Аудиосистема. От и до… Часть 2.
Я не буду писать неинтересные вещи про то, как я разбирал салон, где какие провода прокладывал, как трудно не потерять все саморезы, когда все разобрано… и т.д. это никому не интересно. Статья будет больше обращена на концепцию и методы постройки и настройки аудиосистемы…
Единственное стоит оговориться, что вся система питается от штатной АКБ через провод 4 Ga. Масса усилителей прикручена в багажнике. На акустику идут провода 2.5 мм2.
Динимики установлены, салон практически собран.
Итак настройка:
Автомобиль может быть любой, от малолитражки до турбомонстра, но если вы не умеете им управлять, радости он вам не доставит…
Так и в звуке. Установка очень важный аспект и наверное самый главный, правильно установленные компоненты позволят полностью раскрыть свой талант к воспроизведению, так же как и бездарно прикрученные дорогущие динамики и усилители всего-лишь деталь интерьера вашего автомобиля, не относящаяся к звуку. НО настройка тоже имеет довольно весомое значение.
Казалось бы… что там настраивать… неискаженный уровень, да стыковку саба с мидбасом. Вообщем так и есть… НО все же этому тоже нужно уделить некоторое внимание…
Основные параметры, про которые я писал выше, настраиваются на слух. И ничего сложно там нет. Сабвуфер по уровню должен чуть превосходить мидбас, но не сильно, иначе он будет выделяться на общем фоне, оттягивая “внимание” на себя. Саб не должен быть на слух как отдельное звено. Он должен играть вместе с фронтом. На слух мы не должны его локализовать в багажнике.
Исходя из этого для сабвуфера я выбрал довольно низкую частоту среза – 50 Гц. Регулировка происходит на головном устройстве. Все бы хорошо, но для того чтобы все у нас заиграло хорошо и слитно, просто необходимо, чтобы фронт тоже “доигрывал” до этих 50 Гц… Иначе мы услышим только отдельный саб в багажнике и разочарованный голос певца спереди. Тут мы непременно должны вспомнить о качестве установки, а точнее фронтальной акустики. Ради этого делается акустическая обработка дверей (в простонародье шумка). Фронтальный динамик должен работать в замкнутом обьеме двери, и шумоизоляционный материал клеится туда именно для этого, а не для того, чтобы стало тише в машине. (т.е. это основная задача и без нее никак). Ну с этим у нас все нормально. Да и акустика у нас не самая простая. MM6 славится своей низкочастотной частью… все ли там так хорошо? А вот не совсем. У MM6 есть довольно выраженный горб снизу (да и не только снизу). И если их не резать фильтром, то даже на слух они будут довольно выражено “бубнить”. Но это не только (-) Но и (+). Так как их можно “резать” несколько выше, чем сабвуфер. Я выбрал 80 гц. Сложение фильтра и этого горба дает довольно ровную АЧХ и правильную стыковку с сабвуфером.
Посмотрим… а поможет в этом нам спектроанализатор Phonic. И тестовый диск “Настройка и тестирование. Диск 2” от SPL Club’а (одним из создателей которого я являюсь…)
Что это? Да в общем неплохая характеристика, но естественно со своими больными местами… Самы неприятные из них – провалы на 630 Гц и 2 к Гц. Скорее всего это связано с геометрическими размерами салона. Т.е. поперечный резонанс. Но не стоит расстраиваться…
Так же мне не понравилась горка после 3 кГц… Я так долго писал про кроссовер и тут облажался? Не думаю, давайте по порядку…
40 гц – опять-же геометрия кузова и сказывается размещение сабвуфера в багажнике – резонанс. Но с другой стороны на слух не так сильно гудит, а в некоторых композициях это даже сыграет на руку (будет колбасить). Зато идеальная стыковка сабвуфера с мидбасом какая, как по линейке!
Первым делом отключаем саб – смотрим, еще раз убеждаемся, что частота среза для мидбаса мы выбрали правильную. Он прекрасно чувствует себя на 63 Гц.
Но откуда все-таки эта горка на 3-4 к Гц?
Отключаем твитер и меряем один мидбас (я просто поместил прибор в ближнее поле динамика). И что мы видим! О ужас – вот он – пик коммунизма. Вместо того, чтобы плавно заваливать АЧХ на высоких, как делают это все нормальные динамики он – дает нам огромный горб на 4 кГц (зато остальное очень даже ничего). Этот горб дает карбоновый колпачек на динамике…Все-же MM6 лучше использовать в 3-х компонентной системе. Стоит об этом подумать!
Что делать? Не уж-то ломать динамик и отклеивать с него эту карбонину. Не, я это делать не буду. Вспомним о кроссоверах… Переключателями, которые установлены у меня в кроссоверах я добился положения, при котором этот горб хоть и не выравнивается, но прилично минимизируется, что сразу отражается на звуке. Таким образом мы немного разносим частоты среза на мидбас и твитер. Мидбас мы режем на 3.5 кГц, а твитер на 5 кГц. Получая небольшой провал в этом диапазоне, в который как раз попадает этот резонанс.
В принципе, можно было переделать кроссовер с учетом полных акустических характеристик салона и динамиков, но я считаю это достаточным. Ничего “криминального” здесь нет.
Так как наша система не оснащена ни эквалайзерами ни процессорами, то вообщем-то АЧХ править больше нечем, да и собственно не столь нужно.
Слушаем – нормально. Играет, да и не плохо. Есть, правда, привязка к правой стороне (на водительском месте)… Начинаем менять фазы на динамиках оценивая акустическую фазу по тому-же диску. Выясняем, что наилучшие результыты имеем при перевернутой фазы мидбаса на левом канале (просто меняем + — на динамике). Еще раз слушаем, удивляемся, что привязки к стороне нет, хотя и сцена узковата и как-то немного скомкана, но по центру. К тому-же это уже совсем другая история… И в беспроцессорной системе очень сложно добиться правильной сцены с 2-х полосным фронтом. Но получилось вполне достойно!
Настраиваем связку мидбас+сабвуфер
Вы всегда можете разобрать салон своего автомобиля, вытащить все поглотители и затем выяснить точную частоту основного резонанса. Правда, скорее всего, потратите зря время — она окажется близко к указанной.
Указанная частота является референсной. Если выше этой частоты сабвуфер оказывается громче мидбаса, то вы наверняка слышите «бас в багажнике» и «задержки баса». Если же мидбас забирается ниже этой частоты, то вы теряете в КПД — оформление мидбасов работает не оптимально.
Пользуясь вольтметром или процессором, настраиваем срезы на нужную частоту. Выставляем сперва нужный уровень громкости на ГУ, а затем регулируем уровень на усилителе, глядя на индикатор клипа или осциллограф. Затем попеременно включаем сабвуфер и мидбас на референсной частоте — проверяем, выполняется ли условие.
Если на референсной частоте мидбас тише сабвуфера, что бывает наиболее часто, то плавно опускаем срез сабвуфера вниз, чтобы на целевой частоте сабвуфер пел на спаде. Если же и этой меры недостаточно, то есть следующие варианты: либо дорабатываем оформление мидбасов, либо наращиваем возможности мидбасов, либо убавляем гейн сабвуфера, либо миримся с проблемами и смещаем референсную частоту вверх.
Это начальная процедура настройки, но, вероятно, не конечная. Пробуя впервые, настройка может отнять некоторое время, но затем все это действо проходит легко и быстро. После настройки какое-то время слушаем, а затем подстраиваем при необходимости под личные вкусы.
Малоизвестности при состыковке сабвуфера и мидбасов – как обойти подводные камни?
Малоизвестности при состыковке сабвуфера и мидбасов – как обойти подводные камни?
Возникли практически-теоретические вопросы к более опытным форумчанам по сопряжению мидбасов и сабвуфера:
1. На какой частоте разделить частоты между мидбасами и сабвувфером: 63,80,100 Гц? (Чтобы и локализации саба не было, и конкретные мидбасы ещё не упали)
2. Низкие частоты на сабвуфер можно резать на голове P88RS (6,12,18 Дб/окт), и на сабвуферном усилителе MRP-M500 (50-200Гц, 24Дб/Окт). Вопрос: резать на одном устройстве или на обоих? Если резать на голове, то с какой крутизной? ( Аналогичный вопрос возникает и с обрезкой частот на фронтальные динамики)
3. Каков правильный алгоритм установки уровня сабвуфера для корректного сопряжения с мидбасами? Запас мощности и у сабвуферного динамика , и у усилителя сабвуфера достаточно большой и искажений не чувствуется в широких пределах регулировки. В частности, ставить усиление на голове в ноль и далее регулировать на усилителе сабвуфера, или ставить усилитель в ноль и далее регулировать на голове?
4. Стоит ли вообще задействовать схему подъёма баса на 50 Гц (такая имеется на усилителе сабвуфера) , если небольшой сабвуфер 8” будет работать в общем то узком диапазоне примерно от 40 до 80 Гц?
Спасибо (большое и искреннее) откликнувшимся!
- Eton WPRO-170 саб или мид?
- Как споется саб с мидбасом?
- IASCA есть ли подводные камни?
- Межбочные на саб и мид=)
Если Вы впервые на нашем Форуме:
- Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
- Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
- Для изучения Форума не обязательно регистрироваться — практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.
Re: Малоизвестности при состыковке сабвуфера и мидбасов – как обойти подводные камни?
Re: Малоизвестности при состыковке сабвуфера и мидбасов – как обойти подводные камни?
После прочтения съесть!
Re: Малоизвестности при состыковке сабвуфера и мидбасов – как обойти подводные камни?
Я думаю схема подъема баса это басбуст,если вы имеете ввиду его, то его задействовать не стоит, т.к. получишь гудешь, пердешь!
Репутация: лучше не знать Регистрация 15.02.2009 Город/село Мазыр Палессе Сообщений 5,538 Спасибо (Раздал) 1857 Спасибо (Получил) 3634
Re: Малоизвестности при состыковке сабвуфера и мидбасов – как обойти подводные камни?
Сообщение от Izb
———- Post added 22.02.2010 at 15:56 ———-
Сообщение от Izb
Ниже 100 Гц
Для того, чтобы не допустить выявления сабвуфера в багажнике автомобиля, необходимо разобраться, что происходит в автомобиле на частотах ниже 100 Гц, и воспользоваться теми особенностями слухового восприятия, которое нам подарила природа.
Исследование акустики говорят о том, что в области ниже 700 Гц действует временной механизм локализации источника звука: мозг реагирует на различие времени прихода звука к правому и левому уху слушателя. Если ее нет (звуковая волна достигает обеих ушей человека одновременно), то человек считает, что источник звука находится строго напротив нее, а увеличение различия означает сдвиг от центра — тем более, чем больше временное различие.
Такой механизм локализации хорошо работает в области верхнего баса и нижней середины. Ниже по диапазону способность нашего "вычислительного центра" к локализации постепенно ухудшается, потому что длина волны звукового сигнала увеличивается настолько, что при прохождении расстояния между левым и правым ухом человека фаза звукового сигнала практически не меняется. Исследования показывают, что ниже 100 Гц человеческий слух не в состоянии определить местонахождение источника звука. Теперь посмотрим, что произойдет, когда мы установим динамик в автомобиль. На средних частотах он будет создавать звуковые волны, которые будут распространяться в автомобиле, отражаться от поверхностей салона и взаимодействовать между собой. Со снижением частоты в какой-либо момент линейные размеры автомобиля ограничат распространение волн. Частота, на которой это состоится, определяется длиной салона (F=170/L, где L — длина салона, м; F — частота, Гц). Например, для салона длиной 2,5 м она составит порядку 70 Гц. Ниже этой опорной частоты вступает в действие другой механизм распространения звука — компрессионный, который, между прочим, длительное время не признавали некоторые инженеры, заодно считая невозможным воспроизведение нижнего баса в автомобиле. Но вспомните банальные наушники, в них тоже нет места звуковым волнам низкой частоты, но, как мы знаем, многие с них воссоздают бас очень неплохо. Итак, когда вступает в действие компрессионный механизм, человек воспринимает низкие частоты только за счет пульсаций звуковой давления: диффузор сабвуфера, двигая вперед, сжимает воздух в салоне и тем самым повышает давление. При обратном ходе мембраны давление уменьшается. Согласно физическим законам, изменение звуковой давления внутри автомобиля происходит практически синхронно во всех уголках салона, поэтому ниже опорной частоты расположения сабвуфера не может быть локализовано. Действие двух описанных факторов (ухудшение локализации по мере снижения частоты и компрессионный механизм воспроизведения звука) в соединении с возможностью человеческого мозга интегрировать сигналы от разных источников звука (в данном случае фронтальных АСС и сабвуфера), что приходят с небольшим различием во времени, позволяет говорить о том, что не имеет значения, где в автомобиле расположен сабвуфер. Если он не воссоздает частоты выше опорной, а фронт и тыл хорошо "сшитые" друг с другом и согласованы по уровню, то сабвуфер не будет локализован, а звуковые образы расположатся в фронтальной части салона. Однако на практике все иначе, и даже при наличия нескольких козырей в редком автомобиле можно встретить систему, способную создать иллюзию фронтального баса. Почему? Ниже мы рассмотрим наиболее важные причины.
Сабвуферный кроссовер
Правило первое, что вытекает с вышесказанного: нельзя допустить проникновение в сабвуферний тракт сигналов с частотой, выше опорной, допустим, 70 Гц. Как этого добиться? Простейший способ — отсечь вредные сигналы кроссовером усилителя. Предположим, в нашем распоряжении имеется ФНЧ первого порядка, и мы его настроили на 70 Гц. На выходе усилителя мы получим сигнал, в спектре которого будет содержаться полезный частотный диапазон и составные более высоких частот, но ослабленные по уровню. Насколько ослабленные? Например, уровень сигнала на частоте 140 Гц будет всего на 6 дБ меньше, чем на 70 Гц. К чему это приведет? Сабвуфер будет воссоздавать частоты, отведенные фронтальным динамикам, а это приведет к локализации НЧ- Динамика. С увеличением порядка фильтра вероятность выявления низкочастотника будет снижаться, а оптимум зафиксируется при крутизны характеристики затухания 24 дБ/акт. Именно такие фильтры производители чаще всего устанавливают в сабвуферные усилители среднего и высокого класса.
Итак, запомним: чем ниже частота деления фронт-сабвуфер и выше порядок фильтра, тем меньше вероятность локализации сабвуфера в багажнике. Отступить от этого правила, да и то ненамного, можно только в одном случае — если салон автомобиля небольшой и, соответственно, компрессионный механизм возникновения звука начинается с частоты 90-100 Гц. Для того, чтобы определить верность настройки частоты среза, используйте музыкальную композицию. Включите сабвуфер без кроссовера; когда динамик перестанет воссоздавать мелодию записи (из него будут доноситься только глухие, не локализуемые звуки), можно остановиться.
Возможности фронтальных АС
Как безболезненно снизить частоту деления фронт-сабвуфер? Единственный путь — это использования фронтальных АСС, способных воспроизводить как можно более низкие частоты. Однако возможности динамиков не безграничные и определяются типоразмерами: для 4- дюймовой головки нижняя предельная частота составляет обычно 150 Гц, для 5- дюймовой — 90 Гц, для 6- дюймовой — 70 Гц, а для 8- дюймовой — 45-50 Гц. Располагая такой информацией, можно предположить, что наилучшим образом поставленной задаче отвечает 8- дюймовый динамик, и именно его необходимо использовать. Это абсолютно верно. Но чаще всего интеграция такого излучателя в автомобиль затруднена через большую установочную глубину и конструктивные ограничения дверей, так что от нее приходится отказываться. Для владельца средне объемного автомобиля это целиком простительно, но если вы устанавливаете аудиосистему, например , в американский внедорожник, то идти на зад ни в коем случае нельзя — в противном случае вы столкнетесь с проблемой локализации сабвуфера. Обратимся теперь к более обычным автомобилям. Какой типоразмер НЧ/ СЧ-Динамика необходимый для вазовской "десятки" и ее одноклассников? Наиболее лучший — 16 сантиметров, причем желательно по возможности выбирать наиболее басовитые динамики, это упростит достижение фронтального баса. Для автомобилей, близких по габаритам к "Оке" или "Таврии", требования менее твердые: вы можете выбрать 13- сантиметру, но, как и в предыдущем случае, преимущество необходимо отдать динамикам, способным играть как можно ниже .
Помогите настроить 3х полоску
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Войти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
- Ответов 33
- Создана 2 г
- Последний ответ 2 г
Топ авторов темы
loony6233 6 постов
Дмитрий Чиж 3 постов
rr26 7 постов
ded600 13 постов
Популярные дни
Популярные посты
Это конечно познавательно/интересно/занимательно, но возьми кроссовер усей — он тоже вносит изменения в сигнал. Замкнутый круг получается)) если серьезно, это уже крайности, имхо)
@ded600 тебе подсказали — на слух. Фактически, это означает настроить фильтра таким образом, чтобы тебе нравился звук и не повреждались динамики. Если ты боишься горбов, то и попробуй настроить ср
loony6233
Никому больше этого не советуйте! У меня был саб в ЗЯ, сверху резал на 40гц 1 порядком. Где правда.