Новый класс для моторных масел — ILSAC GF-6.
Новый класс моторных масел: зачем и для кого введен ILSAC GF-6?
В 2020 году появился новый стандарт качества для моторных масел — ILSAC GF-6. Новый стандарт ориентирован на улучшенную защиту от преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре (LSPI), разрушительно действующей на бензиновые моторы. Кроме того, новый класс ILSAC GF-6 повышает требования к экономии топлива, защите цепи ГРМ от износа и противодействию образования нагара на поршнях.
Для каких автомобилей актуальны стандарты ILSAC?
В мире существуют различные классы моторных масел. В России их разработкой занимается Ассоциация автомобильных инженеров (ААИ), в Европе — Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA).
Что касается стандартов ILSAC, то их выпускает одноименная организация: Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Он создан Ассоциацией американских автопроизводителей (AAMA) и Японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA). На стандарты ILSAC ориентируются не только американские и японские, но и корейские автопроизводители.
На какие вязкости распространяется новая категория?
Новый стандарт качества перекрывает предыдущие. Если для вашей машины предписан класс ILSAC GF-4 или ILSAC GF-5, то ILSAC GF-6А тоже подойдет. Уточним, что подкатегория, GF-6А, введена для масел с вязкостью xW-20 и xW-30. А вот подкатегория GF-6В применима только к маслам с вязкостью 0W-16 и не подходит для двигателей старых конструкций.
Какое значение введение ILSAC GF-6 имеет для автовладельцев?
Как уже было сказано, основная, хотя и не единственная, задача нового стандарта состоит в том, чтобы предотвратить преждевременное воспламенение топливной смеси в цилиндре (LSPI). Это явление создает повышенное давление и может стать причиной повреждения деталей двигателя. Особенно характерна проблема LSPI для турбомоторов — это подтверждено исследованиями Ford, GM.
Однако для российских пользователей гораздо важнее, что ILSAC GF-6А означает выход на новый уровень экономии топлива и защиты от износа для двигателей японских и корейских автомобилей. Причем вне зависимости от того, атмосферные на них моторы или наддувные.
Есть ли в линейке Mobil 1™ масла, соответствующие новым требованиям?
Новая категория, ILSAC GF-6, была введена 1 мая 2020 года. Потребность в ее появлении назрела уже давно, но разработка стандарта длилась дольше, чем планировали. Впрочем, масла Mobil1™ отвечали новым требованиям еще до их официального введения. На российском рынке есть масла Mobil 1™, соответствующие новому классу ILSAC GF-6А. Это Mobil 1™ X1 5W-30 и Mobil 1™ 0W-20. Последнее отличается еще и тем, что подходит для гибридных автомобилей японских производителей.
Стандарты моторных масел API SP и ILSAC GF-6A / GF-6B
С 1 мая 2020 года начали действовать новые стандарты моторных масел для бензиновых двигателей: API SP и ILSAC GF-6A / GF-6B. Они пришли на замену стандартам API SN и ILSAC GF-5, применявшимся с 2010 года.
Стандарт был введен по рекомендации автопроизводителей организациями API (Американский институт нефти) и ILSAC (Международный консультативный комитет по спецификации смазочных материалов). Стандарт API SP ужесточил требования к свойствам масел по сравнению с API SN для сохранения ресурса двигателей, продления срока их службы и экономии топлива.
Непрерывно растущие требования к двигателям внутреннего сгорания по расходу топлива и чистоте выхлопных газов вынуждают конструкторов проектировать и создавать ДВС с характеристиками, которые еще недавно казались фантастическими. С одного литра рабочего объема ДВС сейчас снимается более 130 л.с. и более 180 н.м. крутящего момента. Большие удельные мощности двигателя предполагают высокие термические и механические нагрузки на детали двигателя, что повышает требования к свойствам смазочных материалов. Именно поэтому обновляются стандарты моторных масел, в которых принципиально улучшаются характеристики. В новом стандарте изменения направлены в первую очередь на улучшение устойчивости масел к внешнему воздействию. Существенные улучшения параметров также позволили ввести в новый стандарт API SP такой важный параметр, как граничная концентрация продуктов износа деталей двигателя, изготовленных из сплавов железа.
Благодаря высокой устойчивости масла API SP к изменению вязкости, разработчикам стандарта удалось выделить новый класс масла по экономии топлива. Этот класс является дополнительным и масла, обладающие такими свойствами, имеют особую маркировку “Ресурсосбережение” (Resource Concerving), что указывается в нижней части этикетки или сокращенно возле категории API SP RC. Требования класса “Ресурсосбережение” основаны на требованиях к маслам Международного Комитета по стандартизации и апробации моторных масел – ILSAC.
На смену ILSAC GF-5, принятым параллельно с API SN, приходят сразу две новые категории ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.
- ILSAC GF-6A – соответствует категории API SP Resource Concerving, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Может использоваться во всех случаях, замещая классы ILSAC предыдущих категорий в рамках одного класса вязкости.
- ILSAC GF-6B – имеет те же требования и преимущества, что и ILSAC GF-6A но распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16. Не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для использования масла ILSAC GF-6B потребитель должен иметь соответствующие рекомендации в сервисной книжке своего автомобиля, в противном случае это может привести к негативным последствиям.
Свойства, к которым повышены требования в стандарте API SP, ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B:
- Предотвращение неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (“калильное зажигание”, LSPI)
- Защита от износа цепи ГРМ
- Противостояние нагару на поршне
- Сопротивление высокотемпературным отложениям в турбокомпрессоре
- Снижение шламообразования
- Топливная экономичность
- Совестимость с системами доочистки выхлопных газов
- Совместимость с топливом, содержащим высокий уровень этанола
- Снижение концентрация продуктов износа деталей из сплавов железа
Лучше всего проиллюстировать изменения требования стандартов API и соответствующих им ILSAC может диаграмма от крупнейшего в мире разработчика пакетов присадок для смазочных материалов – Lubrizol Corporation. На официальном сайте Lubrizol можно изучить интерактивную версию этой диаграммы.
Сравнение требований стандартов API и ILSAC
Сажа (Soot thickening, сажевые отложения)
Этот параметр регламентирует способность масла держать в себе сажу, без образования её сгустков. Неполное сгорание топлива приводит к образованию мелких углеродистых частиц (сажи). Образование сажи намного чаще встречается в дизельных, нежели в бензиновых двигателях, из-за различий в типе горючего и условиях сгорания топлива. Если сажа не диспергирована, она образует более крупные частицы, которые могут увеличить вязкость смазочного материала и износ двигателя. При дальнейшем накоплении, сажа может блокировать каналы и фильтры в двигателе, что приводит к масляному голоданию. Появление сажевых отложений предотвращается диспергирующими присадками. При использовании масла API SP на дизельном двигателе, оно обязательно должно иметь и спецификацию CF (SP/CF) – для дизельных двигателей.
Совместимость (Aftertreatment Compatibility, совместимость с системами очистки выхлопных газов)
Для удовлетворения непрерывно растущих требований по снижению вредных выбросов, производители двигателей используют системы доочистки выхлопных газов (каталитические нейтрализаторы). Нейтрализаторы могут пострадать от компонентов моторного масла, которые попадают в выхлопную систему. Для достижения совместимости с системами доочистки, в спецификации внедряются ограничения уровня различных смазочных компонентов. Сокращение в химическом составе моторного масла таких компонентов, как сера и фосфор, улучшает совместимость смазки с системой доочистки. В сравнении с API SN – масло API SP обеспечивает большую безопасность и срок службы для систем нейтрализации выхлопных газов, в случае попадания в них продуктов сгорания масла.
Экономичность (Fuel Economy, экономия топлива)
Экономия топлива достигается путём введения в состав масел модификаторов трения, а также путём снижения рабочей вязкости масел (HTHS). SP – первая спецификация API, которая вводит лицензирование низковязких продуктов: 0W-16, 0W-12. API дополнительно присваивает таким маслам категорию ILSAC GF-6B. В сравнении с API SN – API SP в большей степени способствует экономии топлива.
Окисление (Oxidative thickening, стойкость к окислению)
Во время работы двигателя, моторное масло окисляется под воздействием высоких температур и высоко химически активных продуктов горения. В результате процесса окисления вязкость масла существенно повышается. Стойкость к окислению обеспечивается присадками-антиоксидантами. В сравнении с API SN – масло API SP обладает лучшими антиокислительными свойствами. В предыдущем стандарте API SN допускалось 200% повышение вязкости в лабораторном тесте из-за окисления, в новом стандарте API SP – не больше 150%.
Нагар (Piston Deposits, отложения на поршнях)
При высоких температурах моторное масло способно коксоваться и давать отложения (нагар) на поршнях и кольцах. В стандарте API SP допустимое значение образования нагара было существенно снижено. Минимальная чистота поршней выросла с 3.7 до 4.2 баллов. Отсутствие нагара снижает абразивный износ двигателя, обеспечивает стабильную мощность двигателя и низкий расход масла. Кроме того, отсутствие нагара на головках поршней снижает вероятность жарового зажигания. С отложениями на поршнях борются путём введения в состав масел моющих присадок. Чаще всего это производные кальция. В маслах стандарта API SP эту функцию также выполняет магний (magnesium sulfonate, magnesium salicylate). Компоненты моторных масел на основе магния эффективно противодействуют возникновению отложений в канавках поршневых колец. В маслах предыдущей спецификации API SN подобные присадки отсутствовали или наличие соединений магния было крайне незначительным.
Шлам (Sludge, шламообразование)
Нерастворимые примеси, забивающие каналы и масляный фильтр. Шламообразование предотвращается диспергирующими присадками. Исходя из диаграммы Lubrizol можно сделать вывод, что масла API SP обладают лучшими диспергирующими свойствами, нежели масла предыдущих спецификаций.
Износ (Wear, защита от износа)
Одной из наиболее важных функций смазочных материалов является снижение износа двигателя. Масло благодаря физико-химическим свойствам базы и содержанию противоизносных присадок препятствует износу пар трения. Износ в основном контролируется диалкилдитиофосфатами цинка (ZDPs). Также этого позволяет добиться добавление соединений бора в пакет присадок. Масла на пакете присадок для API SP показывают лучшую защиту от износа, чем масла API SN.
Классификация моторных масел ILSAC
Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали «Международный консультативный комитет по спецификациям смазочных материалов» (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей — ILSAC GF
Классификацию ILSAC необходимо рассматривать как подкласс (правильнее сказать «категорию») в API классификации, хотя она и является самостоятельной. Но что же дает такой подкласс и чем он отличается просто от API?
- Повышенная стойкость к сдвигу (масло выполняет свои функции даже при повышенном давлении);
- Обязательно присутствует экономия топлива;
- Улучшенная фильтрация при пониженных температурах;
- Низкая летучесть масла (моторные масла со временем расходуются (угар, летучесть и т.д.), это качество снижает расход масла;
- Малое присутствие фосфора в масле (катализаторы прослужат дольше);
- Пониженное пенообразование;
- Пониженная вязкость масла (особенно заметно на двигателях с высокими мощностями).
ILSAC утверждает стандарты качества моторных масел, их необходимость, параметры, осуществляет лицензирование и контроль за соблюдением действующих норм. Масла, сертифицированные ILSAC, как правило сертифицируются совместно с API. Все масла, которые получили классификацию ILSAC по итогам испытаний, будут обозначаться «Символом Свидетельства сертификации API» (API Certification Mark) — так называемым знаком «Звездный взрыв» (справа) или «Щит» (слева, спец. для GF-6B).
Если моторное масло прошло сертификацию ILSAC, то:
1) Масло является энергосберегающим и экономит ваше топливо;
2) «Маловязкое», т.е. является более жидким, по сравнению с маслами стандартной вязкости. Маловязкие масла создают более тонкую масляную пленку между деталями, за счёт чего снижается потеря энергии на трение и экономится топливо;
3) Высокая стойкость к испарению;
4) Хорошая фильтруемость в условиях низких температур;
5) Имеет высокую стойкость к вспениванию;
6) Содержит малое количество фосфора, т.е. является экологичным («малозольным») и совместимо с современными системами доочистки выхлопных газов/сажевыми фильтрами DPF.
На данный момент утверждены 6 категорий ILSAC:
-
GF-1 — введен в 1994 году, на данный момент устарел. Совпадает с API SH. Включает в себя первоначальные требования к моторным маслам японских и американских автомобилей.
GF-2 — c 1997 года совпадает с API SJ, на сегодняшний день тоже является устаревшей.
GF-3 — с 2001 года соответствует API SL. Предъявлены повышенные требования по экологичности выхлопной системы, экономии топлива, обеспечению производительности двигателя при критических нагрузках и по сроку службы. Тоже считается устаревшей, однако ещё используется.
(моторные масла ILSAC GF-3 в каталоге)
GF-4 — с 2004 года отвечает API SМ, перекрывыет GF-3 по всем параметрам: улучшены моющие и экономия топлива, ужесточены требования к содержанию фосфора до 0,08%. Сохраняет свои свойства на увеличенном периоде эксплуатации
(моторные масла ILSAC GF-4 в каталоге)
GF-5 — введен в 2010 году вместе с API SN. Стандартизированные масла предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, высокие требования предъявляются к шламообразованию. Главное отличие от предыдущих версий — возможность применения в двигателях, использующих биотопливо. Современная защита систем токсичности выхлопных газов. Увеличен интервал замены масла. Является одним из определяющих стандартов для всех двигателей последнего поколения.
(моторные масла ILSAC GF-5 в каталоге)
Каждая новая спецификация перекрывает предыдущую!
Единственным исключением из этого правила является класс ILSAC GF-6. Он поделён на две категории:
GF-6A — масла могут использоваться там, где были рекомендованы масла, соответствующие стандартам GF-5 или более ранним стандартам бензиновых моторных масел. Хорошая топливная экономичность, измеренная с помощью теста Sequence VIE. распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Для масел XW-30 минимальный показатель HTHS = 2.9. Соответствие спецификации API SP
GF-6B — имеет те же преимущества, что и ILSAC GF-6A. Масла имеют улучшенную экономию топлива, повышенные требования по ресурсосбережению (согласно тесту Sequence VIF) и могут использоваться там, где были рекомендованы масла SAE 0W-16. Не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Использование данной спецификации должно быть рекомендовано в сервисной книжке вашего автомобиля, иначе использование масла может привести к негативным последствиям. Минимальное значение HTHS = 2,3.
Моторные масла API SP и ILSAC GF-6: разбираемся в новом стандарте
Спецификация моторного масла – это то, что в первую очередь указывает на его свойства. То есть масло с одной и той же вязкостью, например 5W30, и одного и того же производителя, но в разных спецификациях, может иметь кардинально отличающиеся свойства, и быть как полезным, так и вредным для мотора. Более того, масла разных спецификаций могут быть несовместимы друг с другом. Как в таком случае не ошибиться с выбором? Разберемся в этом вопросе подробнее.
Какие спецификации масел бывают
Всего в мире имеется четыре вида спецификации моторных масел: API от американского института нефти, ACEA от ассоциации европейских автопроизводителей, ILSAC от международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов, а также отечественный ААЕ от ассоциации автомобильных инженеров России. Для американских и азиатских автомобилей используются спецификации масел API и ILSAC. Причем многие производители смазочных материалов указывают на этикетке оба стандарта.
Моторное масло RIXX 0W-20 SP GF-6A соответствует новейшим стандартам
Сама аббревиатура API при выборе масла вам ничего не скажет, кроме того, что, оно точно подойдет для американских машин. Здесь нужно смотреть на буквы идущие следом. Это будет либо S (Service), что означает масло для сервисной замены в бензиновых моторах, либо C (Commercial) – масло для дизелей, которые в США в основном ставятся на коммерческую технику. Но самые важные буквы идут следом за S и С в алфавитном порядке и именно они говорят о качестве масла. Чем выше буква стоит по алфавиту, тем выше класс моторного масла – все просто.
Совместимость масел API и ILSAC
Самая низкая ныне действующая спецификация для бензиновых двигателей – это API SJ. Такие масла подходят для автомобилей, выпущенных до 2001 года. А самая новая спецификация, это API SP – она была принята в мае 2020 года и на сегодняшний день обозначает масла высшей категории. Масла API SP не только обладают улучшенными смазочными и энергосберегающими свойствами, но и борются с эффектом LSPI – преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре, которое может возникать на низких оборотах у турбомоторов с непосредственным впрыском топлива и привести к разрушению поршневых колец.
Также существуют классы API SL (подходит для машин до 2004 года), API SM (для машин до 2010 года) и API SN (для машин с 2011 года). Важно знать, что применять в двигателе масла более высокой категории можно, а вот опускаться на предыдущий уровень ни в коем случае нельзя. То есть вместо API SL можно залить более качественное масло API SM, но не наоборот. При этом масло новейшего стандарта API SP рекомендовано использовать только вместо SN. Что касается дизельных двигателей, то для них высшей категорией является спецификация API CK-4, принятая в 2016 году. Этот класс масел подходит для машин, выпускающихся с 2017 года.
Международная классификация ILSAC основана на API и имеет шесть категорий качества. Первая, вторая и третья уже не актуальны, а самая свежая на сегодняшний день это ILSAC GF-6. Если проводить параллели с американской спецификацией, то масло ILSAC GF-4 соответствует уровню требований API SM, ILSAC GF-5 – близок к API SN, а GF-6 – это практически тоже самое, что и API SP. Масла ILSAC GF-6 рекомендованы для использования в турбомоторах с непосредственным впрыском, так как они противодействуют эффекту LSPI. При переходе с одного класса ILSAC на другой действует тот же принцип, что и с API: вместо масла низшей категории (GF-4) можно использовать более высокую (GF-6), но не наоборот.
Новые стандарты API SP и ILSAC GF-6: в чем их особенности
Теперь, когда мы разобрались с терминологией, закрепим азы на примере масла RIXX серии TP N. Указанные здесь обозначения ILSAC GF-6А (литера А означает, что спецификация походит для классов вязкости 0w-20, 5w-20, 0w-30, 5w-30) и API SP по сути дублируют друг друга, так как говорят об одних и тех же показателях: малых потерях на трение, устранение калильного зажигания в турбомоторах и эффективной защитой рабочих поверхностей мотора. Но при этом стандарт ILSAC имеет более жесткие допуски, по которым оцениваются свойства масла. Это касается экономии топлива, испаряемости, пенообразования, качества фильтрации при низких температурах, сохранения характеристик масла при повышении давления, а в случае с новым стандартом – еще соответствия строгим нормативам по износу цепи ГРМ.
Поскольку стандарт ILSAC GF-6 также требует пониженного содержания фосфора (чем его меньше – тем дольше проживет катализатор), который является главным компонентом противозадирных присадок, в маслах RIXX в дополнение к диалкилдитиофосфату и молибдену, используется неорганический модификатор трения. Такой состав пакета присадок позволяет вписаться в нормы по химическим элементам и золе, получив при этом более высокие защитные свойства масла. Что касается защиты двигателя от детонации, то по стандарту API SP при испытаниях масла допускается не более пяти случаев LSPI: у масел RIXX серии TP N этот показатель равен нулю.
Cпецификация API разработана американским институтом нефти. На ее основе международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов была создана спецификация ILSAC, имеющая более жесткие критерии оценки параметров масла.
На этой схеме видно, что и по другим параметрам масло RIXX 0W-20 превосходит стандарты API SP и ILSAC GF-6. Оно уменьшает износ цепи ГРМ, клапанов, борется с высокотемпературными отложениями и эффектом LSPI. Благодаря малой вязкости такое масло также снижает потери на трение, уменьшая расход топлива и облегчая пуск двигателя зимой.
На диаграмме показано качественное отличие характеристик масел новейшей спецификации ILSAC GF-6 от более ранних ILSAC GF-5 и API SN Plus. Это базовые параметры, которые производители масел могут превосходить, что видно на примере масла RIXX
Какое моторное масло выбрать
Если подвести краткий итог, то владельцам современных автомобилей американских, японских или корейских брендов, в особенности оснащенных впрыском GDI, лучше заливать в мотор масла новых стандартов API SP и ILSAC GF-6. Они по всем параметрам превосходят масла API SN/SN Plus или ILSAC GF-5: это и экономия топлива, и уменьшение нагара в цилиндрах, и лучшая защита трущихся поверхностей. Ну и «сюрпризов» с LSPI (если у вас турбомотор) не будет. При этом новые спецификации совместимы (взаимозаменяемы) с предыдущими API SN и ILSAC GF-5. Так что такие масла подойдут для Kia Rio, Ceed, Hyundai Solaris и Creta с двигателями Gamma и Kappa.