Как правильно пользоваться печкой в автомобиле
Прежде всего эта проблема касается машин, у которых нет автоматики, регулирующей температуру и управляющей заслонками. Зимой первая задача, которую решает печка после включения двигателя — это борьба с наледью на стеклах. Современные автомобили оборудованы отдельной кнопкой, которая правильно распределяет воздушные потоки.
Вентилятор в этом случае включается на максимум, а воздух поступает в верхние дефлекторы, расположенные у основания лобового стекла, пишет aif.ru. Если автоматики нет — следует сделать именно так. Стоит помочь системе и опустить вниз противосолнечные козырьки, тогда нагрев стекла будет идти равномерно.
Если печка будет работать без оттока тепла в салон, то теплый воздух из вентиляторов может повредить материалы обивки, резкий перепад температур губительно сказывается на пластике. То же самое и с лобовым стеклом. Если резко обдать его горячей струей воздуха, то между температурой верхней части стекла и его основания будет разница в 20-30 градусов. От этого стекло начнет коробить, все мелкие трещины и сколы активизируются и «поползут». При вибрациях процесс усилится, долговечность такого стекла будет под большим вопросом.
Следующий шаг после размораживания наледи — это сушка ковриков и обогрев низа салона. Это можно делать уже после начала движения автомобиля. После нескольких плавных разгонов поток теплого воздуха следует направить в ноги.
На ковриках в холодную погоду всегда скапливается влага. Обдув помогает ей быстро испариться и защитить салон от запотевания. После того, как низ автомобиля прогрелся, направление потока вновь стоит сменить. Правильно будет распределить его не только на ноги, но и на стекло, чтобы защитить его от обмораживания на высоких скоростях. Если автомобиль оборудован кондиционером — в этот момент его лучше включить.
Важно знать, что кондиционер запустится только тогда, когда температура поступающего в него воздуха будет выше нуля. В холод он просто не включится, даже если кнопка А/С будет нажата. Электроника деактивирует муфту, чтобы не повредить компрессор.
Задача кондиционера зимой — просушить воздух в салоне. Во время снегопада влажность сильно повышается. «Надышать» могут и пассажиры, севшие в салон в сырой одежде и промокшей обуви.
Кондиционер нужно включать зимой не только ради этого. Любая техника должна регулярно работать. Если его не запускать в течение нескольких месяцев, то начнутся необратимые изменения. Рассохнутся резиновые уплотнители, потрескаются патрубки, а хладагент начнет улетучиваться. В холодную погоду кондиционер нужно включать регулярно, чтобы циркулировала смазка и чтобы не закисла прижимная пластина муфты.
Как правильно включать печку?
Несмотря на то, что климатические установки имеют автоматический режим работы, они во многом зависят от действий человека. Если правила эксплуатации нарушаются, то печка зимой может превратиться из помощника во врага автомобиля. Ситуация усугубляется на машинах, у которых нет блока автоматического управления заслонками и температурой. Водителю приходится самому настраивать температуру и потоки воздуха. Как же правильно пользоваться системой отопления салона?
Борьба с наледью
В холода важно быстро решить несколько проблем. В первую очередь важно справиться с замерзанием стекол, а затем решить трудности с их запотеванием при околонулевых температурах. В современных машинах для размораживания применяется специальная функция, которая выведена на отдельную кнопку. При ее нажатии обороты вентилятора печки поднимаются до максимальных значений, а весь поток направляется в верхние дефлекторы у основания лобового стекла. При этом радиатор отопления набирает тепло из системы охлаждения постепенно и повышает температуру воздуха поэтапно.
При этом для усиления эффективности обдува рекомендуется опустить противосолнечные козырьки вниз, чтобы теплый воздух из дефлекторов врезался в них и создавал подушку, которая поможет предотвратить рассеивание потока. Таким образом, нагревание лобового стекла будет проходить равномерно.
Если действовать иначе и дать печке нагреваться без оттока тепла в салон, то при включении вентиляторов теплый воздух может привести к нежелательным температурным расширениям материалов обивки. При резком нагреве пластиковые детали может «повести». Под температурный удар попадает и ветровое стекло. Если сразу обдать его горячей струей, то разница температур у основания и у верхней части стекла будет составлять 20-30 градусов, отчего стекло начнет коробить. Мелкие повреждения, сколы и незаметные раковины начнут давать «усики», которые будут расползаться по стеклу. В итоге появится «стрелка», которая со временем при вибрациях и тряске во время движения разрастется в крупную трещину через все стекло. В этом случае придется менять его целиком.
Сушка ковров
После лобового стекла необходимо просушить коврики и обогреть нижнюю часть салона. Делать это лучше в движении, потому что двигатель лучше отдает энергию под нагрузкой. Достаточно нескольких плавных разгонов, чтобы силовой агрегат уже через несколько минут достиг рабочей температуры и начал выдавать горячий поток воздуха. Его необходимо направить в ноги.
Дело в том, что на ковриках скапливается вода с обуви или мокрый снег, превращающийся в лужи. Вода испаряется и может повлиять на запотевание боковых стекол, которые не имеют хорошего обдува. Обдув помогает избавиться от влаги и позволяет водителю создать комфортную атмосферу. Теплый воздух начинает подниматься от пола вверх и нагревает тело.
Когда лужи высохли, можно поменять потоки обдува и направить их не только на ноги, но и на стекло, чтобы предотвратить его обмораживание во время движения на высоких скоростях. Затем самое время включить кондиционер, если, конечно, он есть в автомобиле.
Сушка воздуха
Кондиционер пригодится для сушки воздуха в салоне. Если идет сильный снег или несколько пассажиров уселись в машину в промокшей обуви, то стекла быстро запотевают. Кондиционер перегоняет воздух и удаляет влагу, создавая комфортную среду.
Кондицинер активируется, только когда температура поступающего в него воздуха выше нуля градусов. В морозы при промороженном салоне он не включится, так как электроника не позволит. Блок управления деактивирует муфту, чтобы не повредить компрессор, при этом кнопка А/С может быть нажатой.
Запускать сушку воздуха важно и с целью технической профилактики. Кондиционер — это сложный технический узел, и его исправность зависит от условий эксплуатации. Если любую технику оставить без движения на полгода, то в механизмах произойдут необратимые изменения. Резинки рассыхаются, патрубки трескаются от перемены температур, а хладагент улетучивается. Смазка компрессора циркулирует нормально только во время работы устройства, поэтому кондиционер осенью и зимой следует включать ежедневно как минимум для обеспечения работоспособности, а также чтобы не закисла прижимная металлическая пластина муфты.
Правила включения печки при холодном двигателе
Управление автомобилем зимой доставляет немалый дискомфорт. Приходится тратить массу времени на прогрев салона и самого транспортного средства. Причем печкой водители пользуются по-разному. Кто-то одновременно включает ее и запускает двигатель, другие дожидаются, когда мотор хоть немного прогреется.
Фото: «CAR.RU»
Тепло, которое поступает в салон автомобиля из дефлектора печки, обеспечивает охлаждающая двигатель жидкость. Спустя несколько минут после того как мотор запускается, происходит её нагрев. Если автомобиль стоит на холоде длительное время, температура антифриза опускается до температуры окружающей среды. Чтобы жидкость вновь нагрелась как положено, рекомендуется запустить двигатель и подождать пару минут.
Но даже здесь есть исключения. В современных автомобилях печки оснащены электронагревателем. Благодаря ему в салоне всегда будет тепло, независимо от того, какую температуру имеет охлаждающая жидкость. Устанавливают подобные печки преимущественно на автомобилях с дизельным мотором. И тому есть простое объяснение, на прогрев таких транспортных средств уходит много времени.
Если рассматривать те автомобили, в которых электронагреватель отсутствует, все на усмотрение водителя. Печка Может включаться сразу после запуска двигателя или после того, как он прогреется. Но тут есть еще один вариант. Каждый может установить систему, обеспечивающую запуск мотора дистанционно. Тогда печка должна постоянно находиться в положении включено. Как только вы запустите силовой агрегат, например, из квартиры, печка включится и будет обогревать салон.
Прежде чем заходить домой, установите первую или вторую скорость работы вентилятора. Если после запуска обороты вентилятора сразу будут высокими, то охлаждающей жидкости понадобится много времени, чтобы нагреться, а это значит, в салоне не будет тепло. Поэтому рекомендуемой является именно первая или вторая скорость.
Хоть многие и считают опасным включение печки сразу после запуска двигателя, это не так. Водитель таким образом не сделает ничего плохого своему транспортному средству. Но учтите, время прогрева все же немного увеличится. Чтобы жидкость прогрелась как можно скорее, вы можете в качестве дополнения включить рециркуляцию воздуха.
Первый элемент, который получает серьезную нагрузку при включении печки на холодную — стекло, особенно лобовое
Таким образом тепло в салоне будет сохранено, мотор прогреется намного быстрее. Но есть один нюанс – на стеклах появится запотевание. Подобной проблемы удастся избежать только тем, кто имеет автоматическую климат-систему. Когда мотор холодный, обороты работы печки минимальные, по мере прогрева транспорта они увеличиваются.
Специалисты рекомендуют первым делом направлять тепло в ноги
Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод, включенная печка при холодном двигателе ничем не навредит, но от нее не будет никакого толка. Поэтому лучше набраться терпения, подождать пока температура мотора станет рабочей, большой контур откроется и печка может быть включена.
Первый элемент, который получает серьезную нагрузку при включении печки на холодную — стекло, особенно лобовое. От резкого перепада температур на поверхности могут образоваться трещины — случаи не редкие и проблематичные. Напомним, что из-за трещины на лобовом стекле могут возникнуть трудности при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД. При стремительном прогреве страдает и транспортное средство, в особенности АКБ, которая в зимнее время не может сразу привести в работу все электрическое оборудование без ущерба для себя.
Из-за резкого перепада температуры на лобовом стекле может образоваться трещина
Еще одна ошибка автомобилистов — активация печки на полную мощность. Из-за этого прогрев будет неравномерным, а в салоне образуются зоны с холодным воздухом. Специалисты рекомендуют первым делом направлять тепло в ноги. Через несколько минут можно распределить поток между ногами и лобовым стеклом. Это не только обезопасит пассажиров от риска заболевания, но и сохранит лобовое стекло.
Правильный микроклимат в салоне — как настроить?
«Печка», «кондей», «климат», эти непонятные «крутилки» и кнопки в салоне — многие водители, не озаботившись чтением инструкции, частенько используют их не по назначению. Особенно тяжело начинающим — даже если они изучили «мануал», то часто не имеют достаточного опыта. А потому мы решили кратко рассказать, как поддерживать правильный микроклимат в машине.
Обеспечиваем обзор
В сырую и холодную погоду в машине часто начинают потеть стёкла, особенно, если внутри много пассажиров. Само собой, эта ситуация грозит тем, что в какой-то момент вы перестанете видеть сквозь них. Если есть кондиционер, то достаточно нажать кнопку AC (A/C или со значком снежинки «*"), перевести обдув на стёкла и немного подождать. Воздух станет значительно суше и конденсат со стёкол пропадёт. Иногда бывает, что слишком холодный воздух внутри провоцирует испарину снаружи лобового стекла — её достаточно смахнуть «дворниками».
Наконец, самый простой вариант отпотевания доступен владельцам машин с климат-контролем — там есть кнопка максимально быстрого обдува стёкол. И не забывайте регулярно менять салонный фильтр — часто проблема запотевания кроется в нём.
Зимой появляется другая проблема — на стёклах появляется иней и даже лёд (например, если прошёл ледяной дождь или подтаял и снова замёрз снег).
Если в машине нет электрообогрева лобового стекла и электроотопителя, то придётся подождать, пока немного прогреется двигатель — не стоит сразу переводить регулятор температуры в красную зону, это не только не поможет делу, а даже ухудшит, ибо мотор будет отдавать всё тепло в салон и прогрев замедлится.
Нужно немного подождать. Как только двигатель прогреется, можно смело управлять задвижками и увеличивать скорость вращения вентилятора (климат-контроль в автоматическом режиме делает это самостоятельно).
Не забывайте пользоваться и обогревом зеркал (при его наличии), причём он поможет не только в случае обледенения, но и высушит капли во время дождя.
Обеспечиваем комфорт
Первое, чего следует избегать в жару — это резкого перепада температур. Например, если на улице больше 30 градусов по Цельсию, то не рекомендуется ставить сразу 18 градусов на блоке управления климатом. Дайте организму немного адаптироваться и понижайте температуру постепенно.
То же самое касается и обычного кондиционера — не выкручивайте ручку сразу на минимум. В противном случае вырастает риск заболеваний дыхательных путей.
Кстати, в жару перед началом движения надо открыть все двери или окна, чтобы из салона побыстрее вышел раскалённый воздух, а ещё при эксплуатации в жарком климате следует выбирать светлые автомобили — они гораздо меньше нагреваются.
Зимой не стоит устраивать в машине «баню» — едва ли распаренное тело обрадуется морозу снаружи. Если вам жарко внутри даже при стандартных 21-22 градусах на экране климат-контроля или при среднем положении ручки температуры кондиционера, то надо снимать верхнюю одежду — это попутно облегчит и управление автомобилем. И помните, что важнее всего сохранить в тепле ноги — замёрзшие стопы будут хуже чувствовать педали.
Современные машины, как правило, оснащены обогревом/вентиляцией сидений и руля. И если с рулём особенностей нет, то с «пятой точкой» стоит быть внимательнее — не допускайте переохлаждения или перегрева, благо у многих автомобилей регулировка ступенчатая. Если эти опции доступны за вменяемую доплату — не скупитесь, владение машиной зимой станет гораздо комфортнее.
Избавляемся от неприятных запахов
Вы включили кондиционер, а в салоне запахло болотом или тухлым воздухом? Это значит, что в системе вентиляции размножаются бактерии и болезнетворные грибки. Ничего хорошего это не сулит (в отдельных случаях это может вызвать даже аллергические реакции), поэтому нужно провести дезинфекцию.
Лучше всего, конечно, сделать это на специализированном сервисе (там есть оборудование, позволяющее полностью избавиться от неприятных запахов), но можно сэкономить и провести обработку самостоятельно, купив баллон с аэрозолем (примерно от 500 до 1000 рублей).
К слову, неприятные запахи могут появиться в салоне не только из-за «инкубатора» в системе вентиляции. Увидели на дороге дымящую старую машину — включайте рециркуляцию! Задвижка закрывается, и в автомобиль не попадает воздух снаружи.
То же самое можно делать, когда вы брызгаете на стекло «незамерзайку» — зачем дышать токсичными испарениями? Главное — не забыть снова переключиться обратно, иначе стёкла начнут потеть.
Краткая инструкция для обеспечения правильного микроклимата в машине: