Как определить раннее или позднее зажигание
Работа любого двигателя внутреннего сгорания основана на преобразовании энергии, выделяющейся при сгорании топливовоздушной смеси, в механическое воздействие.
В этом случае очень важно, чтобы зажигание происходило в строго определенное время и в бензиновых двигателях за это отвечает система зажигания.
При этом часто можно услышать, что зажигание центрального «сбито», и это рано или поздно.
Что это за явления и чем они наполнены — мы постараемся в этом разобраться, а также рассмотрим, что делать в таких случаях.
Зачем нужно опережение зажигания?
Разберем немного теорию работы ДВС.
Так, в автомобильных двигателях поршень в цилиндре двигателя движется возвратно-поступательно, то есть вверх и вниз.
В этом случае весь механизм делится на 4 части (стержни), так называемые стержни (есть еще двухтактные двигатели, но мы их рассматривать не будем).
Один такой ход — это рабочий ход, при котором поршень движется вниз.
это наиболее важно, потому что именно этот ход влияет на трансформацию (зажигание сопровождается выделением большого количества энергии, которая давит на поршень, заставляя его двигаться, что, в свою очередь, обеспечивает вращение коленчатого вала).
Все остальные такты являются подготовительными, т.е оставшиеся три такта делают все, чтобы рабочий ход произошел, то есть заполняют цилиндры компонентами смеси, обеспечивают их сжатие и удаляют продукты сгорания.
С принципом работы двух- и четырехтактных двигателей читайте здесь https://autotopik.ru/obuchenie/851-princip-raboty-dvigatelya.html.
Теоретически для достижения максимальной эффективности воспламенение смеси — момент воспламенения, должно произойти, когда поршень достигнет ВМТ (он начнет двигаться вниз), поэтому выделяемая энергия будет воздействовать на него по максимуму.
На самом деле все немного иначе. Сгорание топлива не происходит мгновенно, и этот процесс требует времени.
А если включить смесь, когда поршень находится в ВМТ, до того момента, когда будет высвобождено максимальное количество энергии, она будет уменьшаться и благотворный эффект всего процесса уменьшится, причем значительно, так как энергия будет работать «Погоня».
Для максимальной эффективности топливовоздушная смесь воспламеняется немного раньше, чем поршень достигает ВМТ.
Следовательно, пока поршень не достигнет наивысшей точки и не пройдет через нее, смесь успеет полностью сгореть, и воздействие энергии, выделяющейся в этом процессе, на поршень будет максимальным.
Эта особенность протекания процессов в двигателе даже получила название — опережение зажигания. Это также называется опережением зажигания, поскольку измерения проводятся по вращению коленчатого вала.
То есть момент зажигания — это угол, при котором коленчатый вал не поворачивается, чтобы поршень оказался в ВМТ.
Что такое позднее и раннее зажигание?
Угол опережения должен иметь строго определенные значения, а их нарушение называется только поздним и ранним зажиганием.
Теоретически мы уже частично рассмотрели позднее возгорание. Этот термин означает, что зажигание происходит поздно, когда поршень уже максимально приближен к ВМТ или уже достиг ее.
В результате смесь в цилиндре не успевает полностью сгореть до начала рабочего хода.
Раннее зажигание — полная противоположность позднему зажиганию. То есть воспламенение смеси происходит, когда поршень находится далеко от ВМТ.
В результате получается, что энергия уже высвободилась, но поршень ВМТ еще не прошел, и вместо полезного действия выполняет отрицательное действие: противостоит поршню (он все еще поднимается, а энергия уже нажимая на нее).
Чем опасны такие нарушения?
При обоих этих явлениях нормальная работа панели управления прерывается.
Кроме того, позднее зажигание и раннее зажигание имеют свои специфические признаки, свидетельствующие о несоответствии угла опережения.
Если у двигателя запоздалый запуск, силовая установка:
- Очень плохо заводится, особенно когда холодно»;
- «Хлопает» в выхлопной или топливной системе.
- Не развивает мощность, существенно снижается динамика разгона;
- Он очень быстро нагревается, пока не перегреется;
- Потребляет значительно больше топлива;
Признаки раннего возгорания немного другие, а именно силовой агрегат:
- Слышен сильный металлический стук;
- Повышенный расход топлива.
- Усердно работает»;
- Нестабильная работа и потеря мощности на малых оборотах;
- Проявление детонационного горения;
А это всего лишь признаки неправильно установленного зажигания. Последствия продолжения вождения автомобиля с неправильно установленным зажиганием могут быть очень серьезными.
При отложенном угле опережения не выполняется одно из условий нормального сгорания топлива: в момент пика сгорания оно больше не находится под давлением (поршень опускается, а объем камеры сгорания быстро увеличивается).
По этой причине он больше не может гореть полностью, а несгоревшие компоненты откладываются на внутренних поверхностях в виде нагара.
В конечном итоге это приводит к сильному коксообразованию в двигателе и отказу двигателя.
Начальный угол опережения еще более опасен. При таком воспламенении выделяющаяся энергия обеспечивает реакцию поршня, что приводит к возникновению ударных нагрузок на ЦПГ и КШМ (именно они сопровождаются ударом металла).
Дальнейшие операции приводят к физическому повреждению элементов: истощению поршней, изгибу шатунов, повышенному износу вкладышей коленчатого вала.
То есть двигатель сломается даже быстрее и серьезнее, чем при позднем зажигании.
Разница между инжекторной и карбюраторной системами зажигания
Поэтому очень важно правильно установить время зажигания. И вы можете сделать это сами.
Сразу заметим, что на бензиновых силовых установках используются разные топливные системы: карбюраторная (устарела и больше не устанавливается на новые автомобили, но пока очень распространена) и инжекторная.
В современных инжекторных автомобилях такая операция, как установка угла зажигания, не требуется. Это связано с тем, что за работу системы зажигания отвечает электронный блок управления.
Он содержит всю информацию, касающуюся момента включения, и полностью ей следует.
В такой машине все работает так: многочисленные датчики, установленные на двигателе, передают данные в ЭБУ.
На базе он дает команды системам двигателя: мощность и зажигание.
Для топливной системы ЭБУ показывает, сколько и когда запустить топливо и воздух в цилиндрах, а для зажигания — в какое время зажигать искру.
Но стоит отметить, что повреждение датчиков или нарушение геометрии положения составных элементов двигателя может привести к изменению угла атаки.
Поэтому даже на инъекционной машине могут появиться признаки выключенного зажигания.
При этом вручную изменить угол невозможно, так как данные вводятся в ЭБУ, единственное, есть возможность перепрошить блок и «заполнить» его информацией с измененными данными.
Что касается механической части, то автовладельцу остается только проверить работоспособность датчиков, а также совпадение всех меток на коленвале и распредвалах.
Учтите, что не все автомобили с системой впрыска топлива имеют электронный блок, отвечающий за работу системы зажигания.
На старых автомобилях с такой топливной системой ЭБУ контролирует только подачу топлива, что касается зажигания, у них отдельная система, и все работы по регулировке проводятся отдельно, то есть так же, как и в автомобиле на карбюраторе.
Принцип работы зажигания на карбюраторном моторе
Чтобы понять, как отрегулировать угол опережения на карбюраторных автомобилях, следует сначала разобраться в устройстве этой системы, причем не полностью, достаточно только секции «распределитель катушки зажигания».
Следовательно, катушка обеспечивает создание импульсов высокого напряжения, которые передаются на распределитель, который также является распределителем.
В крышке распределителя 5 клемм (для 4-х цилиндрового двигателя). Центральный предназначен для приема электрического импульса от катушки.
Остальные 4 клеммы (расположенные по окружности) используются для подключения высоковольтных кабелей к свечам зажигания.
Под крышкой находится ползунок — специальный элемент, передающий импульс, полученный от катушки, через провода свечи зажигания.
Здесь все просто: центральный вывод через угольный электрод постоянно контактирует с металлической пластиной, установленной на слайдере.
Ползун с этой пластиной поворачиваясь, соединяет центральный вывод с одним из боковых, и выхлоп идет на свечу зажигания.
Этот ползун получает вращение от распределительного вала и, в свою очередь, от коленчатого вала.
Имея эту информацию, можно понять, что для регулировки угла опережения зажигания на карбюраторном автомобиле достаточно просто повернуть корпус распределителя вокруг оси.
В результате контакты выводов свечи зажигания смещаются относительно ползуна и рано или поздно замыкают их (в зависимости от того, куда повернут корпус).
Способы установки зажигания
важно знать, где и на сколько повернуть корпус, чтобы правильно выставить зажигание.
Существует несколько методов установки угла опережения зажигания на автомобиле, при которых ЭБУ не отвечает за работу системы зажигания, а все работы выполняются вручную.
Наиболее точный метод настройки зажигания — использовать стробоскоп.
Технология настройки угла атаки с его помощью очень проста, и для ее выполнения вам потребуются только:
- Набор ключей;
- Белый маркер или краска.
- Стробоскоп;
Регулировочные работы следует проводить при прогретом двигателе. Рассмотрим, как все делается, на примере ВАЗ-2107 с карбюратором.
Отметим, что описанный способ подходит практически для всех автомобилей с карбюратором, а также инжекторных моделей, где установка производится вручную.
- Поворачиваем коленвал до совмещения меток на шкиве с метками на защитном кожухе привода ГРМ. У ВАЗ-2107 на крышке 3 маркировки: две короткие и одна длинная. Длинная выемка указывает на ВМТ в первом цилиндре, в то время как короткие соответствуют углу опережения в 5 градусов (центральная выемка — 5 градусов, крайняя короткая выемка — 10 градусов). Необходимо совместить метку на шкиве с центральной на крышке;
Принцип регулировки со стробоскопом практически одинаков для всех автомобилей. Единственное, метки можно совмещать не только по шкиву, но и по маховику (есть тоже), кому-то так удобнее.
В отличие от стробоскопического метода, лампа не обеспечивает точной настройки угла.
Но все же этот способ вполне применим, тем более что с его помощью можно регулировать зажигание даже в дороге. Пример — ВАЗ-2108.
Из инструментов понадобится только лампа накаливания на 12 вольт, два провода и набор ключей.
Чтобы отрегулировать освещение лампочки, необходимо:
- Совместите метки на шкиве ГРМ с выступом на крышке, установив ВМТ на первом цилиндре
… Проверить правильность установки можно также с помощью маховика через смотровое окошко на кузове;
Некоторые мастера не используют никаких приспособлений для установки угла опережения, а делают все «на слух».
И делается все очень просто: заводим машину, выставляем холостой ход.
А потом просто раскручивается трамблер, после чего корпус вращается в разные стороны, при этом слышно поведение силовой установки. Во время вращения из-за переменного угла количество оборотов начнет колебаться.
Суть этого метода в том, чтобы установить на двигателе максимальные обороты, которые должны быть стабильными. После этого трамблер фиксируется в выбранном положении и все.
Проверка правильности установки
Чтобы проверить правильность настройки угла опережения, можно сделать следующее: стартуем на ровном участке дороги и разгоняемся до 50 км / ч.
Немного гоняем, чтобы работа двигателя стабилизировалась, затем резко ускоряемся (хорошо нажимая на педаль акселератора), при этом прислушиваясь к поведению двигателя.
При сильном разгоне должен появиться металлический стук. Если биение быстро исчезает, это указывает на правильную настройку зажигания.
В том случае, если он вообще не появляется при разгоне, это сигнализирует о позднем зажигании.
Но если долго слышен стук — раннее зажигание.
Зажигание на дизельных установках
Выше мы рассмотрели все, что касается зажигания бензиновых двигателей.
Но угол опережения зажигания также доступен для дизельных двигателей, которые не имеют системы зажигания как таковой.
Теория этого ДВС такова. Воспламенение топливовоздушной смеси в дизельном двигателе происходит за счет действия высокого давления в момент впрыска топлива в цилиндр. Воздух попадает в салон первым.
Таким образом, можно понять, что момент зажигания — это момент впрыска топлива в цилиндр. И за все это отвечает топливный насос высокого давления.
Кроме того, все как в бензиновом двигателе: для достижения максимальной эффективности зажигание должно происходить до того, как поршень выйдет за пределы ВМТ, т.е плунжер ТНВД должен подать порцию топлива немного раньше, чтобы топливовоздушная смесь успела сгореть.
У дизеля тоже есть отложенное и раннее зажигание, точнее, впрыск топлива. Симптомы этих явлений такие же, как у бензинового двигателя.
Но в дизельном агрегате ранний впрыск сопровождается очень отчетливой детонацией и металлическим треском, а при позднем заметно увеличивается количество выхлопных газов, поскольку они меняют цвет.
Это связано с конструкцией и принципом работы силовой установки.
Но если угол опережения бензинового агрегата может изменяться самостоятельно в процессе работы, то с дизельным двигателем этого не происходит.
Угол впрыска может меняться в двух случаях:
- При замене ремня ГРМ (когда ТНВД приводится в действие ременной передачей);
- Во время ремонтных работ, связанных с демонтажем топливной аппаратуры.
Технология регулировки момента впрыска на дизельном двигателе во многом зависит от привода топливного насоса. На легковых автомобилях часто используется ремень ГРМ.
На дизельных двигателях грузовых автомобилей и другом оборудовании ТНВД может работать от вращения, передаваемого через муфту трансмиссии или шестерню, прикрепленную к распределительному валу ТНВД.
Виды регулировки момента впрыска
Рассмотрим несколько способов регулировки момента впрыска топлива.
Самый распространенный из них — по тегам. Может применяться к дизельным двигателям с любым типом привода, но действия водителя могут отличаться.
Главное условие правильной регулировки момента впрыска — наличие всех примет. Поэтому перед началом работы следует их найти и дополнительно разметить краской.
Например, давайте посмотрим на последовательность регулировки на двигателе, где ТНВД приводится в действие муфтой трансмиссии.
- Установить ВМТ первого цилиндра. Для этого ищем на кожухе маховика специальный блок и вставляем его в паз;
После всех действий обязательно снять фиксатор и немного повернуть коленчатый вал, чтобы убедиться, что его ничто не останавливает. И только после этого можно попробовать запустить двигатель.
Когда крутящий момент впрыска установлен нормально, блок управления должен работать «плавно» на холостом ходу, без стука и стабильно.
Если слышен сильный металлический гул, свидетельствующий о раннем кормлении, выключаем двигатель, отдыхаем по всем признакам, после чего немного сдвигаем корпус в сторону вращения вала, а при усилении задымленности, сигнализируя о позднем впрыске, мы движемся против вращения вала.
На тех автомобилях, где передача осуществляется ремнем ГРМ, можно попробовать все отрегулировать опытным путем — наощупь (более-менее как регулировку зажигания «на слух»).
Но в случае с дизельным двигателем они управляются поведением силовой установки.
Этот метод можно использовать, когда на ведущем шкиве нет отметки.
Суть метода сводится к следующим действиям:
- Главное условие — работающая силовая установка. То есть ставим метки коленвала, примерно устанавливаем ТНВД на начало впрыска;
- Запускаем завод и определяем, какой впрыск установлен, рано или поздно. При обнаружении несовпадения крутящих моментов поворачиваем шкив относительно ремня на 1-2 зуба. То есть выставляем все по меткам, ослабляем натяжение ремня, аккуратно снимаем, затем ключом слегка проворачиваем шкив ТНВД, вставляем трансмиссию и затягиваем;
На выполнение этого метода уходит много времени, так как шкив придется перемещать несколько раз.
Если работа по регулировке не дает положительного результата, то есть работа блока управления не меняется, шкив помпы необходимо провернуть на один полный оборот (после установки ВМТ на 1-м цилиндре), затем повторить действия по регулировке.
Другой вариант настройки позволяет сначала определить конец впрыска, после чего можно будет внести необходимые изменения.
Делается все так:
-
Отсоединить топливопровод высокого давления 1-го цилиндра от ТНВД;
Другой метод используется для регулировки момента впрыска на дизелях, оборудованных распределительным насосом BOSH VE.
Для проведения регулировочных работ с ТНВД вам потребуются часы-микрометр, а также переходники и удлинители. Также вам понадобится набор гаечных ключей и отверток.
Регулировка этого насоса выполняется следующим образом:
- Снимите (полностью) топливопровод высокого давления 4-го цилиндра);
- Снимите патрубок сапуна (закройте отверстие тряпкой);
- Отвинтите резьбовую крышку, установленную в центре крышки с штуцерами подачи топлива;
- Вместо заглушки прикручиваем микрометр с удлинителем;
Как видите, способ установки времени впрыска во многом зависит от конструкции самого насоса, а также от используемого привода насоса.
Надеемся, что материал, представленный в этой статье, облегчит вам жизнь.
Как определить раннее или позднее зажигание
Принцип действия любого автомобильного двигателя внутреннего сгорания основан на использовании энергии, получающейся вследствие динамичного расширения воспламенённой топливной смеси.
Момент воспламенения топлива в цилиндре (цилиндрах) влияет на мощностные характеристики мотора, а также на то, запустится ли он вообще.
Именно своевременность вспышки топливной смеси и является сутью определений «раннее» и «позднее» зажигание. Рассмотрим подробнее, как момент зажигания влияет на работу ДВС, а также, как определить раннее или позднее зажигание по характеру работы двигателя.
Влияние момента зажигания на работу ДВС
Схема раннего зажигания (детонация)
Прежде всего нужно сказать, что споры о том, какое зажигание лучше – раннее или позднее – в принципе не имеют смысла, потому что только своевременное воспламенение смеси позволяет добиться максимальной «отдачи» от двигателя.
Посмотрим, что происходит при слишком ранней вспышке горючего (признаки раннего зажигания).
Поршень двигается к верхней мёртвой точке (ВМТ), сжимая смесь газов. И тут, когда до ВМТ ещё далеко, происходит вспышка – по сути, взрыв. Поршень, движимый силами инерции (а при движении авто, вдобавок, они многократно возрастают), продолжает «подъём», преодолевая сопротивление встречной ударной волны.
Это сопротивление уже вызывает потерю мощности. При этом возникает сильная детонация, которая ещё и разрушительно действует на детали двигателя.
Детали кривошипно-шатунной группы работают согласованно с газораспределительным механизмом, поэтому чересчур ранняя вспышка вызовет и «выстрел» во впускной коллектор.
Итак, симптомами раннего зажигания являются:
- детонация при работе двигателя, особенно слышная при резком нажатии на педаль «газа»;
- хлопки во впускном тракте;
- неравномерная работа на холостом ходу;
- ухудшение тяговых характеристик мотора.
Признаки позднего зажигания
Признак позднего зажигания
Смоделируем теперь ситуацию, когда вспышка топливной смеси произошла позже, чем необходимо – когда он уже находится в ВМТ или миновал её.
В этом случае топливная смесь не будет сгорать не совсем вовремя. То есть в момент, когда поршень уже миновал нижнюю мёртвую точку в процессе такта рабочего хода, смесь будет продолжать гореть. И в результате остатки сгорающего топлива будут вытолкнуты поршнем в выпускной коллектор. Понятно, что энергия сгоревшего горючего не будет при этом реализована по назначению целиком – часть её пойдёт на обогрев атмосферы.
И в результате симптомами позднего зажигания явятся:
- ухудшение мощности двигателя, он не будет развивать максимальных оборотов, динамика разгона автомобиля упадёт;
- неравномерная работа на холостом ходу;
- хлопки в глушителе.
Это общее описание влияния угла опережения зажигания на работу двигателя. Речь идёт именно об опережении, потому что оптимальное время вспышки – не тот момент, когда поршень находится в ВМТ, а именно чуть раньше – т.е. зажигание «опережает» работу механической части мотора – кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
На разных ДВС регулировка угла опережения осуществляется по-разному. Рассмотрим основные моменты более подробно.
Регулировка зажигания на карбюраторных двигателях
Регулировка зажигания поворотом трамблера
Она производится поворотом корпуса распределителя зажигания (трамблёра), вал которого приводится в движение путем передачи крутящего момента от двигателя через промежуточные шестерни. На двигателях семейства ВАЗ 2108 вал трамблёра приводится во вращение путём непосредственного зацепления за распредвал, но это не имеет принципиального значения. Самое главное – точная согласованность системы зажигания с механикой ДВС.
Вне зависимости от того, какой трамблёр установлен – контактный или бесконтактный (с датчиком Холла), поворот его корпуса против направления вращения ротора увеличивает угол опережения зажигания. То есть, чтобы сделать зажигание «пораньше», нужно определить, в какую сторону вращается ротор – можно снять крышку с распределителя и провернуть коленвал. Куда крутить трамблёр для раннего зажигания – будет видно наглядно.
Но не всегда требуемый угол опережения зажигания определяется заданными заводом характеристиками двигателя. На его величину также влияет октановое число топлива.
Очень наглядно это видно при использовании газобаллонного оборудования на авто с карбюраторными моторами. При первом переключении с бензина на газ машина отказывается разгоняться. Чтобы добиться нормальной работы двигателя, приходится не просто поставить зажигание пораньше, а повернуть трамблёр до предела против хода. И наоборот, при переключении обратно на бензин такое опережение зажигания будет излишним – об этом «скажет» стук поршневых пальцев, вызванных детонацией.
Это объясняется большой разницей октановых чисел газа и бензина.
Очень простой, но эффективный способ проверки точности установки угла опережения – это испытание работы мотора в движении. При резком нажатии педали газа в набирающем обороты двигателе должен появиться лёгкий кратковременный стук поршневых пальцев.
Бензиновые двигатели с впрыском топлива (инжекторные)
Признаки позднего зажигания на инжекторе те же, что и на карбюраторном двигателе. Но в этом случае самостоятельную регулировку угла опережения не сделать.
Дело в том, что работой систем зажигания и впрыска топлива управляет электронный блок управления. Он подаёт управляющие импульсы системам после обработки сигналов от датчика положения распределительного вала и датчика коленвала. Корректировка момента искрообразования производится также с учётом сигнала от датчика детонации.
Чтобы определить точную причину сбоев в работе, необходима профессиональная диагностика. Допустим, что прозвонка ДПРВ мультиметром не выявила неисправности. Но осциллограф может показать, что характеристики сигнала, исходящего от датчика, не соответствуют нормам. Сделать более раннее зажигание на инжекторе можно, изменив программу ЭБУ, то есть «перепрошив» «мозги».
Дизельные двигатели
Топливный насос высокого давления дизельного двигателя
Применительно к дизельным двигателям говорить о раннем или позднем зажигании можно лишь для того, чтобы рассматривать сходные процессы в привычных терминах. На этих моторах воспламенение топлива происходит в результате сильного сжатия топливовоздушной смеси. Поэтому ни свечей зажигания, ни вообще системы зажигания на них нет.
Если Вы ранее не интересовались более плотно дизелями, а только слышали, что работают они на другом топливе – солярке, то, возможно, знаете, что свечи там всё-таки есть. Но это – свечи накаливания и предназначены они для прогрева камеры сгорания, а не для воспламенения топливной смеси.
Говоря о, скажем, признаках позднего зажигания на дизеле, имеют в виду момент впрыска топлива в камеру сгорания. Именно его своевременность и оказывает влияние на работу двигателя. А симптомы того, что впрыск произошёл раньше или позже, чем необходимо, будут такими же, как и на бензиновых моторах. Правда, при «позднем зажигании» дизель будет страшно дымить – гораздо сильнее и «ароматней» своего бензинового собрата.
На дизелях более ранних конструкций установить на дизеле более раннее зажигание можно, повернув корпус топливного насоса высокого давления (ТНВД). Это объясняется тем, что ТНВД в таких моторах объединял в себе сразу несколько насосов – для каждой форсунки свой насос (плунжерная пара). Особенно актуальным для дизеля «раннее» зажигание становится в мороз – зимой запуск мотора проблематичен и требует тщательной настройки подачи топлива.
Впрыск топлива более современных дизелей организован несколько иначе. ТНВД создаёт давление топлива в единой топливной магистрали, а оттуда оно распределяется по цилиндрам. Такие системы получили название Common rail – в переводе с английского «общая магистраль».
Такая организация впрыска топлива позволяет сделать качество воспламенения независимым от угла поворота коленвала. Если такой дизель при работе и проявляет признаки «неправильного зажигания», то это значит, что система впрыска нуждается в тщательной диагностике и ремонте.
В заключение можно сказать, что неправильная (не по меткам) установка звёздочек или шестерен ГРМ может повлиять на работу двигателя так же, как и неправильный угол опережения зажигания.
Как определить, раннее или позднее зажигание
Разбираем признаки раннего и позднего зажигания на автомобиле: что это такое, в чем отличия и какое лучше. Еще Вы узнаете, как понять, какое зажигание установлено на двигателе и как настроить топливную систему на оптимальную работу.
Что такое позднее и раннее зажигание?
Само слово зажигание указывает на взаимосвязь с возгоранием воздушно-топливной смеси, происходящем в двигателе. Это ключевой процесс, от правильности угла настройки которого зависит расход топлива , вырабатываемая мощность, ресурс деталей мотора. Чтобы вовремя заметить признаки неправильно выставленного угла зажигания, необходимо понимать, какие процессы происходят в ДВС при нормальной регулировке по меткам. Тогда отклонения угла будет легче заметить и изменить положение участвующих элементов в нужную сторону.
В 4-х тактных двигателях автомобилей работа ведется по 4 этапам:
- Впускной клапан открыт, поршень уходит вниз, цилиндр наполняется воздухом.
- Оба клапана в ГБЦ перекрываются для герметизации камеры и поршень поднимается, сжимая воздух.
- Поршень достигает самой верхней точки, называемой «мертвой», поскольку дальше некуда идти, и подается искра с топливом. Смесь воспламеняется, толкая поршень вниз. Крутящий момент передается на трансмиссию и ходовую часть. Машина едет.
- Поршень снова делает подъем, но уже для выталкивания отработанных газов. Выпускной клапан при этом открывается.
Схема работы 4-х тактного двигателя
Момент подачи искры для воспламенения воздушно-топливной смеси называется зажиганием. Он выставляется по меткам. Оптимально – когда момент воспламенение будет немного ранним, т.е. происходил чуть раньше, чем поршень дойдет до верхней мертвой точки (ВМТ). Это необходимо, так как топливо сгорает не моментально и ему требуется время для воспламенения. Когда поршень проходит верхнюю точку, смесь уже полностью воспламенилась и энергия взрыва давит со всей силой обратно вниз. Происходит максимальная отдача силовой установки, двигатель функционирует со 100% производительностью. Итак, отвечая на вопрос, какое зажигание лучше, запомним, что требуется незначительное по времени раннее воспламенение рабочей смеси.
Лучший момент подачи искры<
В авто с инжекторной системой впрыска подачей напряжения на свечи руководит электронный блок управления. Он считывает информацию о количестве воздуха, положении коленвала, «понимает» состояние поршней в каждом цилиндре. При меняющихся исходных параметрах ЭБУ подстраивает угол зажигания под текущие условия и обеспечивает оптимальную работу мотора. Здесь регулировка в традиционном смысле не нужна, а в случае поломок может понадобиться перепрошивка системы при помощи компьютера.
В двигателях с карбюраторами все происходит гораздо проще. Катушка генерирует высоковольтные импульсы, которые подаются на трамблер. Последний расположен рядом с мотором и состоит из:
- корпуса;
- конденсатора;
- четырех контактов, ведущих к каждой секции мотора;
- крутящемуся бегунку, передающему напряжение.
Ток от катушки поступает в трамблер, а последний крутится, раздавая напряжение по цилиндрам. Поскольку для воспламенения требуется лишь небольшая искра, то задача трамблера состоит в быстром прерывании цепи, поэтому элемент называют так же прерывателем. Теперь, понимая принцип работы силовой установки, рассмотрим суть проблемы.
Такие неполадки могут происходить из-за заведомо неправильной регулировки или когда положение сбилось.
Признаки раннего зажигания
Как уже было отмечено, правильная установка угла — это воспламенение смеси при крайней верхней точке поршня, для чего ток на электроды свечи подается немного заранее.
Пройдя верхнюю точку, поршень начинает движение вниз с меньшей силой, поэтому крутящий момент двигателя снижается.
Водителям следует запомнить признаки раннего зажигания, чтобы вовремя заметить проблему и точнее ее локализовать:
- возрастает расход бензина;
- двигатель функционирует не мягко — работает как дизель;
- появляется металлический звон;
- на невысоких оборотах мотор глохнет;
- теряется мощность;
- частая и долгая детонация;
- труднее разогнать машину.
Признаки позднего зажигания
Проявления у позднего зажигания немного другие. Когда угол установлен со смещенными метками, возбуждение искры на электродах запаздывает. В результате воздух сжат, бензин впрыснут, поршень прошел верхнюю отметку и начинает движение вниз по инерции. И только в этот момент смесь взрывается.
Одновременно часть взрывной волны проникает в выпускную систему, ведь клапана ГБЦ открываются для удаления отработанных газов. Поскольку топливовоздушная смесь уже не находится в максимально сжатом состоянии, сгорание происходит не полностью. Частично компоненты откладываются на внутренних стенках ДВС и содействуют закоксовыванию колец.
Выделим признаки позднего зажигания, чтобы своевременно идентифицировать проблему:
- громкие звуки, хлопки в выхлопном коллекторе и трубе;
- быстрый перегрев двигателя;
- проблематичный запуск на холодную;
- скорость набирается очень медленно;
- авто значительно утрачивает мощность;
- возрастает расход топлива.
При подобных симптомах нужна регулировка, для чего придется вникнуть в особенности нескольких узлов, участвующих в работе.
Угол опережения зажигания что это?
Продолжим с конструкции трамблера, играющего непосредственную роль в искрообразовании. Деталь фиксируется сбоку двигателя при помощи нескольких болтов. От четырех выводов трамблера подается питание с катушки к каждому цилиндру через высоковольтные провода. Важна последовательность присоединения: первый вывод на первый цилиндр, второй вывод на третий цилиндр и т. д., в зависимости от схемы работы двигателя (обычно: 1-3-2-4). Внутри трамблера есть вращающийся бегунок. Каждый высоковольтный свечной провод имеет свою пластину-контакт. На бегунок постоянно подается напряжение от центрального контакта, а за счет круговой работы осуществляется раздача тока и мгновенное прерывание, обеспечивающее импульс.
Бегунок трамблера
Установка зажигания частично зависит от положения трамблера и места «встречи» бегунка с контактной пластиной. Здесь применяется параметр УОЗ. Аббревиатура расшифровывается как «угол опережения зажигания», который выставляется по меткам на корпусе трамблера. Они выполнены в виде насечек с правой стороны мотора и хорошо видны сверху.
Насечки на корпусе трамблера
У трамблера есть собственный вал со шлицами на конце, который получает вращение от распределительного вала. Поскольку валы ГРМ и ДВС связаны ремнем, то вся работа синхронизирована. Изменение настроек любого из участников системы влияет на процесс сгорания воздушно-топливной смеси.
Как выставить зажигание, регулируя УОЗ?
Понимая важность правильной установки УОЗ, рассмотрим как осуществляется регулировка раннего и позднего зажигания на самом трамблере. Работа проводится на заведенном моторе и холостых оборотах, колеблющихся в диапазоне 750-850 в минуту (зависит от марки двигателя). Для правильной регулировки угла опережения понадобится:
- Открутить фиксирующие гайки корпуса трамблера до состояния, чтобы узел можно было сдвинуть.
- Немного прокрутить блок по часовой стрелке на своей оси для установки раннего зажигания. Это необходимо, когда подача тока осуществляется с сильным запозданием. Контролировать угол опережения можно по меткам напротив модуля зажигания.
- Повернуть трамблер против часовой стрелки на своей оси для установки позднего искрообразования. Такая мера необходима в случае преждевременного срабатывания.
- Затянуть гайки для закрепления узла.
Такими действиями достигается смещение положения прерывателя относительно пластин-контактов свечных проводов. Следовательно, настраивается раннее или позднее зажигание.
Некоторые мастера способны настроить мотор без ориентации по меткам, руководствуясь только слухом. Но для этого нужен немалый опыт, поэтому в большинстве случаев прибегают к другим методикам установки.
Как выставить зажигание
Корректировка угла опережения зависит от трех составляющих: положения шкивов коленчатого и распределительного валов, а также трамблера, связанного с ними нижним вертикальным приводом. Для проверки синхронизации систем двигателя используется два распространенных способа. Рассмотрим их детальнее.
При помощи стробоскопа
Это оптический прибор, излучающий короткие вспышки света. При такой особенности аппарат помогает проверить правильность положения меток с высокой точностью. Вам понадобится белая краска или мелок, а также несколько ключей. Метод подойдет для любого автомобиля с карбюраторной системой впрыска.
Стробоскоп
Двигатель машины следует прогреть до 96 градусов. Далее процесс выполняется в такой последовательности:
- Снимается защитный кожух ремня ГРМ. Машина поддомкрачивается и включается 5-я передача, облегчающая проворачивания коленвала мотора.
- Шкив распределительного вала и коленчатого устанавливается по меткам на корпусе. Это заводские насечки, гарантирующее правильное положение и нужный угол опережения. Когда все выставлено, поршневая группа выстраивается в определенной последовательности, где поршень первого цилиндра максимально выдвинут вверх.
- На насечки шкива коленвала и пазы-указатели на блоке ДВС наносятся метки белой краской.
- Снимается крышка корпуса трамблера и проверяется направление бегунка-контакта. Он должен замыкать пластину первого цилиндра. Вычислить номер камеры сгорания не сложно, пройдя по пути свечного провода.
- Стробоскоп подключается к аккумулятору, а свободный кабель фиксируется на высоковольтном проводе, ведущем к первому цилиндру.
- Двигатель заводится и функционирует на холостых.
- Стробоскоп начинает светить. Свечение направляют на шкив. За счет единого цикла вращения и подачи напряжения, создастся эффект постоянной метки. Если она ровная, т.е. совпадает — угол отрегулирован верно.
Смещение отметки на шкиве за линию на блоке мотора указывает на позднюю передачу тока. Понадобится провернуть трамблер по часовой стрелке. Если белая насечка краской на шкиве находится перед линией на ДВС, то трамблер разворачивают в противоположную сторону (против часовой стрелки). После этого двигатель заводится повторно и проверятся синхронность стробоскопом.
Используя лампочку
Это более простой способ, при котором точность настройки проигрывает, зато не понадобится покупать стробоскоп. Используется лампа 12 В с двумя припаянными проводами:
- Один контакт присоединяется к высоковольтной катушке, а другой — на массу.
- Гайки прерывателя ослабляются.
- Действие происходит на заглушенном моторе, но ключ повернут в положение ON.
- Трамблер вращается в любую сторону, пока лампа не потухнет.
- Затем его медленно возвращают на место, чтобы поймать момент загорания лампы. Он соответствует оптимальному углу настройки.
Лампочка с проводами
Про дизель
На дизеле нет свечных элементов, поэтому правильность зажигания определяется периодом подачи дизельного топлива. За это отвечает ТНВД с плунжерными парами, передающий солярку на форсунки. У ТНВД есть муфта, подключаемая к коленвалу. На ней тоже предусмотрены метки для корректировки, с ориентацией на ВМТ первого поршня. Совместив метки достигается нужная синхронизация и двигатель заводится с пол оборота.
Как проверить правильность настройки
После регулировки или при тревожных симптомах ДВС хочется убедиться в верности параметров. Рассмотрим действенный способ, как понять раннее или позднее зажигание у авто, или все в норме.
Последствия езды с неправильными настройками
Кроме мучений при эксплуатации машины, неверный угол зажигания приводит к значительным отложениям продуктов горения на стенках ДВС. Кольца поршней закоксовываются и западают, из-за чего падает компрессия. Появляется повышенный расход масла на угар и может наступить «масляное голодание». Еще двигатель сильно перегревается, поэтому понадобятся вынужденные остановки, ведь система охлаждения справляться не будет. Продолжая езду с перегретым мотором можно погнуть шатуны, провернуть вкладыши или «поймать» заклинивание коленвала. Если это случится на скорости 80-120 км/ч, серьезной катастрофы не избежать.
Как определить и отрегулировать раннее и позднее зажигание
Правильная установка зажигания дает хорошие преимущества автолюбителям. От ее корректного функционирования зависит много факторов, которые благоприятно скажутся на других элементах. От них зависит правильная служба авто: от стабильности движка и увеличения срока его службы до возможности экономить топливо, ведь при правильной эксплуатации потребление топлива сокращается.
При нормальной работе четырехтактных моторов, вещество топливовоздушной смеси должно воспламеняться к концу акта сжатия, когда поршень должен подняться к кульминационной верхней точке. Так происходит из-за того, что веществу надлежит немного времени, чтобы сгореть и, по правилам физики, энергия от газов двигает поршень в низ, после чего авто движется.
В этой статье расскажем, как отрегулировать поджиг таким оптимальным способом, чтобы моторчик работал на всю мощность и при этом показывал стабильные, бесперебойные результаты.
Когда и зачем нужно настраивать?
Прежде чем перейти к ответу на вопрос, уделим немного внимания теоретическому пониманию предмета. Когда вещество в цилиндрических колбах двигателя сгорает, то делает это не сразу, а постепенно, при мгновенном распаде проблем с предварительным воспламенением не было бы. Но топливовоздушной смеси требуется время, исчисляемое в долях секунды. Если добавить к этому уравнению, что коленчатый вал вращается вокруг своей оси с непостоянной скоростью то, получаем проблему – вещество будет сгорать или раньше времени, или немного позднее. Итогом станет нестабильная служба движка он будет перегреваться, что приведет к детонации и завершению работы раньше эксплуатационного срока.
- Слишком ранее зажигание приведет к тому, что давление от газов будет мешать движению и попаданию поршня к верхней точке. Это приведет к тому, что мощность станет меньше, и будет больше потреблять топлива из-за нестабильного покачивания при малых оборотах.
- А позднее зажигание приведет к тому, что воздушно-топливные элементы будут долго сгорать, сердце транспорта из-за этого перегреется и топлива будет уходить больше.
Чтобы избежать этих неприятных последствий, не мешает сделать так, чтобы вещество воспламенялось и сгорало согласно количеству вращения вала и соответствовало оптимальной нагрузке мотора. Старые автомобили, придуманные Фордом, перебрасывали ответственность за регулировку на водителя. В конструкции предусмотрен специальный рычаг-рукоятка.
Современные модели оснащены трамблером с деталью центробежного механизма.
Эта вещь представляла собой регуляторную конструкцию с несколькими нетяжелыми грузиками и пружинами для равновесия внутренних элементов. Когда вращательное число возрастало, грузы распределялись по сторонам и приводили в движение опорную деталь-прерыватель. Чем сильнее разгонялся вал, тем больше грузы распределялись по области и как следствие увеличивался угол опережения. Но эти предохранительные функции плохо функционируют, если октановое число горючего не соответствует требованием производителя двигателя даже при удовлетворении рассматриваемых факторов, не те октановые значения приведут к детонации.
В прошлом веке при такой ситуации можно было просто открыть крышку капота и своими руками манипулировать трамблер в необходимую сторону. При использовании низко октанового горючего, нужно было сделать, что свеча срабатывала позднее. На нынешних моделях это регулирует специальный датчик, который следит и регулирует температуру, обороты и другие подкапотные процессы.
Как определить раннее или позднее зажигание
Чтобы предотвратить сбои в моторчике любимого транспорта, надлежит понять запаздывает или опережает возжигание. Чтобы помочь в диагностировании и поставить правильный диагноз следует пройтись по этим пунктам плана проверок:
- Насколько сложно запустить машину?
- Насколько увеличился расход топлива за последнее время?
- Мотор стал слабее работать. Причина потеря приемистости.
- Угол опережения зажигания на холостом ходу провоцирует непредсказуемую службу.
- При давлении ногой на педаль газа теряется прежняя отзывчивость, кажется, что есть какие-то преграды в нажатии.
- Слышны неприятные звуки под капотом во время езды, что является одним из признаков детонации.
- Когда выставлен неправильный зажигательный угол, то это повлечет за собой появление характерных звуков, от карбюратора и выпускающей системы, если эту проблему не решить, то это повлечет за собой серьезные поломки, помните, что регулярная детонация усугубит проблемы!
Признаки раннего зажигания
Для диагностики следует пройтись по пунктам:
- Сердце внутреннего сгорания издает неприятный металлический треск, как будто какие-то стальные детали ударяются друг об друга.
- Обороты выполняют свою функцию некорректно и плавают.
- При резком задействовании газа, сердце автомобиля не справляется с подачей большого количества горючего.
Позднее зажигание признаки
Теперь рассмотрим обратный пример, когда химическое вещество зажигается гораздо позже, поршня, который уже находится внизу. И горючее догорает, когда деталь возвращается вверх. Признаки данной проблемы:
- Сердце внутреннего сгорания не разгоняет скорость. Воздействие на педаль идет туго или вообще не реагирует на воздействие.
- Топливо расходуется быстрее, чем было при нормальной работе и начале эксплуатационного срока.
- На стенках цилиндрического бака можно заметить нагар, который затрудняет нормальную эксплуатацию авто, есть вероятность, что это приведет к детонации.
- ДВС перегревается из-за нестабильного сгорания топливовоздушного вещества.
Раннее зажигание на дизеле
Симптомы характерные для автомобилей, работающих на нефтепродукте похожи на раннее зажигание на дизеле. Но причины неисправности следует искать совсем в других местах. Главное отличие дизельного мотора от бензинового это то как поджигается горючее. В первом это связано с воспламенением солярки, которая вступает в реакцию с излишне перегретым O2. Во втором — отличие состоит в установке правильного угла опережения для подачи топливной смеси, при правильной службе оно подается в период сжимания. Если установить угол не с тем градусным значением, то впрыск будет подаваться не в нужное время, что ведет к некорректному сгоранию энерго образующего вещества и нарушению функции движка. Ранее зажигание на дизеле зависит от того насколько форсунки и топливный насос своевременно осуществляют подачу горючего в топливную емкость.
Признаки позднего зажигания на дизеле
Хотя дизельные модели отличатся от бензиновых, но симптом болезни у них схожи. Отличием является, то что при позднем зажжении на дизельных двигателях затрудняется старт даже при предусмотрительно нагретом моторе. Неприятным симптомом будет периодическое появление смольного дыма из выхлопной системы. Так как впрыск горючего начинается при старте, то керосин не успевает сгореть и находит выход через выхлопную трубу в виде черных смол. Если машина заводится слишком поздно, то она не заведется совсем!
Как выставить зажигание на дизеле видео
УОЗ что это?
Угол опережения – это анахронизм, которого давно не встретишь на современных моделях авто, ведь они оснащены контролерами, чипами. Они самостоятельно регулируют процесс впрыска, но в странах СНГ большинство транспортных средств все еще снабжены этой древней деталью. Если общаться на языке технических терминов, то УОЗ – это угол поворота коленчатого вала движка от места, где появляется искра до перемещения поршня к верхней точке.
Начальный угол опережения зажигания
Как выставить зажигание регулируя УОЗ?
- Необходимо уменьшить силу крепления у прерывателя(трамблера).
- Нужно понять, и вычислить, когда начинается сжатие в цилиндрической емкости. Чтобы провести расчеты, выверните свечу из емкости двигателя, а затем отверстие цилиндра заткните пробкой, подойдет даже тряпка или скомканное бумажное полотенце. Теперь нужно провернуть коленвал, пока импровизированная пробка, под давлением не покинет окружность бака.
- Проворачиваем деталь коленчатого вала пока он не совместится со штифтом.
- Когда бегунок находится на уровне с крышкой трамблера, присоединяем небольшую лампочку, малой мощности одной стороной к клемме с прерывателем.
- Теперь можно запускать свечу и повернуть прерыватель пока контакты не замкнутся. После этих действий лампочка должна перестать гореть.
- Теперь нужно приложить небольшую силу и повернуть бегунок по часовой стрелке, чтобы убрать пустоты в механизме привода. Теперь медленно меняем положение прерывателя, пока лампочка не начнет свечение.
- Фиксируем крепление вибратора, и убираем лампочку.
как настроить угол зажигания видео
Вопросы, на которые полезно знать ответы
Как выставить зажигание на слух?
Некоторые автолюбители чьи уши не были повреждены лапой медведя, одарены методом настройки на слух. Как они это делают? Они вращают прерыватель, и затем получают представление о работе мотора. Рассмотрим схему проверки детальнее:
- Необходимо включить двигатель.
- Затем немного попустить крепление вибратора. Позже гаечным ключом немного поворачиваем гайку против часовой стрелки.
- Трамблер нужно поворачивать самому, для понимания как действует сердце внутреннего сгорания.
- Идеальный градус должен функционировать, плавно не издавая резких звуков и не вибрируя. Но показывать самые высокие результаты по оборотам холостого движения.
- Когда идеальный угол найден следует зафиксировать положение гайкой, закрепляя ее гаечным ключом по часовой стрелке.
Как выставить зажигание методом искры?
Требуется сделать так, чтобы метки коленвала совпадали со знаками газораспределительного механизма. Стрелка ГРМ должна указывать на основной цилиндр. После чего не плохо было бы ослабить скрепляющую гайку вибратора и забрать провод из-под люка трамблера. Теперь высоковольтный проводок должен находиться рядом с массой на расстоянии не больше 6 мм. Включаем свечу. Теперь поворачиваем прерыватель приблизительно на 20-25 градусов по часовой стрелке, пока не увидите искру между массой и вибратором. На каком градусном значении увидели искру, там и фиксируйте положение закручивая гайку.
Как настроить зажигание точнее?
Чтобы диагностировать проблему рекомендуем воспользоваться этими пунктами плана:
- Перед началом диагностирования хорошо прогрейте область под капотом.
- Разгоните транспортное средство до скорости в 50 км в час.
- Переключите коробку передач на значение четвертой скорости, а затем надавите на педаль газа.
- Оцените обстановку как ведет себя моторчик, издает ли он металлические звуки, нет ли детонации?
- Если УОЗ скорректирован правильно, тогда после четвертой передачи на скорости 50 км в час, под капотом должна произойти небольшая детонация и длиться не больше трех секунд, она должна прекратиться после повторного нажатия на педаль движения.
Помните, если взрывы быстро не исчезли, то было установлено слишком ранняя затопка.
Признаки позднего зажигания, если детонации не происходило вовсе.
Если не удалось произвести настройку с первого раза, то следует повторять прием до тех пор, пока не получится корректного результата. Это поможет не только добиться правильной настройки, но и отточить навык корректировки внутренней системы, без вспомогательных приборов, используя только собственную наблюдательность и слух. Эти методы помогут использовать свое любимое имущество на колесах весь эксплуатационный срок и сохранить средства на посещение автомастерских.