Виды автомобильной оптики: фара головного света
Сегодня даже опытные автомобилисты порой имеют весьма поверхностные представления о конструкции фары головного света – такое их теперь многообразие.
Давайте попробуем внести ясность в этот вопрос и вместе разобраться в столь важной детали современного автомобиля.
Безопасность и комфорт
Главная задача фары головного света – максимально ярко освещать дорогу перед автомобилем и не слепить других участников движения. Прежде всего, это касается ближнего света. По принятым в 1957 году европейским стандартам установлено понятие светотеневая граница (СТГ) с асимметричным светораспределением. СТГ – это такая линия на дороге (примерно в 55-60 метрах перед автомобилем), где луч света должен заканчиваться и переходить в практически полную темноту. Асимметричность заключается в том, что правая часть светового потока светит дальше, обеспечивая акцентированное освещение правой стороны дороги и обочины. До 90-х годов правильная СТГ достигалась путем отсечения световых пучков фильтрами и шторками, позже появились другие решения, но обо всем по порядку.
С параболическим отражателем
Вплоть до 90-х годов все автомобили были оснащены фарами с зеркальным параболическим отражателем. Лампа в них располагалась строго по центру, что удобно для дальнего света, когда лучи попадают на всю поверхность отражателя. При включении ближнего света, специальный фильтр не давал лучам падать на нижнюю часть зеркала. Также лампа прикрывалась специальным колпачком, который не позволял свету проходить прямо.
Недостатком таких фар была низкая эффективность. Лишь часть света лампы в итоге попадало на дорогу. Что подтверждает КПД в 27%. Ни один современный автопроизводитель уже не использует такой вид головной оптики в конструкции автомобиля.
Сравните внешний вид фары ближнего и дальнего света ВАЗ-2106. Фара ближнего света (левая) оснащена защитным колпачком черного цвета.
С отражателем сложной формы (рефлекторные)
В 90-х годах, с появлением совершенно новых материалов, изменением технологий и внедрением компьютерного моделирования в автопромышленность пришли отражатели сложной формы, что кардинально преобразило внешний вид фары.
Лампу по-прежнему закрывает защитный колпачок
Отражатель в них разработан таким образом, чтобы свет от него попадал в нужное место дороги. Каждый изгиб отвечает за освещение конкретного участка дороги. При этом задействована и верхняя, и нижняя часть.
Рассеиватель стал больше не нужен, фара закрыта теперь ровным поликарбонатом. Отказ от стекла позволил снизить вес конструкции почти на килограмм.
Благодаря всем изменениям эффективность фары повысилась почти в два раза, до 45%.
Линзовая фара с проекционным (эллипсоидным) отражателем
Это самый современной тип фары, использующей отражатель. Пучок света в них формирует линза, которая и распределяет его в нужное место дороги.
Линза не только формирует световой пучок, но и усиливает его
Для получения четкой СТГ, применяется специальный экран, отсекающий часть света. Он выполняет роль заслонки, прерывающей луч света снизу. Подобная технология используется в биксеноновой фаре, но об этом позже.
КПД линзовой фары составляет 52%.
Корректоры света
Первые фары с параболическим отражателем нуждались в механической регулировке при помощи специальных винтов. Сегодня все автомобили оснащаются устройством, меняющим высоту света из салона. Водитель приподнимает лучи или опускает их, в зависимости от рельефа местности и загруженности багажника. Называется такое устройство корректором.
Бывают механические, гидравлические, пневматические и электромеханические устройства. Чаще всего встречаются электромеханические корректоры. Их начали применять с середины девяностых годов 20 века и используют до сих пор в большинстве легковых автомобилей.
Сегодня корректором света фар оснащаются абсолютно все современные автомобили
С появлением ксеноновых ламп, понадобились автоматические корректоры. Они регулируют высоту лучей на основе телеметрических датчиков, отслеживающих высоту дорожного просвета.
Если вы решили самостоятельно установить ксенон в фары, в которых он не предусмотрен штатно, учтите, что по ГОСТ Р 51709-2001 вам придется раскошелиться и на автоматический корректор, иначе серьезного разговора с инспектором ДПС не избежать.
Какие лампы подойдут?
Часто на автофорумах приходится читать утверждения «опытных» водителей о том, что «линзованная оптика разработана исключительно для ксенона».
Начнем с того, что любая ксеноновая лампа имеет в своем названии букву S или R. S-type предназначена для элипсоидных отражателей, R–type – для рефлекторных.
S-type применяется в биксеноне. При переключении на ближний, свет лампы не уменьшается, как думают многие, а используется механическая шторка, которая поднимается и перекрывает нижнюю часть отражателя, образуя светотеневую границу.
R –type разработана для рефлекторных отражателей и работает, как правило, в качестве лампы ближнего света. Функцию механической шторки выполняет фильтр, расположенный на самой колбе лампы. По сути, это защитное покрытие, которое не пропускает свет на нижний отражатель и формирует все ту же СТГ.
Как увеличить яркость?
Еще один распространенный вопрос автомобилистов: «Можно ли ставить лампу большей мощности, чем рекомендует изготовитель?». Если на фаре написано 55Вт, то превышать эту цифру не стоит.
Во-первых, вырастет энергопотребление бортовой сети. Во-вторых, более мощная лампа будет перегревать фару, что в конечном итоге выведет из строя весь блок. Если вы не удовлетворены яркостью лампы, вам не обязательно повышать ее мощность. Например, новое поколение NIGHT BREAKER LASER является сегодня самой яркой галогенной автолампой OSRAM! При этом потребляемая мощность составляет все те же 55 Вт.
Инновационные лазерные технологии обеспечивают до 150% больше яркости, если сравнивать с минимальными установленными требованиями, а тщательно продуманная структура нити накала позволила добиться дополнительной светоотдачи. Световой луч от этой лампы до 150 м длиннее, а излучаемый свет до 20% белее. Как конструкторам удалось добиться столь выдающихся показателей, мы расскажем позже в отдельной статье.
NIGHT BREAKER LASER выпускаются с цоколем H1, H3, H4, H7, H8, H11, HB3, HB4.
Что такое линзованные фары и в чем их особенность
Фары, оборудованные линзами, называются линзованными. Эти осветительные приборы являются высокоэффективными устройствами. Раньше ими оснащались только очень дорогие машины класса люкс. Эти фары могут работать с лампами, интенсивно излучающими световой поток, соответственно, HID и LED, которые использовать в фарах классической конструкции с простыми отражателями не всегда безопасно.
Встроенные в фару линзы позволяют осветить значительную поверхность трассы на достаточно далеких расстояниях. Это площадь больше, чем при работе ламп с обычными отражателями. Линзы позволяют более качественно сфокусировать луч от источника света, и он не рассеивается в разные стороны, а направляется именно в ту точку, освещение которой необходимо.
Из чего состоит фара
Состав линзованных фар:
- лампа. В этих фарах используются лампы различных типов: светодиодные, галогенные, ксеноновые. В этих фарах можно использовать лампы более яркие фары, чем в классических фарах;
- отражатель. В фарах используется эллиптический отражатель, а не параболический, как в простых осветительных устройствах. Такая форма позволяет фокусировать световой поток в определенном месте, рядом с отражателем, в том месте, где он встречается с экраном;
- корректирующий экран – важнейший компонент этих устройств. Для информации: в привычных всем обычных фарах экрана не существует. Этот элемент фары перекрывает световой луч таким образом, чтобы он не мог попасть в глаза водителям встречных автомобилей. В некоторых типах автомобилей есть возможность передвигать (поднимать и опускать) этот световой затвор, переключая свет с ближнего на дальний и наоборот;
- линза (или объектив) предназначена для того, чтобы световой поток распределялся равномерно. Некоторые линзы обладают функцией, позволяющей смягчать пограничную зону между светлой и неосвещенной частью дороги.
Минусы линзованных фар
Стоимость этих изделий достаточно высока. Одна фара может стоить от 50 000 рублей. Также есть и другие недостатки:
- конструкция фары отличается сложностью;
- габариты таких фар более значительные, чем у фар, оснащенных простыми отражателями;
- при установке в автомобиль фар, которые не предусмотрены технической документацией, обязательно вызовут проблемы при прохождении техосмотра, а также у сотрудников ГИБДД;
- самостоятельная установка в фары линз может привести к их неправильному функционированию, например, ослеплению встречных автомобилей, запотеванию стекол и так далее.
Линзованные фары уже давно эксплуатируются в автомобилестроении. Они являются престижными, популярными и проверенными временем. Однако, в последнее время появились источники света, которые с успехом конкурируют с этими устройствами. Светодиодная и лазерная техника последнего поколения делает линзованные фары устаревшими и даже архаичными. Мощность их не может сравниться с современными фарами, однако, линзованные фары все равно обладают просто мега популярностью у автолюбителей.
Типы фар
Рефлектор (отражатель) — это зеркальная вогнутая поверхность, служащая для формирования светового пучка нужной формы. Источником света являются автомобильные лампы (подробнее о типах ламп. ). На современных авто рефлектор имеет ступенчатую структуру, похожую на граненый стакан, каждый сегмент отвечает за освещение определенного участка дороги. При этом покровное стекло прозрачное и не участвует в формировании светового пучка.
Если в фаре один рефлектор (односекционные фары), то он используется одновременно и для ближнего, и для дальнего света; при внимательном рассмотрении в нем можно увидеть конструктивно выделеные области, соответствующие ближнему и дальнему свету (рис. 1). В таких фарах используются двухнитевые лампы типа H4. В двухсекционных фарах соответственно два рефлектора, один из которых формирует дальний свет и находится как правило ближе к центру кузова, другой отвечает за ближний свет (рис. 2). Очень редко встречаются машины с двухсекционными фарами, одна секция в которых отвечает за ближний/дальний, а другая за противотуманный свет.
Преимущества стеклянных фар перед пластиковыми фарами очевидны (в плане эксплуатации): стекло не царапается, не мутнеет, не желтеет и, соответственно, не ухудшает освещенности дороги. Однако, пластиковые фары при правильном уходе можно предохранить от подобных повреждений или восстановить с помощью полировки (рис. 4). У них есть и «плюсы» перед стеклянными — пластик лишен хрупкости и не разбивается при попадании камней, а при ДТП с участием пешеходов они более безопасны для последних.
рис. 4 Пластиковые фары (до и после полировки)
Рифленые фары — другой тип рефлекторных фар, в абсолютном большинстве они стеклянные . Их особенностью являются гладкий отражатель и рифленое стекло — рассеиватель, формирующий световой поток (рис. 5). У таких фар есть серьезные «минусы» при попытке модернизации. Во-первых, в них НЕЛЬЗЯ ставить ксенон, так как ослепление встречных машин гарантированно, причем гараздо более сильное, чем в случае с хрустальными фарами с ксеноном. Во-вторых, чтобы установить в фару линзованный модуль (для чего это нужно расскажем ниже), обязательное условие — шлифовка рифления стекла.
![]() |
![]() |
рис. 5 Рифленая фара (слева со снятым стеклом)
Модульная оптика — один из вариантов решения, если автовладельца не устраивает качество света или он хочет изменить облик своего любимца. В такие фары устанавливаются модули ближнего, дальнего и иногда противотуманного света, а также габариты и поворотники. Стекло заменяется маской из стеклопластика, обычно покрашенной в цвет авто. В таких фарах затруднена регулировка света, а корректор как правило не ставят вовсе, так как возникают проблемы в его работе (в зазор между маской и модулем набивается снег или грязь, что мешает движению модуля вверх/вниз). Цена и сроки изготовления таких фар достаточно высоки.
![]() |
![]() |
![]() |
рис. 6 Модульные фары
Модули представляют собой герметичные самостоятельные оптические элементы, и также как фары бывают линзованными и рефлекторными (рис. 7). Различают моно- и бимодули. В бимодуле (билинзе) реализован одновременно ближний/дальний свет, а переключение происходит перемещением шторки, формирующей светотеневую границу (СТГ) ближнего света (рис. 8 ).
![]() |
![]() |
рис. 7 Мономодули | рис. 8 Бимодуль со снятой линзой. Переключение ближний/дальний |
Принципиально галогеновый и ксеноновый модули отличаются цоколем лампы и светораспределением внутри светового пучка (для ксенона выше требования по равномерности распределения света на дороге). Также мономодули могут отличаться формой шторки, для ксенона всегда ступенька, для галогена может быть и ступенька, и галка.
рис. 9 Светотеневая граница для галогена и ксенона
Линзованные фары (прожекторная оптика) содержат в своей конструкции собирающую линзу и находят наибольшее предпочтение среди автовладельцев. Безусловно, у линзованных фар есть ряд преимуществ перед рефлекторной оптикой:
— выше КПД, т.е. бОльшая часть света от лампы попадает на дорогу;
— более эффективное светораспределение — перед машиной нет яркого слепящего светового пятна, бОльшая часть света переносится вдаль, освещенность дороги что в 10, что в 50 метрах одинаковая;
— более равномерное освещение дорожного полотна, нет чередующихся светлых и темных пятен;
— четкая светотеневая граница — отсутствует ослепляющий эффект, можно приподнять фары и светить дальше;
— шире освещенная часть дорожного полотна, видны обочины по обоим краям дороги;
— более экономное расходование омывающей жидкости из-за меньшего размера очищаемой области фары при использовании омывателя высокого давления;
— стильный современный вид;
— и, конечно же, главное достоинство — возможность установки ксенона (правильного ксенона!).
Какие линзы лучше использовать для фар?
В этой статье мы рассмотрим вопрос, какие линзы лучше использовать для фар автомобиля. Фары являются важнейшим элементом безопасности вождения, особенно в темное время суток, и выбор правильных линз для фар является не менее важным шагом. Мы рассмотрим различные типы линз, их преимущества и недостатки, а также ответим на вопросы, которые помогут определиться с выбором линз для вашего автомобиля.
- Различные типы линз для фар
- Описание типов линз, их преимущества и недостатки
- Как узнать, какие линзы уже установлены в фарах
- Критерии выбора линз: стоимость, качество, эффективность
- Как выбрать линзы, которые подойдут лучше всего для конкретной модели автомобиля
Как узнать, есть ли линзы в автомобиле?
Для человека «в теме» этот вопрос может показаться смешным, но для тех, кто «путает педали» подскажем :). Чтобы узнать, есть ли линзы в вашем автомобиле, достаточно провести визуальный осмотр фар. Обычно, линзы имеют характерный внешний вид, поэтому наличие или отсутствие линз можно определить сравнительно легко:
Так выглядит обычная фара без линзы (внутри зеркальный отражатель и лампа)
А так выглядит фара с установленными заводскими линзами (внутри линзы)
Какие линзы уже стоят в автомобиле?
Существует несколько типов линз для фар:
- Галогеновые линзы;
- Ксеноновые линзы;
- Светодиодные линзы.
Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки. Понимая, в чем отличия, можно определить, какой тип линзы уже установлен в вашем авто. Визуально это сделать сложно, поэтому попробуем описать особенности каждой из линз.
Как распознать галогеновые линзы в фаре?
Самыми распространенными являются галогеновые линзы. Они обладают невысокой стоимостью и удобством в установке, но не обеспечивает наилучшую видимость при вождении. У галогеновых линз нет автоматического корректора фар (при включении зажигания, фары не регулируются автоматически — свет от фар не изменяется по вертикали). Также у фар с галогеновыми линзами присутствует соответствующая маркировка на фаре HCR или HCL (могут обозначаться как HC/R или HC/L). Осмотрите свою фару снаружи и под капотом, и вы обязательно найдёте маркировку:
- HCR – в блок устанавливается единственная галогенная лампа, которая обеспечивает дальнее и ближнее освещение.
- CR – фара под стандартные лампы накаливания. Она считается устаревшей, ее можно встретить на автомобилях старше 10 лет.
- HR – дальний свет должен обеспечиваться галогенной лампой.
- HC/HR – фара предназначена под галогены, блок имеет два модуля (патрона) под лампы ближнего и дальнего освещения. Если данная маркировка HC/HR использована на фаре японского производителя, то ее можно переоборудовать под использование ксеноновых ламп.
Лампочки для галогеновых линз — тол ько галогеновые. Имеют маркировку H1 — H100500.
Ксеноновые линзы в фарах
Более эффективной альтернативой галогеновым линзам являются светодиодные и ксеноновые линзы, которые обеспечивают более яркий и ровный свет, повышающий безопасность вождения в ночное время и при плохой погоде. Ксеноновая линза для фар имеет определенные характеристики, которые позволяют легко определить ее наличие.
Наверняка определить ксеноновую линзу в фаре можно опять же по маркировке. У ксенона маркировка DCR (DC DR):
- DC/DR – фара под ксенон с двумя модулями.
- DCR – ксенон дальний.
- DC – ксенон ближнего света.
В фары с ксеноновыми линзами устанавливаются газоразрядные лампы, которые маркируются D1S, D2S, D3S и т.д.
Чисто визуально, все ксеноновые фары обладают автоматическим корректором, который при заводке автомобиля сперва опускает свет фар вниз, и поднимает до нужного уровня вверх. Также, в автомобиле с ксеноновыми линзами в фарах на заводе всегда устанавливают омыватель фар.
Светодиодные линзы в фарах
Светодиодные линзы для фар становятся все более популярными благодаря своей эффективности и долговечности. Они используются для замены стандартных галогенных или ксеноновых линз и обеспечивают более яркий, белый свет, улучшенную видимость на дороге и более долгий срок службы. Одним из главных преимуществ светодиодных линз является их высокая эффективность и экономичность. Они потребляют меньше энергии, чем галогенные или ксеноновые линзы, что позволяет снизить затраты на топливо и уменьшить нагрузку на электрическую систему автомобиля.
Кроме того, светодиодные линзы для фар обладают большой гибкостью и могут быть различной формы и размера, что позволяет подобрать оптимальный вариант для конкретной модели автомобиля. Они также обладают высокой устойчивостью к вибрациям и ударным нагрузкам, что делает их идеальным выбором для автомобилей, ездящих на плохих дорогах.
Однако, установка светодиодных линз в фары может быть достаточно сложным и требовательным процессом. Часто для этого необходимо обратиться к профессионалам в автосервисе, чтобы получить качественный результат и избежать возможных проблем в будущем. Также стоит учитывать, что цена на светодиодные линзы для фар может быть немного выше, чем на стандартные галогенные или ксеноновые линзы, однако, долговечность и экономия на энергопотреблении компенсируют это преимущество в долгосрочной перспективе.
С маркировкой светодиодных фар всё просто. Если видите на своей фаре линзу и маркировку LED — у вас установлены светодиодные линзы.
Надпись LED может быть непосредственно на фаре
Маркировка фары со светодиодными линзами
В светодиодные фары (LED) устанавливаются светодиодные модули с чипами.
Какие линзы можно поставить в автомобиль?
При желании и умении, в любой автомобиль можно установить любые линзы в фары. Можно установить в рефлекторную фару оптику любого типа. Можно заменить выгоревшие галогеновые или ксеноновые линзы на новые, либо просто восстановить отражатели в линзах. Однако не всегда это имеет смысл. Можно заменить ваши ксеноновые или галогеновые линзы на более современные и долговечные светодиодные модули. На сегодняшний день установка светодиодных модулей — самое востребованное и эффективное решение проблемы плохого освещения дорог в темное время суток.
Чтобы правильно принять решение, прежде всего, следует определиться, что вы хотите получить в результате. В любом случае, установка линз в фары сделает ваше вождение более комфортным в темноте. Отталкиваться стоит от своих предпочтений и финансовых возможностей.
Ценовая разбежка в стоимости линз очень велика. Но и качество света практически напрямую зависит от стоимости. Чем дороже линзы — тем лучше свет, тем дольше линзы могут прослужить.
Рынок линз очень обширен. Обычный обыватель запросто может запутаться в разнообразии. Поэтому рекомендуем обратиться к специалистам для правильного выбора. У нас очень большой опыт в работе с фарами. Мы всегда готовы проконсультировать вас и помочь вам с выбором «золотой середины». Можно получить очень высокое качество света, не переплачивая за бренд.
В каждой бочке меда есть ложка дёгтя. Официально: установка линз любого типа в рефлекторную фару — является изменением конструкции автомобиля. При прохождении техосмотра, у инспектора могут возникнуть вопросы. Мы должны были об этом сказать.
Какие линзы лучше поставить в автомобиль?
Светодиодные. Без вариантов.
Сравнение света галогеновой лампы и светодиодной линзы
Резюме
Если вы задаетесь вопросом об установке линз в фары — значит с вашими нынешними фарами не всё так хорошо, как хотелось бы. А это значит, что пришло время улучшений.
Хорошее освещение дороги в темное время суток — залог вашей безопасности. Хороший свет в темное время суток — это как исправные тормоза в экстренной ситуации. Не экономьте на безопасности. Обращайтесь к профессионалам. И берегите себя.