Как проверить клапан холостого хода
Перейти к содержимому

Как проверить клапан холостого хода

  • автор:

Клапан холостого хода, что это, и как проверить…

блуждая в поисках КХХ для 1JZ-GTE, столкнулся с ньюансом, мало кто знает что это такое, еще меньше народу знают где он находится, ну а половина из тех, кто знает называют его "датчиком"…, так вот дабы разъяснить что к чему, расскажу как его найти на этом моторе, как проверить, и для чего он нужен…

Клапан холостого хода, это устройство, поддерживающее обороты двигателя, на холостом ходу… (когда закрыт дросель)…, он не умеет считать эти обороты, и поэтому датчиком ХХ он быть не может…, правильно его называть "клапан холостого хода" или "регулятор холостого хода" "электропневмоклапан", "клапан поддержания холостых оборотов" или "клапан прогревочных оборотов".

Находится и выглядит на всех моторах по разному, но определённо есть на всех моторах, управляющихся ЭФИ… В случае с 1JZ-GTE 2JZ-GTE, причём вне зависимости от года выпуска и кузова, находится на впускном коллекторе, в самом конце мотора (если смотреть прямо на мотор) Окурат между коллектором и клапанной крышкой…

КХХ (это такое сокращение) Это обычный воздушный клапан, который может управляться дистанционно, с помощью электричества…, именно с его помощью мы имеем прогревочные обороты, именно с его помощью мотор максимально быстро пытается отстроиться на ХХ, после резкого сброса газа…, и т.п…

Наиболее распространенные конструкции клапанов представляют из себя либо электромагнитные клапаны с ШИМ управлением, либо клапаны с шаговыми двигателями.
Поскольку клапан управляется электричеством и управляет подачей воздуха его называют "электропневмоклапан".

Перейдём к нашему клапану…, а именно, как его проверить.

Запчасти на фото: 9021025001, 9017908150. Фото в бортжурнале Toyota Cresta (90)

В книжке есть инструкция…, согласно которой мы должны замкнуть 2 средних контакта на + аккумулятора, а один из оставшихся контактов замкнуть на минус…, и клапан по идее должен ожить…, но…, что интересно, в клапане да доли секунды что то произошло, и тишина…, скажем прямо, я подумал что клапан мёртвый… и притащив его в лабораторию начал разбираться…

Ситуация следующая, замыкать оба средних контакта на + не обязательно, достаточного одного…, они внутри всёравно связаны (на дурака) а вот с остальными есть некая закономерность…, касаясь какого либо контакта, мы двигаем клапан на 1 шаг…, но этот шаг очень махонький, и почти не заметный, да и к тому же не понятно закрылся он или открылся…

Поэтому, смотрим на картинку выше…, слева мы видим фишку на датчике (как она есть) справа этот датчик в оригинальном каталоге…, для удобства я пронумеровал все контакты…, итак…

3 и 4 контакты, либо просто один из них мы подключаем к положительной клемме аккумулятора…, а к остальным контактам касаемся по очереди определённым образом…:

закрыть -1-2-5-6-
открыть -6-5-2-1-

и наш датчик оживает…

Повторюсь, это касается только КХХ, с 1,2JZ-GTE… на остальных моторах в том числе и других JZах другие клапана, и возможно по другому работают…

Как проверить и почистить регулятор холостого хода (РХХ)

Двигатели внутреннего сгорания имеют в своем составе регулятор холостого хода или РХХ (в обиходе датчик х/х). От исправности этого датчика напрямую зависит стабильная работа силовой установки.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода состоит из шагового электродвигателя с двумя обмотками и соединенного с ним подпружиненного конусного клапана. Червячная передача, примененная в конструкции датчика, преобразует вращательное движение шагового двигателя в поступательное движение штока конуса.

Устройство РХХ

Устройство РХХ

При получении импульса на одну обмотку шток клапана делает шаг вперед, на другую – шаг назад. По команде ЭБУ клапан изменяет сечение воздушного канала при закрытом дросселе, путем выдвижения или втягивания конуса.

Признаки неисправности

При появлении неисправностей РХХ наблюдается плохой запуск мотора, двигатель начинает работать не стабильно, «скачут» обороты холостого хода, вплоть до остановки мотора, либо обороты двигателя могут зависать в районе порядка 2000 оборотов.

Причина обычно заключается в коксовании канала дросселя или конуса регулятора, который не может по этой причине полностью перекрыть канал подачи воздуха в дроссельной заслонке, либо перекрывает его даже при не полностью выдвинутом конусе из-за большого количества нагара.

РХХ почти в разобранном виде

РХХ почти в разобранном виде

При этом ЭБУ не всегда выдает ошибку по неисправности регулятора и поэтому автовладельцам желательно знать приемы его диагностирования своими силами.

Основные причины неисправности:

• Механические (шток, резьбовые соединения, вылет заклепок);

• Электрические (сгорание обмотки, короткое замыкание);

• Загрязнение внутренней части самого датчика (пыль, масло, картерные газы).

Как проверить регулятор холостого хода (на примере РХХ F01R065906 серии CONTINENTAL)

Неисправность РХХ может быть вызвана не обязательно самим датчиком. Проблем может быть также вызвана плохим контактом в соединении его питания либо окислением самих контактов в приемной фишке или датчике.

Для проверки регулятора на двигателе, снимается клеммная колодка с РХХ, включается зажигание и с помощью мультиметра (в режиме вольтметра) замеряется напряжение на клемме между каждым из выводов и массой двигателя.

Проверка РХХ мультиметром

Проверка РХХ мультиметром

При этом на выводах «А» и «С» должно быть напряжение порядка 12V, а на выводах «В» и «D» напряжение 0.2, 0.4V.

Для дальнейшей проверки регулятор необходимо снять с узла дроссельной заслонки. Отдается фишка питания, болты крепления и регулятор аккуратно вынимается из своего посадочного места.

Не стоит пытаться надавливать или вынимать шток регулятора, так как это может вывести его из строя.

Проверка на снятом регуляторе

Переключается тестер в режим омметра и проверяется сопротивление между выводами «А» и «D», затем между «B» и «С», сопротивление при этом должно составлять порядка 53 Ом, плюс-минус 5.3 Ом.

Проверка РХХ

Проверка РХХ

Если после проверки по напряжению и сопротивлению все характеристики совпадают указанным выше данным, то регулятор исправен.

Проверить исправность датчика можно также путем подачи напряжение 12V поочередно к паре контактов «A» и «D» проверяя выход штока и к контактам «В» и «С» для проверки возвращения штока в исходное положение.

Способы очистки регулятора

Без разборки

На снятом регуляторе с помощью средства для очистки карбюратора очищается наружная часть конуса, а также впрыскивается средство и во внутреннюю полость под конусом.

Карбклиннер

Карбклиннер

С разборкой РХХ

Конус аккуратно выкручивается из корпуса регулятора и вынимается. Под самим конусом находится втулка и пружина штока. В посадочное место штока, куда входит его резьбовая часть впрыскивается порция указанного выше очистителя карбюратора, вымывая появившиеся там отложения. Процедура повторяется до тех пор, пока из отверстия не начнет выходить чистый очиститель без грязи, что подскажет, что канал очистился.

Далее резьбовая часть конуса смазывается легким слоем смазки, на конус ставится втулка, пружина и шток заворачивается в датчик, пока шток торцевой поверхностью не упрется в корпус регулятора.

Разобранный РХХ

Разобранный РХХ

Прочищенный регулятор устанавливается на свое место(предварительно смазывается резиновое уплотнительное кольцо моторным маслом), ставятся винты его крепления и устанавливается клемма питания.

Включается зажигание и блок управления дает команду на регулятор для калибровки положение конуса в канале дроссельной заслонки. Конус выходит до конца, упирается в канал дросселя и отходит назад на запрограммированное ЭБУ расстояние.

Далее запускается двигатель для проверки его работы в режиме холостого хода.

Попутно при чистке регулятора рекомендуется прочистить и узел дроссельной заслонки для гарантии удаления грязных наслоений дросселя.

Неисправности датчика холостого хода

Если у вас «троит» машина или обороты странно ведут себя на нейтралке – самой вероятной (и дешевой с точки зрения ремонта) поломкой будут проблемы со стороны датчика холостого хода. На самом деле это – не датчик, а регулятор, но многие «подцепили» неправильное название – ДХХ – поэтому ниже мы будем называть его и так, и так.

Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен

Для начала поговорим о том, что это и зачем оно нужно, и начнем мы с двигателя. Вне зависимости от вида топлива, бензин или дизель, двигатель держит обороты за счет взрыва топливной смеси из топлива + кислорода внутри своих камер. Топливо подается, грубо говоря, «по трубам», а вот кислород берется из атмосферного воздуха, который предварительно фильтруется воздушным фильтром. Подача воздуха осуществляется через канал, который ведет из воздушного фильтра ко впускному коллектору. В этом канале установлена дроссельная заслонка – шторка, которая закрывает воздушный канал, когда педаль газа не нажата.

Вся эта схема хорошо работает только тогда, когда педаль газа нажата. Если же педаль не нажата, то дроссельная заслонка полностью перекрывает канал, воздух не поступает, машина глохнет. Ну, должна глохнуть, хотя по факту авто работает на холостых оборотах. Почему это возможно? Потому что над основным каналом есть байпасный:

Даже когда дроссельная заслонка полностью закрыта, воздух проникает через байпасный канал и поступает в двигатель, что позволяет последнему работать на низких оборотах. Но иногда байпасный канал нужно частично или полностью перекрывать – когда машина заглохла или когда водитель жмет на педаль газа. Для этого существует маленький электродвигатель с запорной иглой – регулятор холостого хода.

Выглядит он вот так:

По конструкции – это крайне простой электромотор, который умеет выдвигать наружу и задвигать внутрь свою иглу (левую часть). Собственно, конструкционно здесь больше описывать и нечего: есть 4 клеммы, в зависимости от того, на какую подается электричество, электромотор иглу выдвигает/задвигает.

Насчет «датчика» – эта часть авто датчиком не является, потому что датчик должен «снимать» какие-то данные откуда-то, а регулятор холостого хода никакие данные не снимает – он только регулирует подачу воздуха в байпасный канал, находящийся над дроссельной заслонкой. А вот его работа уже регулируется датчиками:

  • положения коленчатого вала;
  • скорости;
  • массового расхода воздуха;
  • давления во впускном коллекторе.

К слову, еще один фактор, который влияет на решения БУ – расход электричества, поскольку электричество производится генератором, а генератор «пользуется» работой двигателя. Так что «неправильные» обороты при усилении энергопотребления (печка, фары и так далее) на холостом ходу тоже могут указывать на проблемы с РХХ.

Очень кратко упомянем про виды:

  • Соленоидный. Может только полностью выдвинуться или полностью втянуться.
  • Роторный. Игла может занимать несколько позиций, но внутренний механизм – не самый надежный.
  • Ступенчатый. Тоже может занимать несколько позиций, имеет надежный внутренний механизм работы.

В большинстве авто сейчас стоят ступенчатые РХХ, поэтому проблем с покупкой нового (для замены) быть не должно. Но если вы все же сомневаетесь, то достаньте регулятор холостого хода и посмотрите, сколько у него контактов. Если 2 – то соленоидный, если 3 – то роторный, если 4 – то ступенчатый.

Где находится ДХХ

Где стоит регулятор холостого хода? Он расположен на двигателе, около впускного коллектора, над дроссельной заслонкой:

Признаки неисправностей ДХХ

Все признаки неисправности регулятора холостого хода так или иначе связаны с поведением двигателя:

  • Машина не заводится, если не нажать на педаль газа. По каким-то причинам воздух не проходит через байпасный канал, дроссельная шторка тоже закрыта – воздух не поступает, топливо не взрывается.
  • Машина заводится, но почти сразу глохнет, если не нажать на педаль газа. Практически то же самое, что и предыдущий признак, но некоторое количество воздуха поступает – хватает для пуска, не хватает для поддержания работы. Возможно, сломался сам электродвигатель.
  • Троит двигатель. Он работает, но с проблемами – резко падают обороты, если ненадолго зажать газ, а затем отпустить – двигатель может заглохнуть. Опять же, поступает недостаточно воздуха.
  • Обороты скачут на холостом ходу. В этом случае обороты не только опускаются, но и резко повышаются на холостом ходу, вплоть до 4 000. Вероятнее всего, игла регулятора холостого хода не может найти правильное положение.
  • Автомобиль дергается при движении. Если вы поддали газу, после чего отпустили педаль – автомобиль может двигаться рывками, дергаться по ходу движения. Это значит, что двигатель не может нормально держать обороты, когда дроссельная шторка закрывается.
  • Любой из вышеперечисленных симптомов возникает, когда вы включаете фары, печку, радио или других потребителей энергии. Признак ранних поломок датчика холостого хода – проблема возникает только при увеличении потребления энергии, то есть при увеличении потребления воздуха двигателем. Если ничего не сделать, то проблемы из временных перейдут в постоянные.

Причины неисправностей датчика

Поскольку регулятор холостого хода – вещь довольно простая, у него может быть всего 5 видов неисправностей:

  1. Окислились контакты. Если через контакты не поступает электричество – электродвигатель не получает команд, и, как следствие, не работает. Проверяется мультиметром, решается прочисткой контактов.
  2. Заклинило иглу или весь механизм. Иногда вокруг иглы обмотана пружинка, и какой-нибудь мусор может попасть в эту пружинку, заклинив иглу. В этом случае автомобиль будет вести себя странно при высоком потреблении топлива. Диагностируется визуально, решается прочисткой или заменой. Симптомы разнятся в зависимости от того, заклинило иглу ДХХ частично или полностью.
  3. Байпасный канал забит грязью. Частая проблема тех водителей, которые не меняют воздушные фильтры. Сам регулятор холостого хода работает нормально, но работа его не имеет смысла, потому что байпасный канал всегда перекрыт комком грязи. Определяется визуально, решается прочисткой, РХХ замены не требует.
  4. Воздух подсасывается через уплотнительное кольцо. Регулятор холостого хода монтируется на кольцо-резинку, чтобы полностью загерметизировать механизм. Если резинка имеет микротрещины – воздух будет подсасываться через нее, даже если байпасный канал полностью закрыт иглой РХХ. Определить эту проблему визуально бывает сложно, потому что трещины могут быть микроскопическими. Ниже расскажем один способ определения на основе физики.
  5. Электродвигатель умер. Если все визуально в порядке, но проблемы есть – возможно, у регулятора холостого хода просто умер электродвигатель. Определить проблему может быть сложно, потому что иногда мультиметр показывает сопротивление при перегоревшей обмотке, а иногда – не показывает. При этом внутрь вы заглянуть не можете, конструкция РХХ – цельная.

Диагностика датчика холостого хода

Будем честны, самый простой способ диагностики – замена регулятора холостого хода на новый (вместе с уплотнительным кольцом). Проблема исчезла – отлично, не исчезла – ищем дальше.

Но если у вас нет возможности купить новый регулятор холостого хода сейчас, вы можете сделать следующее:

  • Проверить байпасный канал на загрязнение. Снимите РХХ, снимите «голову» с байпасным каналом, посмотрите, что внутри. Просто снимать регулятор холостого хода и пробивать байпасный канал не рекомендуется: если грязь там есть, вы протолкнете ее в основной канал, и она попадет в двигатель.

  • Проверить иглу на загрязнение. Снимаете ДХХ, осматриваете. Если есть грязь – ее нужно удалить.
  • Проверить контакты. Нужен мультиметр, выставляем его на диапазон от 0 до 20 Вт, проверяем.

  • Проверить сопротивление. Актуально для ступенчатого регулятора холостого хода. Выставляем мультиметр на сопротивление, проверяем все контакты со всеми. Сопротивление должно измеряться только в двух случаях: вы скрещиваете между собой два левых контакта или два правых (А, Б; Ц, Д). Во всех остальных случаях сопротивление должно быть бесконечным, то есть контакты между собой не замкнуты. Если хоть что-то из этой схемы выбивается – скорее всего, электродвигатель умер.

  • Проверить уплотнительное кольцо. Снимите уплотнительное кольцо, возьмите зажигалку, нагрейте кольцо на зажигалке (идите по кругу, не жгите резину), дайте резине немного остыть, поставьте кольцо на место. Нагрев должен немного расплавить резину, и «жидкая» резина заполнит микротрещины. Если после этой процедуры вы запустили двигатель и проблема исчезла – значит, двигатель подсасывает воздух через уплотнительное кольцо. Меняйте, потому что описанная починка – временная, изношенную резину нельзя полностью восстановить нагревом.

Ремонт ДХХ

В общем-то, есть всего 2 способа ремонта регулятора холостого хода: прочистка или замена. Прочистить можно байпасный канал и иглу, если это не помогло – меняйте.

Как проверить регулятор холостого хода. Признаки поломки и типичные неисправности

Регулятор холостого хода является одним из основных механизмов в системе управления любым инжекторным двигателем. От того, насколько корректно он работает, зависит стабильность работы двигателя на холостом ходу. Также от РХХ зависит расход топлива и внезапные остановки ДВС. Давайте посмотрим, как устроен и работает данный датчик-регулятор, как проверить регулятор холостого хода, если он неисправен. Поломки его случаются достаточно часто. А ресурс его невелик ввиду того, что он находится в работе постоянно.

Где находится РХХ, его функции

Данное устройство необходимо для решения четырех основных функций. Первостепенная задача – это поддержка определенного количества оборотов холостого хода. Также регулятор обеспечивает запуск двигателя в мороз. Устройство умеет повышать обороты для ускоренного прогрева. По мере того как антифриз в двигателе нагревается, прогревочные обороты постепенно падают. Если этого не произошло, то это говорит о поломке датчика. Нужно понимать, как проверить регулятор холостого хода.

как проверить регулятор холостого хода ваз 2114

РХХ также поддерживает минимально допустимые обороты холостого хода, когда педаль газа отпущена. РХХ отвечает за создание смеси топлива с воздухом с правильной стехиометрией. За счет этого обеспечивается оптимальный расход топлива и стабильная работа мотора. Найти регулятор холостого хода можно на дроссельном узле. На большинстве бензиновых моторов он находится вблизи датчика положения дроссельной заслонки.

Устройство и принцип действия

Перед тем как проверить регулятор холостого хода, нужно хотя бы приблизительно узнать, как устроено и по какому принципу работает данное устройство.

Можно выделить две схемы, по которым работает данное устройство. Первая схема – это непосредственная регулировка дроссельной заслонки. Вторая – это регулирование пропускной способности обходного канала холостого хода дроссельной заслонки.

На большинстве двигателей в качестве исполнительного устройства РХХ применяют шаговые двигатели. Они имеют массу преимуществ в сравнении с другими типами приводов. Это повышенная точность, малый ток потребления, возможность управления работой в импульсном режиме.

Когда дроссельная заслонка полностью закрыта, двигатель может поддерживать обороты холостого хода за счет частичной подачи топлива через обходной канал ХХ. РХХ оснащен запорной иглой, которая двигается по командам от ЭБУ. Двигаясь, игла регулирует ширину канала для поступления воздуха, от количества которого и зависит холостой ход.

как проверить регулятор хода ваз 2114

Для каждого типа ДВС производителем устанавливается оптимальная частота оборотов на ХХ. Диапазон составляет от 600 до 1000 об./мин.

РХХ, которые непосредственно регулируют дроссельную заслонку, оставляют небольшую щель для доступа минимального количества воздуха во впускной коллектор двигателя. За счет этого обеспечивается поддержание холостых оборотов. При нажатии на педаль газа РХХ отключается и остается в том положении, в котором был до нажатия на педаль. Таким образом снижается нагрузка на привод механизма.

Признаки неисправности

Первый признак – это неустойчивая работа двигателя в режиме холостого хода. Это можно легко услышать. Перепады оборотов будут отчетливо слышны. Кроме того, двигатель при такой работе обязательно будет вибрировать.

Когда водитель переходит в нейтральную передачу, двигатель тут же глохнет. Это часто можно наблюдать перед светофорами. Также о неисправности РХХ можно судить по нестабильным оборотам.

Как еще проверяют регулятор холостого хода 2110? Бывает и так, что непосредственно после запуска двигателя он не работает на повышенных оборотах. При нажатии на педаль акселератора реакции двигателя нет. Задуматься о замене регулятора можно и тогда, когда при включении электрических приборов падают обороты двигателя.

Такие неисправности могут быть по отдельности или в комплексе. Но когда они появляются все сразу, это говорит о запущенной ситуации. Владелец автомобиля должен знать, как проверить регулятор холостого хода, потому что устройство может подвести в любой момент.

Причины неисправностей РХХ

Вне зависимости от того, что стало поводом для выхода датчика из строя, затягивать время диагностики и замены не стоит. Поломка РХХ сильно влияет на работу мотора. Среди причин можно выделить износ направляющих иглы, а также обрыв внутри датчика.

как проверить регулятор холостого ваз 2114

Типичные поломки

Чтобы знать, как проверить регулятор холостого хода ВАЗа, нужно ориентироваться в типичных для данного устройства неисправностях.

Среди частых проблем можно выделить проблемы с проводкой – например, часто случается обрыв питания. В разъемах датчика могут окислиться электрические контакты. Проблема усугубляется и тем, что трудно проводить диагностику из-за ненадежных соединений. Неисправность может проявляться лишь иногда.

Еще одна типичная поломка для данного устройства – это шаговый электромоторчик. Причина неисправностей — его загрязнение. В основном страдает шток, порой разрушается уплотнительное кольцо. Иногда в ходе диагностики выявляется износ самого штока. Загрязнение видно визуально – достаточно снять и осмотреть устройство.

Как быстро выявить поломку?

Работа РХХ напрямую не связана с электронным блоком управления в автомобиле. ЭБУ двигателя устанавливает только вылет штока РХХ. На шаговый двигатель подается определенный ток. Но электроника не может определить, в каком положении находится шток – значения не фиксируются. Если имеются проблемы с РХХ, загорится лампа “Проверьте двигатель”.

Как проверить регулятор холостого хода ВАЗ-2114 с помощью диагностического сканера? Подключив его, нужно считать ошибки. Среди типичных можно выделить:

  • P0505 – неисправность в цепи управления.
  • P0506 – блокировка датчика.
  • P1509 – перегрузка цепи.
  • P1513 – КЗ в управляющей цепи.
  • P1514 – обрыв.

как проверить регулятор холостого хода ваз

Проверка РХХ с мультиметром

В отличие от сканера, мультиметр в данном случае гораздо эффективнее. В данном способе подразумевается измерения тока на разъеме датчика. Если питания нет при включенном зажигании, то можно констатировать обрыв. Также проверяют напряжения на обмотке статора. Давайте посмотрим, как проверить регулятор холостого хода мультиметром, так как шаговый двигатель имеет две обмотки и легко ошибиться.

как проверить регулятор холостого хода 2114

Первым делом проверяют, если напряжение на датчике. Щупами касаются контактов «А» и «B», а затем «C» и «D» в режиме сопротивления – тестер должен показать примерно 53 ОМ. Далее то же самое проделывают с парами «B» и «D» и «A» и «C». Здесь сопротивление должно двигаться к бесконечности. В противном случае датчик неисправен и требует замены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *