Что такое Коэффициент износостойкости шин (Treadwear) или как правильно выбрать шины для любимого автомобиля.
Доброго времени суток, дорогие читатели.
Совсем недавно, по сезону, переобувал "тапочки" своей Астрочке. И решил вспомнить, и конечно же поделиться, знаниями о маркировках на автомобильных шинах (естественно сейчас всю необходимую информацию при желании можно найти на просторах интернета, что я и сделал и собрал для Вас).
Пожалуй начнём.
В принципе все необходимые маркировки уже выучил каждый автолюбитель, так что на них не будем заострять внимание. А я хотел бы задеть информацию, на которую не каждый может и обратить внимание, а именно Первый вопрос. Коэффициент износостойкости шин — Treadwear.
Treadwear — это степень износа протектора шины, до максимального значения которого любая резина подлежит эксплуатации. Является частью UTQG (Uniform Tire Quality Grade Standards, то есть Единый Стандарт Качества Шинных изделий). Внедрены данные стандарты были Национальной администрацией безопасности дорожного движения (National Highway Traffic Safety Administration — NHTSA), которая является частью Департамента транспорта США.
По стандартам Национальной администрации безопасности дорожного движения, показатель степени износа протектора в 100 единиц оценивает в 48 тыс. км. Соответственно, 150 единиц оценивается в 72 тыс. км, 200 в 96 тыс. км. и так далее. Конечно же, не стоит делать упор на данные цифры, так как многое зависит от манеры вождения, качества дорожного покрытия и от погодных условий региона. Для того чтобы определить реальную степень износа проектора специалисты рекомендуют снижать данный показатель в 1,5 раза. То есть реальный пробег резины с treadwear 100 будет равняться около 36 тыс. км.
Как определить износостойкость шин еще до покупки?
В принципе, большинство легковых шин можно разбить на три группы:
1. Спортивные — для активной езды с ИИ
140 — 220 единиц.
2. Премиум комфорт, спорт-комфорт с ИИ
240-340 единиц.
3. Экошины, комфорт класс
400-500 единиц, а то и более.
Это очень относительная разбивка, каких-либо четких правил я не встречал, поэтому все несколько размыто.
Если эта покрышка предназначена для гражданской спортивной езды и имеет рисунок протектора слик / полуслик, то трехзначная цифра индекса износостойкости может лежать в пределах 140-220 единиц. Например на фото выше представлена спортивная модель Kumho KU36 с мощным полусликовым протектором. Как видите износостойкость модели невелика, однако не факт, что она будет иметь небольшой ресурс при спокойной езде, ведь пятно контакта этой шины с асфальтом заметно больше, чем у стандартной шины того же размера, но имеющей обычный протектор и ИИ, скажем, 300 единиц. Т.е. есть внешние факторы, которые могут сократить ресурс тех покрышек, которые блистают внушительными цифрами ИИ treadwear в пределах 400-600 единиц. и есть факторы, которые могут продлить жизнь покрышкам с небольшим ИИ.
Существует некая зависимость сцепления от величины ИИ. Это тоже относительная зависисмость, т.к. сцепные х-ки шин сильно зависят и от применяемых химических компонентов, геометрии блоков, количества кромок, типа рисунка и т.д…
Чем выше индекс износостойкости, тем может быть хуже баланс сцепных характеристик покрышки на влажном и особенно мокром, холодном асфальте. Чем этот ИИ ниже, тем сцепление лучше. Чем ИИ выше, тем оно хуже. Нет, глобальной разницы нет, но по факту она таки существует.
Спортивные шины (1) вообще призваны "сгорать" в удовольствие водителя. Эти шины нужно греть и тогда они готовы липнуть к асфальту. Этот тип шин лучше не использовать на обычных авто и неподготовленными водителями, т.к. полусликовый протектор на влажном асфальте в холодном состоянии работает плохо и может приподнести очень неприятный сюрприз. Вы скажете: как же так? У них же низкий ИИ, значит на мокром асфальте они должны работать хорошо! Да, должны, но на влажном асфальте первичное сцепление обеспечивают кромки протектора, которые своими краями цепляются за микронеровности дорожного покрытия, пока протектор не прогреется и не размягчится. У спортивных шин гражданского типа кромк немного, поэтому на мокром асфальте они будут работать похуже иных шин класса спорт-комфорт. По этой причине у профессиональных спортивных шин одна модель для сухой трассы может иметь 5-6 вариантов твердости, которые применяются в зависимости от конфигурации трассы, скорости движения, тепературы воздуха и асфальта и т.д… А еще есть дождевые спортивные шины с тоже вариантами жесткости резиновой смеси, а также дополнительными водоотводами и кромками.
А Вы хотите получить в одной покрышке сразу все? Это НЕВОЗМОЖНО! Улыбаюсь Даже если в с другом ездите на двух одинаковых во всем авто, стиль езды одинаковый (как вам кажется) на одной модели шин в одном размере по одному и тому же маршруту, то износ протектора у вас все равно будет разный.
Премиальные шины (2), скоростные шины для трассовой езды, шины с балансом спортивных характеристик и комфортных показателей — самый многочисленный сегмент (2). Тут идет жесткая борьба за каждый балл в тесте, но многие производители не любят оценивать шины общим баллом, а стараются придать конкретным моделям индивидуальность. Именно по этой причине я не рекомендую выбирать шины по общему баллу в тестах, а обязательно объективно анализировать конкретные тестовые результаты. В этом сегменте очень нелегко сделать покрышку цепкой, жестко управляемой и при этом долговечной. Если водитель на таких шинах ездит по спортивному, то он радуется уверенной тяге и на сухом и влажном асфальте, классному торможению на тех же покрытиях, хорошей управляемости, но …вдруг обнаруживает, что шины быстро износились.
Это нормально, т.к. стиль езды, тип привода, тип КПП, мощность двигателя, скорость передвижения, загрузка авто, давление в шинах, температура асфальта и самого протектора и т.д… — очень сильно влияют на ресурс любых шин.
Экошины (3). Сейчас их больше называют зелеными шинами. Эти шины обычно имеет хороший баланс сцепных характеристик, но по главным показателям торможение на мокром асфальте, скорости переставки, управляемости … — отстают от среднего сегмента (2). Их задача экономить топливо, катиться тихо и долго. Так что, если вам нужны покрышки с большим ресурсом, но не премиальными остальными характеристиками, то смело выбирайте что-то "зеленое". Хотя, тут тоже могут некоторые "но", которые нужно учитывать при выборе. Всего не рассказать — лучше задавать вопросы специалистам.
Вывод: ориентироваться на высокий ИИ treadwear можно, если хочется выбрать ресурсную модель шин, но он не будет однозначным гарантом того, что эта покрышка в итоге прослужит долго. И наоборот, часто у спокойных водителей шины со средним показателем ИИ могут обеспечить очень длительный пробег. Внешние факторы легко сокращают пробег зеленых шин и так же лего могут увеличить ресурс шин с невысоким ИИ.
Если вы ездите по трассе на зеленых шинах (ИИ 500) со скоростью 120-130 км/ч, то они могут износиться быстрей шин спорт-комфорт (ИИ 300), которые эксплуатируются в спокойном скоростном режиме до 90 км/ч. А еще есть загрузка авто, тип рисунка протектора, давление, размер шин и их ширина и т.д.
Второй вопрос. Traction — Сцепление на мокрой дороге.
Тест на сцепление на мокрой поверхности проходит на бывшем военном аэродроме Гудфеллоу, что недалеко от города Сан-Анджело. На прицеп массой 492 килограмма надевают тестируемые шины, накачивая их до 1,65 бар.
Автопоезд, проезжая на 64 км/ч мокрый участок сначала на асфальте, а потом на бетоне, кратковременно блокирует колеса прицепа. С помощью динамометрического устройства замеряются перегрузки при замедлении, которые создал трейлер. Именно это и характеризует сцепление шины на мокрой поверхности.
Постойте-ка, а как же тормозной путь? Недостаток данного измерения в том, что при блокировке колес рисунок протектора никак не работает при водоотведении, и по сути при таком тесте проверятся лишь состав резиновой смеси.
К тому же современные технологии ушли далеко вперёд, и теперь большинство шин имеют маркировку AA или A. То есть потребитель никак не сможет увидеть разницу между сцепными продольными свойствами покрышек. Если вы обнаружите маркировку Traction B для легковых автомобилей, стоит серьёзно подумать — покупать ли такую шину.
Итог: Тест traction проверяет сцепные качества шины на мокрой поверхности лишь с блокировкой колес (без учета работы рисунка протектора). На сегодняшний день подавляющее число покрышек с лёгкостью проходят этот тест и потому имеют маркировку AA или A.
Третий вопрос. Temperature — Сопротивляемость перегреву
В отличие от первых двух тестов, это испытание проводится в лаборатории на испытательном барабане. Шину под нагрузкой (в 88% от максимальной) раскручивают до определённой скорости и смотрят за температурным режимом. После испытаний проверяют на предмет трещин, разрывов и других дефектов. Шина, выдержавшая самую большую скорость барабана 575 об/мин (что эквивалентно свыше 184 км/ч) — получает рейтинг А.
Итог: Главный посыл теста — проверка шины на разрушение в случае экстремальных нагрузок. Однако этот тест дублирует стандартную маркировку скоростного индекса шины (например 94T — означает грузоподъемность в 670 кг и лимит скорости в 190 км/ч).
Вот и все вопросы, которые я хотел задеть. Надеюсь было интересно и познавательно.
Всем ровных дорог и прекрасного настроения.
ЗЫ: Напомню, что вся информация взята с просторов интернета. Самому писать такой пост слишком долго. )))
Что означает маркировка TREADWEAR
В США для удобства автовладельцев утвердили три типа маркировки с целью помочь при выборе шин. Если производитель хочет продавать свои шины на рынке США, то он попросту обязан наносить эти маркировки. Если все необходимы маркировки нанесены, то шина допускается на рынок и получает маркировку DOT.
Treadwear – ресурс шин
Traction – сцепление на мокрой дороге
Temperature – сопротивляемость перегреву
Как тестируется Treadwear?
Существует утверждённый замкнутый маршрут по дорогам общего пользования длиною в 400 миль. Для утверждения показателя по этому маршруту проезжает группа из четырёх автомобилей на одном из которых установлены эталонные шины. По правилам тестирования пилоты меняются местами каждые 800 миль. Это делается для того, чтобы свести к минимуму влияние водителя на них и характер износа.
В общей сложности автомобили проезжают 7200 миль, это всего 11 500 км. После этой дистанции эксперты организации проверяют износ шин и сравнивают остаточную глубину протектора с эталонной шиной. При этом ресурс эталонной шины взят за показатель 100. Соответственно поэтому мы видим Treadwear 80, 120, 200, 300,400 и так далее. Это не тысячи километров, как многие полагают, а лишь отношение тестируемой шины к эталонной.
Почему это не работает?
Климат и тип дорог это фактор, который попросту нельзя игнорировать. В США условия отличаются от наших и ресурс шин попросту нельзя сравнивать «лоб в лоб».
Кроме того, эталонные шины со временем меняются. Это буквально разные шины разных брендов. Поэтому нельзя сравнивать шины разных поколений. Они попросту могут сравниваться с разными эталонными шинами.
Не стоит забывать также и о том, что производители закладывают в шину потенциал не на 11 500 км, а на дольше, поэтому некорректно сравнивать шины только по истечении этого пробега. Состав шины может включать в себя несколько слоёв абсолютно разной по составу резины, которая отличается как по характеристикам, так и по ресурсу.
Но и самое главное. Мы часто пишем о том, что шина — это компромисс характеристик. Любое высокое преимущество непременно скажется на другом, возможно более важном параметре. Большой ресурс шин неизбежно скажется на сцеплении. Именно поэтому шины для гонок, где сцепление крайне важно, имеют очень низкий индекс TREADWEAR.
Так же не стоит забывать, что на износ шин гораздо в большей степени влияют следующие факторы:
От спорта до такси: что такое индекс износостойкости и как он влияет на выбор шин
Мы уже рассказывали о базовых правилах того, как выбрать шины для своего автомобиля. Показатели диаметра, ширины, высоты профиля, а иногда даже индекса скорости и индекса нагрузки знакомы большинству тех, кто хоть раз покупал шины. Есть, однако, и еще один показатель, который может быть важным индикатором эксплуатационных характеристик шины: это индекс износостойкости, или коэффициент износоустойчивости. Что это такое и почему на него может быть полезно обратить внимание при выборе покрышек? Разбираемся вместе с интернет-магазином шин и дисков «Везем колеса».
В простом понимании индекс износостойкости – это показатель того, насколько износостойкой будет шина относительно базового показателя.
Как и остальные маркировки, индекс износостойкости наносится на боковину шины. Он обозначается словом «Treadwear», за которым следует числовой показатель самого индекса: например, «Treadwear 320», «Treadwear 500» и так далее.
Оценку шин по показателям износостойкости, температурной стойкости и коэффициента сцепления внедрила NHTSA – Национальная администрация дорожной безопасности США – еще в 1978 году. Эта организация, входящая в американский Департамент транспорта, разработала унифицированную систему оценки качества шин (UTQG), в которую входила оценка трех обозначенных выше характеристик. Нас из них больше всего интересует Treadwear index – то есть индекс износостойкости.
Методика замера износостойкости сложилась давно, и она довольно проста: колонна машин проезжает по тестовому маршруту, и часть из них обута в «эталонные» шины самой NHTSA, а часть – в испытываемые шины. Это позволяет обеспечить одинаковые условия испытаний: дорожное покрытие, температура, влажность и так далее. Само собой, остальные условия тоже оговорены: шины накачаны до одинакового и «паспортного» давления, нагрузка составляет 75% от максимальной, выставлены корректные углы установки колес и так далее. Маршрут испытаний составляет 7200 миль – то есть чуть больше 11,5 тысяч километров. После завершения маршрута эксперты замеряют износ испытываемых шин и сравнивают его с износом «эталонных», который принимается за 100 единиц. Соответственно, тестовая шина получает свой индекс относительно стандартной: если она изнашивается сильнее, то индекс будет меньше (например, 80, 60 или даже 40), а если она более износостойкая – то индекс будет выше (200, 400, 550 и так далее).
На базовом уровне можно провести параллель между износостойкостью и сцепными свойствами шин: чем ниже износостойкость, тем мягче шина и, следовательно, тем выше ее сцепление с поверхностью. И наоборот, повышение износостойкости приводит к повышению жесткости шины и снижению коэффициента сцепления.
Несмотря на кажущуюся простоту и логичность, приведенные выше выводы о связи между износостойкостью и сцепными свойствами шин нельзя принимать как абсолютную истину. За годы эволюции многое изменилось: менялись как «эталонные» шины, качество которых росло по мере совершенствования технологий производства, так и товарные шины. Производители покрышек работают в том числе над улучшением сцепных свойств без потери в ресурсе, и у разных производителей свои технологические секреты и особенности составов компаунда, из которого производятся разные шины. Поэтому считать, что любая шина с индексом износостойкости 200 будет изнашиваться вдвое быстрее, чем шина с индексом 400, некорректно.
Кроме того, износ зависит не только от самих шин, но и от условий эксплуатации. Сама NHTSA отмечает, что «относительные свойства шин зависят от фактических условий их эксплуатации и могут значительно отклоняться от нормы из-за отличий в стиле вождения, уходе за шинами, свойств дорожного покрытия и климата». Самый простой пример – температура: многие мягкие шины при снижении температуры «дубеют», при этом снижается не только износ, но и сцепные свойства. А при высокой температуре они, наоборот, лучше «липнут» к асфальту, но и изнашиваются сильнее.
Наконец, нельзя напрямую сравнивать и шины разных производителей. Как уже было сказано выше, составы компаунда, рисунки протектора и другие характеристики у разных производителей отличаются, поэтому считать, что шины с одинаковым показателем Treadwear, но разных брендов, будут иметь одинаковый ресурс, нельзя. Сравнивать индексы разных шин напрямую можно хотя бы в рамках одного шинного бренда.
Несмотря на то, что индекс износостойкости – показатель условный, он все равно может использоваться как ориентир при выборе шин. Принцип здесь все тот же: чем больше число, тем большей износостойкостью обладает покрышка. Просто не нужно пытаться переводить этот индекс в конкретные показатели пробега или лет эксплуатации. Просто стоит понимать, что если показатель отличается в 1,5-2 раза, то даже для шин разных производителей это можно учитывать как ориентир. Например, если вы ищете ресурсные шины для работы в такси, то стоит обратить внимание на шины с высоким индексом Treadwear в 600-700. Ну а если вам хочется получить максимум сцепления для активной езды, искать нужно спортивные шины, у которых индекс износостойкости будет заметно ниже, примерно 200-300, а то и меньше. А при прямом сравнении шина с индексом 700 при одинаковых условиях эксплуатации, скорее всего, окажется более износостойкой, чем шина с индексом 500 другого производителя, даже если они являются условными «одноклассниками».
Стоит обратить внимание, что не все шины могут иметь маркировку Treadwear. Это не говорит о том, что шина поддельная или некачественная. Дело просто в том, что она не сертифицирована для рынка США – ведь маркировка Treadwear разработана в Америке и актуальна прежде всего для американского рынка. Так что, например, российские шины, изначально не нацеленные на этот рынок, не проходят американские испытания и, соответственно, могут не иметь маркировки индекса износостойкости.
Когда сотрутся твои шины?
Обращали ли вы когда-нибудь внимание на такой параметр шин, как treadwear?
Практически каждый автомобилист сталкивается с покупкой новых шин и всегда задается вопросами: “А что лучше взять?”, “Какой вид рисунка выбрать?”, “Какой бренд?”, “Что лучше всего по соотношению цена-качество?”. Как ни парадоксально, но на один из самых главных потребительских показателей – на износостойкость – никто не обращает внимание. Виной всему банальное незнание того, что вообще есть такой параметр!
Не думайте, что только Вы об этом не знаете. Примерно 90% автовладельцев и не догадываются, что такое treadwear… Кто-то скажет: “Я уже пятый комплект шин меняю, но ни в магазине, ни на базаре никто даже не заикнулся, что есть такой показатель”. Все дело в том, что “продавцы” не заинтересованы в этом. И сейчас я объясню, почему так.
TREADWEAR
Treadwear – это трехзначное число, характеризующее износостойкость конкретной шины. Наносится он на боковой профиль шины, практически у самого протектора (смотри на фото).
Этим показателем маркируются все шины, сертифицированные для США. Надо понимать, что крупнейшие лидирующие бренды по производству шин стремятся пройти сертификацию как можно в большем количестве стран, чтобы отхватить большую долю рынка. Поэтому и показатель этот – treadwear – есть практически везде. А если вдруг нет, значит, или шина, с которой вы имеете дело, – это новшество, которое еще не успело доехать до рынка США, либо же ее вообще не планировали там продавать.
Сам treadwear характеризует износ покрышки относительно некой эталонной шины (100% износ которой приравнивается к 100 единицам). После прохождения дистанции в 7200 миль (11587.28 км) сравнивают, насколько испытуемая шина стерта по отношению к эталонной. Если эталонная стерта полностью, а испытуемая – на треть, то treadwear второй равен 300 единиц. Если на четверть – это 400 единиц. И так далее.
Давайте разберемся, на каких шинах какой treadwear и действительно ли он соответствует реальному пробегу?
РЕАЛЬНОСТЬ
Все дело в том, что шины отличаются друг от друга. Причем не по марке или размеру, а по принадлежности (виду). Какие-то созданы со спортивным уклоном, какие-то – для экономии топлива, а есть шины для комфортной, сбалансированной езды при разных условиях. Задачи каждого вида разные, соответственно, и состав резины неодинаковый. Шины спортивной направленности должны отлично “держаться” за асфальт, обеспечивая наилучшие сцепные свойства. Износостойкость в таком случае отходит на второй план, да и добиться ее – еще та задача. Примерный показатель для такой покрышки – от 100 единиц, а в случае “чистого” спорта он куда ниже.
Совсем другое дело -экошины. Они созданы для хорошего наката и минимизации расхода топлива. Производитель не возлагает на них сверхзадач, поэтому их treadwear несколько выше, чем у спортивных. В среднем их показатель – от 240 единиц.
Шины же для штатной езды могут иметь совершенно разные показатели, ведь у каждого производителя свое видение, как резина должна себя вести и какой уровень комфорта обеспечивать. Treadwear в таком случае может достигать 500-600 единиц.
И вот мы подошли к самому главному вопросу: “Как единицы treadwear связаны с реальным пробегом и как высчитать этот пробег?”. Скажу сразу, важно учесть, что на износ шин влияет куча факторов: состояние дорожно полотна, его температура, абразивность, процент езды по влажному покрытию, средняя скорость, да и в конце концов, насколько автолюбитель любит “позажигать”. Все эти факторы могут кардинально влиять на износостойкость шины. Кто-то “откатает” одни и те же покрышки за 10000 км, а кто-то – и за все 40000 км. Кроме того, стоит выбирать шины именно под конкретные потребности. К примеру, если вы купите гражданские покрышки и начнете гонять на них по треку, то с большой долей вероятности они сотрутся быстрее, чем некоторые спортивные, которые имеют куда меньшее значение treadwear.
ОБРАТИМСЯ К ЦИФРАМ
По американской классификации шин (UTQG) 100 единиц treadwear приравниваются примерно к 48279 км пробега. Стоить заметить,что этот показатель является эталонным (на испытательном треке) и не достижим в реальных условиях. В странах с хорошим покрытием и померной интенсивностью движения treadwead принято делить на два, дабы определить пробег в реальных условиях. Что же касается наших реалий, то здесь все сложно… Отвратительное покрытие с колосальным количеством ям и разнородным абразивом покрытия да еще и плотный городской трафик… Итого ресурс шин сократится примерно в 5 раз!
Формула подсчета пробега (для типичных среднестатистических шин) на наших дорогах будет иметь следующий вид:
(treadwead х 483)/5 = тыс. км пробега,
где 1 единица (эталонного идеального пробега) = 483 км пробега ( 48 279 км = 100 единицам). Сразу оговорюсь, формула не имеет 100% точности, так как износ подвержен массе факторов (их я уже перечислил).
Приведу личный пример. У меня шины Goodyear EfficientGrip 185/60 R14. Они неплохие, среднего класса. Их Treadwear – 340 единиц, что не очень много. В процессе эксплуатации показали отличные сцепные свойства на мокром асфальте и малую шумность. Пробег до ограничителей составил 31 тыс. км. Мой стиль вождения: 80% спокойной езды, 20% бодрой, пробуксовка отсутствовала полностью, тормоза с ABS.
Теперь же давайте посмотрим, что покажет формула:
Как видно по цифрам, формула работает. Расхождение в 1 844 км – это вполне приемлемо. И возможно, если постоянно ездить в спокойном режиме, то “формульный” и реальный пробег могли бы совпасть.
То есть Treadwear -действительно полезный параметр износостойкости шины. С помощью него вы легко сможете определить, к какому классу относятся покрышки. Плюс сможете оценивать и сравнить резину, принадлежащую к одному сегменту.
Источник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов