@Вопрос по лямбде@
Привет народ, не хворайте! Зима радует дождиком и периодичными морозами. А я тем временем привожу в порядок недоделки по машинке. И тут на днях выскачил чек, подрубился по elm 327 через оупен диаг про, нашлось две ошибочки нет сигнала на лямбду в кат коллекторе и обогащённая смесь. Решено поменять, снял а там даже фишка оплавилась и контакты позеленели. Всё бы ничего, да только требуют код, кода часть я оттёр, бьётся как лямбда-зонд универсальный лада калина. Артикул: 0 258 006 537
Производитель: BOSCH
Страна: Германия
А мне скинули новый, тот что на фото, я потерялся, чтоб не попасть, мне именно для кат-коллектора надо. КТО НИБУДЬ, ПОМОГИТЕ С ПОИСКОМ, КАКОЙ КОД ПЕРВОЙ ЛЯМБДЫ НА ЧЕТЫРЕ КОНТАКТА И МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ ЛЯМБДУ ОТ КАЛИНЫ, КАК СТОЯЛА У МЕНЯ. БУДУ БЛАГОДАРЕН!
Датчик кислорода
В Приоре устанавливается более десятка различных датчиков, каждый из которых отвечает за конкретное действие в работе двигателя. Выход какого-либо из датчиков сулит проблемами в работе ДВС.
В данной статье речь пойдет о датчике кислорода Лады Приоры он же лямбда зонд. На Приоре устанавливается два лямбда зонда. Каждый из датчиков выполняет свои замеры и отправляет их на ЭБУ, для обработки и корректировки топливной смеси.
Где находится
Датчики кислорода Приоры находится на выпускном коллекторе до и после катализатора. В выпускном коллекторе имеется два отверстия с резьбой в которые и вкручиваются ДК.
Первый датчик является регулирующим, то есть данный датчик замеряет выхлопные газы и передает показания на ЭБУ, который обрабатывает их и регулирует топливную смесь для более чистых отработанных газов. Все это необходимо для норм евро стандартов.
Второй датчик является диагностирующим, он проверяет состояние катализатора. При плохом состоянии катализатора датчик подает сигнал на ЭБУ и зажигается лампа «CheckEngine».
Признаки неисправности
Признаков неисправности датчика кислорода может быть множество, но есть те по которым можно определить именно выход его из строя.
- Большой расход топлива;
- Плохой запуск прогретого двигателя;
- Потеря мощности и динамики;
- Хлопки из выхлопной трубы;
- Отчетливый запах бензина из выхлопной трубы;
- Черным дым валящий из трубы при разгоне или перегазовке;
- Работа ДВС с перебоями на ХХ;
Если на своем автомобиле вы обнаружили такие симптомы необходимо провести диагностику вашего авто в специализированном сервисе для выявления точного виновника проблемы.
Как самостоятельно провести диагностику Приоры своими руками можно прочитать тут.
Цена и артикул
Ниже приведена таблица с ценами и артикулами датчика кислорода Приоры.
Производитель | Артикул | Цена, (рублей) |
Bosch | 21120-3850010-30 | 3950 |
Lada | 11180-3850010-00 | 1995 |
СОАТЭ | 258005133 | 1485 |
Автотрейд | ДК-537 | 2260 |
Проверка
Проверка ДК осуществляется с помощью мультиметра, основываясь на замерах сопротивления датчика.
- Выставляем мультиметр на параметр измерения сопротивления.
- Снимаем разъем с ДК и подключаем к разъему датчика мультиметр. Сопротивления датчика должно показывать бесконечность. Если данный параметр соблюдается, то датчик исправен.
- Если датчик показывает N-количество сопротивления, то вероятнее всего датчик неисправен.
Замена ДК
Замена производится довольно просто, в несколько этапов. Единственная трудность, с которой можно столкнуться это откручивание датчика.
Внимание!
Все работы необходимо проводить на остывшем двигателе, дабы избежать ожогов.
Какие лямбды можно ставить на приору
Автомобили Лада Приора оснащены двумя датчиками концентрации кислорода (далее — ДКК). Верхний — диагностический, нижний – управляющий.
Контролеры предназначены для определения количественного состава кислорода в выхлопных газах с целью последующей корректировки угла зажигания.
Избыточное количество воздуха в топливной смеси, равно как и недостающее, негативно влияют на функционал технического средства. Чаще всего, повышается расход горючего, пассивная динамика разгона, нестабильная работа на холостых оборотах.
В ходе систематической эксплуатации машины, заправки некачественным топливом контролеры выходят из строя. Процесс самостоятельной замены не сложный, но требует внимательности со стороны мастера. Нарушение регламента не допустимо.
Датчик кислорода на Лада Приора: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы
Несмотря на то, что цена оригинального контролера чуть выше 1500 рублей, не многие автолюбители охотно покупают заводские запчасти. Чаще отдают предпочтение дешевым аналогам.
Так называемые «обманки» устанавливают вместо штатных датчиков. Спустя 90 – 100 тыс. км. катализатор Лада Приора приходит в негодность, о чем свидетельствует ряд признаков. По желании клиента мастера СТО удаляют (вырезают) штатный катализатор с выхлопной системы, заменяют «пустышкой».
Пустышки выпускные коллекторы изготавливают по схеме: 4-2-2 или 4-2. В народе называются пауками. Это цельная конструкция вместе с муфтой выпускного коллектора, приемной трубой.
Чтобы электронный блок управления не идентифицировал системную ошибку, лямбда зонд заменяют одним из видов обманок:
- Механической;
- Электронной.
Механическая «обманка»
Еще называют металлической проставкой, которая устанавливается под штатный кислородный контролер. Цена «аксессуара» 250 – 300 рублей. Внутри проставки имеется отверстие, сквозь которое попадают газы внутрь датчика.
Выхлопные газы взаимодействуют с керамической крошкой, вследствие чего концентрация вредных веществ существенно снижается. Электронный блок управления не идентифицирует, как «системная ошибка».
Электрическая обманка
Эмулятор имеет микропроцессор, корректирующий сигнал для ЭБУ. Последний «считает» что датчик исправен и пропускает данные, не интерпретируя ошибкой.
Фактически, в конструкции уже нет катализатора, вместо него вварен участок выхлопной трубы.
Стоимость эмулятора варьируется от 1500 рублей, что составляет 85 – 90 % от цены нового ДК. В отличие от штатного контролера, эмулятор имеет неограниченный срок эксплуатации.
Каталожный артикул / маркировка | Цена в рублях |
---|---|
BOSCH 0 258 006 537 (8 и 16 клапанов) | От 1500 — 1600 |
BOSCH 0 258 986 602 (8 и 16 клапанов) | От 1500 — 1600 |
BREMI 30223 | От 1500 — 1600 |
ERA 550489 | От 1500 — 1600 |
DENSO DOX-0150 | От 1500 — 1600 |
Металлическая проставка | 250-300 |
Электронный эмулятор | От 1350 |
*цены указаны состоянием на май 2019 года |
Где расположен кислородный датчик
На модели Лада Приора первый контролер установлен в корпусе выпускного коллектора, второй находится за муфтой приемной трубы.
Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 – 90 тыс. км. в зависимости от соблюдения водителем рекомендаций изготовителя.
Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле Лада Приора
Признаки во многом схожи с другими поломками, поэтому важно на начальном этапе корректно идентифицировать поломку.
- Затрудненный запуск мотора «на холодную», «на горячую»;
- Увеличенный расход горючего;
- Снижение мощности;
- Пассивная динамика разгона;
- Работа мотора не в такт;
- На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок электронного блока управления;
- Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
- Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.
При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения комплексной диагностики.
Диагностика контролера своими руками на ВАЗ 2110 Приора
Для проверки оборудования используем мультиметр. Прибор имеется у большинства автомобилистов в гараже. Последовательность действий следующая:
- Помещаем машину над смотровой ямой;
- Снимаем концевики;
- Подсоединяем клеммы мультиметра;
- Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
- Анализируем полученные данные.
Если стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, если стрелка опускается в ноль – деталь повреждена. Помните, что контролер неразборный, профилактике не подлежит.
Установка кислородного датчика на Лада Приора
- Устанавливаем машину на смотровой канал (яму);
- Глушим мотор, открываем капот;
- Ожидаем пока выхлопная система остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
- Снимаем концевики;
- Ключом на «17» выкручиваем датчик;
- Вкручиваем ДК, надеваем клеммы;
- Запускаем двигатель, остается проверить функционал.
Замена своими руками завершена.
Монтаж обманки
Установку выполняйте только в специализированных автомастерских, так как необходимо специальное оборудование:
- Сварочный аппарат;
- Шлифовальная машинка;
- Металлическая труба;
- Фланцевые соединения.
Этапы монтажа следующие:
- Отключить действующий датчик;
- Вырезать катализатор на участке выхлопной трубы;
- Вварить металлическую вставку;
- Вкрутить ДК вместе с проставкой.
Если владелец ВАЗ 2110 желает установить электронную обманку, то для этого потребуется перепрошивка ЭБУ портативным сканером.
@Вопрос по лямбде@
Привет народ, не хворайте! Зима радует дождиком и периодичными морозами. А я тем временем привожу в порядок недоделки по машинке. И тут на днях выскачил чек, подрубился по elm 327 через оупен диаг про, нашлось две ошибочки нет сигнала на лямбду в кат коллекторе и обогащённая смесь. Решено поменять, снял а там даже фишка оплавилась и контакты позеленели. Всё бы ничего, да только требуют код, кода часть я оттёр, бьётся как лямбда-зонд универсальный лада калина. Артикул: 0 258 006 537
Производитель: BOSCH
Страна: Германия
А мне скинули новый, тот что на фото, я потерялся, чтоб не попасть, мне именно для кат-коллектора надо. КТО НИБУДЬ, ПОМОГИТЕ С ПОИСКОМ, КАКОЙ КОД ПЕРВОЙ ЛЯМБДЫ НА ЧЕТЫРЕ КОНТАКТА И МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ ЛЯМБДУ ОТ КАЛИНЫ, КАК СТОЯЛА У МЕНЯ. БУДУ БЛАГОДАРЕН!
Лямбда зонд приора признаки неисправности
Контролеры предназначены для определения количественного состава кислорода в выхлопных газах с целью последующей корректировки угла зажигания.
Избыточное количество воздуха в топливной смеси, равно как и недостающее, негативно влияют на функционал технического средства. Чаще всего, повышается расход горючего, пассивная динамика разгона, нестабильная работа на холостых оборотах.
В ходе систематической эксплуатации машины, заправки некачественным топливом контролеры выходят из строя. Процесс самостоятельной замены не сложный, но требует внимательности со стороны мастера. Нарушение регламента не допустимо.
Датчик кислорода на Лада Приора: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы
Несмотря на то, что цена оригинального контролера чуть выше 1500 рублей, не многие автолюбители охотно покупают заводские запчасти. Чаще отдают предпочтение дешевым аналогам.
Так называемые «обманки» устанавливают вместо штатных датчиков. Спустя 90 – 100 тыс. км. катализатор Лада Приора приходит в негодность, о чем свидетельствует ряд признаков. По желании клиента мастера СТО удаляют (вырезают) штатный катализатор с выхлопной системы, заменяют «пустышкой».
Пустышки выпускные коллекторы изготавливают по схеме: 4-2-2 или 4-2. В народе называются пауками. Это цельная конструкция вместе с муфтой выпускного коллектора, приемной трубой.
Чтобы электронный блок управления не идентифицировал системную ошибку, лямбда зонд заменяют одним из видов обманок:
- Механической;
- Электронной.
Принцип работы лямбда зонда
Лямбда-зонд нужен для того, чтобы обеспечить оптимальное формирование топливной смеси.
Лямбда зонд представляет собой специальный датчик, который определяет состав смеси, идущей из выпускного коллектора. На основе этой информации определяется то, какая именно топливная смесь будет поступать в цилиндры двигателя. Если топливо сгорает не полностью, то лямбда зонд подает сигнал о необходимости обеднения смеси. Это необходимо для того, чтобы уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу в виде не сгоревшего топлива. Кроме того, лямбда зонд нужен для того, чтобы обеспечить оптимальное формирование смеси, чего сложно добиться в старых автомобилях. Топливная смесь должна быть такой, чтобы автомобиль работал на полную мощность, и при этом не было перерасхода.
Электрическая обманка
Эмулятор имеет микропроцессор, корректирующий сигнал для ЭБУ. Последний «считает» что датчик исправен и пропускает данные, не интерпретируя ошибкой.
Фактически, в конструкции уже нет катализатора, вместо него вварен участок выхлопной трубы.
Стоимость эмулятора варьируется от 1500 рублей, что составляет 85 – 90 % от цены нового ДК. В отличие от штатного контролера, эмулятор имеет неограниченный срок эксплуатации.
Каталожный артикул / маркировка | Цена в рублях |
BOSCH 0 258 006 537 (8 и 16 клапанов) | От 1500 — 1600 |
BOSCH 0 258 986 602 (8 и 16 клапанов) | От 1500 — 1600 |
BREMI 30223 | От 1500 — 1600 |
ERA 550489 | От 1500 — 1600 |
DENSO DOX-0150 | От 1500 — 1600 |
Металлическая проставка | 250-300 |
Электронный эмулятор | От 1350 |
*цены указаны состоянием на май 2021 года |
Где расположен кислородный датчик
На модели Лада Приора первый контролер установлен в корпусе выпускного коллектора, второй находится за муфтой приемной трубы.
Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 – 90 тыс. км. в зависимости от соблюдения водителем рекомендаций изготовителя.
Можно ли почистить зонд
Если ломается датчик кислорода, без его замены не обойтись, так как не существует методик его восстановления. Учитывая высокую стоимость запчасти, ремонт может сопровождаться немалыми расходами.
Но есть и другие варианты:
- подбирают универсальный датчик, который значительно дешевле оригинала, подходит для большинства моделей авто;
- подыскивают б/у деталь с гарантией, подойдет и выпускной коллектор с установленным датчиком.
Но не всегда обязательно менять запчасть. Достаточно знать, как почистить лямбда зонд. Ведь не исключены ситуации сильного загрязнения. На чувствительном элементе, прикрытом защитным колпачком, могут откладываться частички сажи, нагара. Из-за этого в работе появляются неполадки, погрешности. После удаления налета эффективность устройства восстанавливается.
Тонкости очистки:
- Процедура начинается с демонтажа, для чего поверхность детали нагревают до 50 градусов. Изъяв датчик, снимают защитный колпачок.
- В работе используют ортофосфорную кислоту, способную удалить частицы нагара, загрязнений, не повреждая электроды, важные элементы. Отмачивание проводится на протяжении 10 – 20 минут.
- Более сложный вариант предполагает снятие защитного колпачка и мойку с использованием тончайшей кисточки. Удалив загрязнения, деталь промывают, высушивают.
Мойка проводится если возможно обратное закрепление защиты, предполагающее проведение аргоновой сварки. Стоимость очистки намного меньше, чем замены. Такое решение подойдет только для исправных, но загрязненных датчиков. При последующем закреплении важно смазать резьбовое соединение монтажной пастой. При установке нового элемента смазка не требуется, соединение обрабатывается по время производства.
Предназначение и работа датчика
Чтобы понять, за что отвечает лямбда зонд, стоит обратить внимание на работу топливной системы. Кислородный датчик – важный элемент, позволяющий максимально повышать эффективность мотора на инжекторных машинах.
Высокая производительность возможна при полном сгорании воздушно-топливной смеси. Поэтому важно определить оптимальную пропорцию составляющих. Благодаря правильной оценке содержания кислорода в выхлопах, выполняется последующий расчет состава топливной смеси.
Исправно работающий зонд обеспечивает:
- сокращение расхода топлива до 15%;
- повышение экологичности выхлопных газов;
- сохраняется заводской ресурс катализатора;
- поддерживается отличная динамика, отзывчивость во время управления.
Лучшие показатели свойственны автомобилям с двумя датчиками, где один находится до катализатора, а второй после него.
Изучая принцип работы лямбда зонда, стоит учесть, что схема действия отличается в зависимости от типа.
Виды устройств:
- Двухточечные модели в своей конструкции включают два электрода. Это позволяет оценить коэффициент избытка кислорода в топливной смеси по определению его содержания в выхлопах. Действие происходит во время прохождения выхлопных газов. Здесь первый элемент чувствителен к кислороду. Второй делается из циркония. В момент прохождения выхлопов между электродами измеряется потенциал. Повышение показателя означает избыточное содержание кислорода.
- Широкополосные представляют новый тип зондов. Здесь сохраняется напряжение в 450 мВ. Устройство включает керамические составляющие – двухточечную и закачивающую. Последняя втягивает кислород, имеющийся в выхлопах. При этом используется определенная сила тока. Падение уровня кислорода приводит к повышению напряжения, что сопровождается подачей соответствующего сигнала ЭБУ.
Уход, своевременная диагностика, устранение неполадок позволяет исключать большинство непредвиденных ситуаций, сохранять заводской ресурс, функциональность узлов.
Дата публикации: 20 декабря 2021 . Категория: Автотехника.
Лямбда зонд – это датчик концентрации О2 (или проще говоря – кислородный датчик), позволяющий оценивать объем несгоревшего кислорода, содержащегося в отработанных газах. Эти показатели крайне важны, так как благодаря поддержанию определенных пропорций топлива и воздуха, происходит наиболее эффективное сгорание топливовоздушной смеси. Самым лучшим соотношением считается 14,7 частей кислорода на 1 часть бензина. Если это соотношение будет нарушаться, то смесь будет бедной или, наоборот, обогащенной, что, в свою очередь, скажется на расходе топлива и мощности мотора.
Хоть внешне датчик кислорода и не выглядит, как «жизненно важная» деталь, он выполняет очень важную функцию, поэтому любая неисправность лямбда зонда, «симптомы» которой мы рассмотрим, должна быть незамедлительно исправлена.
Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле Лада Приора
Признаки во многом схожи с другими поломками, поэтому важно на начальном этапе корректно идентифицировать поломку.
- Затрудненный запуск мотора «на холодную», «на горячую»;
- Увеличенный расход горючего;
- Снижение мощности;
- Пассивная динамика разгона;
- Работа мотора не в такт;
- На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок электронного блока управления;
- Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
- Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.
При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения комплексной диагностики.
Признаки и причины неисправности лямбда зонда
Согласно статистике датчики кислорода выходят из строя постепенно, поэтому выявить его неисправность можно, если вовремя обратить внимание на следующие «симптомы»:
- Обороты на холостом ходу начали падать или «плавать».
- Автомобиль дергается, а после запуска мотора слышны нехарактерные для двигателя хлопки.
- Снизилась мощность мотора и при нажатии на педаль газа наблюдается замедленная реакция.
- Двигатель сильно перегревается, а расход топлива увеличился.
- Изменился запах в выхлопной трубе (выхлопные газы стали более токсичными).
В результате вышедшего из строя датчика качество топливной смеси, попадающей в камеру сгорания, ухудшается, из-за чего нарушается отлаженная работа двигателя. Причин для этого может быть множество:
- Неправильная работа цепи накала или пониженная чувствительность наконечника датчика.
- Низкокачественное топливо с высоким содержанием железа, свинца, частиц нефтяного распада и прочих вредных включений. Все эти вещества налипают на платиновые электроды, что приводит к неисправности датчика.
- Проблемы с системой подогрева лямбда зонда. Если подогрев перестал функционировать как нужно, то датчик кислорода будет выдавать неточные данные.
- Перегрев корпуса регулятора. Такое происходит, если неправильно установить угол опережения зажигания.
- Изношенные маслосъемные кольца. В этом случае в выхлопную трубу попадает моторная жидкость, которая воздействует на лямбда зонд.
- Если часто производится многократный запуск двигателя.
- Использование герметиков (особенно силиконовых) для установки лямбда зондов.
- Нарушен уровень компрессии в цилиндрах двигателя. В этом случае горючая смесь сгорает неравномерно.
- Забитые бензиновые форсунки двигателя.
Диагностика контролера своими руками на ВАЗ 2110 Приора
Для проверки оборудования используем мультиметр. Прибор имеется у большинства автомобилистов в гараже. Последовательность действий следующая:
- Помещаем машину над смотровой ямой;
- Снимаем концевики;
- Подсоединяем клеммы мультиметра;
- Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
- Анализируем полученные данные.
Если стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, если стрелка опускается в ноль – деталь повреждена. Помните, что контролер неразборный, профилактике не подлежит.
Проверка лямбда зонда
Проверка лямбда-зонда мультиметром
Перед тем как проверить лямбда зонда своими руками, желательно прочитать инструкцию к своему автомобилю. Диапазон рабочего напряжения для этого датчика является стандартным, но в инструкции подробно указано как проводить проверку на данной машине. Диагностика лямбда зонда проводится при запущенном двигателе, так как при выключенном двигателе он не активен. Лучше всего проводить проверку лямбда зонда тестером, который измеряет напряжение и сопротивление. Щупы подключаются в штекер датчика и замеряются при различных режимах работы двигателя. На полностью исправном лямбда-зонде на холостых оборотах напряжение должно постоянно колебаться в диапазоне от 0,1 до 0,9 вольта. Недостаток проверки лямбда зонда мультиметром в том, что сложно определить скорость переключения напряжения. Для этого нужно использовать осциллограф. Скорость изменения напряжения не должна превышать 0,2-0,3 секунды. Если какой-то из этих показателей сильно отличается, то лямбда-зонд нужно заменить или хотя бы прочистить.
Установка кислородного датчика на Лада Приора
- Устанавливаем машину на смотровой канал (яму);
- Глушим мотор, открываем капот;
- Ожидаем пока выхлопная система остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
- Снимаем концевики;
- Ключом на «17» выкручиваем датчик;
- Вкручиваем ДК, надеваем клеммы;
- Запускаем двигатель, остается проверить функционал.
Замена своими руками завершена.
Замена лямбда зонда
Лямбда-зонд не ремонтопригоден, поэтому если он окончательно вышел из строя, то его меняют на новый.
Если не помогла прочистка, то лямбда зонд необходимо заменить. Ремонт лямбда зонда не выполняется, ни в автосервисе, ни своими руками. Здесь находится две чувствительные нити из редкоземельных или драгоценных металлов, которые перегорают, и заменить их невозможно. Как правило, цена лямбда зонда составляет около 3-4 тысяч рублей, но она может колебаться, учитывая модель и класс автомобиля. Также можно установить универсальный лямбда зонд Bosch, который крепится с помощью специального переходника и подходит для любых автомобилей. Он может заменить даже более современный широкополосный лямбда зонд, который стоит в несколько раз дороже. Старый лямбда зонд выкручивается, и просто заменяется новым. Если он меняется аналогичным, оригинальным, то никакие настройки не нужны. Если же устанавливается другой лямбда зонд, то возможно придется менять штекер подключения. При установке нового датчика резьба обязательно смазывается герметичной пастой во избежание разгерметизации коллектора. Кроме того, потом такой датчик легко можно будет выкрутить и прочистить, так как он не прикипит.
Монтаж обманки
Установку выполняйте только в специализированных автомастерских, так как необходимо специальное оборудование:
- Сварочный аппарат;
- Шлифовальная машинка;
- Металлическая труба;
- Фланцевые соединения.
Этапы монтажа следующие:
- Отключить действующий датчик;
- Вырезать катализатор на участке выхлопной трубы;
- Вварить металлическую вставку;
- Вкрутить ДК вместе с проставкой.
Если владелец ВАЗ 2110 желает установить электронную обманку, то для этого потребуется перепрошивка ЭБУ портативным сканером.
Кислородные датчики УДК и ДДК на Приору: признаки неисправностей, схемы, самостоятельная проверка, замена и ремонт
Автомобили ВАЗ-2170 и их модификации оснащаются такими устройствами, которые называются кислородные датчики. Они устанавливаются к конструкции выхлопной системы, и выполняют очень важные функции. Их неисправности влияют не только на увеличение вредных выбросов в атмосферу, но и ухудшают работу двигателя. На Приоре устанавливается 2 таких устройства, которые еще называются лямбда-зондами (по-научному). Именно с этими элементами познакомимся более подробно, и узнаем их назначение, разновидности, признаки неисправностей и особенности правильной замены на Приорах.
Назначение и особенности датчиков кислорода
Кислородным датчиком называется такой прибор, благодаря которому определяется количество кислорода в выхлопной системе. На Приорах устанавливается несколько таковых устройств, которые располагаются непосредственно до каталитического нейтрализатора и после него. Лямбда-зонд выполняет важные функции, а его исправность работы влияет не только на снижение количества вредных выбросов в атмосферу, но и повышает эффективность функционирования силового агрегата. Однако с этим мнением согласны далеко не все автовладельцы. И чтобы понимать, почему так, следует провести детальный анализ таковых устройств.
Для начала обратим внимание на кислородный датчик на Приоре, который расположен после катализатора. На фото ниже он обозначен стрелочкой. Его называют диагностическим датчиком кислорода или сокращенно ДДК.
Основное предназначение второго датчика (его еще также называют дополнительным) заключается в контролировании работы катализатора выхлопных газов. Если же этот элемент отвечает за исправную работу фильтра выхлопных газов, то для чего же нужен первый датчик, который указан ниже.
Датчик, который располагается непосредственно перед катализатором, служит для определения количества кислорода в составе выхлопных газов. Его называют управляющим или сокращенно УДК. От количества кислорода в составе выхлопных паров зависит эффективность работы двигателя. Благодаря этому элементу, обеспечивается максимально-эффективное сжигание ТВС, а также снижается вредность выхлопа за счет отсутствия в его составе несгоревших составляющих бензина.
Углубляясь в тему предназначения лямбды-зонда на автомобилях, нужно знать о том, что такой прибор определяет не количество вредных примесей в выхлопе, а объем кислорода. Его величина равняется «1» при достижении оптимального состава смеси (оптимальным считается значение, когда на 1 кг топлива приходится 14,7 кг воздуха).
Чтобы достичь идеальных параметров, используется датчик кислорода.
Если в составе выхлопных газов будет присутствовать большой объем кислорода, то датчик передаст эту информацию ЭБУ (электронный блок управления), который в свою очередь осуществит корректировку ТВС. Более подробно о назначении кислородных датчиков можно узнать из видео материала ниже.
Конструктивные особенности и принцип работы кислородных датчиков: интересные и очень полезные сведения
Конструкция и принцип работы кислородного датчика — это информация, которая будет полезна не только для владельцев Приора, но и других автомобилей. Ведь такие сведения будут ключевыми, и сыграют важную роль в поиске неисправностей на автомобиле при разных перебоях. Убедившись в важности этой информации, перейдем к ее рассмотрению.
Сегодня имеется большое количество информации о принципе работы кислородных датчиков и их конструкции, но все-таки не всегда этому вопросу уделяется достаточно внимания. Сразу нужно отметить тот факт, что датчики кислорода делятся на виды в зависимости от типа материалов, из которых они изготовлены. Однако это не влияет на принцип их работы, но отображается непосредственно на ресурсе работы и качестве функционирования. Они бывают следующих разновидностей:
- Циркониевые. Это самые простые типы изделий, корпус которых изготавливается из стали, а внутри расположен керамический элемент (твердый электролит из диоксида циркония). Снаружи и внутри керамический материал закрывается тонкими пластинами, благодаря которым происходит генерация электрического тока. Нормальная работа таких изделий происходит только при достижении ими температурных значений от 300 до 350 градусов.
- Титановые. Они полностью аналогичны устройствам циркониевого типа, только отличаются от них тем, что керамический элемент изготовлен из диоксида титана. Они имеют более продолжительный ресурс работы, но самое главное их преимущество в том, что благодаря тугоплавкости титана, такие датчики оснащаются функцией подогрева. В них встраиваются нагревательные элементы, благодаря чему происходит быстрый прогрев прибора, а значит, получаются более точные значения смеси, что актуально при запуске холодного мотора.
Стоимость датчиков зависит не только от типа материала, из которых они изготавливаются, но еще и от таких факторов, как качество, количество полос (узкополосные и широкополосные) и кто является изготовителем.
Зная о том, какие же бывают виды кислородных датчиков, можно приступать к изучению процесса их функционирования. Ниже приведено фото, на основании которого можно понять конструкцию и принцип работы датчиков кислорода.
На этой схеме обозначены следующие важные конструктивные части:
- 1 — керамический элемент из диоксида циркония или титана;
- 2 и 3 — наружное и внутреннее покрытие внутренней оболочки (экран), которое состоит из слоя оксида иттрия с напылением из токопроводящих пористых платиновых электродов;
- 4 — заземляющие контакты, которые соединены с наружными электродами;
- 5 — сигнальные контакты, соединенные с внутренними электродами;
- 6 — имитация выхлопной трубы, в которой установлен датчик.
Работа устройства происходит только после его прогревания до высоких температур. Достигается это за счет прохождения горячих выхлопных газов. Длится прогрев около 5 минут в зависимости от температуры двигателя и окружающей среды. Если датчик имеет встроенные нагревательные элементы, то при запуске мотора происходит дополнительный прогрев внутренней оболочки датчика, что позволяет ему быстрее включиться в работу. Ниже на фото показан такой тип датчика в разрезе.
После прогрева датчика, циркониевый электролит (или титановый) начинает создавать ток за счет разницы состава кислорода в атмосфере и внутри выхлопа, благодаря чему образуется ЭДС или напряжение. Величина этого напряжения зависит от содержащегося в выхлопе количества кислорода. Оно варьируется в диапазоне от 0,1 до 0,9 Вольт. На основании этих значений, напряжения ЭБУ определяет количество кислорода в составе выхлопа, и корректирует состав ТВС.
Теперь перейдем к изучению принципа работы второго кислородного датчика на Приоре. Если первый элемент отвечает за правильное приготовление ТВС, то второй нужен для контроля эффективной работы катализатора. Он имеет аналогичный принцип функционирования и конструкцию. ЭБУ сравнивает показания первого и второго датчика, и если они отличаются (второй прибор будет показывать меньшее значение), то это свидетельствует о неисправности каталитического нейтрализатора (в частности его загрязнение).
Что случается с автомобилем при неисправности кислородного датчика: коды ошибок
Выход из строя кислородного датчика на автомобилях Приора и других машинах (речь идет именно о первом лямбда-зонде) приводит к тому, что нарушается стабильная работа ДВС. ЭБУ при отсутствии информации с датчика, переводит двигатель в режим работы, который называется аварийным. Он продолжает функционировать, но только приготовление ТВС происходит по усредненным значениям, что проявляется в виде нестабильной работы ДВС, увеличением потребления топлива, снижением мощности и увеличением вредных выбросов в атмосферу.
Обычно переход в аварийный режим работы двигателя сопровождается подсвечиванием индикации «Check Engine», что в переводе с английского обозначает «проверка двигателя» (а не ошибка). Причинами неисправности датчика могут быть следующие факторы:
- естественный износ. Лямбда-зонды имеют определенный ресурс, который зависит от разных факторов. На Приоры с завода устанавливаются обычные узкополосные датчики циркониевого типа, ресурс которых не превышает 80 км пробега (это вовсе не означает, что изделие нужно менять при таком пробеге);
- механическое повреждение — изделия устанавливаются на выхлопной трубе, и если первый датчик практически лишен контакта с разными препятствиями, которые могут воздействовать на него во время движения, то второй очень сильно им подвергается в случае отсутствия защиты двигателя. Повреждаются зачастую электрические контакты, что способствует передаче некорректных данных для ЭБУ;
- нарушение герметичности корпуса. Обычно случается при использовании неоригинальных изделий. При такой поломке из строя может выйти ЭБУ, так как избыточное количество кислорода способствует подаче отрицательного сигнала на блок, который в свою очередь попросту на это не рассчитан. Именно поэтому не рекомендуется выбирать дешевые неоригинальные аналоги лямбда-зондов, произведенные неизвестными производителями;
- использование некачественного топлива, масла и т.п. Если выхлоп характеризуется присутствием черного дыма, то на датчике образуется нагар, что приводит к его нестабильной и некорректной работе. В этом случае проблема решается очисткой его защитного экрана.
Характерными признаками выхода из строя кислородного датчика на Приоре являются следующие проявления:
- На панели приборов загорается индикация «Check Engine».
- Нестабильная работа мотора, как на холостом ходу, так и при движении.
- Увеличение расхода топлива.
- Повышение токсичности выхлопа.
- Возникновение подтраивания двигателя.
- Появление провалов.
- Нагар на электродах свечей зажигания.
- На БК появляются соответствующие коды ошибок. Ниже указаны их коды и соответствующие причины возникновения.
Неисправность кислородных датчиков можно определить по наличию соответствующих кодов ошибок, которые высвечиваются на экране БК (при его наличии) или определятся при помощи сканирования ELM327.
Вот список этих кодов ошибок неисправности лямбда-зонда (ДК — датчик кислорода) на Приоре:
- P0130 — неправильный сигнал от лямбда-зонда №1;
- Р0131 — низкий сигнал от ДК №1;
- Р0132 — высокий сигнал от ДК №1;
- Р0133 — медленный отклик ДК №1 на обогащение или обеднение смеси;
- Р0134 — обрыв цепи ДК №1;
- Р0135 — неисправность цепи нагревателя ДК №1;
- Р0136 — короткое замыкание на массу цепи ДК №2;
- Р0137 — низкий сигнал от ДК №2;
- Р0138 — высокий сигнал от ДК №2;
- Р0140 — обрыв цепи ДК №2;
- Р0141 — неисправность цепи нагревателя ДК №2.
При возникновении вышеперечисленных признаков, не стоит сразу же спешить менять ДК на автомобиле Приора. Убедитесь в причинах неисправности устройства при помощи соответствующих ошибок или путем его проверки.
Как правильно проверить кислородный датчик на исправность Приора: инструкция
Если есть подозрения на неисправность самого лямбда-зонда, а не его цепи, тогда не рекомендуется торопиться его менять без предварительной проверки. Проверка выполняется следующим образом:
- На установленном на автомобиле ДК нужно отсоединить его разъем. При этом должен измениться звук работы мотора. Двигатель должен перейти в аварийный режим, что является признаком работоспособности датчика. Если этого не произошло, значит, мотор уже работа в аварийном режиме, и ДК со 100% уверенностью непригоден. Однако если при отключении датчика, мотор переходит в аварийный режим, то это еще не является гарантией полной исправности изделия.
- Тестер перевести в режим измерения напряжения (минимальный до 1В).
- Присоединить щупы тестера к следующим контактам: красный щуп к контакту провода черного цвета ДК (он отвечает за сигнал, который поступает на ЭБУ), а черный щуп мультиметра к контакту провода серого цвета.
- Ниже показана распиновка лямбда-зонда на Приоре, и к каким контактам подключать мультиметр.
- Далее нужно смотреть на показания прибора. По мере прогрева двигателя, они должны изменяться от 0,9В, и снижаться до 0,05В. На непрогретом моторе значения выходного напряжения варьируются от 0,3 до 0,6В. Если значения не изменяются, то это свидетельствует о неисправности лямбды. Прибор следует заменить. Несмотря на то, что в устройство имеет встроенный нагревательный элемент, после запуска холодного двигателя, снимать показания и определять корректность работы элемента следует только после его прогревания (около 5 минут).
Однако не исключено, что в датчике мог выйти из строя нагревательный элемент. В этом случае прибор также будет работать некорректно. Чтобы проверить исправность нагревательного элемента, понадобится проверить его сопротивление. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления, а его щупами нужно коснуться к двум другим выводам (провода красного и синего цвета). Сопротивление должно быть 5-10 Ом, что свидетельствует об исправности нагревательного элемента.
На основании простых мероприятий можно судить о пригодности ДК.
Если лямбда-зонд на Приоре исправен, то не будет лишним выполнить проверку исправности цепи. Питание нагревателя проверяется мультиметром, измерив напряжение на контактах штекера, к которому подключается устройство. Проверка сигнальной цепи осуществляется путем прозвонки проводки. Для этого представлены в помощь принципиальные электрические схема разводки проводов.
Неисправный датчик подлежит замене. Проверка обоих датчиков идентична. Ниже представлено описание принципа работы устройств из мануала для автомобилей Приора.
Важно понимать, что при проверке лямбды по выходному напряжению, низкие показания свидетельствуют об избытке кислорода, то есть в цилиндры подается обедненная смесь. Если же показания высокие, то ТВС обогащена, и кислород в ней отсутствует. В момент запуска холодного мотора сигнал от ДК отсутствует по причине высокого значения внутреннего сопротивления.
Особенности снятия и замены кислородного датчика на ВАЗ-2170: артикулы и модели разных производителей для Приоры
Если КД на Приоре неисправен (как основной, так и дополнительный), то его следует заменить. Процесс замены не сложный, но усложняется он доступом к изделиям, а также сложностью их вывинчивания, так как со временем эксплуатации они прикипают к выхлопной системе. Ниже представлена схема устройства катализатора с установленными кислородными датчиками УДК и ДДК на Приоре.
И обозначения составных элементов катализатора и его составных устройств на автомобиле Приора.
Стоимость оригинального кислородного датчика на Приору составляет около 3000 рублей в зависимости от региона.
Однако имеются более дешевые аналоги, покупка которых далеко не всегда оправдана. В качестве альтернативы можно использовать универсальное устройство производства «Bosch» с номером 0-258-006-537.
На Приоры предлагаются лямбды и других производителей:
- Hensel K28122177;
- Denso DOX-0150 — понадобится перепайка штекера, так как лямбда поставляется без него;
- Stellox 20-00022-SX — также понадобится перепайка штекера.
Переходим к непосредственному процессу замены этого важного элемента в конструкции современных автомобилей. И сразу стоит сделать небольшое отступление, и поднять такую тему, как замена прошивки ЭБУ с целью снижения уровня экологичности Евро-2. Первый лямбда на современных автомобилях обязательно должен быть установлен, и он должен быть исправен. Ведь от этого зависит правильная, стабильная и экономичная работа мотора. Второй элемент можно удалить, чтобы его не менять, что обычно делается по причине достаточно высокой стоимости изделия. Это важно понимать, поэтому переходим к процессу снятия и замены кислородного датчика на Приоре:
- Процесс демонтажа выполняется из подкапотного пространства. Для работы понадобится накидной ключ на «22» или же специальная головка для кислородных датчиков.
- Работы по демонтажу устройства лучше проводить после прогрева ДВС, так как выкрутить устройство на холодную будет проблематично. Чтобы не обжечься, рекомендуется дождаться, пока выхлопная система остынет до температуры 60 градусов. Работы следует проводить в рукавицах.
- Перед вывинчиванием обязательно обрабатываем датчик жидкостью WD-40 (можно использовать тормозную жидкость), и ждем не менее 10 минут.
- Отсоединяется штекер.
- Отстегивается фиксатор провода.
- Вывинчивается устройство.
- Выполняется замена в порядке обратном снятию. При установке новых изделий, рекомендуется предварительно смазать их резьбу графитовой смазкой. Важно отметить, что датчики №1 и №2 можно поменять друг с другом в случае, если первый начал барахлить. Первый элемент гораздо важнее, так как именно он отвечает за процесс приготовления ТВС. Однако с заменой второго датчика также не стоит временить, так как его отказ также станет причиной нестабильной работы ДВС. Чтобы не покупать второй датчик, можно перепрошить «мозги» на Евро-2, но эта услуга также будет стоить денег.
Процесс замены датчика лямбды-зонда на Приоре показан на видео ниже.
Отличие в процессах замены лямбды на Приоре 8 клапанов и 16 клапанов в доступе к устройствам. На Приоре 8 клапанов добраться к обоим видам изделий гораздо легче, чем на автомобилях 16 клапанов. Снятие второго лямбда-зонда можно выполнять как из подкапотного пространства, так и снизу из смотровой ямы. Чтобы добраться до второго ДК из подкапотного пространства на Приоре 16 клапанов, понадобится трещотка с удлинителем, как показано на фото ниже.
Если каталитический нейтрализатор на автомобиле исправен, то не стоит перепрошивать «мозги» на Евро-2, чтобы избавиться от одного кислородного датчика (второго). Это негативно отразится на состоянии работы двигателя и его параметрах. Принимайте только обдуманные и взвешенные решения, прежде чем решиться на серьезные переделки на автомобиле, в том числе и выхлопной системы.
Ремонт лямбды на Приоре: как починить и особенности правильной очистки
Не имеет смысла ремонтировать кислородный датчик, если он прослужил уже более 100 тысяч км пробега. Такой промежуток времени изделия служат редко, и зачастую проблемы с ними возникают уже на пробеге от 50 тысяч км. Если причиной неисправности изделия является слабый отклик, то можно попытаться отремонтировать ее. Процесс ремонта подразумевает очистку поверхности от нагара. Однако удалить нагар не так просто, и проводить такую операцию с помощью металлической щетки нельзя. Причиной тому является конструкция изделия, так как наружная поверхность содержит слой платинового напыления. Механическое воздействие повлечет за собой его удаление.
Чтобы почистить лямбду, можно воспользоваться простой методикой. Для этого понадобится ортофосфорная кислота, в которую следует поместить датчик. Рекомендуемое время удержания изделия в кислоте — 20-30 минут. Для лучшего результата, наружную часть датчика следует снять. Сделать это лучше всего на токарном станке. После прочистки в кислоте, прибор следует просушить. Колпачок возвращается обратно путем его приваривания аргоновой сваркой. Чтобы не снимать защитный экран, можно сделать в нем небольшие отверстия, и через них выполнить очистку.
Возвращая деталь обратно на свое место, не забываем обработать резьбовую часть смазкой из графита, что позволит исключить ее прикипание к корпусу катализатора (выпускному коллектору).
Стоит ли ставить обманку вместо лямбды на Приору: раскрываем все секреты использования обманок
Сразу же стоит отметить, что обманка лямбда-зонда — это специальная вставка, в которую вкручивается датчик. Она нужна для того, чтобы в случае неисправности катализатора (или его отсутствия), диагностический датчик кислорода передавал на ЭБУ необходимые показания. Ставить обманку вместо управляющего лямбды не рекомендуется, ведь в таком случае двигатель будет работать некорректно. Ставится проставка только и исключительно в том случае, чтобы обмануть ЭБУ о реальном положении дел в выхлопной системе.
Эксплуатировать авто с неисправным катализатором не рекомендуется, так как это повлечет к возникновению других проблем. Именно поэтому обманки обычно устанавливаются на второй ДК, чтобы показать ЭБУ о том, что катализатор теоретически работает исправно (по факту он может быть неисправным или отсутствовать). При этом не понадобится менять прошивку на Евро-2. Важно также понимать, что прошивка не решает проблему в случае, если кислородный датчик неисправен. Этот прибор должен функционировать исправно, и только в этом случае мотор будет работать корректно.
Стоит обманка гораздо дешевле, чем новый катализатор или прошивка ЭБУ. Процесс ее установки занимает не более 15 минут.
В завершении следует подвести итог и отметить тот факт, что многие автовладельцы считают датчик лямбда несущественным элементом на автомобиле, и часто попросту их удаляют вместе с катализаторами, устанавливая «пауки» 4-2-1 и прочие разновидности устройств. Однако такой подход является в корни неправильным. После этого возникают жалобы на большой расход, малую динамику и нестабильную работу ДВС. Всему виной эта незначительная (на первый взгляд непонимающего человека) переделка. Важно ответственно подходить к ремонту своего автомобиля, ведь любые переделки способствуют не только ухудшению его функционала, но и снижению эксплуатационного ресурса.