообменник; 12 — генератор; 13 — патрубок отвода охлаждающей жидкости из двигателя; 14-крышка головки цилиндра; 15 — патрубок соединительный.

Техническая характеристика двигателей

Наименование параметра, характеристика и единица измерения

четырехтактный, с воспламенением от сжатия

V-образное, с углом развала 90°

Порядок работы цилиндров

Направление вращения коленчатого вала

правое (против часовой стрелки, если

смотреть со стороны маховика)

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм

Рабочий объем, л.

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

Максимальный крутящий момент, Н м (кгс-м)

Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град.

Частота вращения коленчатого вала, мин -1 :

— при максимальном крутящем моменте на холостом ходу:

Количество клапанов в головке цилиндра

2 (впускной и выпускной)

Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов:

впускных — 0,25. 0,30 мм; выпускных — 0,35. 0,40 мм.

Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см 2 ):

— минимальной холостого хода, не менее

с распылителем производства «ЯЗДА»

с распылителем производства ф. «БОШ»

Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см 2 )

DLLA 148 S 1380

23,73. 24.90 (242. 254)

Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели

газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух».

Генератор мод. 6582.3701:

— номинальный ток. А:

— номинальное выпрямленное напряжение, В;

— номинальная мощность, кВт.

— номинальная мощность, кВт

постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом.

Коробка передач модели ZF — 16S151 фирмы «ZAHNRADFABR1K»

Механическая, шестнадцатиступенчатая. включает основную четырехступенчатую коробку с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки и с двухступенчатым планетарным демультипликатором, расположенным сзади основной коробки.

Маркирование и пломбирование

Каждый двигатель должен иметь маркировку, которая наносится на блоке цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.

— код года изготовления 1 знак и порядковый номер двигателя 7 знаков. Маркировка наносится ударным способом.

Товарный знак завода-изготовителя, сведения о сертификации и модель двигателя нанесены на информационную табличку, которая прикрепляется к левому воздушному коллектору.

Маркировка может выполняться на табличке, которая прикрепляется к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:

— товарный знак предприятия-изготовителя;

— условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков, 740.50-360;

— порядковый номер двигателя, состоящий из 7 знаков;

— дата (месяц и год) выпуска, состоящее из 4 знаков;

— международный знак официального утверждения в соответствии с Правилами ЕЭК ООН. состоящий из:

— круга, в котором проставлена буква «Е» и цифры 22;

— номера Правил ЕЭК ООН и номера официального утверждения (сертификата), расположенных справа от круга.

Порядковый номер двигателя и дата изготовления наносятся ударным способом.

Модель топливного насоса высокого давления и дата выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны.

Порядковый номер ТНВД выбит на заднем торце корпуса ТНВД с правой стороны.

На топливном насосе высокого давления в сборе с регулятором частоты вращения устанавливаются восемь пломб завода-изготовителя:

— на обе крышки секций ТНВД;

— на винт регулировки цикловой подачи и болт крепления крышки мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха;

— на винт регулировки корректора по давлению наддувочного воздуха;

— на болт крепления крышки мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха и болт крепления крышки регулятора;

— на болт ограничения максимальной частоты вращения;

— на болт регулировки пусковой подачи и болт крепления крышки регулятора;

— на болт ограничения хода рычага останова и болт крепления крышки регулятора.

Снятие пломб категорически запрещается.

Состав двигателя, устройство и работа

Блок цилиндров является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой отливку из чугуна.

Отливку подвергают искусственному старению для снятия термических напряжений, что позволяет блоку сохранить правильные геометрические формы и размеры в процессе эксплуатации.

Два ряда полублоков под гильзы цилиндров, отлитых как одно целое с верхней частью картера, расположены под углом 90° один к другому.

Левый ряд расточек под гильзы смещен относительно правого вперед (к вентилятору) на 29,5 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов.

Каждая расточка имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненные в верхнем и нижнем поясах блока, по которым центрируются гильзы цилиндра, и выточки в верх нем поясе, образующие кольцевые площадки под бурты гильз. Чтобы обеспечить правильную посадку гильзы в блоке, параметры плоскостности и перпендикулярности упорной площадки под бурт гильзы относительно оси центрирующих расточек выполняются с высокой точностью.

На нижнем поясе выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предотвращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масляного картера двигателя.

Бобышки отверстий под болты крепления головок цилиндров выполнены в виде приливов к поперечным стенкам, образующим рубашку охлаждения, равномерно распределены вокруг каждого цилиндра.

Картерная часть блока связана с крышками коренных подшипников коренными и стяжными болтами. Центрирование крышек коренных подшипников производится горизонтальными штифтами 8 (рис. 24), которые запрессованы на стыке между блоком и крышками, но большей частью входящими в блок для предотвращения их выпадения при снятии крышек.

Кроме того, крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении двумя вертикальными штифтами, обеспечивающими точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.

Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных опор в соответствии с приложением 8.

Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников невзаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении. На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация которых начинается с переднего торца блока.

В картерной части развала блока цилиндров в виде бобышек выполнены направляющие толкателей клапанов. Ближе к заднему торцу между четвертым и восьмым цилиндрами, для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости, выполнена перепускная труба полости охлаждения. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость. Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вала выполнены расточки под втулки распределительного вала увеличенной размерности.

Диаметры масляных каналов в блоке цилиндров увеличены.

В нижней части цилиндров отлиты, заодно с блоком, бобышки под форсунки охлаждения поршней.

С целью установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличина. по сравнению с двигателем 740.10, площадка под фильтр, введены два дополнительных крепежных отверстия и сливное отверстие из фильтра.

