Как разобрать втягивающее реле стартера
Перейти к содержимому

Как разобрать втягивающее реле стартера

  • автор:

Ремонт втягивающего реле стартера. Завальцованный. Делаем разборным.

Всех приветствую. Отказало втягивающее реле стартера. Сначала, при повороте ключа двигатель начал заводиться через раз, а в дальнейшем ситуация ухудшалась. Решено было что -то купить взамен, а родное реле отремонтировать и сделать разборным.

Снял втягивающее реле, по кругу аккуратно срезал завальцовку болгаркой.

С помощью скальпеля слегка отогнул края корпуса реле.

Отпаял провода катушки и снял крышку.

Крышка держится на пайке и завальцовке.

Контакты внутри крышки немного подгорели и неравномерно выработаны. Причина плохого контакта при включении стартера.

Замыкающая пластина так же имеет следы износа.

Другая сторона. Зачистил.

При сборке узла, перевернул пластину другой стороной

Поддел шайбу удерживающую болт в крышке.

Открутил по резьбе.

Вынул болт. Так же снял второй.

Болты имеют подложку в виде квадратной, тонкой, медной шайбы.

Толщина головки болта.

Размер головки второго болта.

Просверлил в направляющих корпуса реле два отверстия, нарезал резьбу.

Просверлил отверстия под винты в крышке с контактами.

Снаружи, рассверлил отверстия под головки винтов.

Под болты изготовил и подложил квадратные шайбы, компенсирующие высоту болтов после шлифовки.

Всё почищено и приготовлено для сборки.

Осталось правильно одеть крышку, прикрутить и запаять.

Реле в сборе. Крышку "посадил" на герметик. Утопленные головки винтов тоже замазал герметиком.

Испытал реле на работоспособность от аккумулятора. На замыкающие силовые контакты подсоединил тестер на прозвонку. Реле втягивает, силовые контакты замыкаются, всё работает. Собрал стартер, установил на автомобиль. Протестировал, несколько раз запустив двигатель. Всё отлично. Теперь есть возможность разбирать и при необходимости ремонтировать контакты втягивающего реле стартера.

Как отремонтировать втягивающее реле стартера?

Запуск двигателя автомобиля происходит посредством работы втягивающего реле. Благодаря ему специальный маховик присоединяется к двигателю, запускает его, затем возвращается на место. Неисправность этой детали может привести к тому, что мотор не заведётся.

Особенности устройства втягивающего реле

Для того чтобы самостоятельно починить любую деталь в автомобиле, надо понимать, как она устроена. Это даст представление о том, какие элементы есть внутри, как они работают, и соответственно, как к ним добраться для ремонта.

Втягивающее реле – это капсула, внутри которой установлен электрический магнит, возвратная пружина и стержень. Магнит состоит из двух обмоток: втягивающего сердечника, и удерживающей его в определённом положении обмотки. Именно их работа двигает и фиксирует сердечник внутри механизма.

Схема втягивающего реле

Как только происходит поворот ключа при заводе двигателя, от аккумулятора происходит подача электричества на обмотки, которые выполняют функцию втягивания. Вследствие этого, вокруг сердечника появляется электромагнитное поле, которое приводит его в движение. Одновременно сжимается возвратная пружина, которая потом вернёт его в исходное положение. Совместно с этими движениями происходит присоединение противоположного конца детали к маховику. За счёт этого, шестерёнка, соединённая с бендиксом, соединяется с маховиком и передаёт ему движение.

В результате всех этих манипуляций происходит старт двигателя. После чего механизм отключает внутри себя электрический ток, и возвращает все свои детали в исходное положение. Только сердечник остаётся в исходном положении благодаря одной из обмоток.

Справка. Существуют реле только с одной обмоткой, обладающей функцией втягивания. Но такие детали не распространены из-за того, что потребляют много электричества, и как следствие, быстрее сажают аккумулятор.

Признаки и причины выхода из строя реле

Если реле сломалось, то об этом расскажут следующие признаки:

  • при попытке завести двигатель ключом, он не запускается, или заводится только после двух-трёх попыток;
  • после запуска двигателя раздаётся жужжание. Это значит, что стартер вращается на повышенных оборотах, хотя уже не должен.

Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, то это повод насторожиться. Реле может скоро сломаться. Причин, по которым это происходит несколько:

  • одна из обмоток, или обе сразу обгорели или оборвались;
  • деформация возвратной пружины внутри механизма;
  • внутри детали произошло короткое замыкание на одной из обмоток;
  • уменьшилась площадь поверхности контактных пластин, или они полностью сгорели.

Сгоревшие контакты

Понимая причины по которым реле выходит из строя, ремонт займёт меньше времени, т.к. сразу понятно где искать неисправность.

Какой вид реле подлежит ремонту?

В автомобиле может быть установлен один из двух типов реле: разборное и неразборное. Если в машине второй тип реле, то починить его своими руками не всегда получится.

Неразборное реле можно починить только в том случае, если пригорели контактные пластины. В случае если испортилась одна из обмоток или в них произошло короткое замыкание, то починить его уже не удастся – только замена детали.

Важно! В случае самостоятельного ремонта, при изъятии реле, рекомендуется пометить клеммы, для того чтобы не перепутать их при установке механизма на место. Также не лишним будет зачистить и обезжирить контакты на реле и стартере.

Как проверить втягивающее реле стартера?

При проверке реле, в первую очередь нужно посмотреть: не нарушена ли проводка, соединяющая его со стартером. Делается это просто: смотрим визуально и ищем места разрывов. Затем, пробуем завести двигатель, если произошёл звук срабатывания – с проводами всё в порядке.

Бывают случаи, что при повороте ключа раздаётся щелчок, но отсутствует вращение стартера – значит подгорели контактные пластины. Проверить это можно подав напряжение на двигатель автомобиля, минуя реле. В этом случае клеммы реле отсоединяются от замка. Затем отвёрткой надо замкнуть клеммы, расположенные на батарее и на стартере. Если началось вращение, то неполадки во втягивающем устройстве.

Схема проверки реле

Есть еще способ провести проверку стартера. Делается это следующим образом:

  1. Контакты реле соединяются короткими проводами с «плюсом» и «минусом» аккумулятора.
  2. Конец провода «минус» к аккумулятору не присоединяется. Он кладётся на контакт. Если в этот момент раздался щелчок, значит деталь работает исправно, если нет, значит деталь неисправна.

Как провести ремонт реле своими руками?

Для самостоятельного ремонта понадобится следующее:

  • плоская отвёртка;
  • паяльник;
  • олово;
  • канифоль.

Начинать разборку реле нужно с извлечения сердечника. Затем откручиваются два винта. Они держат крышку, под которой расположены контакты катушек.

Внимание! Ни в коем случае нельзя дёргать крышку. Если это сделать, то оборвутся провода, которые соединены с контактами. Сперва их нужно отсоединить с помощью паяльника. Чтобы получить доступ к контактным пластинам, достаточно отсоединить один провод.

После того как провода отсоединены, нужно открутить ещё два винта, и извлечь пластины, которые ими удерживались. Если на них появился нагар, то он счищается с помощью шлифовальной шкурки. Ею также необходимо обработать и места креплений в самой детали. Это можно сделать и отвёрткой, если шкуркой туда не добраться. По завершении всех этих действий деталь собирается обратно.

Контактная пластина, нуждающаяся в зачистке

Этот алгоритм применяет как для неразборных, так и для разборных деталей. Разница заключается в необходимости дополнительно вывинтить длинные болты, чтобы получить доступ к внутренностям детали.

Само по себе реле стартера не является сложным механизмом. При этом его поломка не позволит завести двигатель автомобиля, и как следствие использовать его. Способы его проверки и ремонта не являются сложными процедурами, требующими специального образования и навыков. Главное при его ремонте и проверке, чтобы всё необходимое было под рукой.

В случае, если в автомобиле установлено неразборное реле, рекомендуется не тратить время на попытки его реанимировать, а сразу заказать через интернет, или купить на рынке новую деталь. Так можно сэкономить, в первую очередь, время. Это связано с тем, что даже если его удастся отремонтировать, оно прослужит меньше новой детали, и всё равно придётся его менять. Лучше это сделать сразу.

3 способа проверки втягивающего реле

втягивающее реле

Стартер

Втягивающее реле – это составной элемент стартера, обеспечивающий плавный пуск электрической машины. Сбои в работе механизма сопровождаются трудностями при пуске мотора. При поломке втягивающего, ДВС не запустится. Рассмотрим из чего состоит реле, как выявить и устранить неисправность.

Немного теории о втягивающем реле

Расположение реле

Втягивающее реле стартера – электромагнитная катушка, выполняющая следующие опции в системе зажигания:

  • подвод шестеренки бендикса к зубьям маховика;
  • откидывание шестерни в первоначальное состояние по факту пуска ДВС.

Конструкция втягивающего проста, но неисправность любой детали блокирует пуск мотора.

Втягивающее реле

Функции

Втягивающее устройство выполняет следующие функции:

  1. Перемещение шестерни бендикса к зубьям венца маховика – движение шестерни обеспечивается перемещением якоря внутри реле. Якорь представляет собой цилиндр из металла, на конце которого установлена вилка. Она соединена с бендиксом. Цилиндр двигается под воздействием электромагнитного поля, создаваемого втягивающей обмоткой.
  2. Подвод «+» от аккумулятора к обмотке стартера – плюсовой знак в цепи стартера имеет разрыв на втягивающем устройстве. Замыкание цепи обеспечивается контактной пластиной, расположенной внутри механизма. Она замыкается при втягивании сердечника. Что сопровождается вращением стартера, и отключением втягивающей катушки, подключенной к массе.

Как работает

Разберем подробнее конструкцию и как работает втягивающее реле стартера. Оно состоит из:

  • электромагнита – втягивающая и удерживающая катушка;
  • электрической цепи – проводники, контакты, обеспечивающие подачу питания от АКБ к пусковому устройству;
  • сердечник с возвратной пружиной.

Подвод напряжения на тяговое происходит при повороте ключа в замке зажигания. В обмотках наводится электромагнитное поле, приводящее в движение сердечник внутри реле. Одновременно сжимается возвратная пружина.

Втягивающее реле стартера

На конце сердечника установлена специальная вилка, которая выводит шестерню бендикса в сцепку с маховиком. По факту сцепки замыкаются контакты (так называемые пятаки) внутри тягового. Через них напряжение подводится к стартеру. Одновременно снимается питание со втягивающей обмотки, а сердечник фиксируется удерживающей катушкой.

При возвращении ключа зажигания в предыдущее положение, цепь питания тягового разрывается, и стартер прекращает крутиться. Сердечник возвращается в исходное состояние вместе с вилкой. Последняя утягивает за собой бендикс, выводя его шестерню из зацепления с маховиком.

Схемы

Схема втягивающего Схема втягивающего Схема работы Схема работы

Признаки выхода из строя

Поврежденное тяговое реле определяется по характерным признакам:

  1. Силовой агрегат заводится не с первого раза, либо вообще не реагирует на поворот ключа в замке зажигания.
  2. Скорость вращения пускового устройства не снижается, несмотря на успешный запуск ДВС – слышно сильное жужжание стартера.

Причины неисправности втягивающего реле

К основным причинам неисправности втягивающего реле относятся:

  • механическое разрушение, подгорание, уменьшение площади соприкосновения или прилипание пятаков;
  • короткое замыкание, обрыв в удерживающей или втягивающей катушке;
  • деформирование, снижение упругости возвратной пружинки.

Как проверить втягивающее

При перебоях в функционировании стартера, не стоит спешить со съемом устройства с автомобиля. Первоначально рекомендуется проверить работоспособность тягового. Рассмотрим доступные и эффективные методы, как проверить втягивающее на установленном стартере и после демонтажа.

При запуске двигателя

Для проверки тягового при пуске ДВС, следует прислушаться к стартеру. Если слышен щелчок, то механизм исправен. Щелчок раздается после подачи питания на пусковое устройство из-за быстрого перемещения сердечника внутри реле. Отсутствие характерного звука указывает на поломку.

При наличии щелканья, но отсутствии вращения стартера, проверяется состояние контактных поверхностей пятаков.

Мультиметром

Проверка удерживающей катушки втягивающего реле мультиметром состоит из следующих операций:

  1. На мультиметре выбирается режим измерения сопротивления.
  2. Одна контактная ножка измерительного прибора присоединяется к управляющей клемме тягового, а вторая к металлической части корпуса. При фиксации сопротивления, делается вывод об исправности удерживающей обмотки.
  3. Далее ножка мультиметра с корпуса переносится на нижний контактный болт. Предварительно отключается проводник, идущий на обмотку стартера. Целостность катушки подтвердит наличие сопротивления.

Проверка втягивающего мультимтером

Фиксация прибором нулевого значения сопротивления свидетельствует об обрыве или коротком замыкании обмотки на корпус.

Стоит учитывать, что при межвитковом замыкании в обмотке, мультиметр будет показывать сопротивление. Но тяговое отрабатывать не будет. Вместе замыкания нарушается изоляция проводников. При подаче напряжения, протекающий ток через воздушный промежуток, где повреждена изоляция, замыкается на корпус. Магнитный поток не создается, и стартер не крутит. Диагностика межвиткового замыкания требует дополнительного оборудования. Либо используется методика проверки аккумулятором.

Аккумулятором

Перед диагностикой тягового аккумулятором, следует снять механизм с пускового устройства.

Для подготовки схемы понадобится АКБ, проводники и два выключателя для разрыва цепи (ВК1 и ВК2). ВК1 выполняет роль замка зажигания. ВК2 – имитатор смены полюсов.

Схема

Сборка схемы ведется на верстаке. От минусовой клеммы батареи провод через выключатель ВК2 подключается к нижнему контактному болту втягивающего. С данного контакта подается питание на обмотку стартера. Также минус подсоединяется к корпусу реле.

Проводник от плюсовой клеммы АКБ подключается через выключатель ВК1 к управляющему контакту тягового.

Схема проверки

Исправность обмоток проверяется следующим образом:

  1. Поочередно включается ВК2 и ВК1 – сердечник должен втянуться, что подтверждает работу втягивающей и удерживающей катушек.
  2. Отключается ВК2 – снимается питание с втягивающей обмотки. Сердечник остается втянутым за счет работы удерживающей катушки.
  3. Отключается ВК1 – якорь отпадает в первоначальное состояние.

Схема

При фиксации отклонений в работе втягивающего, делается вывод о повреждении обмоток.

Ремонт своими руками

Большинство современных машин комплектуются неразборным втягивающим стартера. Что обусловлено следующими нюансами:

  • Надежность и повышение ресурса – неразборная конструкция механически лучше защищена от воздействия внешних факторов.
  • Дополнительная прибыль для поставщиков запасных частей – сборная конструкция гораздо дороже, чем замена одной неисправной детали.

Крепление

При комплектации автомобиля неразборной модификацией, наилучший выход из ситуации один – смена целиком. Для подбора замены неисправного втягивающего реле стартера используется марка и технические характеристики устройства. Более надежный способ – взять с собой поломавшийся механизм в магазин автомобильных запчастей.

Разборные модификации втягивающего возможно отремонтировать самостоятельно. Некоторые умельцы ремонтируют и неразборные конструкции. Но для ревизии доступна только контактная часть. Также нет смыла в восстановлении перегоревших обмоток втягивающего устройства.

Как устроено втягивающее реле BOSCH восстановить завальцованное втягивающее реле

Упорная шайба с посадочным под шток поз. 1 (на первом фото) вынимается только после снятия стопорного кольца поз. 3, что возможно только после снятия завальцовки. При таком резе как у меня реле не разбирается.

Ремонт НЕРАЗБОРНОГО реле вполне реален:

достаточно купить новые медные контакты с ВАЗ 2101 (с резьбой М8) подогнать их на наждаке под посадочное место (оно у них шестигранником) и собрать весь этот мадеполам

Я свое угробил:
1. снял завальцовку не токарном станке
2. зачистил контакты (новых не было а ехать нужно было)
3 собрал, обжал, начал варить ГОРЕЛА пластмасса крышки. кое как "засрал" через накладки (хлопотно вышло), замазал холодной сваркой — вроде вышло, НО котактов хватило на пару пусков.
Вывод:
НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО МЕНЯТЬ КОНТАКТНУЮ ГРУППУ.
но это уже ремонту не подлежит вот и решил разрезать по катушке и показать что и как.

beisel
Status Quo
  • 23.02.2017
  • #3

как слесарь по ремонту автотракторного электрооборудования,,скажу при современной стоймости этого втягивающего, чтото с ним предпринимать по времени и по деньгам выйдет дороже ,чем поставить новое

тем болле после ремонта на коленке обеспечить плотность сооединения нереально ,
узел обречен сдохнутьт от влаги

Constanta
Постоянный участник
  • 23.02.2017
  • #4

новый БОШ стоит 37 дол.
а контакты от 2101 — 1,5 дол + работа токаря и сварщика 3 дол.

1,5+3 = 4,5 доллара.

мне кажется игра стоит свеч. и причем РЕЛЕ остается разборным навсегда. при желании и катушку поменять можно.

в этой работе ничего сложного нет (буквально в течении часа все делается).

А насчет влаги все решается элементарно:
в месте притыкания стакана, завальцовки и пластмассовой крышки аккуратно все щелки замазваются герметиком как на штатном, а в районе сварки стакана и корпуса (в нижней части реле) ничем мазать не нужно, но если есть желание то пожалуйста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *