Как рассчитать расход смазочных материалов
Перейти к содержимому

Как рассчитать расход смазочных материалов

  • автор:

Как рассчитать расход смазочных материалов

Тема 13

Нормы расхода ГСМ и специальных жидкостей

Управление расходом TCM

Расходы на топливно-смазочные материалы (ТСМ) на автомобильном транспорте достигают 30 % общих затрат на единицу транспортной работы.

Опыт показывает, что фактический расход ТСМ может быть снижен на 20 % и более, в результате чего себестоимость перевозок грузов снижается на 3—4 %.

На расход ТСМ значительное влияние оказывают соответствие качества ТСМ и предъявляемым к ним требований, конструкция автомобиля и структура парка подвижного состава, т. е. наличие малотоннажных автомобилей для внутригородских перевозок и автопоездов максимальной грузоподъемности для междугородных перевозок.

Основные составляющие расхода ТСМ

Экономный расход ТСМ предполагает, прежде всего, точный и оперативный учет. В связи с этим на автотранспортных предприятиях (АТП) осуществляется бухгалтерский и оперативный учет ТСМ. Оперативный учет ведут отделы (группы) топливно-энергетических ресурсов, которые разрабатывают планы организационно-технических мероприятий по экономии ТСМ, проводят систематический анализ расхода топлива на предприятии каждым водителем в отдельности.

Расход топлива каждым водителем фиксируется в карточке учета расхода топлива и в лицевых счетах водителей. При этом в учетной карточке за каждый день на основании путевого листа указывается норма расхода топлива и фактический расход. Путевой лист является первичным отчетным документом водителя, в котором фиксируется пройденный автомобилем путь, число поездок, выполненная транспортная работа, количество залитого в бак топлива или выданных на него талонов. Каждый путевой лист имеет номер и заверяется печатью.

Учет топлива возможен только при правильных показаниях счетчиков пройденного пути, поэтому запрещается выпуск в рейс автомобилей с неисправными или неопломбированными спидометрами.

На автотранспортном предприятии проводятся декадный, месячный, квартальный и годовой анализ итогов работы по использованию автомобильного топлива. За перерасход ГСМ сверх нормы с виновных удерживается полная стоимость перерасходованного топлива, за экономию выплачивается 95 % его стоимости.

Планирование и нормирование расхода ТСМ

Существует два вида нормирования расхода топлива: линейные (индивидуальные) и удельные (групповые).

Линейное нормирование заключается в том, что для грузовых автомобилей расход топлива поставлен в прямую зависимость от выполненной работы в тонно-километрах и указывается в литрах на 100 т • км или на 100 км пробега автомобиля, т. е. на транспортную работу и на пробег. Такое нормирование отражает фактический расход топлива, способствует лучшему использованию грузоподъемности автомобилей и ставит в более выгодные условия водителей тех автомобилей, у которых меньше пробег без грузов и эффективнее используется грузоподъемность автомобиля.

Норма расхода топлива на каждые 100 т*км транспортной работы для карбюраторных автомобилей — 2 л, для дизельных — 1,3 л, для газобаллонных на сжиженном газе — 2,5 л.

Норма расхода топлива на 100 км пробега устанавливается в зависимости от модели автомобиля. Например, для автомобиля ГАЗ-53А она равна 25 л, для автомобиля ЗИЛ-130 — 31 л, для автомобиля MA3-5335 — 23 л.

Линейный расход топлива рассчитывается по формуле

где К1 — норма расхода топлива на 100 км пробега, л;

L — пробег автомобиля, км;

Д — поправочный коэффициент (надбавки к нормам);

К2 — норма расхода топлива на 100 т*км транспортной работы и на дополнительную массу прицепа, л;

Р — транспортная работа, т*км;

К3 — норма расхода топлива на одну ездку с грузом, л;

т — число ездок с грузом.

Применяют формулы для частных случаев, например:

для автобусов, легковых и грузовых автомобилей с почасовой оплатой

При работе за городом на дорогах с современным покрытием нормы снижаются на 15 %.

Нормы на расход топлива повышаются:

— зимой в южных районах до 10 %;

— в северных районах до 15 %;

— на Крайнем Севере до 20 %;

— при работе на дорогах со сложным планом до 10 %;

— в городских условиях от 5 до 20 %;

— для автомобилей, работающих с частыми остановками, до 10 %;

— при работе в карьерах, на поле и тяжелых дорожных условиях до 20 %;

— для новых автомобилей и после капитального ремонта на первой тысяче километров пробега на 5 %;

— на учебную езду на 20 %.

Групповое нормирование разрабатывается с учетом структуры парка, объема грузооборота, общего пробега, линейных норм, коэффициентов использования пробега, грузоподъемности автомобилей и фактического расхода топлива за отчетный год.

Групповые нормы определяют затраты топлива на выполнение единицы работы и указываются в граммах на тонно-километры, служат показателем эффективности использования автотранспорта.

Групповая норма — это максимальное количество топлива, которое допускается расходовать при выполнении единицы транспортной работы. На основании групповых норм определяется фонд на топливо.

Групповые нормы устанавливают для автотранспортных предприятий вышестоящие организации. Внутри АТП удельные нормы распределяются по автоколоннам, участкам, цехам.

Пути снижения расхода тсм

где — грузоподъемность автомобиля i-ой марки; АCi — списочное число автомобилей на первое число первого месяца года данной марки; i — порядковый номер марки автомобиля в перечне структуры грузового парка; n — число марок.

Средневзвешенная грузоподъемность автопарка q рассчитывается следующим образом:

Коэффициент полезной работы автотранспорта z определяется выражением

где β — коэффициент использования пробега;

γ — коэффициент использования грузоподъемности;

W — грузооборот в отчетном году;

S — общий пробег автомобилей.

Групповая норма расхода топлива без надбавок определяется по формуле

где ρ — плотность топлива;

Hsz — средневзвешенная линейная норма на 100 км пробега автомобиля.

Групповая норма расхода топлива с учетом надбавки рассчитывается по формуле

где Д — надбавка к групповым нормам, %.

Нормы расхода масел и смазок устанавливаются на каждые 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по линейным нормам. Так, на каждые 100 л топлива по норме полагается: моторного масла — 2,4 л для автомобилей с карбюраторными двигателями, 3,2 л для дизелей; трансмиссионного масла — 0,3 для карбюраторных двигателей и 0,4 для дизелей; пластичных смазок — 0,2 для карбюраторных двигателей и 0,3 для дизелей.

При этом нормы снижаются для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 3 лет, до 50 % и увеличиваются до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют виды нормирования расхода топлива?

2. В чем заключается линейное нормирование?

3. В чем заключается удельное нормирование?

4. Как устанавливаются нормы расхода масел и смазочных материалов?

Экономия ТСМ при эксплуатации автомобильной техники

Для экономного использования ТСМ важное значение имеет их качество. При несоответствии качества предъявляемым требованиям к ГСМ неизбежно увеличивается их расход и ухудшаются показатели работы автомобилей в целом.

Так как на расход ТСМ оказывает влияние структура подвижного состава, то в парках автопредприятий должны быть малотоннажные автомобили для внутригородских перевозок и большегрузные автопоезда для междугородних.

Большое влияние на экономию ТСМ оказывает трансмиссия, аэродинамические качества автомобиля и такие современные конструктивные решения, как наличие бортовых компьютеров, большое число передач, использование впрыска топлива в бензиновых двигателях, снижение массы автомобиля.

Факторы, влияющие на расход ТСМ:

— правильная организация транспортного процесса;

— соответствие применяемых сортов ТСМ конструктивным особенностям автомобиля и условиям эксплуатации;

— техническое состояние и регулировка узлов и механизмов;

— экономия топлива при транспортировке и хранении.

Организация транспортного процесса

От правильной организации перевозок зависит эффективное использование грузоподъемности и пробега автомобилей.

Степень использования грузоподъемности автомобиля определяется отношением массы перевозимого груза к номинальной грузоподъемности, т. е. коэффициентом использования грузоподъемности у. С увеличением у уменьшается удельный расход топлива на единицу транспортной работы и при стопроцентном использовании грузоподъемности, когда γ=1, удельный расход топлива будет минимальным. Увеличение γ на 1 % снижает удельный расход топлива на 1,6 %.

Расход топлива на единицу транспортной работы может быть сокращен при увеличении коэффициента использования пробега р.

где ST — пробег автомобиля с грузом;

S — общий пробег автомобиля.

Увеличение β на 1 % снижает удельный расход топлива на

1,3 %. Использование прицепов снижает удельный расход топлива на 25—30 %.

Соответствие применяемых сортов ТСМ конструктивным особенностям автомобиля и условиям эксплуатации

Использование топлива и масла, не соответствующих конструктивным особенностям двигателя, неизбежно вызывает его перерасход. Это в первую очередь относится к таким показателям качества топлива, как октановое число и фракционный состав для бензинов, цетановое число и фракционный состав для дизельных топлив. Так работа на бензине с тяжелым фракционным составом может дать увеличение расхода топлива до 70 % и повысить износ двигателя на 30—40 %.

Применение несоответствующих сортов масел приводит к перерасходу не только масла, но и топлива. Моторное масло с высокой вязкостью приводит к перерасходу топлива, с низкой вязкостью — к перерасходу самого масла.

Пластичная смазка с недостаточной температурой каплепадения будет вытекать из узлов трения.

Отрицательные результаты дает использование топлива и масла, не соответствующих климатическим условиям эксплуатации автомобиля. Так, например, при работе зимой грузового автомобиля, заправленного летними сортами ТСМ, расход бензина при движении за городом по дороге с твердым покрытием оказывается выше на 3—6 % и при движении в городских условиях — на 8—12 % по сравнению с автомобилем, заправленного ТСМ, соответствующими сезону.

Техническое состояние и качество регулирования узлов и агрегатов автомобиля

Износ деталей влияет на расход топлива в меньшей степени, чем неверная регулировка. Так, износ цилиндропоршневой группы до состояния, когда из маслоналивной горловины начинают активно выходить отработавшие газы, приводит к росту расхода топлива на 10—12 %, а нарушение регулировок — на 20—25 %. Больше всего увеличивают расход топлива неправильное регулирование тормозных механизмов и ступиц колес, карбюратора, неправильное схождение колес, неисправности системы зажигания.

Увеличение скорости прорыва газа в картерное пространство с 15—25 л/мин (новый двигатель) до 60—100 л/мин (изношенный двигатель) увеличивает расход масла в 2—2,5 раза. В табл.1 показано влияние неисправностей некоторых деталей и узлов на расход топлива и масла.

Таблица 1. Влияние неисправностей деталей и узлов автомобиля на расход топлива и масла

Экономия тсм при эксплуатации автомобильной техники

Мастерство водителя автомобиля заключается:

— в правильной оценке дорожных условий;

— максимальном использовании экономических режимов работы двигателя;

— в использовании движения накатом;

— в своевременном переключении передач;

— в предпочтении езды на высшей передаче.

В зависимости от техники вождения расход топлива может изменяться до 20—25 %. Частое торможение увеличивает расход топлива, так как каждый раз приходится форсировать двигатель для очередного разгона, поэтому предпочтителен режим установившегося движения. Также необходимо поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, так как и перегрев, и переохлаждение двигателя приводят к перерасходу топлива.

Высокие скорости движения, безусловно, вызывают повышенный расход топлива, так как при этом приходится преодолевать сопротивление воздуха, а оно возрастает пропорционально скорости движения. Уже при скорости движения грузового автомобиля 70 км/ч на преодоление сопротивления воздуха затрачивается сила тяги на ведущих колесах в десять раз больше, чем при скорости 30 км/ч, а чтобы увеличить силу тяги, надо дополнительно получить тепловую энергию и потратить дополнительное топливо.

Пустой багажник на крыше легкового автомобиля увеличивает расход топлива на 3—4 %. Еще больше расход увеличивается при езде с открытыми окнами.

Экономия топлива при транспортировке и хранении

Топливо легко испаряется и обладает большой текучестью. Летом, например, через открытую пробку бочки за час может испариться до 1 кг бензина, а через открытую горловину резервуара за сутки может быть потеряно более 100 кг топлива.

Бензин может проникать через самые незначительные неплотности швов, через которые вода и керосин не проходят, образуя так называемое «потение», причем этого можно не увидеть, так как бензин тут же испаряется. Через 1 м потеющего сварного шва в сутки теряется до 2 л бензина.

Подтекание ГСМ в виде капель со скоростью одна капля в секунду за сутки составит 4,5 л. При испарении теряются наиболее ценные фракции нефти.

При хранении и перевозке ТСМ тара должна быть чистой. Не допускается применять емкости, ранее использованные для хранения низшего сорта нефтепродуктов без промывки.

При наполнении цистерны или резервуара сливной шланг должен быть опущен ниже поверхности уровня топлива для уменьшения контакта топлива с воздухом и испарения. При хранении бензина в бочках не следует их заполнять под пробку, иначе бензин при повышении температуры будет просачиваться по резьбе.

Бензин хранится при соблюдении всех правил до 5 лет, дизельное топливо — до 6, масла всех видов — до 5 лет, пластичные смазки — от 1,5 до 3 лет.

Потери топлива в резервуарах, заполненных наполовину, в 5—6 раз больше, чем в полных, при этом в полузаполненных резервуарах интенсивнее идет смолообразование. Незаглубленные резервуары окрашиваются в светлые тона для уменьшения поглощения ими солнечной энергии. Смолообразование с увеличением температуры на 10 °С увеличивается в 2,4—2,8 раза, поэтому резервуары необходимо заглублять под землю.

При сливе и заливе резервуара на каждую тонну бензина теряется 5—7 кг.

Для обеспечения чистоты топлива необходимо систематически удалять отстой из резервуара и раз в год его чистить.

Использование для ТСМ ведер, леек, ручных солидолонагнетателей увеличивает потери в 12—20 раз.

Потери нефтепродуктов нормированны.

Экономия моторных масел

На расход масла в большинстве случаев влияют те же причины, что и на расход топлива. Не случайно нормы расхода моторного масла поставлены в прямую зависимость с нормами расхода топлива. Однако здесь есть и свои особенности. Низкая вязкость моторного масла приведет к увеличению его расхода, так как оно в большом количестве будет попадать в камеру сгорания и вытекать через неплотности картера.

На расход масла большое влияние оказывает и износ поршневых колец, поршней и цилиндров двигателя, причем расход по этой причине может возрасти вдвое. Увеличивается расход масла и при неисправной системе вентиляции картера, при перегреве и переохлаждении двигателя. Особенно большой расход масла возникает при неисправных уплотнениях двигателя.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы влияют на расход ТСМ?

2. Как влияет на расход ТСМ организация транспортного потока?

3. Как влияет на расход ТСМ техническое состояние автомобиля и качество регулировки?

4. Как влияет на расход ТСМ мастерство водителя?

5. Что влияет на расход моторных масел?

Влияние качества топлив и масел на их расход

Качество топлива и масла оказывает взаимное влияние на их расход. Так, при тяжелом фракционном составе топлива оно проникает в больших количествах в картер и преждевременно приводит в негодность масло.

Применение же несоответствующих трансмиссионных и моторных масел вызывает увеличение расхода не только самих масел, но и топлива.

Установлено, что использование ТСМ необходимого качества позволяет увеличить моторесурс агрегатов автомобиля на 10—15 % и снизить затраты на техническое обслуживание автомобиля на 15—20 %. Влияние отдельных показателей качества топлив на их расход показан в табл. 2 и 3, а в табл. 4 показано влияние качества моторного масла на расход топлива.

Таблица 2. Влияние качества бензина на его расход

Влияние качества бензина на масло

Таблица 3. Влияние качества дизельного топлива на его расход

Влияет ли качество Дизельнова топлива нарасход

Как влияет качество топлива на масло?

Таблица 4. Влияние масла улучшенного качества на расход топлива

Качество топлива и смазочных материалов

Пластичные смазки, имеющие недостаточные пределы прочности, вязкость и низкую температуру каплепадения, расходуются в больших количествах, так как они легко плавятся и вытекают из узлов трения. Масла или смазки, не обладающие необходимыми свойствами, быстрее становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации, и их чаще приходится заменять свежими.

Организация контроля качества ТСМ

При поступлении бензина можно определить его качество по данным сопровождающего топливо паспорта, который выдается снабжающей организацией. В паспорте указываются значения физико-химических показателей бензина, которые можно сравнить с требованиями ГОСТов.

Чтобы убедиться в данных паспорта или определить качество бензина, не имеющего паспорт, необходим сложный лабораторный анализ. В этом случае надо правильно отобрать пробу бензина в соответствии с ГОСТ 2517—85 (2 л бензина или меньше, если анализ проводится не по всем показателям).

Проба бензина, хранящегося в горизонтальном цилиндрическом резервуаре диаметром более 250 см, должна состоять из проб, отобранных с трех уровней: верхнего — 200 мм ниже поверхности бензина; среднего — с середины высоты столба бензина; нижнего — на 250 мм выше нижней внутренней образующей резервуара. Количество отобранного бензина с этих уровней должно быть в соотношении 1:6:1.

Качество дизельного топлива контролируется аналогично бензину. При этом в зимнее время года особое внимание следует обращать на вязкостно-температурные показатели. Дизельное топливо обладает хорошей химической и физической стабильностью, поэтому храниться оно может дольше, чем бензин, но попадание в дизельное топливо воды и механических примесей более опасно. Присутствие воды можно обнаружить по его помутнению вследствие выделения кристаллов льда, которое наблюдается при его охлаждении до температуры ниже —5 °С.

Установить марку дизельного топлива по внешнему виду практически невозможно, поэтому на таре должны быть бирки или надписи.

Качество свежего масла также контролируется, прежде всего, по данным паспорта. Особое внимание следует обращать на состояние тары, так как негерметичная тара может стать причиной попадания в масло воды или абразива.

Тара для масла должна иметь этикетку или ярлык, так как установить качество масла по цвету, запаху, густоте и другим внешним признакам практически невозможно.

В настоящее время не существует методов определения качества масла, находящегося в эксплуатации. Поэтому критерием для замены масла является срок его службы, предел которого устанавливается проведением научно-исследовательских работ с учетом опыта эксплуатации.

Чтобы определить качество пластичных смазок, следует использовать такие признаки, как цвет, влагостойкость, растворимость в воде и жировое пятно.

Для графитной смазки признаком является цвет (от темно-коричневого до черного). Цвет смазки ПВК от темно-коричневого до светло-коричневого, и должна быть прозрачность в тонком слое. Качество остальных смазок по цвету определить нельзя.

При растирании смазок пальцами с небольшим количеством воды солидолы и смазка ПВК (влагостойкие смазки) не мылятся и не смываются.

Жировое пятно на фильтровальной бумаге от комочка смазки может указать вид смазки, для этого бумагу подогревают до полного растворения смазки. Смазка ПВК полностью расплавляется, оставляя равномерное желтое пятно. Графитная смазка образует темное пятно с четко видимыми включениями графита. Солидолы оставляют пятно с мягким остатком в центре того же цвета, что и пятно. Смазка ЯНЗ-2 образует пятно меньшего диаметра и частично остается на бумаге в нерасплавленном виде.

Пластичная смазка должна представлять собой однородную массу без наличия комков, посторонних включений, примесей или выделяющегося масла.

Для проверки наличия абразивных примесей смазку растирают между двумя стеклами или расплавляют на фильтровальной бумаге.

Повторное использование отработавших масел

Повторное использование или регенерация отработавших масел заключается в удалении из них механических примесей, топливных фракций, воды, органических кислот, нейтральных и кислых смол, асфальтенов и других образовавшихся в них продуктов, а также в добавлении присадок. Считается, что регенерированное масло не уступает свежему маслу более низкой себестоимости.

На АТП отработашие масла делятся на две группы: первая — масла моторные отработавшие (ММО); вторая — смеси отработавших нефтепродуктов (СОН).

Отработавшие масла первой группы представляют собой ценный исходный продукт, к которому предъявляются определенные требования по вязкости, массовой доли топлива, содержанию воды и механических примесей. Поэтому они сдаются по цене в несколько раз превышающей цену масел второй группы.

4.2. Расчет потребного количества смазочных материалов.

Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 л общего расхода топлива (бензина или дизельного топлива). Норма расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода пластичных смазок — в кг на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличивается до 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.

С учетом норм расхода смазочных материалов и общего расхода топлива по АТП рассчитываем потребное количество масел и смазок. Результаты расчетов заносим также в таблицу 4.1.

4.2.1. Расчет потребного количества моторного масла

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 8 лет: для бортовых автомобилей: Урал: Qnomp = 0,01-2,8 • (83406,36 + 65382,92) = 4166,1л

ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 2,1 • (120166,98 + 94199,8б) = 4501,7л

для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 2,8 • (198958,94 + 155965,52) = 9937,88л

для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp 0,01 • 2,8 • (374086,55 + 293110,05) = 18681,5л

ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 2,1 • (543281,1 + 425343,4) = 20341,1л

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет: для бортовых автомобилей:

Урал: Qnomp = 0,01 • 2,8 • (39346,05 + 30710,1 б) • (l + 0,01 • 20) = 2353,89л ГАЗ: Qnomp = 0,01 ■ 2,1 • (56687,47 + 44245,39)- (l + 0,01 • 20) = 2543,51л

для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 2,8 ■ (93856,72 + 73256,53) • (l + 0,01 • 20) = 5615,01л

Урал : Qnomp = 0,01 • 2,8 • (176377,54 + 137538,0l)- (l + 0,01 • 20) = 10547,56л ГАЗ : Q = 0,01 • 2,1 • (256117,04 +199672,43)- (l + 0,01 • 20) = 11485,89л

4.2.2. Расчет потребного количества трансмиссионного масла

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 8 лет:

для бортовых автомобилей: Урал: Qnomp = 0,01 • 0,4 • 148789,28 = 595,16л

ГАЗ: Qmmp = 0,01 ■ 0,3 -214366,84 = 643,1л

для автопоездов: Qпотр= 0,01 • 0,4 • 354924,46 = 1419,7л

для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 * 0,4 • 667196,6 = 2668,79л

ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,3 • 968624,5 = 2905,87л

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет:

для бортовых автомобилей: Урал : Qnomp = 0,01 • 0,4 * 70056,21 • (l + 0,01 • 20) = 336,27л

ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,3 -100932,86 • (l + 0,01 • 20) = 363,36л

для автопоездов: Qпотр= 0,01 • 0,4 • 167113,25 • (l + 0,01 • 20) = 802,14л

для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 • 0,4 -313915,55 * (l + 0,01 • 20) = 1506,79л

ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,3 • 455789,47 • (l + 0,01 • 20) = 1640,84л

Расчет потребного количества специального масла

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 8 лет:

для бортовых автомобилей: Урал:Qпотр =0,01 • 0,15 -148789,28 = 223,18л

ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,1 • 214366,84 = 214,37л

для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 0,15-354924,46 = 352,39л

для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 • 0,15 • 667196,6 = 1000,79л

ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,1 • 968624,5 = 968,62л

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет:

для бортовых автомобилей: Урал: Qnomp = 0,01* 0,15*70056,2 l-(l +0,01 *20) = 126,1л

ГАЗ: Qmmp = 0,01-0,1-100932,86 • (l + 0,01 • 20) = 121,12л

для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 0,15 * 1671 13,25 • (l + 0,01 • 20) = 300,8л

для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01* 0,15*313915,55 *(l + 0,01 -*20) = 565,05л

ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,1 • 455789,47 • (l + 0,01 • 20) = 546,95л

Расчет потребного количества смазок

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 8 лет:

для бортовых автомобилей: Урал: Qnomp = 0,01 • 0,35 • 148789,28 = 520,76л

ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,25 -214366,84 = 535,92л

для автопоездов: Qnomp =0,01 • 0,35 • 354924,46 = 1242,24л

для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 • 0,35 • 667196,6 = 2335,19 л

ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,25 • 968624,5 = 2421,56л

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет:

для бортовых автомобилей: Урал: Qпотр = 0,01 • 0,35 • 70056,21 • (l + 0,01 • 20) = 294,24л

ГАЗ: Qnomp = 0,01 • 0,25 *100932,86 • (l + 0,01 • 20) = 302,8л

для автопоездов: Qnomp = 0,01 • 0,35 • 167113,25 *(l + 0,01 • 20) = 701,88л

для автомобилей-самосвалов: Урал : Qnomp = 0,01 *0,35 * 313915,55 • (l + 0,01 * 20) = 1318,45л

ГАЗ : Qnomp = 0,01 • 0,25 • 455789,47 • (l + 0,01 • 20) = 1367,37л

Нормы угара масла

Определяется в зависимости от того количества, которое выгорает в двигателе. Излишнее потребление моторного масла может говорить либо о плохом его качестве (смазка тогда чрезмерно выгорает), либо о неисправности самого двигателя (происходит утечка, чаще всего через сальники клапанов и маслосъемные кольца). Все будет зависеть от конкретных цифр и дополнительных симптомов, которые могут проявляться при угаре смазывающей жидкости.

Как рассчитывается расход масла в двигателе

Для определения нормы в расчет берется не величина пробега, а именно расход топливного ресурса. Такой показатель является более точным, нежели пройденное расстояние, ведь когда вы стоите в пробках, масло истощается еще больше, а одометр не меняет своего значения.
Расхода масла в двигателе принято рассчитывать по его объему затраченного на сжигание 100 литров топлива.
Чтобы узнать норму расхода масла в двигателе вашего автомобиля нужно воспользоваться расчетной формулой и калькулятором или же используйте эту онлайн форму. Она предполагает подсчет допустимого количества масла на угар согласно типу двигателя, объему работающего масла и количества расходуемого топлива с учетом состояния поршневой группы

Расчетные формулы расхода масла

Общий фактический расход масла на угар за цикл его работы (от замены до замены) можно рассчитать по формуле:
Qy = ∑q + (Qз-Qсл),
Где ∑q — масло, долитое в течение цикла (между ТО); — залитое при заправке; Qсл – слитое при замене.
А вот расход залитого масла в литрах на 100 литров топлива определяют так:
Mз = V / (P*k),
Где V — емкость системы смазки двигателя; P – расходуемое топливо k — коэффициент, учитывающий износ поршневой группы (k – для дизельного авто 1,25; бензинового 1,15; турбо 1,3).
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более 5 лет.

Норма расхода моторного масла на угар

Для легкового транспорта нормальным показателем угара является расход 0,005 — 0,025% на 100 литров топлива, что приблизительно составляет от 5 до 25 граммов масла на 1 тыс. км. В изношенном двигателе может достигаться до 0,1% и 100 гр. на 1000 км соответственно. Ну, а если авто работает на пределе или имеет турбированный или дизельный агрегат, то такая норма будет еще больше.
Для грузовых длинномеров норма расхода масла 0,3 — 0,4% от расхода топлива. В расчетной формуле используется количество спаленного топлива и долитого масла за этот период. Но такой расчет расхода масла, предполагаемый автопроизводителем Scania, актуален лишь для тяжелых авто с большим двигателем. Расчеты расхода смазочной жидкости в легковых машинах, как с дизельным так и бензиновым моторами, имеет несколько другой вид.
Для карбюраторных автомобилей ВАЗ нормой считается расход от 0,3 до 0,4 л. на 100л горючего.
Бензиновый двигатель работающий на пределе своих возможностей может потреблять от 0,4 до 0,6%, при 100 л. израсходованного топлива, что приблизительно 400 – 600 граммов моторного масла на 1000 км пробега. С дизельным точно такая же ситуация, — потребления смазки двигателем увеличивается на 0,5%. Но если это форсированные турбодизели с двумя турбинами, то расход может достигать до 3% объема масла заливаемого в мотор.
Имейте в виду, что нормы расхода масел значительно увеличиваются для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Средний показатель расходуемого двигателем моторного масла после пробега 150 тыс. км составляет 0.350.55 л.

уровень масла

Методика определения расхода масла

Определение действительного значения удельного расхода моторного масла на угар проводится пробегом 200-300 км. Автомобиль при проведении контрольного заезда должен быть технически исправен. Уровень масла в картере должен быть между метками «МАХ» и «MIN» щупа двигателя. Перед контрольным пробегом необходимо прогреть двигатель, температура масла должна быть 80-85°С. Слив масла производить на ровной площадке. Из поддона оно должно стекать в течение 15 мин. Для точности результата желательно определять не объем, а именно вес поскольку количество смазки оставшейся в фильтре можно узнать лишь взвесив его.

Как пользоваться калькулятором

Одну из основных ролей в данном расчете играет объем сжигаемого топлива и объем работающего масла, а также тип двигателя. Именно относительно этого объема и специфики работы ведется расчет удельного расхода масла.
Для расчета удельного расхода масла в двигателе необходимы такие данные:

  • 1. В поле «топливо» — введите средний расход горючего в литрах, на 1`000 км. пробега (по умолчанию и исходя из расчетных формул это 100 литров);
  • 2. В поле «масло» — объем масла что регламентируется производителем как необходимое при заливке;
  • 3. Выберите тип двигателя и отметьте,
    если машина эксплуатируется уже больше 5 лет
  • 4. Нажмите «рассчитать»

Учтите, что результаты, калькулятора расчета допустимой нормы расхода моторного масла, являются общим случаем и для некоторых двигателей (предполагаемых спецификой конструкции) могут быть неточными, и нуждаться в корректировке.
Такой расчетный калькулятор может быть незаменимым помощником для расчета нормы расхода смазочных материалов предназначенной для оперативного учета удельного потребления моторного масла при обосновании потребности в них. Ведь если и не все, то многие автолюбители довольно настораживающее относятся к расходу масла в двигателе. Данный сервис покажет, укладываетесь ли вы в номинальные значения. Если нет, то у вас появится объективный повод искать причины и возможные неполадки

Каков итог.

То есть если двигатель в порядке, то он масла практически не берет, и вам не потребуется доливать до следующей замены. Его уровень будет находится в допустимых границах на мерном щупе (в пределах отметок мин./мах.). Но есть случаи, когда производитель указывает нормы расхода для конкретного силового агрегата (некоторые моторы едят масло), тогда его доливка считается естественной и не является неисправностью, но она в среднем не превышает 1-2 стаканов от замены до замены.
Важно понимать, что чем интенсивнее работает двигатель, тем больше масла сгорает в нем. Так, например, чем больше количество оборотов, тем больше масла будет оставаться в цилиндрах двигателя автомобиля. Хотя не стоит забывать не только о режиме работы двигателя, но и его конструкции. А еще не следует пренебрегать допусками моторных масел и заливать горюче-смазочные материалы сомнительного качества.
Норма для ВАЗа 0,4% для АЗЛК 0,5% от топлива от 100 литров топлива это 0,5 л масла- заводская норма потребления предельная 250г на 1000км.

Как рассчитать расход смазочных материалов

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении N 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *