Gf6 масло допуск что это
Перейти к содержимому

Gf6 масло допуск что это

  • автор:

Новый класс для моторных масел — ILSAC GF-6.

Новый класс моторных масел: зачем и для кого введен ILSAC GF-6?
В 2020 году появился новый стандарт качества для моторных масел — ILSAC GF-6. Новый стандарт ориентирован на улучшенную защиту от преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре (LSPI), разрушительно действующей на бензиновые моторы. Кроме того, новый класс ILSAC GF-6 повышает требования к экономии топлива, защите цепи ГРМ от износа и противодействию образования нагара на поршнях.

Для каких автомобилей актуальны стандарты ILSAC?
В мире существуют различные классы моторных масел. В России их разработкой занимается Ассоциация автомобильных инженеров (ААИ), в Европе — Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA).
Что касается стандартов ILSAC, то их выпускает одноименная организация: Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Он создан Ассоциацией американских автопроизводителей (AAMA) и Японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA). На стандарты ILSAC ориентируются не только американские и японские, но и корейские автопроизводители.

На какие вязкости распространяется новая категория?
Новый стандарт качества перекрывает предыдущие. Если для вашей машины предписан класс ILSAC GF-4 или ILSAC GF-5, то ILSAC GF-6А тоже подойдет. Уточним, что подкатегория, GF-6А, введена для масел с вязкостью xW-20 и xW-30. А вот подкатегория GF-6В применима только к маслам с вязкостью 0W-16 и не подходит для двигателей старых конструкций.

Какое значение введение ILSAC GF-6 имеет для автовладельцев?
Как уже было сказано, основная, хотя и не единственная, задача нового стандарта состоит в том, чтобы предотвратить преждевременное воспламенение топливной смеси в цилиндре (LSPI). Это явление создает повышенное давление и может стать причиной повреждения деталей двигателя. Особенно характерна проблема LSPI для турбомоторов — это подтверждено исследованиями Ford, GM.
Однако для российских пользователей гораздо важнее, что ILSAC GF-6А означает выход на новый уровень экономии топлива и защиты от износа для двигателей японских и корейских автомобилей. Причем вне зависимости от того, атмосферные на них моторы или наддувные.

Есть ли в линейке Mobil 1™ масла, соответствующие новым требованиям?
Новая категория, ILSAC GF-6, была введена 1 мая 2020 года. Потребность в ее появлении назрела уже давно, но разработка стандарта длилась дольше, чем планировали. Впрочем, масла Mobil1™ отвечали новым требованиям еще до их официального введения. На российском рынке есть масла Mobil 1™, соответствующие новому классу ILSAC GF-6А. Это Mobil 1™ X1 5W-30 и Mobil 1™ 0W-20. Последнее отличается еще и тем, что подходит для гибридных автомобилей японских производителей.

Стандарты моторных масел API SP и ILSAC GF-6A / GF-6B

С 1 мая 2020 года начали действовать новые стандарты моторных масел для бензиновых двигателей: API SP и ILSAC GF-6A / GF-6B. Они пришли на замену стандартам API SN и ILSAC GF-5, применявшимся с 2010 года.

Стандарт был введен по рекомендации автопроизводителей организациями API (Американский институт нефти) и ILSAC (Международный консультативный комитет по спецификации смазочных материалов). Стандарт API SP ужесточил требования к свойствам масел по сравнению с API SN для сохранения ресурса двигателей, продления срока их службы и экономии топлива.

Непрерывно растущие требования к двигателям внутреннего сгорания по расходу топлива и чистоте выхлопных газов вынуждают конструкторов проектировать и создавать ДВС с характеристиками, которые еще недавно казались фантастическими. С одного литра рабочего объема ДВС сейчас снимается более 130 л.с. и более 180 н.м. крутящего момента. Большие удельные мощности двигателя предполагают высокие термические и механические нагрузки на детали двигателя, что повышает требования к свойствам смазочных материалов. Именно поэтому обновляются стандарты моторных масел, в которых принципиально улучшаются характеристики. В новом стандарте изменения направлены в первую очередь на улучшение устойчивости масел к внешнему воздействию. Существенные улучшения параметров также позволили ввести в новый стандарт API SP такой важный параметр, как граничная концентрация продуктов износа деталей двигателя, изготовленных из сплавов железа.

Благодаря высокой устойчивости масла API SP к изменению вязкости, разработчикам стандарта удалось выделить новый класс масла по экономии топлива. Этот класс является дополнительным и масла, обладающие такими свойствами, имеют особую маркировку “Ресурсосбережение” (Resource Concerving), что указывается в нижней части этикетки или сокращенно возле категории API SP RC. Требования класса “Ресурсосбережение” основаны на требованиях к маслам Международного Комитета по стандартизации и апробации моторных масел – ILSAC.

API SP ILSAC GF6 marks

На смену ILSAC GF-5, принятым параллельно с API SN, приходят сразу две новые категории ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.

  • ILSAC GF-6A – соответствует категории API SP Resource Concerving, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Может использоваться во всех случаях, замещая классы ILSAC предыдущих категорий в рамках одного класса вязкости.
  • ILSAC GF-6B – имеет те же требования и преимущества, что и ILSAC GF-6A но распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16. Не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для использования масла ILSAC GF-6B потребитель должен иметь соответствующие рекомендации в сервисной книжке своего автомобиля, в противном случае это может привести к негативным последствиям.
Свойства, к которым повышены требования в стандарте API SP, ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B:
  • Предотвращение неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (“калильное зажигание”, LSPI)
  • Защита от износа цепи ГРМ
  • Противостояние нагару на поршне
  • Сопротивление высокотемпературным отложениям в турбокомпрессоре
  • Снижение шламообразования
  • Топливная экономичность
  • Совестимость с системами доочистки выхлопных газов
  • Совместимость с топливом, содержащим высокий уровень этанола
  • Снижение концентрация продуктов износа деталей из сплавов железа

Лучше всего проиллюстировать изменения требования стандартов API и соответствующих им ILSAC может диаграмма от крупнейшего в мире разработчика пакетов присадок для смазочных материалов – Lubrizol Corporation. На официальном сайте Lubrizol можно изучить интерактивную версию этой диаграммы.

Lubrizol API Specification comparison 2

Сравнение требований стандартов API и ILSAC

Сажа (Soot thickening, сажевые отложения)

Этот параметр регламентирует способность масла держать в себе сажу, без образования её сгустков. Неполное сгорание топлива приводит к образованию мелких углеродистых частиц (сажи). Образование сажи намного чаще встречается в дизельных, нежели в бензиновых двигателях, из-за различий в типе горючего и условиях сгорания топлива. Если сажа не диспергирована, она образует более крупные частицы, которые могут увеличить вязкость смазочного материала и износ двигателя. При дальнейшем накоплении, сажа может блокировать каналы и фильтры в двигателе, что приводит к масляному голоданию. Появление сажевых отложений предотвращается диспергирующими присадками. При использовании масла API SP на дизельном двигателе, оно обязательно должно иметь и спецификацию CF (SP/CF) – для дизельных двигателей.

Совместимость (Aftertreatment Compatibility, совместимость с системами очистки выхлопных газов)

Для удовлетворения непрерывно растущих требований по снижению вредных выбросов, производители двигателей используют системы доочистки выхлопных газов (каталитические нейтрализаторы). Нейтрализаторы могут пострадать от компонентов моторного масла, которые попадают в выхлопную систему. Для достижения совместимости с системами доочистки, в спецификации внедряются ограничения уровня различных смазочных компонентов. Сокращение в химическом составе моторного масла таких компонентов, как сера и фосфор, улучшает совместимость смазки с системой доочистки. В сравнении с API SN – масло API SP обеспечивает большую безопасность и срок службы для систем нейтрализации выхлопных газов, в случае попадания в них продуктов сгорания масла.

Экономичность (Fuel Economy, экономия топлива)

Экономия топлива достигается путём введения в состав масел модификаторов трения, а также путём снижения рабочей вязкости масел (HTHS). SP – первая спецификация API, которая вводит лицензирование низковязких продуктов: 0W-16, 0W-12. API дополнительно присваивает таким маслам категорию ILSAC GF-6B. В сравнении с API SN – API SP в большей степени способствует экономии топлива.

Окисление (Oxidative thickening, стойкость к окислению)

Во время работы двигателя, моторное масло окисляется под воздействием высоких температур и высоко химически активных продуктов горения. В результате процесса окисления вязкость масла существенно повышается. Стойкость к окислению обеспечивается присадками-антиоксидантами. В сравнении с API SN – масло API SP обладает лучшими антиокислительными свойствами. В предыдущем стандарте API SN допускалось 200% повышение вязкости в лабораторном тесте из-за окисления, в новом стандарте API SP – не больше 150%.

Нагар (Piston Deposits, отложения на поршнях)

При высоких температурах моторное масло способно коксоваться и давать отложения (нагар) на поршнях и кольцах. В стандарте API SP допустимое значение образования нагара было существенно снижено. Минимальная чистота поршней выросла с 3.7 до 4.2 баллов. Отсутствие нагара снижает абразивный износ двигателя, обеспечивает стабильную мощность двигателя и низкий расход масла. Кроме того, отсутствие нагара на головках поршней снижает вероятность жарового зажигания. С отложениями на поршнях борются путём введения в состав масел моющих присадок. Чаще всего это производные кальция. В маслах стандарта API SP эту функцию также выполняет магний (magnesium sulfonate, magnesium salicylate). Компоненты моторных масел на основе магния эффективно противодействуют возникновению отложений в канавках поршневых колец. В маслах предыдущей спецификации API SN подобные присадки отсутствовали или наличие соединений магния было крайне незначительным.

Шлам (Sludge, шламообразование)

Нерастворимые примеси, забивающие каналы и масляный фильтр. Шламообразование предотвращается диспергирующими присадками. Исходя из диаграммы Lubrizol можно сделать вывод, что масла API SP обладают лучшими диспергирующими свойствами, нежели масла предыдущих спецификаций.

Износ (Wear, защита от износа)

Одной из наиболее важных функций смазочных материалов является снижение износа двигателя. Масло благодаря физико-химическим свойствам базы и содержанию противоизносных присадок препятствует износу пар трения. Износ в основном контролируется диалкилдитиофосфатами цинка (ZDPs). Также этого позволяет добиться добавление соединений бора в пакет присадок. Масла на пакете присадок для API SP показывают лучшую защиту от износа, чем масла API SN.

Классификация моторных масел ILSAC

Классификация моторных масел ILSAC

Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали «Международный консультативный комитет по спецификациям смазочных материалов» (ILSACInternational Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей — ILSAC GF

Классификацию ILSAC необходимо рассматривать как подкласс (правильнее сказать «категорию») в API классификации, хотя она и является самостоятельной. Но что же дает такой подкласс и чем он отличается просто от API?

  1. Повышенная стойкость к сдвигу (масло выполняет свои функции даже при повышенном давлении);
  2. Обязательно присутствует экономия топлива;
  3. Улучшенная фильтрация при пониженных температурах;
  4. Низкая летучесть масла (моторные масла со временем расходуются (угар, летучесть и т.д.), это качество снижает расход масла;
  5. Малое присутствие фосфора в масле (катализаторы прослужат дольше);
  6. Пониженное пенообразование;
  7. Пониженная вязкость масла (особенно заметно на двигателях с высокими мощностями).

ILSAC утверждает стандарты качества моторных масел, их необходимость, параметры, осуществляет лицензирование и контроль за соблюдением действующих норм. Масла, сертифицированные ILSAC, как правило сертифицируются совместно с API. Все масла, которые получили классификацию ILSAC по итогам испытаний, будут обозначаться «Символом Свидетельства сертификации API» (API Certification Mark) — так называемым знаком «Звездный взрыв» (справа) или «Щит» (слева, спец. для GF-6B).

ILSAC

Если моторное масло прошло сертификацию ILSAC, то:

1) Масло является энергосберегающим и экономит ваше топливо;

2) «Маловязкое», т.е. является более жидким, по сравнению с маслами стандартной вязкости. Маловязкие масла создают более тонкую масляную пленку между деталями, за счёт чего снижается потеря энергии на трение и экономится топливо;

3) Высокая стойкость к испарению;

4) Хорошая фильтруемость в условиях низких температур;

5) Имеет высокую стойкость к вспениванию;

6) Содержит малое количество фосфора, т.е. является экологичным («малозольным») и совместимо с современными системами доочистки выхлопных газов/сажевыми фильтрами DPF.

На данный момент утверждены 6 категорий ILSAC:

    GF-1 — введен в 1994 году, на данный момент устарел. Совпадает с API SH. Включает в себя первоначальные требования к моторным маслам японских и американских автомобилей.

GF-2 — c 1997 года совпадает с API SJ, на сегодняшний день тоже является устаревшей.

GF-3 — с 2001 года соответствует API SL. Предъявлены повышенные требования по экологичности выхлопной системы, экономии топлива, обеспечению производительности двигателя при критических нагрузках и по сроку службы. Тоже считается устаревшей, однако ещё используется.
(моторные масла ILSAC GF-3 в каталоге)

GF-4 — с 2004 года отвечает API SМ, перекрывыет GF-3 по всем параметрам: улучшены моющие и экономия топлива, ужесточены требования к содержанию фосфора до 0,08%. Сохраняет свои свойства на увеличенном периоде эксплуатации
(моторные масла ILSAC GF-4 в каталоге)

GF-5 — введен в 2010 году вместе с API SN. Стандартизированные масла предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, высокие требования предъявляются к шламообразованию. Главное отличие от предыдущих версий — возможность применения в двигателях, использующих биотопливо. Современная защита систем токсичности выхлопных газов. Увеличен интервал замены масла. Является одним из определяющих стандартов для всех двигателей последнего поколения.
(моторные масла ILSAC GF-5 в каталоге)

Каждая новая спецификация перекрывает предыдущую!

Единственным исключением из этого правила является класс ILSAC GF-6. Он поделён на две категории:

GF-6A — масла могут использоваться там, где были рекомендованы масла, соответствующие стандартам GF-5 или более ранним стандартам бензиновых моторных масел. Хорошая топливная экономичность, измеренная с помощью теста Sequence VIE. распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Для масел XW-30 минимальный показатель HTHS = 2.9. Соответствие спецификации API SP

GF-6B — имеет те же преимущества, что и ILSAC GF-6A. Масла имеют улучшенную экономию топлива, повышенные требования по ресурсосбережению (согласно тесту Sequence VIF) и могут использоваться там, где были рекомендованы масла SAE 0W-16. Не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Использование данной спецификации должно быть рекомендовано в сервисной книжке вашего автомобиля, иначе использование масла может привести к негативным последствиям. Минимальное значение HTHS = 2,3.

Спецификация моторных масел ILSAC GF-6

Чтобы соответствовать меняющимся стандартам экономии топлива и выбросов, современное оборудование двигателя эволюционировало и требует более эффективных смазочных материалов. Уменьшение габаритов двигателя, турбонаддув, непосредственный впрыск бензина (GDI или TGDI), регулируемые фазы газораспределения, а также внедрение технологий остановки / запуска, гибридных технологий означает, что тесты GF-5 просто не соответствуют требованиям, предъявляемым к современным смазочным материалам.

Недавнее лицензирование автомобильной промышленностью категории дополнительных смазочных материалов API SN PLUS для снижения риска преждевременного воспламенения на низких оборотах (LSPI), наблюдаемого в транспортных средствах, оснащенных двигателями GDI, является началом, но есть еще больше проблем, требующих более качественного смазочного решения.

LSPI создает избыточное давление в цилиндрах двигателя, которое может привести к необратимым повреждениям стенок цилиндров, поршней, поршневых колец, шатунов и свечей зажигания. Внутреннее повреждение двигателя, вызванное LSPI, также может привести к его отказу.
Происходит при умеренном нагрузочном режиме, например, при езде автомобиля по трассе. Из-за особого типа детонации в камере сгорания, которую провоцирует раннее зажигание, происходит разрушение поршня, что приводит к серьёзным повреждениям в точке контакта с поршневым кольцом и другими конструктивными элементами мотора. Зачастую LSPI проявляется в ярко выраженных стуках под капотом и самопроизвольных мощностных провалах.

Кроме того, эти моторные масла обеспечат двигателям GDI улучшенную защиту от износа цепи ГРМ и удовлетворят потребности двигателей, оснащенных технологией «старт-стоп». С учетом широкого использования турбонаддува в новых автомобилях, новые масла обеспечивают усиленную защиту от высоких температур за счет повышенного окисления и улучшенных противонагарных свойств. К тому же содержание фосфора ограничено 0.08 % по данной классификации.

Новый стандарт ILSAC GF-6 уравновесит не менее важные потребности:
— Экономия топлива и сохранение экономии топлива;
— Совместимость выхлопной системы;
— Устойчивость моторного масла для защиты двигателей от износа, связанного с остановкой на холостом ходу, и отказами, связанными с отложениями LSPI и турбокомпрессора.

Этот стандарт производительности будет включать две отдельные спецификации:
GF-6A для представления существующих классов вязкости классификации ILSAC;
GF-6B определен только для масел класса вязкости 0W-16 и соответствующих двигателей.


Важно понимать, что новый стандарт включает в себя две спецификации: ILSAC GF-6A и GF-6B, при этом продукты ILSAC GF-6A в полной мере обратно совместимы и, следовательно, подходят для транспортных средств, в которых использовались смазки ILSAC GF-5. Данную категорию с таким уровнем свойств отнесли к категории API «Starburst».
GF-6B не совместимы с предыдущим поколением и данной классификации внедрена специальная сертификационная маркировка API «Shield».
Это может привести к путанице, поскольку конечные пользователи могут считать, что все моторные масла ILSAC GF-6 одинаковы. Тем не менее, важно использовать правильный смазочный материал в соответствии с рекомендацией оригинального производителя оборудования (OEM), так как использование моторного масла с неправильной спецификацией может ухудшить производительность двигателя и его защиту от износа.

В нашей линейке можно выделить три продукта, соответствующим стандарту GF-6:

Особенности

Особенности

3) Моторное масло Yacco Lube HY 0W20 имеет стандарт ILSAC GF-6A.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *