Как подключить колонки к магнитоле в машине
Для большинства водителей машина – это не просто средство передвижения, а их собственный маленький мир. Это их личное пространство, в котором все должно быть идеальным, от таких мелочей как коврики, до акустической системы. При этом многих не устраивает штатная дешевая аппаратура, которая кроме громкого режущего слух звука ничего не может обеспечить.
Поэтому многие сразу после покупки авто занимаются подключением новых, более качественных колонок. Чтобы не тратить лишние средства на оплату работы, подключить их можно самостоятельно. Как? Да очень просто!
Что может понадобиться при подключении колонок к магнитоле
Установка акустики профессионалом Автомобильные динамики
Как минимум нам понадобятся колонки, магнитола и машина. А если серьезно, пред тем как приступать к оснащению своего авто хорошей акустикой, необходимо подготовить следующее:
- тестер;
- изоляционную ленту;
- гофру;
- прокладочные кольца;
- акустический кабель (если его не было в комплекте).
Схема подключения колонок в машине
Чтобы подключение передних и задних колонок произошло грамотно, советуем Вам перед началом установки системы тщательно изучить схему. Обычно идет в комплекте с магнитолой, либо нарисована на наклейке с обратной стороны. Для всех моделей они в принципе похожи и имеют вид как на фото.
Благодаря правильно составленной и доступной для понимания схеме можно с легкость не только установить в авто стандартный вариант из 4 динамиков, но и подключить 6 колонок к магнитоле. Этот процесс, во всех подробностях и нюансах, Вы можете посмотреть на видео. Для профессионалов данная процедура не составляет особого труда и занимает относительно немного времени. Обычному любителю, конечно, придется повозиться, но результат и ощущение удовлетворения от того, что подключение производилось своими руками, стоят этого.
Поэтому сейчас перейдем к вопросу, как подключить 4 колонки к магнитоле без усилителя, и подробно рассмотрим все этапы процедуры.
Подготовительный этап
Если в автомобиле уже есть отверстия для установки акустической системы – Вам повезло, и этот этап автоматически пропускается. При отсутствии отверстий их необходимо вырезать.
Примечание. Передние колонки обычно устанавливаются в дверях, задние – на полке багажника. При этом штатную декоративную полку лучше демонтировать, а на ее место установить акустическую со специальными подиумами. Такая рокировка позволяет убрать в будущем неприятное, раздражающее многих автолюбителей дребезжание пластика из-за громкой музыки.
Итак, измеряем диаметр динамиков, переносим размер на обшивку дверей и вырезаем отверстия. Это можно сделать с помощью хорошего острого ножа либо электролобзика. Если Вы боитесь ошибиться с размером отверстия, можно воспользоваться лекалом или обвести окантовку колонки, приложив ее в нужное место.
Так же на данном этапе нам необходимо сделать отверстия (диаметр 13 мм) для электропроводки в торцевой стороне двери ближе к наружной обшивке. Проделываем это с помощью дрели. Первое отверстие должно находиться непосредственно под верхней петлей, а второе – на 13 см ниже. Острые края, которые могли получиться в результате сверления, закрываем специальными кольцами. Это предотвратит нарушения изоляции проводов. Если прокладочных колец под рукой не нашлось, можно воспользоваться изоляционной лентой. Наносим ее на края в несколько слоев (до 5), однако такой вариант не эстетичен и носит скорее временный характер.
Прокладываем проводку
Первым делом необходимо аккуратно, не повредив защитный слой, затянуть провода в гофру с помощью металлической проволоки.
Как провести кабель, чтобы подключить передние колонки вполне понятно. Но как это сделать для задних динамиков? Правильно будет частично разобрать обшивку в машине и примотать кабель к общей проводке.
Примечание. Чтобы подключить задние колонки к магнитоле в машине, специалисты рекомендуют прокладывать провод по одной ее стороне. Для удобства возьмите длинный провод, сложите так, чтобы один его конец был длиннее другого примерно на метр. Скрепите и разрежьте в месте сгиба.
Осуществляя разводку, для надежности, можно использовать пластиковые клипсы.
Маркировка проводов
Чтобы не запутаться в дальнейшем при подключении, провода следует пометить: передний правый — FR, передний левый -FL, задний правый — RR, задний левый — RL. Если все провода одного цвета, на минус так же нужно нанести отличительный знак.
Однако к современным акустическим системам идут в комплекте цветные провода, например: FR — серый, FL — красный, RR — белый, RL – зеленый. При этом минусовой провод помечен черной полосой. В таком случае нет необходимости тратить время на маркировку.
Подходим к завершению
Итак, когда сделана маркировка проводов, и они уже находятся на своих местах, необходимо проверить разводку в авто на предмет короткого замыкания. Прозвонив их и убедившись, что все в порядке, приступаем к проверке динамиков. Тестером измеряем силу сопротивления (в норме 3-4 Ом).
Далее соединяем колонки проводами, устанавливаем их в подготовленные отверстия и аккуратно прикручиваем. Важно, чтобы клеммы динамиков не соприкасались с металлическими деталями в авто. Иначе будут неприятные последствия. Так что на данном этапе нужно быть предельно внимательным.
Когда вся аппаратура установлена по своим местам, подключаем провода, идущие от колонок к магнитоле, опираясь на схему. Лучше использовать ISO-разъемы и ISO переходники, в будущем это позволит быстро заменить магнитолу на новую, если конечно будет в этом необходимость. Все современные автомагнитолы оснащены этими разъемами, если же магнитола старого типа, придется приобретать их отдельно. Проблем с поиском таких переходников возникнуть не должно, их можно найти в любом магазине с автозвуком и на рынках. Есть, конечно, вариант подключить колонки к магнитоле вообще без разъемов, а с помощью обычного скручивания проводов. Это менее желательный способ подключения, но он тоже имеет право на существование.
Заключение
В завершении приступаем к проверке работы системы и ее настройке. Если все правильно функционирует, можем закрепить разобранную нами ранее обшивку.
Итак, мы рассмотрели вариант подключения четырех колонок к магнитоле без усилителя. Желаем Вам успеха в установке системы.
Как подключить и установить колонки, в том числе пищалки к магнитоле в авто
В настоящее время почти каждый автомобиль оснащен передними и задними динамиками, которые способны обеспечить владельца хорошим звуком. На рынке представлено множество колонок, способных удовлетворить даже самых требовательных любителей музыки. Простой вариант — приобрести автомобильное радио в комплекте с динамиками. Более сложный способ — выбрать и установить подходящие динамики для конкретного автомобиля.
Чтобы получить действительно хороший звук, важно выяснить, какие типы динамических головок существуют. Они условно делятся на:
- широкополосный;
- коаксиальный;
- компонент.
Широкополосные колонки воспроизводят весь диапазон частот звука, который может воспринимать человеческое ухо. Большинство автомобилей сегодня оснащены этими динамиками на заводе. Однако если вы являетесь поклонником хорошего звука, коаксиальные динамические головки — это то, что вам нужно. Установка состоит из нескольких динамиков, установленных на одной оси. Весь частотный спектр, разделенный на низкочастотный (НЧ), среднечастотный (СЧ) и высокочастотный (ВЧ) диапазоны, воспроизводится отдельными динамиками. Разделяя и расширяя частотный диапазон, можно улучшить качество звука. Для любителей высококачественной музыки с мощными НЧ-динамиками стоит рассмотреть компонентную систему, которая обычно используется в качестве фронтальной акустики. Помимо различных типов громкоговорителей, акустические системы делятся по размерам, выбор которых зависит от места установки и целей, которые необходимо достичь.
Громкоговорители делятся на полнодиапазонные, коаксиальные и компонентные. Предпочтение той или иной колонки должно основываться на том, чего вы намерены достичь.
Для чего предназначены пищалки
Громкоговорители или твитеры довольно часто используются в автомобильных аудиосистемах. Их основная задача — воспроизведение высокочастотных звуков. Устройства поставляются как отдельные устройства или как часть комплексной многоэлементной системы. Внешне эти устройства представляют собой небольшие динамики, которые могут улучшить звук в автомобиле, придав ему еще больше резонанса и громкости. Они обычно устанавливаются сзади или спереди, в зависимости от используемой акустической системы.
Биперы в автомобиле предназначены для воспроизведения высокочастотных звуков и устанавливаются в боковых стойках ветрового стекла, дверях, на моторном отсеке и т.д.
Основные аспекты подключения динамиков к автомагнитоле
Каждый автомобилист, ценящий качественный звук, должен знать основы установки аудиосистемы. В настоящее время не все автомобили оснащены автомагнитолами, поэтому водителям приходится устанавливать колонки самостоятельно. Читайте ниже, как подключить динамики к автомобильному радиоприемнику, как расположить динамики и что нужно знать об изоляции проводов.
Назначение контактов стандартного разъема ISO
Как установить автомобильную аудиосистему, как подключить провода и нужен ли мне усилитель? Давайте рассмотрим, какие дюбели можно использовать для монтажа. В зависимости от стандарта штекеры могут иметь разную маркировку. Маркировка ISO характерна для мультимедийных систем и автомобильной проводки, при неправильном использовании такого устройства оно может быть повреждено. Большинство производителей выпускают собственные адаптеры для стандарта ISO, поэтому в продаже можно найти самые разнообразные штекеры.
Перед установкой динамиков в автомобиль необходимо понять, какие штекеры использовать. Каждый отдельный автомобиль характеризуется оригинальными адаптерами, которые необходимо использовать для подключения динамиков к радиоприемнику в автомобиле. Если установлена штатная проводка, вы можете подключить к ней и свою аудиосистему. Если вы хотите самостоятельно подключить динамики в автомобиле к новой магнитоле, используйте евросовместимый адаптер.
Этапы установки автомагнитолы
Не секрет, что аккумулятор является основным источником питания для бортовой электросистемы вашего автомобиля, но отказ аккумулятора может привести и к отказу автомобильного радиоприемника. Чтобы избежать поломки оборудования, необходимо знать, как правильно подключить прибор своими руками. При установке системы не допускайте контакта положительной клеммы аккумулятора с отрицательной клеммой или с клеммой динамика. Не рекомендуется подавать питание на устройство с плюсовой или минусовой стороны прикуривателя или выключателя зажигания.
Перед подключением динамика учтите, что оптимально система будет подключена только к аккумулятору. Это защитит динамики от различных помех и позволит им работать на полную мощность. Для соединения лучше всего использовать короткий медный многожильный кабель сечением не менее 4 мм2. На этом кабеле, если он идет к колонкам или усилителю (не принципиально), необходимо установить предохранитель, который в идеале должен находиться на расстоянии 50 см от аккумулятора. Проложите проводку в стороне от потребителей питания, не скручивайте провода — подключите их сначала к динамикам, затем к радиоприемнику.
Подключаем динамики
Важным моментом является установка динамиков к магнитоле. Чтобы избежать ошибок, во время ремонта рядом с вами должна быть схема подключения динамиков, на которой отмечены все моменты правильной установки. При подключении передних или задних динамиков обратите внимание на маркировку на динамиках, которая указывает на положительные и отрицательные выходы. Производители обычно делают положительный выход широким, а отрицательный — узким.
Если вы случайно решите подключить колонки неправильно, это может привести к большой потере качества, вплоть до 80%. Это приведет сначала к повреждению динамиков, а затем к выходу из строя аудиосистемы. Если на динамиках нет маркировки, при установке можно сначала подключить один элемент, а затем включить аудиосистему на полную мощность. Затем подключается другой элемент, если после подключения звук увеличился, вы на правильном пути, можно продолжать. Но если звук остается на том же уровне, это указывает на то, что в процессе была допущена ошибка.
Важно! Нельзя подключать колонки параллельно, так как все стереоколонки рассчитаны на импеданс 4 Ом, а если вы подключите параллельно около 2 Ом, то почти произойдет короткое замыкание. Такое соединение быстрее повредит усилитель магнитофона.
Выбор проводов
Для подключения динамиков рекомендуется использовать акустические провода сечением 1,5-4 мм². Хотя эти провода стоят недорого по сравнению с автомобильным радио и динамиками, их качеством не стоит пренебрегать. Прежде всего, важно знать и учитывать, что провода, поставляемые с акустической системой, не подходят для нормальной работы громкоговорителя: они имеют сечение 0,25-0,5 мм². Такой кабель достаточен только для подключения динамических головок небольшой мощности (до 15-20 Вт). Это происходит потому, что радиочастотный сигнал в кабеле распространяется по его поверхности. Использование кабелей с малой площадью поперечного сечения ухудшает не только качество, но и громкость звука.
Выбирайте акустические кабели с сечением 1,5-4 мм², в зависимости от силы сигнала. Не используйте провода, прикрепленные к динамикам, из-за их малого сечения, что негативно скажется на качестве звука.
Также учитывайте тот факт, что акустические кабели маркируются, могут иметь две или четыре пары и могут быть одноцветными или с черной полосой. Одноцветный провод подключается к широкой клемме динамика, а провод с черной маркировкой — к узкой. Если колонки имеют низкую мощность (до 20 Вт), минус для боковых и задних колонок можно разделить. Для более мощных систем провода + и — должны идти к каждому динамику отдельно, а минусовой провод не должен быть подключен к корпусу автомобиля. В противном случае звук будет искажен. Медь и алюминий являются наиболее распространенными материалами, используемыми для изготовления акустических проводов. Медь предпочтительнее, поскольку она меньше окисляется на стыках, но и стоит дороже алюминия. Серебряные провода также стоят дороже.
На громкоговорителе имеются плюсовые и минусовые клеммы, которые различаются по размеру. При подключении необходимо соблюдать правильную полярность.
Особенности изоляции
Если вы используете проводку хорошего качества, она будет иметь хорошую изоляцию. Изоляционный фон должен быть силиконовым, это предотвратит растрескивание проводов при отрицательных температурах. Сечение проводов должно соответствовать номинальной мощности автомобильного радиоприемника. Жгут проводов должен быть проложен вдали от других потребителей электроэнергии. Кабели не должны перегибаться или перекручиваться. Жгут проводов не должен пережиматься и должен быть проложен закрытым способом — в стойках дверей, под порогами.
Расположение динамиков
Если установлены мощные тыловые каналы, они должны быть расположены соответствующим образом. Овальные громкоговорители устанавливаются на задней полке таким образом, чтобы ось громкоговорителя была направлена по диагонали поперек автомобиля. Задний правый динамик должен быть обращен к водителю, а левый — к переднему пассажиру. Только после правильной установки колонки можно подключать к аудиосистеме.
Для хорошего качества звука динамики не должны быть заслонены — им нужно больше пространства для нормальной работы. Что касается высокочастотных динамиков, то они должны быть установлены на стойках ветрового стекла. Если установить их далеко от НЧ-динамиков, можно получить яркий эффект квадро. Направление высокочастотных динамиков одинаково — передний левый направляется к пассажиру, а правый — к водителю. Жгут проводов должен быть надежно закреплен на месте.
Переходники для iso разъемов
Не рекомендуется разрезать пользовательский OEM-разъем и подключать провода напрямую, так как соединение ослабнет, может окислиться, придется паять не только проводку, но и потребуется дополнительный ремонт, замена перегоревших предохранителей. Иногда встречаются колонки с тремя выходами, но они имеют стандартизированную маркировку и схемы подключения, позволяющие подключить оригинальные кабели к устройству с помощью распиновки. Вы можете приобрести любой тип переходника ISO-коннектора с одной модели на другую.
Автомобиль может быть не оборудован разъемами, в этом случае разъем радиоприемника должен быть подключен непосредственно к кабелю. Это можно сделать с помощью скрутки, пайки или использования клеммной колодки, которая не требует дополнительной изоляции. При скручивании и пайке для безопасного обращения используется термоусадочная трубка.
Занимаемся электропроводкой
Если в двери нет специальных отверстий, через которые можно пропустить кабель, вам придется сделать их самостоятельно. Вот где пригодится дрель и сверла. Однако следует помнить, что нельзя протягивать кабель через металл или пластик в автомобиле без изоляции. Если, конечно, вы не хотите устроить короткое замыкание в системе. Чтобы избежать подобных проблем в будущем, необходимо использовать распорные кольца, надежно закрепленные с внутренней стороны конструкции.
Используйте края автомобиля для прокладки кабеля к паре задних динамиков. Пространство под ковриками не подходит, каким бы заманчивым оно ни было. Аудиокабель можно добавить к общему жгуту проводов. Для этого потребуется снять обшивку автомобиля и снять панель перегородки. Но лучше с самого начала установить все правильно, чем потом иметь проблемы и исправлять недочеты.
Кабель должен быть изолирован с помощью кабелепровода. Когда вы протянете его, следует нанести на него метку, указывающую на связь кабеля с передними и задними динамиками. Если вы проявите усердие сейчас, это облегчит остальную работу в будущем.
После снятия обшивки можно приступать к прокладке кабелей. Если вы устанавливаете задние динамики, проведите кабель для динамиков по одной стороне и закрепите его пластиковыми зажимами.
В любом случае, часть кабелей будет проложена через пол. Их нужно будет завернуть в прочный гермоввод, аналогичный тем, что используются для прокладки электрических кабелей. Не забудьте о маркировке, которая должна быть нанесена на все провода. Это особенно касается минусового провода, который часто упускают из виду.
Чтобы проложить акустические провода, потребуется снять некоторые декоративные элементы
Установка и подключение пищалок
Обычные места установки динамиков — передняя дверь, кронштейны ветрового стекла или треугольник бокового зеркала. Процесс установки состоит из следующих шагов:
- Снимите декоративную отделку двери, которая в основном крепится с помощью клипс и саморезов. В зависимости от марки автомобиля может потребоваться снятие ручек и других компонентов. При удалении элементов управления окном могут возникнуть проблемы. В этом случае можно использовать специальный съемник или просто отвертку.
- После определения места для динамика в обшивке вырезается отверстие.
Что касается рупорных громкоговорителей, то их несколько сложнее устанавливать из-за их больших размеров. Преимуществами таких громкоговорителей являются высокая чувствительность, более слышимые высокие частоты по сравнению с обычными трубами.
Подключение колонок пошагово
После того, как все приготовления выполнены, можно приступать к установке основных громкоговорителей:
-
Отверстия делаются под верхней петлей двери. Чтобы обеспечить долгий срок службы проводов динамика, они должны не сгибаться, а поворачиваться при открывании двери. Первое отверстие делается в шкафу, второе — непосредственно в торцевой части двери ниже на первые 15 см. Для защиты жгута проводов от повреждений используются специальные элементы.
Следующие шаги посвящены установке динамиков:
- Провода промаркированы, чтобы избежать путаницы.
- После прокладки жгута проводов проверьте его мультиметром на предмет возможного короткого замыкания с корпусом. После того, как вы проверили и убедились в отсутствии короткого замыкания, начните измерять сопротивление головок динамиков (3-4 Ом — это норма).
Последний шаг — проверка и регулировка системы. Если он работает нормально, можно снова закрепить ранее демонтированные планки, установить крышки динамиков, т.е. защитные сетки с ободами.
Некоторые автомобилисты задаются вопросом, как подключить 6 динамиков к радио? Есть два варианта:
- Приобретите 2-канальный усилитель.
- Выполните последовательное подключение к задним или передним динамикам. В этом случае радио не выйдет из строя, хотя звук будет тише из-за более высокого сопротивления.
Схема подключения
После прокладки и маркировки кабелей (при необходимости) приступайте к их подключению к головному устройству. Чтобы подключить динамики к автомобильному радиоприемнику, убедитесь в отсутствии короткого замыкания на корпус. Для этого проверьте проводку с помощью мультиметра.
Следующий шаг — проверка сопротивления самих динамиков. Нормальным считается значение 4 Ом. Если нет расхождений с этими параметрами, можно приступать к подключению кабеля. К каждому приемнику должна прилагаться принципиальная схема, чтобы установка не заняла много времени.
Самый простой способ подключения динамиков к автомобильному радиоприемнику — через гнезда ISO. Если они не предусмотрены на оригинальном автомобильном радиоприемнике, можно приобрести отдельный адаптер ISO. Это позволит вам в будущем быстро поменять инструменты местами.
Передние
Если провода согласованы по цвету, их легко соединить. Передние колонки содержат провода яркого цвета:
Если маркировка отсутствует, динамики можно проверить следующим образом. К каждому проводу на короткое время подключается пальчиковая батарейка (типа АА или ААА). Динамик, подключенный к этому проводу, начнет пищать. Это позволит правильно подключить фронтальные колонки.
Для определения плюсовой и минусовой стороны можно также использовать батарею.
Перемещая конус вверх, можно определить положительную полярность.
Задние
При подключении динамиков к радиоприемнику обратите внимание: кабели задних динамиков имеют темную изоляцию:
- фиолетовый (для правого блока);
- зеленый (для левого блока).
Если маркировка отсутствует, можно, как и в случае с передней парой, проверить, соединив с пальчиковой батарейкой. Каждый кабель должен быть правильно подключен от динамиков к основному блоку в предусмотренное гнездо. После этого подключение задних динамиков к радиоприемнику можно считать завершенным.
Как подключить 6 колонок
Эксперты подчеркивают, что качество звука в автомобиле в большей степени зависит от мощности и возможностей динамиков автомобиля, чем от их количества. Между тем, многие автолюбители задаются вопросом, можно ли подключить 3 или 4 пары динамиков к автомобильной стереосистеме.
Чтобы решить эту проблему, необходимо приобрести усилитель с 4 выходами.
Портативная колонка
Вместо магнитофона можно использовать портативную колонку, которая подключается к смартфону или другому гаджету через Bluetooth. Такое устройство широко распространено среди владельцев автомобилей. К его преимуществам относятся относительно низкая стоимость, отсутствие необходимости подключения к электросети автомобиля и возможность использования не только в автомобиле, но и в любом другом месте.
Единственный недостаток портативной колонки заключается в том, что качество звука часто не дотягивает до уровня специализированных акустических систем, состоящих из усилителя, динамиков и сабвуферов.
Установка автомобильных колонок своими руками
Качество автозвука зависит как от класса воспроизводящей аппаратуры, так и от свойств колонок. Последние важно не только правильно выбрать по характеристикам, но и разместить в салоне автомобиля так, чтобы использовать их возможности по максимуму. Чтобы оснастить авто качественным звуком необязательно обращаться к профессионалам. Подключить пищалки к магнитоле своими руками по силам практически любому водителю.
Разновидности колонок для авто
Любые предназначенные для эксплуатации в салоне автомобиля колонки принадлежат к одному из перечисленных ниже типов:
- широкополосные — такими АС производители обычно оснащают свои автомобили на заводе;
- коаксиальные (соосные);
- компонентные.
Единственный динамик широкополосной колонки воспроизводит весь спектр звуковых частот. Это самое дешёвое решение, обычно используемое в штатных аудиосистемах.
Единственный динамик широкополосной колонки способен воспроизвести широкий спектр звуковых частот
Качество звучания повысится, если разделить звуковой спектр на несколько полос и доверить воспроизведение каждой из них отдельному излучателю.
В коаксиальной колонке в едином корпусе установлены несколько звуковых излучателей, что заметно улучшает качество звука
В коаксиальной колонке в едином корпусе, обычно на одной оси, установлены несколько (2–5, чаще 3) излучателей вместе с фильтрами, выделяющими оптимальные для каждой головки звуковые частоты.
Колонки компонентной системы разнесены в пространстве автомобиля
Компонентные акустические системы обладают наиболее широкими возможностями качественного воспроизведения. В них, как и в коаксиальных колонках, звуковой сигнал воспроизводится несколькими излучателями, но каждый выполнен в виде отдельного динамика.
Двухкомпонентные системы: пищалки и кроссоверы
Пищалками или твитерами называют высокочастотные динамики, задача которых воспроизведение частот верхней полосы звукового спектра. Обычные пищалки плоские или немного выпуклые. Рупорные твитеры чуть больше обычных, так как оснащены формирующим чёткую диаграмму направленности элементом — рупором.
Пищалками или твитерами называют высокочастотные динамики
Для выделения полос в компонентных системах используются кроссоверы, изготовленные в виде отдельных блоков разделительные фильтры звуковых частот.
Кроссоверы могут иметь от одной до четырёх ступеней: чем их больше, тем лучше качество звука
Компонентные звуковые системы наиболее сложны для монтажа. Однако разнесение динамиков в пространстве обеспечивает наивысшее качество и объёмность звучания.
Правильный выбор динамиков и магнитолы
Для установки в салон автомобиля предназначено, прежде всего, специализированное звуковое оборудование. Производители автомобильных колонок учитывают не только качество звучания, но также непростые условия эксплуатации: вибрацию, запылённость, перепады температуры и прочее.
Можно ли ставить в автомобиль бытовые или эстрадные колонки
Компьютерные и концертные громкоговорители рассчитаны на более щадящие условия. В автомобиле они, скорее всего, долго не проживут.
Кроме того, компьютерным колонкам обычно требуют не только источник звука, но и отдельное питание, без которого они работать не станут, тогда как автомобильные динамики подключаются только к выходу усилителя или магнитолы.
Как правило, колонки целесообразно покупать там, где есть возможность оценки качества звука. Внешний вид не играет особой роли, так как в салоне автомобиля динамики обычно укрыты декоративной сеткой или решёткой.
Выбор подходящих динамиков для авто заключается в определении базовых требований к ним и сопоставлении технических характеристик нескольких моделей одной ценовой категории
Монтаж автомобильных колонок
В бытовых акустических системах правая и левая колонки обычно находятся на одинаковом расстоянии от слушателя и примерно на уровне его головы. В автомобиле такие условия соблюсти нереально, поэтому при монтаже компонентной АС на первый план выходит необходимость добиться возможного приближения к идеалу.
Варианты размещения АС: куда можно установить динамики
Экспериментальным путём было установлено, что для фронтальной акустики оптимальным считается размещение динамиков на краях торпедо и примыкающей к ним части передних стоек. При этом нужно следить за тем, чтобы динамики были вынесены вперёд как можно дальше.
Специалисты также советуют размещать разночастотные динамики, относящиеся к одному каналу, в непосредственной близости друг от друга. Это обеспечит цельность и согласованность звучания. Ориентировать колонки можно в противоположных направлениях: одну направить на водителя, другую — на лобовое стекло машины, чтобы звуковые волны отражались от него.
К сожалению, крупногабаритные динамики сложно разместить по краям торпедо. Поэтому многие автовладельцы выбирают компромиссный вариант.
Имеет смысл расположить низкочастотные и среднечастотные динамики в переднем нижнем углу двери, а ВЧ-головки — на передней стойке или в том же углу торпедо. Такая схема даёт приемлемое качество звучания при меньших затратах времени и денег.
Настолько креативный вариант размещения динамиков на двери автомобиля оценят разве что самые отчаянные меломаны
Замена штатных громкоговорителей своими руками
Наименее затратный как по деньгам, так и по усилиям способ улучшения звука в салоне автомобиля — замена штатных широкополосных колонок двух- или трёхполосными коаксиальными.
Стандартное место «родных» динамиков — нижний передний угол дверей. Для замены желательно подобрать колонки такого же размера, что и штатные. Динамики большего диаметра, как правило, звучат лучше, но под них понадобится расширять установочное отверстие в двери.
Инструменты для установки
Для замены колонок может понадобиться следующий инструмент:
- электролобзик,
- электродрель,
- отвёртки крестообразная и плоская,
- нож,
- паяльник,
- пассатижи,
- набор автомобильных ключей,
- съёмник панелей,
- напильник,
- изоляционная лента,
- пластиковые хомуты для крепления проводов.
Видео: учимся самостоятельно подключать динамики к автомагнитоле
Подготовительные работы: как снимать обшивку
Перед выполнением работ выключите зажигание и отсоедините от аккумулятора минусовый провод. Затем действуйте так:
-
Часто панель динамиков отсутствует, и колонки укрыты за несъёмной сеткой (решёткой) обшивки двери. В этом случае снимите мешающие демонтажу дверные ручки. Если есть крепления саморезами, вытащите защитные пробки и выкрутите шурупы. Затем снимите обшивку.
Потихоньку раскачивая, снимите панель, освобождая последовательно одно крепление за другим
Снимите мешающие демонтажу дверные ручки и другие элементы обвеса
Как снять штатный динамик и закрепить новый
Дальнейшая работа потребует от вас терпения и внимательности. Только соблюдение приведённой ниже последовательности действий гарантирует правильность установки АС.
-
После того как вы получили доступ к колонке, открутите крепления и вытащите динамик на себя. Отсоедините разъём с проводами.
Открутите крепления и вытащите динамик на себя. Отсоедините разъем с проводами
Целесообразно оклеить дверь (участок двери около колонки) шумоизоляцией, вибропластом или чем-то подобным
Как подключить динамики на переднюю или заднюю дверь
Случается, что новая колонка, совпадая со старой по диаметру, не «садится» на штатный подиум (кольцо или выступ) либо оказывается толще и начинает слишком выпирать. Иногда подставка напрочь отсутствует. В этом случае следует действовать следующим образом:
- Установите новый подиум: он необходим для того, чтобы приподнять динамик, если последний упирается в дверные механизмы. Также он играет роль жёсткой и упругой опоры диффузора, улучшает диаграмму направленности, предотвращая «уход» звука под обшивку. Подиум можно купить там же, где и колонки, или изготовить его самостоятельно.
- В качестве основания используйте подходящие пластиковые корпуса неисправных динамиков либо изготовьте подиум лобзиком из фанеры. По необходимости выпилите несколько колец и склейте их между собой.
Подиум из древесины желательно пропитать защитным составом и покрыть герметиком
Видео: как установить акустику на машину
Расположение компонентных источников звука
Качество звучания соосных колонок удовлетворяет большинство автомобилистов, но не всех. Конструктивный недостаток коаксиального звука в том, что высокочастотные твитеры размещаются в малодоступных местах вместе с фронтальными динамиками. Для преодоления этого недостатка используют компонентные системы с разнесёнными в пространстве колонками.
Особенности распространения звука высокой частоты требуют, чтобы, во-первых, пищалки были ориентированы в сторону слушателя, и, во-вторых, между ними и ухом отсутствовали препятствия.
Из-за особенностей компоновки автомобильного салона трудно выбрать идеальное место для расположения твитеров. Наиболее приемлемый компромисс между ценой и качеством — размещение динамиков низкой и средней частоты на штатном месте и вынос высокочастотных головок на торпедо или в переднюю стойку.
Подключение твитеров
Порядок монтажа компонентных динамиков приведён ниже:
-
При выключенном аккумуляторе установите кроссоверы в защищённом от пыли, влаги и вибрации месте. Подключите разделительные фильтры напрямую к выходу магнитолы. Уложите провода под обшивку.
Устанавливая кроссоверы, убедитесь в том, что они будут надёжно защищены от пыли, влаги и вибрации
Если решено использовать корпусные динамики, надёжно закрепите их по углам торпедо
Как подсоединить колонки двухкомпонентных систем
Примерно 80% автолюбителей, которые устанавливают компонентные звуковые системы, ограничиваются установкой дополнительных пищалок. Некоторым этого мало, так как достичь наивысшего качества звучания невозможно без «прорисовки» нижних частот звукового спектра на грани пределов человеческого слуха.
Препятствия на пути распространения колебаний самых низких частот ухудшают качество незначительно. Поэтому работающие в нижней звуковой полосе огромные сабвуферы размещают в багажнике либо на задней полке салона.
Компонентная система автомобильного звука может содержать от 2 (включая твиттер) колонок на канал до 4, 6 и более
Таким образом, компонентная система автомобильного звука может содержать от 2 (включая твитер) колонок на канал до 4, 6 и более. Практическая реализация зависит от эстетических требований владельца автомобиля, его желания тратить деньги и время на их достижение.
Схема поканального подключения компонентов АС
Все составляющие аудиосистемы соединяются между собой проводами. Слабенькие пищалки можно подключать практически любыми проводами. Совсем другое дело сабвуферы. При мощности 100 Вт динамику потребуется ток около 8 А. Чтобы не ошибиться, лучше всего использовать специализированный акустический кабель сечением провода не менее 2,5 кв. мм.
Для соединения проводов между собой и с колонками в зависимости от особенностей конструкции используют стандартные разъемы, клеммы или скрутку с обязательной пайкой
Провода для подключения колонок прокладывают в малодоступных местах, укрывая под съёмными обшивками по возможности подальше от остальных жгутов. В двери звуковые магистрали заводят через штатные резиновые чехлы-гармошки.
Следуя изложенным выше рекомендациям, любой владелец сможет оснастить свой автомобиль хорошим звуком. Сколько будет использоваться динамиков, где именно они будут устанавливаться — зависит от конструктивных особенностей машины и желания её владельца. А секрет успеха заключается в наличии необходимых комплектующих и аккуратности при выполнении работ.
Как подключить акустику к магнитоле: пищалки, колонки и прочие аудионавороты в авто
Практически каждый автомобилист старается оснастить свою машину музыкой, при этом не всегда придерживаясь правил установки и подключения колонок. Чтобы качество звука радовало, важно не только подобрать динамики, но и знать, куда их установить и как правильно подключить. Если преследуется цель самостоятельного монтажа акустической системы в авто, то с возможными нюансами этой процедуры следует ознакомиться заранее, после чего можно приступать к пошаговым действиям.
Какие колонки бывают
На сегодняшний день практически в каждом автомобиле присутствует магнитола с колонками, расположенными спереди и сзади и способными радовать владельца достойным звуком. На рынке предлагается разнообразие акустических систем, способных удовлетворить запросы даже самых требовательных ценителей музыки. Один из простых вариантов — приобрести магнитолу в комплекте с динамиками. Более сложный способ, правильно подобрать и установить акустику, которая будет соответствовать конкретному автомобилю.
Чтобы получить действительно качественный звук, нужно выяснить, какие типы динамических головок существуют. Условно их подразделяют на:
- широкополосные;
- коаксиальные;
- компонентные.
Широкополосные динамики воспроизводят весь спектр звуковых частот, который способен воспринять человеческий слух. Именно такой акустикой в большинстве случаев комплектуются сегодня автомобили с завода. Если же вы являетесь любителем хорошего звука, то предпочтение следует отдать коаксиальным динамическим головкам. Комплект состоит из нескольких колонок, монтаж которых осуществляется по одной оси. Весь спектр частот, разделённый на низкочастотный (НЧ), среднечастотный (СЧ) и высокочастотный (ВЧ), воспроизводится отдельными динамиками. Путём разделения и расширения диапазона частот, можно улучшить качество звука. Для любителей музыки высокого качества с мощными НЧ, следует рассмотреть компонентную систему, которая, как правило, используется в качестве фронтальных динамиков. Помимо разных типов акустических систем, динамики разделяют по типоразмерам, выбор которых зависит от места установки и от преследуемых целей.
Для чего предназначены пищалки
В автомобильных акустических системах довольно часто используются пищалки или твитеры. Основное их назначение — воспроизводить звуки высокой частоты. Приобрести элементы можно как отдельно, так и в комплекте с многокомпонентной системой. По внешнему виду такие устройства представляют собой небольшие динамики, которые способны улучшить звук в автомобиле, сделав его ещё звонче и объёмнее. Устанавливают их, как правило, сзади или спереди, что зависит от используемой схемы акустической системы.
Как подключить динамики к магнитоле авто
Прежде чем приступить к установке и подключению динамиков, нужно определиться с местом их монтажа. В зависимости от автомобиля, под колонки могут быть предусмотрены места с завода. Передние динамики рекомендуется монтировать по краям торпеды либо в дверях. Оба варианта хороши, но второй является наиболее популярным, поскольку закрепить динамические головки можно надёжнее. Кроме этого, в корпус двери можно встроить акустический подиум. В обязательном порядке измеряется диаметр колонок, после чего размеры переносятся на двери, например, острым ножом. Желательно, для того чтобы перенести размеры, использовать лекала.
Что касается второй пары динамиков, то их располагают в задней части салона. В основном для этих целей используется задняя полка либо двери. В любом случае монтаж предполагает некоторые доработки. Штатная полка автомобиля представляет собой декоративный элемент и для установки динамиков её потребуется снять и установить колонки с подиумами. Только в этом случае можно рассчитывать на качественный звук и отсутствие скрипов, дребезга и т. п.
Выбор проводов
Для подключения динамиков рекомендуется использовать акустические провода сечением 1,5–4 мм². Несмотря на то что по сравнению с магнитолой и динамиками они имеют невысокую стоимость, не стоит пренебрегать их качеством. Прежде всего, нужно знать и учитывать, что провода, идущие в комплекте с акустической системой, непригодны для нормальной работы колонок: они имеют сечение 0,25–0,5 мм². Такой проводки будет достаточно только для подключения динамических головок малой мощности (до 15–20 Вт). Все дело в том, что ВЧ сигнал в проводе распространяется по его поверхности. Используя провода малого сечения, ухудшается не только качество, но и громкость звука.
Нужно учитывать и тот факт, что акустические провода имеют маркировку, могут иметь как две, так и четыре пары, быть однотонными либо с чёрной полосой. Соединение однотонного проводника выполняют с широким контактом динамика, с чёрной маркировкой — с узким. Если акустика имеет малую мощность (до 20 Вт), то минус для боковых и задних колонок можно использовать общий. Для систем большей мощности, «+» и «-» должны подаваться на каждый динамик отдельно, при этом минусовой провод нельзя соединять на кузов автомобиля. В противном случае звук будет с искажениями. В основном материалом изготовления жил акустических проводов является медь и алюминий. Использовать медь предпочтительнее, поскольку на соединениях она окисляется меньше, но и стоит по сравнению с алюминием дороже. Есть и более дорогие провода — серебряные.
Шумоизоляция дверей
Приняв решение по инсталляции динамиков в двери, следует учитывать, что добиться хорошего звучания без шумоизоляции не удастся. В этом случае необходимо выполнить ряд следующих условий:
- проводят мероприятия, направленные на виброизоляцию дверей, что позволит избежать дребезга при проигрывании НЧ;
- внутри двери делают закрытый объем, что обеспечит детальное звучание;
- динамик надёжно закрепляют на поверхности двери;
- выполняют шумоизоляцию двери, чтобы снизить уровень шума снаружи;
- проводят обработку против вибраций и скрипов обшивки двери, что позволит избежать дребезгов и призвуков при громком прослушивании музыки.
При монтажных работах нужно стремиться сохранить как внешний вид салона, так и целостность обшивки, что требует аккуратности при снятии обшивочного материала. Стандартные динамики крепятся непосредственно к отделке. Такой вариант не является верным, поскольку не обеспечивается требуемая жёсткость. Обшивка при звучании раскачивается, создаются призвуки и резонанс, отдача на НЧ снижается. Для достижения требуемого уровня вибро — и шумоизоляции, на внешнюю часть корпуса двери наносится проставка Бимаст. Участок металла, расположенный напротив отверстия под стандартную динамическую головку, оклеивается битопластом во избежание стоячих волн.
Инструменты и материалы
Чтобы установить динамики понадобятся следующие инструменты и материалы:
- высококачественный акустический кабель;
- пластиковая и резиновая гофра;
- мультиметр;
- изоляционный материал;
- дрель и свёрла;
- прокладочные кольца;
- кусачки;
- набор отвёрток.
Как проложить провода
Если в дверях нет отверстий для прокладки проводов, их делают самостоятельно, при этом избегают контакта между изоляцией провода с металлом либо пластиком. Для этих целей используют специальные кольца либо резиновую гофру. Для прокладывания кабеля к задним динамикам, провода удобнее всего расположить параллельно штатной проводке, для чего потребуется снять декоративную обшивку салона и разобрать торпеду. Процедура трудоёмкая, но лучше сразу сделать все по уму, чем потом столкнуться с возможными проблемами, проложив провода, например, под ковриком.
Для изоляции кабеля используют гофру. После её натягивания наносят маркировку, на которой отмечаются провода для передних и задний колонок. Демонтировав обшивку можно приступать к протягиванию проводов. При монтаже тыловых динамиков провод прокладывают по одной стороне и фиксируют при помощи пластиковых клипс. Что касается маркировки, то её выполняют на всех проводах и в особенности внимание следует уделить минусовому проводу.
Установка и подключение пищалок
Распространёнными местами установки пищалок являются передние двери, стойки лобового стекла либо треугольник бокового зеркала. Процесс установки состоит из следующих шагов:
- Снимаем декоративную обшивку дверей, которая крепится в основном с помощью клипс и саморезов. В зависимости от марки автомобиля может потребоваться снятие ручки и прочих элементов. Могут возникнуть проблемы при снятии блока управления стеклоподъемниками. В этом случае используют специальный съёмник либо попросту отвёртку.
- Определившись с местом монтажа динамика, в обшивке прорезается отверстие.
Что касается рупорных пищалок, то в установке они несколько сложнее из-за больших размеров. Преимуществами таких динамиков является высокая чувствительность, более звонкие ВЧ, по сравнению с обычными пищалками.
Подключение колонок пошагово
После проведения всех подготовительных мероприятий можно приступать к установке основных динамиков:
-
Под верхней петлей двери делают отверстия. Чтобы обеспечить длительную эксплуатацию акустических проводов, они должны не изгибаться, а проворачиваться при открывании двери. Первое отверстие делают в кузове, второе непосредственно в торцевой части двери ниже на первого 15 см. Для защиты провода от повреждений используют специальные элементы.
Дальнейшие действия направлены на установку динамиков:
- Чтобы не запутаться, провода маркируют.
- После разводки проводки, проверяют её на предмет возможного замыкания на кузов с помощью мультиметра. Проверив и убедившись в том, что КЗ нет, приступают к измерению сопротивлений динамических головок (нормой считается 3–4 Ом).
Завершающим этапом является проверка и настройка системы. При правильной работе можно крепить на место снятую ранее обшивку, устанавливать накладки на динамики, представляющие собой защитные сеточки с ободами.
Видео: установка динамиков в двери на примере ВАЗ 2113
Некоторые автолюбители задаются вопросом, каким образом подключить 6 динамиков к магнитоле? Есть два варианта:
- Приобрести усилитель на 2 канала.
- Выполнить последовательное подключение с задними либо передними динамиками. В этом случае магнитола не выйдет из строя, хоть звук и будет тише из-за более высокого сопротивления.
Эстрадные и бытовые колонки в авто
Устанавливая в машину эстрадные динамики, нужно понимать, что такая акустика предназначена по большей части для открытых пространств и по качеству звучания будет проигрывать той же компонентной системе. Поэтому прежде чем приобретать такие колонки, задумайтесь, а нужны ли вам они? Кроме этого, многие задаются вопросом установки компьютерной акустики в машину. Можно подключить как бытовые, так и компьютерные колонки. В том случае, если акустика активная, потребуется на плате блока питания системы найти точки, где подаётся напряжение на усилитель и выполнить соответствующее подключение от аккумулятора. Вопросов в соединении бытовых колонок с магнитолой возникать не должно: подключаем напрямую с головного устройства либо через усилитель мощности. Однако такие устройства имеют, как правило, большие габариты и будут не очень красиво смотреться в салоне.
Правильно выбрав место и выполнив надёжно монтаж всех элементов системы, качество звука будет только радовать. Стоит учитывать, что динамики при работе не должны ничем прикрываться: для нормального распространения звуковой волны необходимо свободное пространство. Таким образом, следуя описанным пошаговым действиям, к услугам специалистов можно не обращаться.