Определение причин неисправностей тормозных колодок и дисков для коммерческих автомобилей
ВНЕШНИЙ ВИД: Царапины на рабочей поверхности диска.
ПРИЧИНА: Фрикционный материал колодок слишком грубый для диска или новые колодки были установлены на сильно изношенные диски.
РЕЗУЛЬТАТ: Снижение эффективности торможения. Возможно проявление не расчетного распределения усилий при торможении на соответствующей оси.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ : Замените колодки. Проверьте состояние диска и его минимальную толщину. Если потребуется, замените диск. Проверьте качество
ВНЕШНИЙ ВИД: Загрязнение фрикционного материала колодок.
ПРИЧИНА: Загрязнение рабочей поверхности колодки маслосодержащими веществами или растворителями.
РЕЗУЛЬТАТ: Снижение эффективности торможения. Возможно проявление не расчетного распределения усилий при торможении.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ:Замените колодки. Проверьте состояние дисков несоответствующей оси.Проверьте отсутствие утечек из ступиц и расположенных рядом с ними компонентов.
ВНЕШНИЙ ВИД: Неравномерный износ тормозной колодки.
ПРИЧИНА: Заклинивание в одном из тормозных суппортов.
РЕЗУЛЬТАТ: Снижение эффективности торможения. Возможно проявление нерасчетного распределения усилий при торможении на соотвествующей оси.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: Замените колодки. Проверьте состояние тормозных суппортов.
ВНЕШНИЙ ВИД: Чрезмерный износ тормозных дисков и колодок.
ПРИЧИНА: Возможное попадание песка, грязи или земли во фрикционный материал или неполный возврат шестерни тормозного суппорта.
РЕЗУЛЬТАТ: Слишком сильно изношена одна или несколько тормозных колодок; если колодка не оснащена датчиком износа ― риск возникновения повреждений.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: Замените колодки. Проверьте состояние диска и его минимальную толщину. Если потребуется, замените оба диска на оси.
ВНЕШНИЙ ВИД: Синие полосы на диске, свидетельствующие о структурном изменении материала из-за перегрева.
ПРИЧИНА: Интенсивное использование тормозов при продолжительном торможении или неправильное торможение при спуске под наклоном.
РЕЗУЛЬТАТ: Перегрев тормозного диска, из-за которого могли образоваться искривления и трещины на контактной поверхности.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: В обязательном порядке замените тормозные диски и колодки. Во время проезда первых 250 км после замены тормозных дисков и колодок избегайте резких торможений, чтобы произошла правильная приработка новых установленных деталей.
ВНЕШНИЙ ВИД: “Остекленение”рабочей поверхности тормозных колодок.
ПРИЧИНА: К тормозам прилагается очень малая нагрузка, то есть тормоза используются на низкой скорости и при небольшом давлении.
РЕЗУЛЬТАТ: Снижение эффективности торможения и характерный шум (скрежет) во время торможения.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: Если изменение выражено не так сильно, можно попытаться восстановить поверхность. Для этого проедьте некоторое расстояние с приложением средней/большой нагрузки на тормоза. В противном случае замените тормозные колодки. Проверьте состояние диска и его минимальную толщину.
ВНЕШНИЙ ВИД: Металлические вкрапления на рабочей поверхности колодки.
ПРИЧИНА: Высокая температура между тормозной колодкой и диском во влажных условиях.
РЕЗУЛЬТАТ: Износ тормозного диска и характерный металлический скрежет при торможении.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: Замените колодки. Проверьте состояние диска и его минимальную толщину. Если потребуется, замените оба диска на оси.
ВНЕШНИЙ ВИД: Неравномерный износ тормозных колодок, расположенных на одной оси.
ПРИЧИНА: Неправильный возврат колодок в суппорте при торможении на одной и той же оси.
РЕЗУЛЬТАТ: Если речь идет о направляющей оси, то эта неисправность может привести к неустойчивости при отпускании тормозов.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: Замените колодки. Проверьте правильность работы тормозного суппорта. Проверьте состояние диска и его минимальную толщину. Если потребуется, замените оба диска на оси.
ВНЕШНИЙ ВИД: Присутствие на поверхности диска трещин 1-ой и 2-ой степеней.
ПРИЧИНА: Слишком интенсивное использование тормозов, связанное с характеристиками трассы или с перевозимым грузом.
РЕЗУЛЬТАТ: Вероятность неожиданного механического разрушения тормозного диска, в особенности, если на нем присутствуют трещины 2-ой степени.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: В обязательном порядке замените тормозные диски и колодки; это тем более важно, если на диске есть трещины 2-ой степени, одна из которых идет от наружного диаметра к внутреннему диаметру диска. Проверьте состояние тормозных суппортов.
ВНЕШНИЙ ВИД: Скол фрикционного материала.
ПРИЧИНА: Вероятные причины – перевозка чрезмерно тяжелого груза, интенсивное торможение или использование неподходящих компонентов тормозной системы.
РЕЗУЛЬТАТ: Снижение эффективности торможения и характерный шум (скрежет) при торможении.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: Замените колодки. Проверьте состояние диска и его минимальную толщину. Даже если на автомобиле установлен датчик износа, при каждом регламентном техосмотре в автомастерской и/или раз в полгода проверяйте состояние колодок.
ВНЕШНИЙ ВИД: Трещины на рабочей поверхности колодки.
ПРИЧИНА: Избыточная нагрузка или сильный нагрев фрикционного материала.
РЕЗУЛЬТАТ: Возможный отрыв фрикционного материала с последующим снижением эффективности торможения.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: Замените колодки. Проверьте правильность работы тормозного суппорта. Проверьте состояние диска и его минимальную толщину. Если потребуется, замените оба диска на оси.
ВНЕШНИЙ ВИД: Выкрашивание кромки фрикционного материала (раскрошенные края).
ПРИЧИНА: Заедание тормозной колодки в суппорте. Используемые компоненты имеют неправильные размеры и не соответствуют спецификациям.
РЕЗУЛЬТАТ: Преждевременный износ тормозной колодки и неравномерный износ диска.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ: Замените колодки.Проверьте правильность работы тормозного суппорта. Проверьте состояние диска и его минимальную толщину. Если потребуется, замените оба диска на оси.
Оценка неисправностей тормозной системы
Здесь Вы найдете ценные и полезные указания по ремонту, которые помогут Вам оценить повреждения тормозных дисков, тормозных накладок, подвески колес и системы рулевого управления.
Важное указание по технике безопасности
Следующая информация и практические советы были составлены HELLA для профессиональной помощи автомастерским. Информация, предоставленная на этом веб-сайте, должна применяться только соответствующим образом подготовленными специалистами.
Картины повреждений тормозных накладок
Картины повреждений тормозных дисков
Оценка повреждений подвески колес и рулевого управления
ТИПИЧНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК : УКАЗАНИЯ
Фрикционная накладка отсоединяется от опорной пластины
Фрикционная накладка отсоединяется от опорной пластины
Фрикционная накладка частично или полностью отсоединилась от опорной пластины накладки.
ПРИЧИНА
- Тепловая или механическая перегрузка
- Коррозия под защитным покрытием между накладкой и опорной пластиной
- Недостаточная точность установки тормозных накладок
- Повреждения тормозной накладки в результате неправильного обращения или неправильного монтажа
- Несоответствующие тормозные накладки
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Скрежет, когда тормоз не приводится в действие
- Скрип при торможении
- Недостаточная эффективность торможения
- Разрушение фрикционной накладки из-за тепловой перегрузки
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Очистите тормозной суппорт и проверьте его работоспособность ✓
- Проверьте точность посадки тормозного суппорта и тормозных накладок ✓
- Замените тормозные накладки, при необходимости замените принадлежности ✓
Термическая перегрузка
Тормозная накладка повреждена из-за перегрева. Связующие вещества в накладке разрушены, а материал накладки ломается. Поверхность пористая и частично глянцевая.
ПРИЧИНА
- Заедание или заклинивание направляющих втулок
- Затрудненный ход поршня тормозного цилиндра в тормозном суппорте
- Экстремальное вождение или продолжительное торможение
- Заедание тормозной накладки
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Шумы
- Недостаточное торможение
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Очистите тормозной суппорт и проверьте его работоспособность ✓
- Проверьте точность посадки тормозного суппорта и тормозных накладок ✓
- Замените тормозные накладки, при необходимости замените принадлежности ✓
- Проверьте тормозные накладки, при необходимости замените их ✓
Канавки на фрикционной накладке
Канавки на фрикционной накладке
Поверхность накладки имеет глубокие канавки и закраины износа.
ПРИЧИНА
- Новые накладки были установлены на старые тормозные диски
- Инородные тела между тормозной накладкой и диском
- Воздействия окружающей среды (соль, грязь и т.д.)
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Шум при срабатывании и без срабатывания тормоза
- Недостаточное или одностороннее торможение
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Очистите тормозной суппорт и проверьте его работоспособность ✓
- Замените тормозные накладки, принадлежности и тормозные диски ✓
Сколы материала и кромок на фрикционной накладке
Сколы материала и кромок на фрикционной накладке
Фрикционная накладка повреждена. Масса накладки вырвана на кромках.
ПРИЧИНА
- Неправильный монтаж
- Неправильные, несоответствующие тормозные накладки
- Недостаточный зазор в тормозном суппорте тормоза
- Механическая перегрузка
- Термическая перегрузка
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Шумы
- Недостаточное торможение
- Преждевременный износ
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Очистите тормозной суппорт и проверьте его работоспособность ✓
- Замените тормозные накладки ✓
- Проверьте точность посадки тормозного суппорта и тормозных накладок ✓
- Проверьте принадлежности и тормозные диски, при необходимости замените их ✓
Чрезмерный износ
Тормозные накладки сильно изношены, частично до опорной пластины.
ПРИЧИНА
- Неудовлетворительное техобслуживание
- Превышение интервалов техосмотра
- Продолжительное торможение на спусках
- Заедание или заклинивание направляющих втулок
- Затрудненный ход поршня тормозного цилиндра в тормозном суппорте
- Экстремальное вождение или продолжительное торможение
- Заедание тормозной накладки
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Сильные шумы при срабатывании и без срабатывания тормоза
- Недостаточное торможение
- Повреждение других узлов колесного тормоза в результате тепловой перегрузки
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Разберите и проверьте тормозную систему ✓
- Очистите тормозной суппорт и проверьте его работоспособность ✓
- Проверьте направляющие суппорта, пылезащитные рукава и демпфирующие втулки, при необходимости замените их ✓
- Замените тормозные накладки, тормозные диски и принадлежности ✓
Неравномерный износ накладок
Неравномерный износ накладок
Тормозные накладки с одной стороны колесного тормоза изнашиваются по-другому.
ПРИЧИНА
- Заедание или заклинивание направляющих болтов или направляющих суппортов на тормозном суппорте
- Затрудненный ход поршня тормозного цилиндра в тормозном суппорте или заклинивание тормозной накладки в шахте суппорта
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Шумы
- Неравномерное торможение
- Преждевременный износ вследствие механической и тепловой перегрузки
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Разберите и проверьте тормозную систему ✓
- Очистите тормозной суппорт и проверьте работоспособность отдельных компонентов ✓
- Проверьте точность посадки тормозного суппорта и тормозных накладок ✓
- Замените тормозные накладки, при необходимости замените тормозные диски и принадлежности ✓
Стеклование фрикционной накладки
Стеклование фрикционной накладки
Фрикционная накладка имеет гладкую, полированную твердую поверхность, отражающую свет и похожую на поверхность стекла. Этот дефект обычно возникает при замене тормозных накладок с коротким сроком службы.
ПРИЧИНА
- Перегрузка тормозных накладок на этапе обкатки
- Периодические высокотемпературные перепады на тормозной накладке через короткие промежутки времени
- Длительные фазы торможения при низком давлении на педаль
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Потеря коэффициента трения на тормозной накладке и, следовательно, недостаточное торможение
- Недостаточное или одностороннее торможение на колесном тормозе
- Шумы (скрип) при торможении
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
Замените сильно остекленные или поврежденные тормозные накладки. Проверьте тормозные диски, при необходимости замените их.
Тормозные накладки с коротким сроком службы:
- Равномерно зашлифуйте поверхность фрикционной накладки ✓
- Сравните толщину всех тормозных накладок и проверьте возможность их повторного использования ✓
Загрязнение поверхности фрикционной накладки
Загрязнение поверхности фрикционной накладки
Тормозная накладка загрязнена консистентной смазкой, маслом или другими инородными веществами.
ПРИЧИНА
- Недостаточное техобслуживание
- Неисправные втулки приводного вала
- Нарушение герметичности гидравлической тормозной системы
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Одностороннее или недостаточное торможение
- Шум при торможении
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Полностью разберите, проверьте и очистите колесный тормоз соответствующего моста ✓
- Определите и устраните причину загрязнения ✓
- Очистите тормозные накладки достаточной толщины, равномерно отшлифуйте поверхность ✓
- Замените сильно загрязненные или изношенные тормозные накладки ✓
- Полностью соберите тормозную систему и проверьте работоспособность ✓
ТИПИЧНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ : УКАЗАНИЯ
Тепловые трещины
Фрикционное кольцо тормозного диска имеет вертикальные, сплошные трещины от края до камеры.
ПРИЧИНА
- Высокая переменная механическая и тепловая нагрузка
- Перегрузка тормозного диска а этапе обкатки из-за силового или ударного торможения
- Использование тормозного диска при превышении величины износа
- Тормозные диски неизвестного происхождения низкого качества
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Уменьшенное тормозное действие
- Биение рулевого колеса
- Пульсация педали тормоза
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Замените тормозные диски
- Проверьте состояние и износ тормозных накладок, при необходимости замените их
При этом всегда соблюдайте соответствующие указания производителя автомобиля и тормоза о техобслуживании и ремонте!
Бороздки и канавки на фрикционном кольце
Бороздки и канавки на фрикционном кольце
Фрикционное кольцо тормозного диска имеет горизонтальные бороздки и канавки на рабочей поверхности.
ПРИЧИНА
- Загрязнения или инородные тела между тормозной накладкой и диском
- Тормозная накладка неизвестного происхождения низкого качества
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Уменьшенное тормозное действие
- Шумы
- Повышенный износ
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Очистите тормозной суппорт и проверьте его работоспособность
- Замените тормозные диски и тормозные накладки.
При этом всегда соблюдайте соответствующие указания производителя автомобиля и тормоза о техобслуживании и ремонте!
Проверьте разницу в толщину фрикционного кольца
Различная толщина дисков/разница в толщине
Тормозной диск имеет разную толщину, распределенную по всей окружности. Эти геометрические отклонения также известны как разнотолщинность. (DTV — Disc Thickness Variation).
ПРИЧИНА
- Недостаточная концентричность ступицы колеса или тормозного диска
- Неправильный или нечистый монтаж тормозного диска на ступице колеса
- Недостаточная очистка поверхности прилегания на ступице колеса
- Длительный срок эксплуатации тормозного диска при чрезмерном воздействии
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Движение тормозного диска с биением от перекоса
- Биение диска при одновременно невысоком нагружении тормоза
- Холодное истирание
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Замените тормозные диски и тормозные накладки
При этом всегда соблюдайте соответствующие указания производителя автомобиля и тормоза о техобслуживании и ремонте!
Коррозия под покрытием поверхности прилегания
Коррозия под покрытием поверхности прилегания
На поверхности прилегания к ступице колеса имеется частичная коррозия камеры диска.
ПРИЧИНА
- Ошибка при монтаже
- Недостаточная очистка поверхности прилегания на ступице колеса
ПОСЛЕДСТВИЕ
- Недостаточная концентричность ступицы колеса или осевое биение тормозного диска
- Разнотолщинность фрикционного кольца
- Трение тормозов
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
- Очистите ступицу колеса и удалите ржавчину
- Очистите поверхности прилегания камеры тормозного диска, равномерно очистите ржавчину
- Замените сильно поврежденные или уже искривленные тормозные диски
При этом всегда соблюдайте соответствующие указания производителя автомобиля и тормоза о техобслуживании и ремонте!
ОЦЕНКА ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОДВЕСКИ АВТОМОБИЛЯ И РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ : УКАЗАНИЯ
При ремонте тормозов также рекомендуется провести проверку компонентов ходовой части в области колесного тормоза, таких как колеса, подвеска моста и система рулевого управления для оценки повреждений.
Воздействие неисправных компонентов на характер торможения
Поврежденные или небезупречно функционирующие компоненты подвески колес или системы рулевого управления воздействуют не только на ходовые характеристики, но и на характеристики торможения автомобиля. Если во время торможения обнаруживаются необычные шумы, вибрации или неустойчивое движение, то это может быть вызвано состоянием различных компонентов ходовой части.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕИСПРАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Неисправные амортизаторы и шины
- Ухудшение сцепления с дорожным покрытием
- Снижение эффективности торможения
- увеличенный тормозной путь
Неисправные или неправильно установленные резиновые опоры
- Неустойчивое движение
- Вибрации рулевого колеса или педали
- Стук
Отсутствует амортизация из-за повреждения или нарушения герметичности гидравлических опор двигателя
- Стук
- Трение тормозов
- Вибрации
- Неустойчивое движение
Неисправные соединительные тяги, подшипники поперечных рычагов или стабилизатора
- Стук
- Неустойчивое движение
- Вибрации
Неисправные или неправильно установленные резиновые втулки на приводных валах
- Утечка консистентной смазки загрязняет соседние узлы
HELLA является партнером независимых СТО –
вместе мы как можно скорее вернем ваш автомобиль в строй
Все, что вам нужно сделать – подтвердить свою регистрацию!
Мы отправили электронное сообщение на your email address .
Проверьте входящие сообщения и перейдите по ссылке для подтверждения, чтобы начать получать новости HELLA TECH WORLD.
Неправильный адрес электронной почты или подтверждение не получено?
Нажмите здесь , чтобы отправить заново.
Вы получите уведомление по указанному вами адресу электронной почты.
Обратите внимание! Ваша регистрация будет завершена только после подтверждения этого адреса электронной почты.
Таким образом мы убедимся в том, что вы регистрируетесь самолично.
Ваши персональные данные будут храниться и обрабатываться исключительно для новостной рассылки. Ваши данные ни при каких обстоятельствах не будут передаваться третьим лицам.
Дополнительная информация о защите данных.
Вы получите уведомление по указанному вами адресу электронной почты.
Обратите внимание! Ваша регистрация будет завершена только после подтверждения этого адреса электронной почты.
Таким образом мы убедимся в том, что вы регистрируетесь самолично.
Ваши персональные данные будут храниться и обрабатываться исключительно для новостной рассылки. Ваши данные ни при каких обстоятельствах не будут передаваться третьим лицам.
Неисправности тормозной колодки.
• в эксплуатации имеет место неправильная установка тормозной колодки, при этом:
1. верхняя поверхность тормозной колодки расположена относительно верхней части башмака выше обычного, что свидетельствует о расположении ушка колодки выше паза в башмаке;
2. неправильное крепление и установка колодки в башмаке (установка чеки крепления колодки в одну перемычку башмака или постановка чеки недостаточной длины, наличие сломанной или нетиповой чеки, установка вместо чеки проволоки). Ненадежное крепление колодки в башмаке с постановкой короткой чеки или неправильное положение чеки может привести к падению тормозной колодки на путь с попаданием под колесо. Причиной падения колодки может быть также и излом перемычек тормозного башмака для крепления чеки.
Свидетельством неправильной установки колодки, при закреплении клина (чеки) в одной верхней перемычке башмака является увеличенный зазор между нижним концом колодки и башмаком, чека характерно загнута в верхней части, возможно, изношена и расположена выше торцевой поверхности колодки. Привыявлении крепления колодки через одну перемычку башмака, необходимо произвести правильную установку данной колодки, обращая при этом внимание: на состояние тормозной колодки; на возможно возникновение трещин, изломов, отколов ушков колодки ввиду неравномерного контакта колодки с плоскостью башмака; на состояние перемычки тормозного башмака.
3. неправильная постановка тормозной колодки относительно поверхности
катания колеса, округленная грань поверхности трения колодки должна
быть направлена к гребню колеса;
• сползание тормозной колодки с башмака за наружную грань обода колеса, определяемое по наличию зашлифованной фаски колеса;
• клиновидный износ колодки при неправильно отрегулированной ТРП, или неправильной постановке колодки, отсутствии скобы параллельного износа тормозных колодок;
• отсутствие нижней части тормозной чеки — свидетельствует о возможном ее изломе.
• трещины, отколы фрикционного наполнителя композиционной колодки, возникающие при больших вибрационных воздействий, по причине наличия ползунов, выщербин, наваров, неравномерного проката на поверхности катания колес, неисправности буксового узла.
• износ колодки более минимального допускаемого со стороны гребня колеса и взаимодействие башмака с гребнем по причине перекоса, излома триангеля, отсутствия узла крепления башмака.
• обледенение узла крепления тормозной колодки, не отход колодок от колес по причине замораживания тормозной рычажной передачи.
Взаимосвязь неисправностей позволяет определить нарушения в эксплуатации тормозных колодок:
• неправильная регулировка ТРП, неисправность триангеля ведет к ненормальному износу колодок.
• перекос колодок и башмаков, сползание их с колес являете признаком износа или изгиба триангелей (траверс).
• значительный износ и синеватый цвет колодок, наличие цветов побежалости на поверхности катания колеса при неисправности воздухораспределителей;
• нетиповые подвески триангеля, неправильно установленные подвески, прогиб триангеля в противоположную от струны сторону, скопление валиков пыли на подвесках триангеля летом и инея зимой (признаки наличия трещин) указывают на возможный излом тормозных колодок, сползание с поверхности катания, перекос колодки, значительный износ.
• наличие на поверхности катания колес кольцевой выработки у основания гребня указывает на возможную неправильную постановку тормозной колодки относительно поверхности катания колеса.
• дефекты на поверхности катания колесных пар (ползуны, раковины, выщербины, неравномерный прокат) вызывают дополнительные усилия в рычажной передаче и могут привести к изломам и падениям ее деталей на путь.
• Обращать внимание на узел крепления валика подвески башмака по проекту модернизации Р1360 (см. фото справа) с неразборной скобой. Данный проект отменен при производстве плановых видов ремонта, как ненадежный узел, а в эксплуатации еще применяется до выхода из строя данной скобы -неисправная заменяется на скобу по проекту модернизации М956.000 (см. фото слева).
• Особое значение имеет включение соответствующих режимов торможения.
Такие неисправности тормозного оборудования как излом подвески тормозного башмака, установка чеки крепления колодки в одну перемычку башмака, излом триангеля в месте размещения башмака, прогиб триангеля эффективно выявляются при осмотре боковых рам с противоположной стороны, или при осмотре тормозного оборудования с внутренней противоположной стороны вагона.
Из за чего происходят трещины отколы фрикционного наполнителя тормозной колодки
Почему «пищат» колодки и отчего вибрирует педаль тормоза? Из-за чего клинит тормозной суппорт и что с этим можно сделать, если под рукой нет даже ремкомплекта? Изучаем конструкцию современных дисковых тормозов и обслуживаем их на примере редкого, но вполне типично устроенного Jeep Patriot.
Н а всякий случай бегло отметим основное, касающееся тормозов в автомобиле. На большинстве современных машин применяют дисковые тормозные механизмы, которыми управляет гидравлический привод. Про барабаны расскажем в другой раз – они все еще довольно массово встречаются на недорогих авто. Сегодня сосредоточимся на дисковых тормозах и конкретно на суппортах, их наиболее сложно устроенных частях.
Если вы решили сегодня узнать максимум об эволюции и конструкции тормозов, то дополнительно можете открыть в соседних вкладках публикации Бориса Игнашина о том, как тормозные диски «победили» барабаны, а также о самых продвинутых тормозных системах современных спорткаров. В этой статье теории будет немного: поняв главное, мы отправимся в ремзону.
Немного о различиях в конструкции
Итак, дисковые тормозные механизмы состоят из тормозного диска и тормозного суппорта с интегрированным в него рабочим тормозным цилиндром (или несколькими цилиндрами). Глобально существует два вида тормозных суппортов: плавающий и фиксированный. В первом варианте суппорт крепится к поворотному кулаку непосредственно или к специальному кронштейну с помощью направляющих пальцев и имеет рабочий поршень (или поршни) только с одной стороны.
Получается, когда вы давите на педаль тормоза, то усилие от ноги через педаль и гидравлическую жидкость передается на поршень. Который в свою очередь подводит внутреннюю колодку к диску, там в него упирается, и теперь весь суппорт начинает перемещаться, а вместе с ним и наружная тормозная колодка.
Другое дело – фиксированный суппорт. Если нужно остановить самолет, поезд или Audi RS6 – вам не обойтись без именно такого тормозного механизма. Поршни в нем с обеих сторон, суппорт жестко закреплен на поворотном кулаке, а усилие, которое развивается на колодках, может с легкостью остановить двухтонную машину со 100 км/ч на дистанции в 35 метров. Если говорить о достоинствах плавающих суппортов, то это, бесспорно, дешевизна и вес, как недостаток – они сравнительно слабоваты. Неподвижные суппорты – полная противоположность плавающим, тут все очень недешево, они довольно тяжелые, но в борьбе на ускорение замедления, несомненно, окажутся в лидерах.
Типичные поломки тормозов
Проблемы в ремонте и тех и других тормозных суппортов примерно одинаковы. Из-за постоянного контакта с водой, грязью и песком уплотнительные манжеты поршней могут разрушиться и стать причиной заклинивания поршня в суппорте, с потерей всего, для чего были созданы и установлены на автомобиль.
поверхности трения на направляющих пальцах изнашиваются и могут стать причиной перекоса суппорта и его некорректной работы.
Ремкомплекты продаются, в них зачастую даже предусмотрен специальный термостойкий смазочный материал. Небольшая, но головная боль.
Что касается тормозных колодок, то это расходный материал. Они представляют из себя металлическую пластину с наклеенной на ее поверхность фрикционной накладкой. Отличаются колодки в основном формой и площадью рабочей поверхности, а суть – одна и та же. Углубляться в химический состав фрикционной накладки не будем, можно лишь добавить, что она может быть и керамической, и из углеволокна. На всех современных автомобилях на одну из тормозных колодок (на внутреннюю) устанавливают датчик износа – обычная пружина, которая, когда приходит время, начинает ужасно скрипеть, контактируя с тормозным диском.
Обратим внимание на тормозные диски. Обычно они из чугуна – дешево и сердито. И если у вас, скажем, Hyundai Accent и вы не собираетесь на Северную петлю, то этого более, чем достаточно. Проблемы у таких дисков самые заурядные – это износ и коробление. Износ, как не трудно догадаться, происходит из-за трения. Но не всегда он равномерный.
Что касается коробления, то здесь работает эффект перегрева. При торможении диск нагревается и расширяется, а после того, как педаль отпущена, он остывает. Если нагрев несильный, а остывание плавное, то все нормально. Если же торможение резкое или продолжительное с большой скорости, а охлаждение происходит быстро (например, водой из лужи), то диск, скорее всего, деформируется и к своей изначальной форме обратно не вернется. Если на диске сильно выраженное коробление, то при торможении автомобиль будут вибрации. Выровнять покоробившийся диск можно так же, как и в случае с бороздками, если есть куда ровнять.
Пример ремонта
Как и обещали, от теории переходим к практике. Ниже мы рассмотрели процесс замены тормозных колодок и «быстрого» восстановления работоспособности заднего суппорта на автомобиле Jeep Patriot.
Начали с банального снятия заднего колеса. Надо было сказать ранее, но лучше позже, чем никогда: отпустить болты (как в нашем случае) или гайки крепления колеса, хорошо, когда автомобиль еще стоит на поверхности, чтобы потом легче было выкручивать их. Далее, выкручиваем направляющие болты тормозного суппорта.
Кстати, если Вам необходимо только лишь заменить колодки, зачастую достаточно выкрутить только нижний болт и поднять суппорт вверх. Колодки сняли.
Картина открылась удручающая. Уплотнительная манжета разбухла, а ремкомплекта у нас нет. Обычно если времени немного больше и условия менее «полевые», используют новые уплотнения, но не сегодня – магазинов с запчастями на Jeep в досягаемости нет, а ехать надо. К счастью, манжета пусть и гипертрофированная, но неповрежденная. Нам нужно сохранить ее в целости во что бы то ни стало!
Что ж, отсоединяем тормозной шланг от суппорта.
На всякий случай отметим, что пережатие при плохом сценарии развития событий может обернуться замятием металлического «сердечника» тормозного шланга, но у нас обошлось. И мы едем дальше – нам нужно разобрать закисший суппорт.
Вдавить внутрь или извлечь поршень из суппорта нет никакой возможности. Ни сжатый воздух, подведенный к каналу в суппорте, ни нецензурная брань механика не помогли. Похоже, без гидравлики не обойтись… Снова подсоединяем суппорт к тормозному шлангу. Сажаем одного из праздных наблюдателей за руль и заставляем предельно осторожно нажимать на педаль тормоза на полный ее ход. Тормозная жидкость победила – поршень начал выдавливаться и в какой-то момент чуть не выпал (на будущее, будьте аккуратны).
Суппорт отсоединяем и отправляем на осмотр.
Моем мыльным раствором. Нефтепродуктами мыть нельзя – они могут попасть на манжету, отчего ее разнесет еще больше. На поршне и на зеркале цилиндра в суппорте обнаружилась ржавчина, и для восстановления нам нужно ее убрать.
Для этого сначала снимаем уплотнительную манжету, практически не дыша над ней, чтобы не повредить. Достаем окончательно поршень. Берем подходящий инструмент и так же нежно извлекаем уплотнительное кольцо поршня из выборки в цилиндре суппорта.
Механик со знанием дела, вооружившись «нулёвкой» (наждачная бумага М40, а то и с меньшим числом после буквы), начал удалять причину подклинивания. Каких-то 20 минут, и элементы тормозного механизма выглядят, как новые. Уплотнительное кольцо ставим на место – в цилиндр. На поршень наносим тонкий слой свежей тормозной жидкости, после чего надеваем на него манжету и предельно аккуратно устанавливаем его в цилиндр суппорта. Чуть ли не молимся на манжету и без лишних движений вставляем ее в выборку на суппорте. Готово!
На направляющие болты суппорта наносим специальную смазку перед их установкой.
Верхний и нижний направляющие болты немного отличаются друг от друга тем, что на верхнем присутствует втулка, хотя в зависимости от желания конструктора она может быть и на нижнем болте. Очень важно при установке болтов не перепутать их местами. Специалист уточнил, что в таком случае на отдельных моделях могут возникнуть вибрации при торможении.
Пока мы дивились, механик установил верхний направляющий болт и новые тормозные колодки, которые тоже, к слову, отличаются: на одной, как выразился механик, есть «пищалка» (датчик износа), на другой же ее нет. Та, что с «пищалкой» – внутренняя. Опустили на место суппорт и затянули направляющие болты. Подсоединили к тормозному суппорту шланг.
Один из нас что есть мочи надавил на педаль тормоза, остальные наблюдали за манжетой. Утечки не обнаружилось. Все, можно выдыхать. Остается прокачать гидросистему, чтобы выгнать оттуда воздух, и можно ехать.
Для прокачки посадили за руль хозяина, истомившегося ожиданием, и заставили поработать ногой по педали тормоза. В это время умудренный опытом специалист приоткрыл штуцер на суппорте. Как только начала вытекать тормозная жидкость без пузырьков, он был закрыт. В расширительный бачок главного тормозного цилиндра, что под капотом, долили свежей тормозной жидкости.
Теперь осталось лишь поменять колодки на левой стороне – тут с суппортом все в порядке, поэтому больше никаких «плясок с бубном».
Машина тормозит без увода, скрипов нет. Хозяин поставил галочку, что при первой возможности нужно купить ремкомплекты и заменить манжеты поршней задних суппортов, а в ближайшем будущем – еще и сайлентблоки передних рычагов. Отдельное спасибо специалисту, который, как оказалось, в свободное от работы время является механиком одной из малоизвестных раллийных команд.
Разборка ABW.BY. «Мертвые» тормоза и причины, которые их таковыми сделали
По периодичности, с которой тормозные колодки могут требовать замены, им непросто найти равных среди других автомобильных деталей. Объясняется это тем, что работа тормозных механизмов основана на использовании трения, возникающего в момент торможения между тормозными колодками с одной стороны и дисками или барабанами с другой.
Где трение, там износ. При каждом торможении фрикционные накладки на колодках становятся тоньше, пока однажды толщина накладки не достигает предельной величины.
Если колодка оснащена специальной пластинкой, которая должна при предельном износе накладки контактировать с диском, водитель услышит неприятный писк, сигнализирующий о необходимости замены колодок.
Если сигнализатора износа нет, при торможении со стороны колеса, где колодка износилась, появится характерный шум, свидетельствующий о том, что колодка трется о диск или барабан не фрикционной накладкой, а металлической основой.
Маленькие причины больших бед
Это типичные внешние признаки выхода тормозных колодок из строя, однако в случае, о котором мы хотим рассказать, все пошло по иному сценарию. Водитель услышал не шум, а короткую дробь, будто кто-то стучал не в тормозной, а в обычный барабан. Причем возникла барабанная дробь и пропала не при торможении, а при размеренном движении по одной из минских улиц.
Озадаченный водитель остановился, обошел вокруг машины, заглянул под днище, не оторвалось ли там что-нибудь и барабанит, но ничего подозрительного не обнаружил и продолжил поездку. Через несколько сотен метров дробь повторилась. Нажав тут же на педаль тормоза, водитель почувствовал, что она буквально прыгает под ногой. Решено было прервать поездку и осторожно ехать на СТО.
Пока автомобиль добирался до сервиса, «барабанщик», который завелся в заднем левом колесе, несколько раз напомнил о себе, но затем затих. Вместо дроби при каждом торможении водитель начал слышать тот самый шум, который сопровождает трение колодок о барабан металлической основой.
Когда ремонтники сняли барабан с левого заднего колеса, выяснилось, что до полного износа накладок на тормозных колодках дело все-таки не дошло.
Вместо этого накладки сорвало с колодок, но по какой причине такое случилось?
Этот вопрос недолго витал в воздухе. Виновником проблемы оказался тормозной цилиндр. При проверке выяснилось, что в цилиндре подклинивал один из его поршней.
По всей видимости, когда водитель нажимал на педаль тормоза, давления тормозной жидкости хватало, чтобы поршень выдвигался из цилиндра и прижимал свою колодку к барабану.
Однако по окончании торможения поршень не возвращался на место. В результате колодка оставалась прижатой к барабану, а стало быть, не только изнашивалась, но и нагревалась по причине все того же трения. Можно предположить, что это и привело к отслоению фрикционной накладки от металлической основы, к которой накладка должна быть приклеена.
Разумеется, греться должна была не только колодка, но и другие части колеса. Известны случаи, когда из-за сильного нагрева, вызванного заклиниванием тормозного механизма, из строя выходили подшипники ступиц. Увы, в рассматриваемом происшествии водитель оказался недостаточно бдительным.
Причина подклинивания поршня — коррозия, появившаяся на его боковой поверхности.
После того как поршень был выбит, следы коррозии остались также на поверхности ответной части тормозного цилиндра.
От попадания грязи цилиндр должны защищать резиновые уплотнения.
Очевидно, что одно из них перестало справляться со своими обязанностями — маленькая резинка наделала больших дел.
Если бы не она, колодки наверняка еще походили бы. Это показал осмотр тормозов колеса с противоположной стороны автомобиля.
Колодки в задних колесах, как заверил владелец, менялись одновременно. К их состоянию, остаточной толщине накладок, работоспособности цилиндра во втором заднем колесе у ремонтников претензий не возникло.
Почему сорвало накладку с другой колодки, если с ее стороны поршень в тормозном цилиндре не имел следов коррозии и не подклинивал? По всей видимости, этой накладке помогла «сняться с места» ее напарница, которая первой оторвалась от своей колодки.
А барабанная дробь, известившая о возникновении неисправности, была звуковым сопровождением «ударных» процессов, происходивших внутри тормозного механизма после того, как первая из накладок отправилась «помогать» оторваться «коллеге».
Сезонная смена шин оказалась кстати
Иногда накладки срывает безо всякого шума и шороха. Об этом свидетельствует произошедшее с колодкой дискового тормозного механизма в другом автомобиле.
Сколько проехала машина с отслоившейся и сломавшейся пополам накладкой, не знает никто. Судя по ржавчине, успевшей образоваться на поверхности металлической основы, речь должна идти не об одном или нескольких днях, однако никаких проблем с тормозами владелец автомобиля не испытывал, настораживающих шумов не слышал.
Поломка была обнаружена случайно, когда владелец решил «переобуть» автомобиль.
Когда было снято колесо, тайное стало явным — одна из половинок накладки «выглядывала» из-под колодки.
Загадкой осталась и причина случившегося. Тормозной механизм в отличие от первого рассмотренного случая работал нормально. На колодке с трудом угадывалось клеймо корейского производителя, известного поставками на конвейеры Hyundai и KIA. Впрочем, и на старуху, как известно, бывает проруха, а от заводского брака никто не застрахован. Но вопрос, был ли брак, остается открытым, так как углубленные исследования колодки не проводились. Дело-то копеечное…
Экстрим не прошел бесследно
В третьем случае, связанном с нетипичными тормозными казусами, о котором мы расскажем, шансов заподозрить качество колодок больше, ведь никаких маркировок на них обнаружено не было вовсе.
По словам владельца, за день до того, как проблема вынудила обратиться на СТО, ему пришлось экстренно тормозить, когда во время движения по МКАД прямо перед его машиной неожиданно выкатился «дачмобиль», управляемый пенсионером.
Как заверил владелец, с таким визгом резины и дымом из-под колес никогда раньше ему тормозить не приходилось. Все закончилось благополучно, однако на следующий день во время поездки со стороны правого переднего колеса сначала появился посторонний шум. Затем к шуму добавилась вибрация на педали тормоза, а в довершение всего педаль и вовсе начала проваливаться, будто в тормозную систему попал воздух.
Когда на СТО сняли колесо, фрикционная накладка кучкой трухи лежала на тормозном суппорте. На накладке другой колодки имелись трещины, а некоторые из фрагментов отслоились от основы.
После увиденного было принято решение проверить тормоз в левом переднем колесе. И опять ремонтников ожидала неприятная находка — на накладке одной из колодок тоже образовались трещины, выкрошились мелкие фрагменты. Вторая колодка выглядела нормально.
Проверили и задние барабанные тормоза. Их состояние вопросов не вызывало. Зато большой вопрос появился по колодкам передних тормозов. Неужели они не справились с термической перегрузкой, вызванной одиночным экстренным торможением? Но почему тогда не покоробились диски? Может, все дело в силе прижима колодок в момент экстренного торможения?
Определенно можно сказать только одно: хорошие колодки должны выдерживать любое торможение. Однако о происхождении колодок владелец автомобиля ничего прояснить не мог. Машину он купил недавно, старые колодки не менял, а решил дождаться, когда они износятся полностью, что с колодками и должно происходить в естественном порядке, учитывая, что постепенный износ запрограммирован принципом работы тормозных механизмов, которые останавливают автомобиль благодаря трению.
Трещина в тормозной колодке
14 лет
Вопщем появился скрежет при торможении и писк, думал камешек попал в колодку со временем пройдет. В итоге скрежет стал уверенно доставать и было решено извлечь колодки и диск на досмотр. Вскрытие выявило наличие трещины прям по середине внутренней колодки. Вопрос от чего такая фигня произошла? У колодок износ примерно 10-20%