Генератор: замена подшипников, щеток и щеточного узла с РН. Или как долго можно ездить на аккумуляторе?!
Обо всем по порядку.
С самой покупки легася подшумливал подшипник генератора, решил, что раз делать уже в авто нечего, можно и с ним повозиться 🙂 Какой именно, передний или задний, шумит я не знал, поэтому заказал сразу оба + щетки.
Передний Задний
Бывает такое, что берясь за какую либо работу с самого начала не покидает чувство того, что "напортачишь", но все равно продолжаешь ее делать вопреки тому, что достаточно оставить ее на следующий день, чтобы избежать проблем. Со мной это не в первый раз, достаточно вспомнить промывку форсунок. Так было и в этот раз: попытался снять шкив генератора методом застопоривания крыльчатки с помощью просунутой отвертки через переднею крышку генератора. Отломил ребро решетки. Не заладилось… Шкив открутил зажав его в тисах. Мне повезло, оба подшипника остались на валу. Задний, как и передний, снял с помощью съемника рулевых наконечников:
У переднего для того чтобы просунуть съемник пришлось "расхлестать" внешнею обойму:
Задний подшипник стоял NMB:
Аккуратно запрессовав подшипники,
, шумел кстати передний, принялся менять щетки генератора. Тут ничего сложного, как я думал, отпаял-припаял. Щетки кстати митсубиши. Вот тут и началось самое интересное. При сборке ума не хватило, что на задней крышке есть отверстие в которое необходимо просунуть булавку, иголку, проволоку и т.п., чтобы поджать щетки. Начал городить огород собрав щеточный узел на валу, и потом вставлять все это в заднею крышку, само собой не закрутив щеточный узел. Собрал значит, довольный запускаю авто и замечаю, что лампочка АКБ при вкл. зажигании не горит. Завожу, а заряда то нет… Приехали… До дома 20 км. (делал у тестя), вечер, поехал вообщем на авось 🙂 Благо хватило аккумулятора, хотя за 1-2 км. до дома, загорелась лампа АБС, чек, погас монитор да еще и удар какой-то, как я понял в аварийный режим перешел двигатель, т.к. даже до 30км\ч легась с трудом разгонялся. Начал искать проблему. Лазил в приборку, 100500 раз разбирал генератор, прозванивал все и вся, что делать не понимал. Куча форумов было прочитано, но все без толку. Машина нужна почти каждый день, приходилось ездить на аккумуляторе, каждый вечер его заряжая, благо есть зарядное. Вот так обслужил генератор 🙂 После 1-ой недели сдался, и все таки отдал на один день легася, первый раз кстати, в сервис 🙂 Вывод: умер регулятор напряжения, идет в сборе с щеточным узлом. Цена оригинала не подъемная: 6 тыс. руб. Цена б/у генератора 2 тыс. руб. Уже было собрался брать контракт, но штудируя каталоги наткнулся на регулятор от Transpo. В описании было написано только что 3-х пиновый штекер, да на митсубишовский генератор субару. У меня как раз 3-х пиновый (23700-AA520). Поиски этой запчасти привели к каталогу экзиста, через который я понял, что найденный мной регулятор Transpo IM472 подходит как на мой генератор, так и на генератор от 3л. субаря. Цена 1150 руб.
В 100501 раз разобрав генератор, заменил щеточный узел с РН:
Не прошло и 2-х недель, как удалось реанимировать генератор. Ездя сегодня не отводил глаз с вкладки монитора где показано напряжение, все стабильно, 14В 🙂
Подшипник генератора: полная разборка
Поскольку подшипник генератора по умолчанию является расходной стандартной деталью, после выработки ресурса ротор может заклинить. Однако задолго до этого водитель услышит гул, и сможет своевременно произвести обслуживание генератора своими силами.
Периодичность ТО подшипников автомобильного генератора
При обслуживании агрегата необходимо знать, какие подшипники стоят на генераторе, и какая обойма каждого из них запрессовывается. Для повышения межремонтного периода подшипники смазываются в момент установки на заводе или при замене пользователем. Считается, что этого количества достаточно на весь ресурс элементов качения.
Периодичность замены подшипников определяется на слух:
- если генератор шумит, значит произошла выработка обоймы;
- перед заклиниванием гудит подшипник генератора достаточно долго, поэтому у владельца обычно хватает времени, чтобы не доводить до этого.
Внимание: На слух обычно трудно определить, какой из двух подшипников пришел в негодность, поэтому меняются элементы качения комплектом – передний и задний.
Особенностями конструкции генератора являются:
- один подшипник назван передним, так как впрессован наружной обоймой в соответствующую (переднюю) крышку генератора;
- второй надет на вал с натягом с обратной стороны, называется задним, находится возле коллекторной группы;
- перед тем, как поменять стандартные расходные детали качения, необходимо подготовить специальный инструмент;
- чтобы добраться к деталям качения, придется вначале снять генератор, а затем произвести его полую разборку.
Например, передний подшипник можно выбить, затем установить в посадочное отверстие новый элемент качения без съемника. Важно, чтобы соответствовали наружные размеры. Задний подшипник подобным образом стянуть с вала не получится, съемник потребуется в обязательном порядке. Зато надеть новое стандартное изделие можно постукиванием молотка по втулке подходящего размера или старому подшипнику.
Замена подшипников собственными силами
Если ремонт генератора производится собственными силами, основными проблемами становятся:
- как снять передний подшипник генератора – часто завальцовывается в корпус передней крышки, усложняется запрессовка нового изделия, так как часть корпуса разрушается при демонтаже;
- снятие заднего подшипника – нужен съемник, имеющий подходящие размеры.
Однако, если в генераторе загудело, действовать нужно быстро, пока ротор окончательно не заклинило.
Демонтаж генератора
На некоторых авто генератор можно снять через капот, на других, например, ВАЗ 2112, потребуется эстакада, яма либо подъемник. Последовательность демонтажа выглядит следующим образом:
- отключение клеммы «–» от аккумулятора;
- ослабление гайки натяжителя;
- демонтаж ремня генератора;
- отключение клемм бортовой системы от демонтируемого узла;
- снятие защиты двигателя;
- откручивание двух крепежных болтов снизу;
- извлечение генератора снизу.
После этого ремонт продолжается на столе или в тисках. На данном этапе размеры, которые имеет передний и задний подшипник авто генератора, пользователю еще неизвестны, если отсутствует мануал.
Полная разборка
Так как проверить на биение подшипник генератора можно только после полной разборки, необходимо придерживаться последовательности действий:
- нанесение меток – маркером, краской или цветным лаком для ногтей отмечается взаимное расположение кожуха, передней крышки и корпуса;
- демонтаж шкива – ротор аккуратно блокируется отверткой от прокручивания, шкив отворачивается ключом;
- снятие кожуха – он обычно фиксируется защелками, которые нужно откинуть отверткой, чтобы снять указанную деталь;
- демонтаж передней крышки – отверткой откручиваются винты.
Под кожухом расположен регулятор напряжения, диодный мост, фиксаторы щеток, конденсатор. Прежде, чем заменить подшипник, следует проконтролировать износ щеток, работоспособность диодного мостика и реле напряжения, чтобы увеличить следующий межремонтный период.
Внимание: Якорь (ротор) извлекается из статорной обмотки с насаженным на вал задним подшипником, передний при этом остается внутри соответствующей крышки.
Перед заменой стандартных расходников необходимо проверить подшипники:
- задний – пальцами прокручивается наружная обойма, которая не должна издавать при вращении посторонних звуков, и не иметь люфта;
- передний – здесь, наоборот, прокручивается внутренняя обойма и контролируется люфт при раскачивании подшипника внутри посадочного места пальцами.
Производители дружно рекомендуют сменить переднюю крышку вместе с подшипником, особенно если он завальцован внутри посадочного места. На практике для снижения бюджета ремонта крышку оставляют для дальнейшей эксплуатации, поскольку она стоит 150 – 300 рублей.
Передний подшипник
Если по результатам предыдущего теста требуется замена переднего подшипника генератора, старое стандартное изделие извлекается из передней крышки:
- подшипник можно выбить внутрь, положив крышку на кирпичи наружной стороной вверх;
- либо закрепить крышку в тисках;
- или использовать специальный съемник.
При наличии вальцовки этот фиксирующий элемент разбивается безвозвратно.
После того, как владелец снял выработавший ресурс расходник, внутрь передней крышки монтируется новый подшипник:
- крышка переворачивается внутренней стороной вверх;
- посадочная поверхность обрабатывается герметиком;
- на наружную обойму устанавливают втулку подходящего диаметра;
- легкими ударами забивают подшипник внутрь посадочного места до упора;
- смазываем шарики между обоймами или набиваем смазку в специальные отверстия.
Проверенный на биение подшипник готов к эксплуатации, сборка осуществляется в обратной последовательности.
Задний подшипник
Производится замена заднего подшипника генератора следующим образом:
- демонтаж своими руками – губки съемника обхватывают наружную обойму, вращением центрального винта подшипник стягивается с посадочного места;
- установка – стандартное изделие насаживается на вал, на внутреннюю обойму устанавливается втулка подходящего диаметра, после чего, по ее поверхности производится постукивание молотком.
Затем остается смазать подшипник и проконтролировать биение, вращение наружной обоймы. Подшипник закрытого типа или с резиновыми уплотнениями уже смазанный на заводе, что снижает время ремонта и его бюджет.
Типоразмеры подшипников и производители
Прежде чем поменять подшипник на новое стандартное изделие, его нужно купить. Маркировка этих стандартных расходных деталей сложная, цифры в ней расшифровываются по специальным таблицам. Причем обозначения подшипников по ГОСТ 3189 не совпадают с маркировкой зарубежных производителей, поэтому пользователю необходимо знать следующие нюансы:
- маркировка состоит из трех частей (основная, левая, правая), и блоков внутри них;
- в левой и основной части блоки расположены справа налево, а в правом блоке наоборот, слева направо;
- в автомобилях передний подшипник генератора чаще всего имеет обозначение основной части 302 или 303, а задний 202 либо 203;
- обычно используются радиальные шариковые модификации с кодом 0 (0302 или 0202) либо шариковые радиально-упорные с кодом 6 (6303 и 6203);
- поэтому для указанных параметров расшифровать размеры можно по нижней таблице;
- для подшипников иностранного производства применяется схожая маркировка.
В суффиксе (правая часть маркировки) импортных подшипников содержится дополнительная информация. Например, буквы и цифры могут обозначать:
- 2RS и RS – двухстороннее и одностороннее уплотнение резиновое, соответственно;
- N и NR – паз на наружном кольце без защелки и с защелкой, соответственно;
- J – стальная обойма;
- Z – защита листом с одной стороны без уплотнений.
Основная проблема автолюбителя при самостоятельном ремонте – многообразие типоразмеров подшипников внутри генератора:
- угадать маркировку до разборки, когда машина еще на ходу, сложно;
- после демонтажа и разборки генератора размеры и маркировка известны владельцу, но ехать в магазин приходится на другой машине;
- в некоторых магазинах продавцы практикуют удобную систему – автовладелец забирает 4 подшипника 202, 203, 302 и 303, возвращает два из них обратно.
Эти модификации имеют размеры:
В виду многообразия брендов и марок авто, различной мощности и конструкции генераторов, проще изучить мануал перед заменой подшипников. В нем маркировка этих стандартных деталей и адекватные варианты замены указаны в обязательном порядке.
Самыми дорогими считаются подшипники производителя FAG – 450 рублей (6303 модификация) и SNR – 400 рублей (6203 ZZ). Наполовину дешевле подшипники фирм Koyo – 200 рублей за 6303С3, NTN – 180 рублей за 6203ZZ и Nachi – 150 рублей за 6203ZZ. Комплект стандартных изделий для генератора КЗАТЭ на ВАЗ 2114 (16 В) от китайского производителя C&U обходится в 1100 рублей. По умолчанию этот генератор комплектуется китайскими расходниками SKF 6202 и SKF 6303 (оба с суффиксом 2RS) еще на заводе.
В старых ВАЗ 2110 генератор комплектовался подшипниками 302 и 202 2RS, в новых используется генератор с другим валом, потребуются стандартные изделия 303 и 203, соответственно.
Съемники для стандартных деталей
Передний подшипник достаточно просто выбить из крышки молотком, даже при наличии обвальцовки, поэтому в 99% случаев используется только съемник задних подшипников генератора двух видов:
- с двумя лапками;
- с тремя лапками;
Более того, приспособление можно изготовить самостоятельно, наиболее популярны две конструкции:
- нижняя часть разрезной втулки надевается на внешнюю обойму подшипника, сквозь верхнюю часть проходит болт, половинки втулки стягиваются трубчатым кожухом, под гайку на болт надевается крышка из толстостенного металла;
- в квадратной трубе снизу изготавливаются пропилы, в которые после надевания на наружную обойму подшипника вставляются стальные пластины, к верхней части трубы приварена гайка, в которую вкручивается болт достаточной длины.
С самодельными приспособлениями замена подшипника генератора происходит и быстрее, и дешевле. Однако на их изготовление потребуется некоторое время.
Полезные советы
Во время эксплуатации на генератор попадает влага, поэтому при демонтаже и разборке актуальна информация, чем смазать резьбовые соединения. Для этого создан спрей WD-40, которым обрабатываются разъемные соединения за 5 – 7 минут до откручивания.
Перед тем, как заменить подшипники, следует произвести ревизию узлов:
- коллекторные кольца, щетки и щеткодержатели;
- диодный мост и регулятор напряжения;
- обмотка статора и магниты якоря.
Поскольку стандартные детали качения являются высоконагруженными подвижными соединениями, лучшим вариантом остается смазка LM50 для подшипников генератора от производителя Liqui Moly по цене 800 руб/упаковка.
На втором месте стоит смазка компании SKF модификации LGWA 2 стоимостью 950 руб, на третьей позиции рейтинга находится продукт EP 2 от Газпромнефть (цена вопроса 175 рублей).
Литиевая смазка Литол для подшипников генератора применяется при бюджетном ремонте своими руками.
Таким образом, передний подшипник генератора лучше менять в комплекте с одноименной крышкой. Для демонтажа заднего подшипника необходим съемник. Однако все операции ремонта доступны для самостоятельного исполнения в гараже.
Сколько ходят подшипники в генераторе?
Как показывает практика замена подшипников генератора рекомендована уже к 150 тысяч километров пробега, либо ранее. Помните, что шум абсолютно не влияет на эффективность работы, но он является предвестником скорой замены детали. Ведь подшипник генератора может выйти из строя в самый неподходящий момент.Apr 12, 2018
Как понять что нужно менять подшипник генератора?
Нужно покачивать и вращать переднюю крышку, при этом поддерживая шкив. Заедание, люфт, шум – все это указывает на износ подшипника. Признаки непригодного к использованию подшипника генератора:Шум, гул, свистящие звуки при вращении ротора;Быстрый и чрезмерный нагрев;Проворачивание шкива;Нестабильная зарядка.
Почему начинает гудеть подшипник ступицы?
Подшипник в ступице начинает гудеть по причине износа его сопряженных деталей – шариков (либо роликов) и дорожки их качения внутри обоймы подшипника. Содержание: Причины неисправности ступицы колеса.
Сколько ходят подшипники в генераторе? Ответы пользователей
Как показывает практика, замену подшипников генератора рекомендуется проводить уже от 150 тысяч километров и раньше. Помните, что шум абсолютно .
Сколько ходят генераторы? В среднем ресурс стартеров и генераторов составляет около 120 тыс. км или 4-5 лет эксплуатации. Относительно небольшой срок службы .
Сколько ходят генераторы? . В среднем ресурс стартеров и генераторов составляет около 120 тыс. км или 4-5 лет эксплуатации. Относительно небольшой срок службы .
только если делать стальные, тогда ходить будет, но у меня на тот момент времени вытачивать небыло… . Есть вариант установки стальных контактных .
Кто знает номера подшипников и размеры, напишите пожалуйста в комментарии. Сколько в среднем ходят щетки в генераторе?
На старом подшипнике была маркировка: BB1-0633A. Отечественный аналог — подшипник № 303. Задний подшипник (со стороны контактных колец) FAG .
Тем не менее, ультрасовременные модели могут иметь и другое расположение подшипников, а также их количество. Поэтому, если вы думаете, что сами разберетесь, как .
Далее для проверки завел авто без ремня генератора — визг пропал, . подшипника код135237.подшипники наши долго не ходят,рекомендую nsk .
Опытные шоферы утверждают, что по звуку гудения подшипника можно определить род поломки генератора (механический или электрический). Почему опасно ездить, если .
Сколько ходят подшипники в генераторе? Видео-ответы
Подшипники в генераторе теперь гудеть не будут никогда/ замена подшипника генератора ваз
Вечные подшипники в генератор Как 100% навсегда избавиться от гула подшипников в генераторе.
Часть 1. Как выбрать подшипник генератора, который будет служить долго. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ. СМАЗКА.
Лучшие подшипники генератора, подшипники натяжных и обводных роликов ремней и подшипники кондиционеров.
Сколько ходит генератор на Kia Rio / Hyundai Solaris
В видео показываю когда уходит генератор на Киа Рио и Хендай Солярис (Kia Rio Hyundai Solaris) Регулятор напряжения .
Замена подшипника генератора
Замена переднего подшипника генератора на Chery Tiggo с двигателем Mitsubishi 4G64 2.4 и 4G63 2.0 Номер подшипника .
Как определить шум подшипника генератора?
Как понять что подшипник генератора вышел из строя?
Признаки непригодного к использованию подшипника генератора:
- Шум, гул, свистящие звуки при вращении ротора;
- Быстрый и чрезмерный нагрев;
- Проворачивание шкива;
- Нестабильная зарядка.
Какие подшипники стоят в генераторе ваз 2110?
Передний подшипник генератора ВАЗ 2110 (номер – 6303, артикул – 180302) имеет размеры – 17×47×14 мм. А задний подшипник с номером 6203 и артикулом 80203 – 17×40×12 мм. Зарубежные их аналоги маркируются: передний – 6303-2RS и задний – 6203-2RS.
Почему шумит генератор?
Основной причиной шума генератора являются вышедшие из строя подшипники. … Убедиться, что шумит сам генератор можно так: просто ‘дать газу’, и тогда шум или свист должен увеличиться, т. к. автомобильный генератор непосредственно связан с двигателем и его отдача жестко привязана к оборотам двигателя.
Сколько служат подшипники генератора?
Как показывает практика замена подшипников генератора рекомендована уже к 150 тысяч километров пробега, либо ранее. Помните, что шум абсолютно не влияет на эффективность работы, но он является предвестником скорой замены детали. Ведь подшипник генератора может выйти из строя в самый неподходящий момент.
Можно ли ездить если гудит подшипник генератора?
Гул в районе генератора, как правило, сопровождается отклонениями работы бортовой электрической сети. Но даже если показатели бортовой сети в полном порядке, не стоит рисковать и садиться за руль, если слышно гудение подшипников генератора. Это может быть очень опасно и для водителя, и для пассажиров.
Как понять что генератор умирает?
Неисправности генератора проявляются по-разному, однако в большинстве случаев они не приходят внезапно; у водителя есть время, чтобы заметить грядущую поломку и минимизировать неприятности.