Гильзы цилиндров (рис. 19) «мокрого» типа, легкосъемные имеют маркировку 740.50-1002021 на конусной части внизу гильзы. Установка гильз с другой маркировкой недопустима из-за возникающего контакта с шатуном. Гильзы двигателей 740.50-360 отличаются меньшей на 3 мм высотой от гильз других моделей двигателей КАМАЗ размерности 120×120.

Гильза цилиндра изготавливается из серого специального чугуна упрочненного объемной закалкой.

В соединении гильза — блок цилиндров полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо 5 в проточке гильзы, в нижней части — два кольца 4 в расточки блока цилиндров.

Микрорельеф на зеркале гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок с мелкими рисками под углом к оси гильзы. При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндро-поршневой группы.

При сборке двигателя на нерабочем выступе торца гильзы наносится номер цилиндра и индекс варианта исполнения поршня.

Рис. 19. Установка гильзы цилиндра п уплотнительных колец

1 — трубка форсунки; 2 — корпус форсунки охлаждения поршня; 3 — корпус клапана; 4 — кольцо уплотнительное гильзы нижнее; 5 — кольцо уплотнительное верхнее; 6 — гильза цилиндра; 7 — блок цилиндров.

Привод агрегатов (рис. 20) осуществляется прямозубыми шестернями и служит для привода механизма газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя руля автомобиля.

Механизм газораспределения приводится в действие от шестерни 10, установленной на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен, которые вращаются на двух рядах роликов 3, разделённых промежуточной втулкой 4 и расположенных на оси 1, закреплённой на заднем торце блока цилиндров.

На конец распределительного вала напрессована шестерня, угловое расположение которой относительно кулачков вала определяется шпонкой.

Шестерня 15 привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) установлена на валу 13 привода ТНВД и фиксируется шпонкой 14.

Шестерни устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по метке «0» на шестерне привода распределительного вала, метке «Е» на шестерне привода ТНВД и рискам, выбитым на зубчатых колесах, как показано на рис. 23.

Привод ТНВД осуществляется от шестерни 15, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала. Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и шестерни. С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода компрессора и насоса гидроусилителя руля.

Рис. 20. Привод агрегатов

1 — ось ведущей шестерни привода распределительного вала; 2 — болт крепления оси; 3 — ролики 5,5×15,8 в количестве 62 шт.; 4 — втулка промежуточных роликов; 5 — шестерня ведущая; 6 — шпонка; 7 — шайба упорная; 8 — шайба замковая; 9 — болт M12x1,25×90 крепления насыпного подшипника; 10 — ведущее зубчатое колесо коленчатого вала; 11 — шестерня промежуточная; 12 — шарикоподшипники; 13 — вал колеса привода ГНВД; 14 — шпонка; 15 — шестерня привода ТНВД; 16- втулка; 17 — распределительный вал в сборе с шестерней.

К заднему торцу блока цилиндров крепится картер агрегатов. В верхней части картера агрегатов есть расточки, в которые устанавливаются компрессор и насос гидроусилителя руля. По бокам картера агрегатов выполнены бобышки с отверстиями для слива масла из турбокомпрессоров и отверстием под указатель уровня масла.

Привод агрегатов закрыт картером маховика, закреплённым к заднему торцу блока цилиндров через картер агрегатов.

На картере маховика справа предусмотрено место для установки фиксатора маховика, применяемого для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения. Ручка фиксатора при работе двигателя должна находиться в верхнем положении.

В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком. В верхней части картера маховика выполнена расточка, в которую устанавливается корпус заднего подшипника. Внизу в левой части картера имеется расточка, в которую устанавливается стартер. В середине картера выполнена расточка под манжету коленчатого вала.

В верхней части картера слева выполнен прилив, предназначенный для установки коробки отбора мощности (КОМ). В случае отсутствия КОМ внутренние поверхности прилива не обрабатываются. Задний фланец картера маховика выполнен с присоединительными размерами по SAE1.

Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы

/wp-content/uploads/2022/01/c0e7a0c.png

КамАЗ

Кабина

Кабина (вариант 1)

Расположение органов управления показано на рисунках Кабина. Кабина (вариант I).

В кабине расположены органы управления:

  • кнопка вспомогательной тормозной системы;
  • педаль сцепления;
  • педаль рабочей тормозной системы;
  • педаль подачи топлива;
  • рычаг переключения передач. При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач. Переключателем может быть включена высшая или низшая передача в делителе.
  • рулевое колесо;
  • переключатель комбинированный (показан на одноимённом рисунке);
  • кран управления стояночным тормозом, установленный справа от сиденья водителя (для отдельных комплектаций автомобилей).

Рукоятка крана имеет два фиксированных положения: вертикальное — стояночный тормоз включен, горизонтальное — стояночный тормоз выключен. В промежуточных положениях осуществляется притормаживание тягача и прицепа. При переведении рукоятки крана далее вертикального фиксированного положения до упора происходит растор-маживание прицепа при сохранении включенной стояночной тормозной системы автомобиля, что позволяет проконтролировать возможность удержания автопоезда на уклоне только с помощью стояночной тормозной системы автомобиля.

Выключатель приборов и стартера — для автомобилей с противоугонным устройством устанавливается на колонке рулевого управления (описание см. в разделе «Ключи автомобиля и противоугонное устройство»), для автомобилей без противоугонного устройства устанавливается на дополнительном щитке под панелью приборов.

Над лобовым стеклом расположена надоконная полка, на которой размещены:

  • магнитола и громкоговоритель (для отдельных комплектаций автомобиля);
  • центральная полка (для мелких предметов);
  • вещевой ящик. Для открывания дверцы вещевого ящика потяните на себя верхний край защелки (рычажок) замка и откиньте дверцу. Для закрывания дверцы потяните на себя рычажок замка, прижмите дверцу с определенным усилием до полного прилегания и отпустите рычажок.
  • пульт управления подогревателем, с помощью которого производится индикации состояния работы подогревателя (для автомобилей, укомплектованных панелью приборов ф. «ИКАР-ЛДТ»). В автомобилях, укомплектованных панелью приборов ф. «КАМАЗ», пульт находится над панелью приборов.

Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы

На рисунке Кабина (вариант I):

  • 1 — панель приборов;
  • 2 — переключатель указателя поворотов, ближнего и дальнего света;
  • 3 — рулевое колесо;
  • 4 — переключатель стеклоочистителя со стеклоомывателем;
  • 5 — рычаг переключения передач;
  • 6 — педаль сцепления;
  • 7 — кнопка вспомогательной тормозной системы;
  • 8 — педаль рабочей тормозной системы;
  • 9 — педаль подачи топлива;
  • 10 — рычаг круиз-контроля (для двигателей КАМАЗ с электронной системой управления).

В кабине автомобиля, укомплектованного двигателем с электронной системой управления подачей топлива, обратите внимание на расположение следующих органов управления (см. рис. Кабина (вариант I)):

  • педаль подачи топлива;
  • рычаг круиз-контроля (устанавливается на автомобилях, укомплектованных двигателями КАМАЗ с электронной системой управления).

Рычаг круиз-контроля выполняет несколько функций в зависимости от положения переключателя круиз-контроля/ограничения скорости, расположенного на панели приборов, режимов работы автомобиля и двигателя (см. подраздел «Электронная система управления двигателем»). При отсутствии рычага круиз-контроля его функции выполняют переключатели, расположенные на щитке приборов (см. Щиток приборов и Таблицу переключателей на щитке приборов ф. «ИКАР-ЛТД»).

Переключатель комбинированный:

Положения переключателя указателя поворотов, ближнего и дальнего света:

  • I — Включен указатель правого поворота;
  • II — Включен указатель правого поворота (нефиксированное);
  • III — Включен указатель левого поворота (нефиксированное);
  • IV — Включен указатель левого поворота;
  • V — Мигание дальним светом (нефиксированное);
  • VI — Включен дальний свет.

Положения переключателя стеклоочистителя со стеклоомывателем:

  • 0 — Все выключено;
  • А — Первая скорость стеклоочистителя;
  • В — Вторая скорость стеклоочистителя;
  • С — Прерывистый режим работы стеклоочистителя;
  • D — Включен стеклоомыватель (нефиксированное).

Подача звуковою сигнала осуществляется нажатием правою или левого переключателя по направлению к рулевой колонке.

Панель приборов ф. «КАМАЗ»:

  • 1 — щиток приборов;
  • 2 — панель выключателей;
  • 3 — кнопка выключателя КОМ или КОМ лебедки;
  • 4 — электромеханический корректор фар;
  • 5 — рычаги управления отопителем и вентиляцией кабины;
  • 6 — рукоятка останова двигателя;
  • 7 — рычаг управления блокировкой межосевого дифференциала;
  • 8 — рукоятка ручного управления подачей топлива;
  • 9 — рукоятка управления жалюзи радиатора (для автомобилей с двигателем без ОНВ);
  • 10 — выключатель нагревателя топлива в системе подогревателя (для отдельных комплектаций автомобилей) или выключатель приборов электрооборудования и стартера (для автомобилей без противоугонного устройства);
  • 11 — рукоятка крана управления стояночным тормозом (для отдельных комплектаций автомобилей).

ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВ ф. «КАМАЗ»

Па автомобилях, в зависимости от модели и комплектации автомобиля, возможна установка панели приборов ф. «КАМАЗ» или ф. «ИКАР-ЛТД».

На панели приборов ф. «КАМАЗ» (см. рис. Панель приборов ф. «КАМАЗ») расположены: щиток приборов;

панель выключателей, на которой расположены:

— клавишные выключатели и переключатели;

— кнопка выключателя КОМ;

— электромеханический корректор фар, ручкой которого регулируются световые пучки фар головного света в зависимости от нагрузки. При вытягивании панели на себя открывается доступ к предохранителям электрооборудования;

На дополнительных щитках находящихся под основной панелью приборов, установлены:

рычаги управления отопителем и вентиляцией кабины. Верхним рычагом включайте и регулируйте нагрев воздуха, поступающего из отопителя, а нижними управляйте распределением этого воздуха в кабине. В крайнем правом положении нижних рычагов обеспечивается подача воздуха только к стеклам, в положении КАБИНА воздух подается к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения позволяют менять эффективность обогрева. Включение подачи воздуха — клавишным переключателем на панели выключателей при положении I и II ключа в замке выключателя приборов и стартера;

рукоятка останова двигателя. Рукоятка утоплена — двигатель готов к пуску; для остановки двигателя вытяните рукоятку;

рукоятка ручного управления подачей топлива;

рычаг управления блокировкой межосевого дифференциала мостов. Блокировка включена в положении СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА;

рукоятка крана управления стояночным тормозом, которая имеет два фиксированных положения: левое — стояночный тормоз включен, правое — стояночный тормоз выключен. Если тормозная система автомобиля рассчитана на работу с прицепом, то в промежуточных положениях осуществляется притормаживание тягача и прицепа. При переведении рукоятки крана далее левого фиксированного положения до упора происходит растормаживание прицепа при сохранении включенной стояночной тормозной системы автомобиля, что позволяет проконтролировать возможность удержания автопоезда на уклоне только с помощью стояночной тормозной системы автомобиля. Для перевода далее левого фиксированного положения рукоятку крана управления стояночным тормозом необходимо утопить;

рукоятка управления жалюзи радиатора (на автомобилях, укомплектованных двигателями с охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) отсутствует).

При вытянутой рукоятке створки жалюзи закрыты;

выключатель нагревателя топлива в системе подогревателя (для отдельных комплектаций автомобилей).

Пульт управления подогревателем, с помощью которого производится индикация состояния работы подогревателя, устанавливается над панелью приборов ф. «КАМАЗ».

При укомплектовании автомобилей (поставляемых по специальному заказу) подогревателем ПЖД-30 под вещевым ящиком устанавливаются органы управления подогревателем ПЖД-30 (см. рис. УправлениеПЖД-30).

Автомобили могут быть укомплектованы автономным воздушным отопителем кабины.

Управление ПЖД-30:1 — вещевой ящик; 2 — переключатель ПЖД; 3 — кнопка выключения электронагревателя ПЖД

Управление отопителем, в зависимости от комплектации, осуществляется поворотной ручкой — выключателем или таймером, который устанавливается вместо поворотной ручки. Ручка или таймер находятся на панели выключателей под пепельницей (см. рис. Установка органов управленияотопителем).

Правила пользования отопителем изложены в Руководстве по эксплуатации автономного отопителя, которое прилагается к автомобилю.

Схема подключения автономного отопителя Air Тор ф. «WEBASTO» представлена на рис. Электрическая схема подключения отопителя кабины Air Top cb.«WEBASTO».

Установка органов управления отопителем Air Тор

Электрическая схема подключения отопителя кабины Air Тор ф. «WEBASTO»

Щиток приборов ф. «КАМАЗ»: 1 — комбинация приборов; 2 — спидометр, или тахограф, или электронный спидометр; 3 — тахометр; 4 — указатель давления в тормозной системе; 5 — выключатель освещения щитка приборов; 6 — кнопка выключателя ЭФУ или кнопка включения электронагревателя воздуха (для двигателя Cummins EQB 180); 7 — выключатель аварийной сигнализации; 8 — кнопка дистанционного выключателя аккумуляторных батарей; 9 — блоки контрольных ламп; 10 — контрольные лампы; 11 — выключатель противотуманных фар; 12 — выключатель фонарей автопоезда; 13 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 14 — выключатели плафонов; 15 — выключатель дополнительных фар; 16 — выключатель КОМ; 17 — центральный переключатель света

На щитке приборов ф. «КАМАЗ» размещены:

В комбинации приборов:

• указатель давления масла в двигателе;

• указатель уровня топлива в баках;

• указатель температуры жидкости в системе

• контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;

• контрольная лампа резерва топлива, которая загорается при уменьшении топлива в баке до 30 л;

• контрольная лампа аварийного давления, которая загорается при падении давления в системе смазки до 39…78 кПа (0,4… 0,8 кгс/см 2 ). Давление масла в прогретом двигателе должно быть 392,3…539,4 кПа (4,0…5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и не менее 98,1 кПа (1.0 кгс/см 2 ) при минимальной частоте вращения коленчатого вала;

• контрольная лампа аварийной температуры, которая загорается при повышении температуры охлаждающей жидкости более 98°С; нормальная температура охлаждающей жидкости 80..98°С.

Отдельно на щитке приборов:

• спидометр со счетчиком общего пробега автомобиля. Имеет синюю лампу, которая загорается при включении дальнего света фар.

В некоторых комплектациях автомобилей предусмотрена замена спидометра тахографом — бортовым техническим средством измерения, предназначенным для непрерывной индикации и регистрации в автоматическом режиме скорости движения, пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей (тахограф предназначен для использования одним или двумя водителями). Устанавливается тахограф на месте спидометра.

В отдельных комплектациях автомобилей возможна замена тахографа электронным спидометром со счетчиком общего пробега и индикацией астрономического времени или суточного пробега.

Правила пользования электронным спидометром изложены в паспорте, прилагаемом к автомобилю.

• тахометр. При движении автомобиля стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля. Когда двигатель теряет мощность, то увеличивается расход топлива — стрелка находится на черном поле. На красные поля стрелка заходить не должна — это опасные для двигателя режимы. Для автомобилей, укомплектованных двигателями пониженной быстроходности с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2200 мин -1 , красное поле начинается с отметки 2200; номинальной частотой вращения коленчатого вала 1900 мин -1 — соответственно с 1900;

• указатель давления в тормозной системе (манометр). Верхняя стрелка (цвет белый) показывает давление воздуха в контуре 1, нижняя (цвет красно-оранжевый) — в контуре II пневматического привода тормозов; номинальное давление воздуха в пневмоприводе (6,5… 8,0 кгс/см 2 );

• выключатель освещения щитка приборов.

Включает и регулирует степень освещенности приборов;

• выключатель аварийной сигнализации. При нажатии кнопки загораются прерывистым светом все указатели поворотов, а также сигнальная лампа, встроенная в ручку;

• кнопка выключателя электрофакельного устройства (ЭФУ). При удержании кнопки в нажатом состоянии в течение некоторого времени должна загореться лампа в блоке контрольных ламп, сигнализирующая о готовности ЭФУ к пуску двигателя.

В некоторых комплектациях автомобилей предусмотрена замена кнопки выключателя электрофакельного устройства кнопкой включения электронагревателя воздуха (для двигателя Cummins EQB 180);

• кнопка дистанционного выключателя массы;

• блоки контрольных ламп;

• Блоки контрольных ламп (левый и правый), расположенные на щитке приборов ф. «КАМАЗ» (см. рис. Блоки контрольных ламп) включают:

• кнопку проверки исправности контрольных ламп;

• контрольный сигнал готовности ЭФУ к работе, оранжевый;

• контрольный сигнал работы указателей поворота автомобиля, зеленый, прерывистый;

• контрольный сигнал работы указателей поворота прицепа, зеленый, прерывистый;

• контрольный сигнал включения блокировки меж-колесного дифференциала, оранжевый;

• контрольный сигнал включения блокировки ме-жосевого дифференциала, оранжевый;

• сигнал аварийной температуры в темплообмен-нике или засоренности масляного фильтра (для двигателя 7403.10), красный;

• предупредительные сигналы о падении давления в баллонах контуров I, II, III, IV пневматического привода тормозов, красные, при включении звучит зуммер;

• контрольный сигнал включения стояночного тормоза, красный, прерывистый.

Выключатели кнопочные и переключатель клавишный, расположенные на щитке приборов ф. «КАМАЗ» (см. рис. Щиток приборов ф. «КАМАЗ»)

• выключатель противотуманных фар;

• выключатель заднего противотуманного фонаря. Задний противотуманный фонарь включается нажатием на кнопку только при включенном свете передних противотуманных фар и выключается при повторном нажатии на кнопку;

• выключатель плафонов (два);

• выключатель дополнительных фар;

• центральный переключатель света клавишный;

• выключатель фонарей автопоезда.

Шкалы приборов представлены в виде цветовых зон. Каждая цветовая зона имеет определенный интервал значений контролируемого параметра. В таблице указаны интервалы значений цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов.

Переключатели и выключатели клавишные, размещенные на панели выключателей ф. «КАМАЗ»:

Выключатель стабилизатора напряжения (для отдельных комплектаций автомобиля)
Переключатель привода муфты вентилятора
Выключатель распределителя гидросистем (для самосвала с прицепом)
Выключатель диагностики АБС
Выключатель гидромотора (для гидрофицированного седельного тягача)
Переключатель электродвигателей отопителя
Переключатель топливных баков
Переключатель подъема и опускания платформы
Выключатель коробки отбора мощности (для автомобилей, укомплектованных коробками отбора мощности ф. «ZF» и др.)
Выключатель электронагревателя подогрева топлива в ФТОТ и ФГОТ
Переключатель/ выключатель электронагревателя подогрева топлива в топливном баке/ баках
Выключатель обогрева зеркал заднего вида
Выключатель блокировки колес
Переключатель прожектора
Выключатель электромагнитной муфты привода вентилятора в системе охлаждения
Выключатель проблесковых маяков

Количество и порядок расположения переключателей и выключателей находится в зависимости от конкретной модели и комплектации автомобиля.

Контрольные лампы, расположенные на щитке приборов ф. «КАМАЗ»:

Лампа выключения электромагнитной муфты привода вентилятора (цвет — оранжевый)
Лампа включения дальнего света фар (цвет — синий)
Лампа включения демультипликатора (цвет — оранжевый)
Лампа засоренности воздушного фильтра (цвет — красный)
Лампа диагностики АБС тягача, (цвет — оранжевый)
Лампа диагностики АБС прицепа (цвет — оранжевый)
Контрольная лампа гидрозамка кабины (цвет — красный)
Лампа включения КОМ ф. «ZF» и др. (цвет — зеленый)
Лампа включения электронагревателя подогрева топлива в топливозаборнике (цвет — оранжевый )

Количество и порядок расположения контрольных ламп находится в зависимости от конкретной модели и комплектации автомобиля.

Панель приборов ф. «ИКАР-ЛТД»: 1 — щиток приборов; 2 — панель выключателей; 3 — дополнительная панель; 4 — рукоятка крана управления стояночным тормозом (для отдельных комплектаций автомобилей); 5 — рукоятка крана регулирования рулевой колонки; 6 — рычаг управления блокировкой межосевого дифференциала мостов (при наличии МОД); 7 — ручка-выключатель или таймер с ручкой управления автономным отопителем кабины (для отдельных комплектаций автомобилей); 8 — выключатель КОМ; 9 — рукоятка ручного управления подачей топлива (при электронной системе управления двигателем отсутствует); 10 — кнопка дистанционного выключателя аккумуляторных батарей; 11 — рукоятка останова двигателя (при электронной системе управления двигателем отсутствует); 12 — блок контрольных ламп; 13 — ящик вещевой; 14 — блок предохранителей

ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВ ф. «ИКАР-ЛТД»

На панели приборов ф. «ИКАР-ЛТД» расположены:

1 — щиток приборов;

2 — панель выключателей, на которой размещены:

— клавишные переключатели и кнопочные выключатели;

— рычаги управления отопителем и вентиляцией кабины;

3 — дополнительная панель, на которой установлены:

4 — рукоятка крана управления стояночным тормозом;

5 — рукоятка крана регулирования рулевой колонки (для отдельных комплектаций автомобилей);

6 — рычаг управления блокировкой межосевого дифференциала мостов. Блокировка включена в положении СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА;

7 — ручка-выключатель или таймер с ручкой управления автономным отопителем кабины (для отдельных комплектаций автомобилей);

8 — выключатель КОМ;

9 — рукоятка ручного управления подачей топлива (при электронной системе управления двигателем отсутствует);

10 — кнопка дистанционного выключателя аккумуляторных батарей;

11 — рукоятка останова двигателя (при электронной системе управления двигателем отсутствует). Рукоятка утоплена — двигатель готов к пуску; для остановки двигателя вытяните рукоятку;

12 — блок контрольных ламп;

13 — ящик вещевой;

14 — блок предохранителей. При вытягивании панели на себя открывается доступ к предохранителям и реле (см. раздел «Электрооборудование»).

Лампы контрольные, расположенные в блоке контрольных ламп на панели приборов (см. рис. Панель приборовф. «ИКАР-ЛТД» и подраздел «Электронные системы управления двигателем»):

Лампа неисправности двигателя (цвет -оранжевый)
Лампа диагностики двигателя (для двигателя КАМАЗ) или лампа аварийного состояния двигателя (для двигателя Cummins, цвет — красный)
Лампа ожидания пуска двигателя (для двигателя Cummins, цвет — оранжевый)
Лампа включения электронагревателя подогрева топлива в топливозаборнике (цвет — оранжевый )

Работа органов управления, расположенных на панели приборов ф. «ИКАР-ЛТД», изложена в описании аналогичных органов на панели приборов ф. «КАМАЗ».

Щиток приборов ф. «ИКАР-ЛТД»: 1 — тахограф или электронный спидометр; 2 — тахометр электронный; 3 — комбинация приборов; 4 — блок контрольных ламп левый; 5 — блок контрольных ламп центральный; 6 — блок контрольных ламп правый; 7 — указатель давления в тормозной системе; 8 — центральный переключатель света; 9 — выключатель аварийной сигнализации; 10 — выключатель подсветки щитка приборов; 11, 12, 13, 14 — клавишные переключатели (назначение в зависимости от модели двигателя), см. в Таблице переключателей на щитке приборов ф. «ИКАР-ЛТД»

Таблица переключателей на щитке приборов ф. «ИКАР-ЛТД»

Двигатель КАМАЗ с элект ронной системой управления подачей топлива

— в среднем фиксированном положении режим диагностики двигателя выключен;

— в среднем или нижнем фиксированных положениях — автомобиль находится в режиме ограничения скорости;

— в верхнем нажатом положении — увеличение холостых оборотов/ скорости круиз — контроля/максимальной скорости движения;

— в верхнем нажатом положении — установка скорости круиз -контроля и ограничения максимальной скорости движения;

Двигатель Cummins с электронной системой управления подачей топлива

— в верхнем и нижнем нажатых положениях переключатель находится в рабочем положении;

— в среднем или нижнем фиксированных положениях — автомобиль находится в режиме возможной активации (ожидания) круиз — контроля;

— в среднем и нижнем фиксированных положениях включен режим диагностики двигателя;

* Переключатели, выполняющие функции рычага круиз-контроля при его отсутствии (в зависимости от комплектации автомобиля).

Лампы контрольные, расположенные в центральном блоке на щитке приборов ф. ИКАР-ЛТД»;

Лампа включения дальнего света фар (цвет — синий)
Лампа указателей поворота автомобиля (цвет — зеленый, прерывистый)
Лампа указателей поворота прицепа (цвет — зеленый, прерывистый)
Лампа засоренности воздушного фильтра (цвет — красный)
Лалта включения ЭФУ (цвет — оранжевый)
Лампа подъема/опускания самосвального прицепа
Лампа диагностики АБС тягача (цвет — оранжевый)
Лампа диагностики АБС прицепа (цвет — оранжевый)
Лампа гидрозамка кабины (цвет -красный)
Лампа включения КОМ ф. «ZF» и др. (цвет — зеленый)
Контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала мостов (цвет — оранжевый)
Контрольная лампа включения блокировки межколесного дифференциала (цвет — оранжевый)
Контрольная лампа демультипликатора (цвет — оранжевым)

Количество и порядок расположения кон-прольных ламп находится в зависимости от кон-ретной модели и комплектации автомобиля.

Контрольная лампа аварийной температуры масла в теплообменнике (цвет — красный)
Контрольная лампа о падении давления в ресиверах контура I (цвет — красный, при включении звучит зуммер)
Контрольная лампа о падении давления в ресиверах контура II (цвет — красный, при включении звучит зуммер)
Контрольная лампа о падении давления в ресиверах контура III (ijeem — красный, при включении звучит зуммер)
Контрольная лампа о падении давления в ресиверах контура IV (цвет — красный, при включении звучит зуммер)
Контрольная лампа включения стояночной тормозной системы (цвет — красный, прерывистый)

Количество и порядок расположения клавишных и кнопочных выключателей/ переключателей определяются конкретной моделью и комплектаций автомобиля

Панель выключателей ф. «ИКАР-ЛТД»: 1 — электромеханический корректор фар; 2 — выключатель стабилизатора напряжения; 3 — выключатель диагностики АБС; 4 — переключатель электродвигателей отопителя; 5 — выключатели плафонов; 6 — выключатель противотуманных фар; 7 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 8 — выключатель фонарей автопоезда; 9 — выключатель дополнительных фар; 10 — кнопка выключателя ЭФУ (для двигателей Cummins отсутствует); 11 — рычаг управления краном отопителя; 12 — рычаги управления вентиляцией кабины; 13 — блок индикации (для автомобилей с ЭПСУ коробкой передач)

На панели выключателей расположены:

1 — электромеханический корректор фар, ручкой которого регулируются световые пучки фар головного света в зависимости от нагрузки (для автомобилей, укомплектованных двигателями КАМАЗ);

2 — выключатель стабилизатора напряжения;

3 — выключатель диагностики АБС;

4 — переключатель электродвигателей отопителя;

5 — выключатель плафонов;

6 — выключатель противотуманных фар;

7 — выключатель заднего противотуманного фонаря. Задний противотуманный фонарь включается нажатием на кнопку только при включенном свете передних противотуманных фар и выключается при повторном нажатии на кнопку;

8 — выключатель фонарей автопоезда;

9 — выключатель дополнительных фар;

10- кнопка выключателя ЭФУ (для двигателей КАМАЗ);

11 — рычаг управления краном отопителя, включает и регулирует нагрев воздуха, поступающего из отопителя;

12 — рычаги управления вентиляцией кабины, управляют распределением воздуха в кабине. В крайнем правом положении рычагов обеспечивается подача воздуха только к стеклам, в положении КАБИНА воздух подается к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения позволяют менять эффективность обогрева. Включение подачи воздуха — клавишным переключателем на панели выключателей при положении I и II ключа в замке выключателя приборов и стартера.

13 — блок индикации (для автомобилей с ЭПСУ коробкой передач).

Клавишные переключатели/выключатели, размещенные на панели выключателей (см. рис. Панельвыключателей ф. «ИКАР-ЛТД»):

Выключатель стабилизатора напряжения (для отдельных комплектаций автомобиля)
Переключатель привода муфты вентилятора
Выключатель диагностики АБС
Переключатель электродвигателей отопителя
Выключатель обогрева зеркал заднего вида
Выключатель распределителя гидросистем (для самосвала с прицепом)
Переключатель прожектора
Переключатель/выключатель электронагревателя подогрева топлива в топливных баках/ баке
Выключатель блокировки колес
Переключатель подъема и опускания платформы
Выключатель коробки отбора мощности (для автомобилей, укомплектованных коробками отбора мощности ф. «ZF» и др.)
Выключатель проблесковых маяков
Выключатель электромагнитной муфты привода вентилятора в системе охлаждения
Выключатель гидромотора (для гидрофицированного седельного тягача)

Количество и порядок расположения контрольных ламп, переключателей и выключателей находится в зависимости от конкретной модели и комплектации автомобиля.

Щиток приборов ф. «ИКАР-ЛТД» (вариант): 1 — спидометр электронный; 2 — тахометр электронный; 3 — комбинация приборов (контрольные лампы, размещенные в ней, представлены в таблице Контрольные лампы, размещенные в комбинации приборов)’, 4 — индикатор показаний приборов индикации; 5 — указатель уровня топлива в баках; 6 — контрольная лампа указателя минимального уровня топлива в баках; 7 — указатель давления масла в двигателе; 8 — контрольная лампа аварийного давления масла в двигателе; 9 — указатель температуры жидкости в системе охлаждения; 10 — контрольная лампа аварийной температуры жидкости в системе охлаждения; 11 — указатель давления в I контуре тормозной системы

На щитке приборов ф. «ИКАР-ЛТД» размещены (см. рис. Щиток приборов ф. «ИКАР-ЛТД» (вариант)):

1 — электронный спидометр;

3 — комбинация приборов, в которой размещены:

4 — индикатор показаний приборов индикации:

— внешней температуры воздуха;

— напряжения бортовой электрической цепи;

— давления воздуха во II рабочем контуре;

— текущего времени суток;

5 — указатель уровня топлива в баках;

6 — контрольная лампа указателя минимального уровня топлива в баках, которая загорается при уменьшении топлива в баке до 30 л;

7 — указатель давления масла в двигателе;

8 — контрольная лампа аварийного давления масла в двигателе, которая загорается при падении давления в системе смазки до 39…78 кПа (0,4… 0,8 кгс/см 2 ). Давление масла в прогретом двигателе должно быть 392,3…539,4 кПа (4,0…5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и не менее 98,1 кПа (1.0 кгс/см 2 ) при минимальной частоте вращения;

9 — указатель температуры жидкости в системе охлаждения;

10 — контрольная лампа аварийной температуры жидкости в системе охлаждения, которая загорается при повышении температуры охлаждающей жидкости более 98°С; нормальная температура охлаждающей жидкости 80..98°С;

11 — указатель давления в 1 контуре тормозной системы.

Правила пользования комбинацией приборов изложены в паспорте, прилагаемом к автомобилю.

Обзор самосвала КамАЗ 6520: описание модели, характеристики

На Камском автомобильном заводе производится востребованный самосвал КамАЗ-6520. Автомобиль грузоподъёмностью до 20 тонн является востребованной машиной не только в России, но и за рубежом.

Когда создавался самосвал КамАЗ 6520

Самосвал КамАЗ 6520 с поднятым кузовом

История создания самосвала КамАЗ 6520 началась в конце 80-х. На тот момент на рынке присутствовали грузовики максимальной грузоподъёмностью до 15 тонн. А рынок требовал более мощные машины. И камазовские инженеры начали создавать принципиально новый автомобиль, который стал родоначальником нового семейства.

Опытный образец КамАЗ-6520 впервые появился в 1996 году. Основными сферами применения нового самосвала определили строительство, сельское хозяйство и небольшие карьерные разработки, призванные обеспечить материалами строительную и дорожно-строительную отрасли.

Важно! КамАЗ-6520 спроектирован с нуля. Он не двойник машин, выпускаемых другими изготовителями или модернизация уже производимых большегрузов.

Вид самосвала

Самосвал КамАЗ 6520, синий

КамАЗ 6520 – это грузовик с колёсной формулой 6х4. Самосвал обладает фамильными чертами грузовиков Камского автозавода, что обеспечивает отличную узнаваемость. В качестве надстройки в основном используется самосвальный кузов с задней разгрузкой. Для сельскохозяйственных нужд машина оснащается кузовом с возможностью боковой разгрузки. Управление опрокидыванием кузова осуществляется из кабины водителя.

Существуют и другие варианты самосвальной надстройки. Так, в 2007 году кузов оборудовали системой обогрева, что стало эффективным решением для работы в холодное время года. Сам кузов оснащён козырьком над кабиной, для безопасности водителя.

Комплектующие и узлы самосвала рассчитаны на тяжёлые условия эксплуатации. Водительская кабина приобрела характерные для автомобилей данного семейства черты, появились новые осветительные приборы. Усовершенствования также позволили сделать посадку и высадку водителя и пассажиров более комфортными.

Описание кабины грузовика

Место водителя КамАЗ 6520

С начала выпуска КамАЗа-6520 было произведено улучшение комфортности и внешнего вида кабины. Сейчас она имеет более современный вид, появились дополнительные опции.

Заглянув в салон самосвала, можно увидеть водительское сидение с регулировкой, аудиосистему, эргономическую приборную панель. Сбоку от водителя есть небольшой подстаканник, спереди-справа – островной столик. Специальной опцией может быть установлен кондиционер.

Сама кабина находится над силовым агрегатом и оснащена пневматической подвеской. Салон имеет высокую крышу и три посадочных места. А вот стеклоподъёмники по прежнему механические.

Технические характеристики самосвала КамАЗ-6520

Габаритные размеры самосвала КамАЗ 6520

Самосвальный кузов КамАЗа 6520 может вмещать 12 кубов, а со специальными надстройками все 20. Наибольшая вместимость в 33 кубометра достигнута у модели «Зерновоз».

Технические параметры и габариты грузовика:

  • габаритная длина – до 7,8 м;
  • ширина – 2,5 м;
  • высота – до 3,1 м;
  • колёсная база – 3,6 м;
  • передний свес – 1,32 м;
  • грузоподъёмность – 20 тонн;
  • масса прицепа – до 20 тонн;
  • общая масса автомобиля – до 33,1 тонны;
  • нагрузка на заднюю ось – 25,6 тонны, на переднюю – 7,5 тонны;
  • угол подъёма платформы для перевозки груза – 50 градусов;
  • общая масса автопоезда – до 53,1 тонны.

Двигатель

С начала серийного выпуска на автомобиль устанавливали двигатели экологического стандарта Евро 2. В 2009 года часть выпускаемых автомобилей оснастили силовыми агрегатами КамАЗ-740.63-400, стандарта Евро 3. Мощность такого мотора составляла 400 л.с., а рабочий объём – 11,76 л.

Сейчас самосвал выпускается с V образной восьмёркой КамАЗ-740.735-400 мощностью 400 л.с. Экологический класс мотора – Евро-5.

Дополнительная информация! Бак для топлива вмещает 350 л. Расход топлива для КамАЗа 6520 в среднем может составлять 46 л на 100 км пути, а зимой увеличиться до 53 литров

Трансмиссия

Трансмиссия автомобиля даёт ему хорошие тягово-динамические показатели. Здесь установлено диафрагменное сцепление однодискового типа и гидравлический привод с пневмоусилителем. Самосвал оснащён механической 16-ступенчатой коробка передач ZF-16S1820, передаточное значение передачи КПП которой составляет 5,11.

Подвеска

Подвеска самосвала КамАЗ 6520

На самосвале установлена рессорная подвеска со стабилизаторами поперечной устойчивости для улучшения устойчивости на дороге. Планетарные колёсные редукторы на ведущих мостах снижают износ, а увеличенный дорожный просвет помогает при движении в поле или карьере.

Увеличение проходимости также смогли достигнуть за счёт блокировки межколёсных дифференциалов. Техническое оснащение самосвала, его надёжная ходовая часть помогают ему благополучно преодолевать любые тяжёлые дорожные условия.

Тормозная система

Тормоза барабанного типа, с пневматическим приводом. Установлена антиблокировочная система тормозов для контроля управлением машиной.

Достоинства и недостатки КамАЗ 6520

  • высокая грузоподъёмность;
  • высокий клиренс;
  • легкость в эксплуатации и ремонте самосвала;
  • удобная водителю кабина с пневмоподвеской и регулировкой;
  • изоляция от шума;
  • регулируемая колонка руля;
  • появился предпусковой подогреватель;
  • несколько модификаций, также и с большей вместимостью;
  • опция обогрева кузова;
  • автоблокировочная система.

Среди минусов стоит выделить:

Модификации КамАЗ 6520

Самосвал КамАЗ 6520, синий

За время выпуска самосвала изготовлено более десятка модификаций этой модели, отличающихся незначительно в конструкции и комплектации. Были разработаны первые четырёхосники – КамАЗ-6540 с вместимостью до 18,5 кубов и КамАЗ-65201, перевозящий до 25 кубов груза.

Также были разработаны модели с трёхсторонней разгрузкой КамАЗ-6520-06 и КамАЗ-6520 седельный тягач, для работы в составе автопоезда.

Отзывы владельцев

Владельцы автомобиля отмечают качество сварки кузова, надёжную конструкцию дисковых колёс со шпилечным креплением к ступицам. Машина проста в эксплуатации, имеет подогрев топлива зимой, хорошую гидравлику поднятия кузова, мягкость и комфорт кабины.

Среди недостатков указывают: много лишней проводки, плохие клеммники на катушке, топливный насос, форсунки, часто лопается колено от турбины.

На одном из сайтов отзывов этот грузовик рекомендует 60 % его пользователей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *