От спорта до такси: что такое индекс износостойкости и как он влияет на выбор шин
Мы уже рассказывали о базовых правилах того, как выбрать шины для своего автомобиля. Показатели диаметра, ширины, высоты профиля, а иногда даже индекса скорости и индекса нагрузки знакомы большинству тех, кто хоть раз покупал шины. Есть, однако, и еще один показатель, который может быть важным индикатором эксплуатационных характеристик шины: это индекс износостойкости, или коэффициент износоустойчивости. Что это такое и почему на него может быть полезно обратить внимание при выборе покрышек? Разбираемся вместе с интернет-магазином шин и дисков «Везем колеса».
В простом понимании индекс износостойкости – это показатель того, насколько износостойкой будет шина относительно базового показателя.
Как и остальные маркировки, индекс износостойкости наносится на боковину шины. Он обозначается словом «Treadwear», за которым следует числовой показатель самого индекса: например, «Treadwear 320», «Treadwear 500» и так далее.
Оценку шин по показателям износостойкости, температурной стойкости и коэффициента сцепления внедрила NHTSA – Национальная администрация дорожной безопасности США – еще в 1978 году. Эта организация, входящая в американский Департамент транспорта, разработала унифицированную систему оценки качества шин (UTQG), в которую входила оценка трех обозначенных выше характеристик. Нас из них больше всего интересует Treadwear index – то есть индекс износостойкости.
Методика замера износостойкости сложилась давно, и она довольно проста: колонна машин проезжает по тестовому маршруту, и часть из них обута в «эталонные» шины самой NHTSA, а часть – в испытываемые шины. Это позволяет обеспечить одинаковые условия испытаний: дорожное покрытие, температура, влажность и так далее. Само собой, остальные условия тоже оговорены: шины накачаны до одинакового и «паспортного» давления, нагрузка составляет 75% от максимальной, выставлены корректные углы установки колес и так далее. Маршрут испытаний составляет 7200 миль – то есть чуть больше 11,5 тысяч километров. После завершения маршрута эксперты замеряют износ испытываемых шин и сравнивают его с износом «эталонных», который принимается за 100 единиц. Соответственно, тестовая шина получает свой индекс относительно стандартной: если она изнашивается сильнее, то индекс будет меньше (например, 80, 60 или даже 40), а если она более износостойкая – то индекс будет выше (200, 400, 550 и так далее).
На базовом уровне можно провести параллель между износостойкостью и сцепными свойствами шин: чем ниже износостойкость, тем мягче шина и, следовательно, тем выше ее сцепление с поверхностью. И наоборот, повышение износостойкости приводит к повышению жесткости шины и снижению коэффициента сцепления.
Несмотря на кажущуюся простоту и логичность, приведенные выше выводы о связи между износостойкостью и сцепными свойствами шин нельзя принимать как абсолютную истину. За годы эволюции многое изменилось: менялись как «эталонные» шины, качество которых росло по мере совершенствования технологий производства, так и товарные шины. Производители покрышек работают в том числе над улучшением сцепных свойств без потери в ресурсе, и у разных производителей свои технологические секреты и особенности составов компаунда, из которого производятся разные шины. Поэтому считать, что любая шина с индексом износостойкости 200 будет изнашиваться вдвое быстрее, чем шина с индексом 400, некорректно.
Кроме того, износ зависит не только от самих шин, но и от условий эксплуатации. Сама NHTSA отмечает, что «относительные свойства шин зависят от фактических условий их эксплуатации и могут значительно отклоняться от нормы из-за отличий в стиле вождения, уходе за шинами, свойств дорожного покрытия и климата». Самый простой пример – температура: многие мягкие шины при снижении температуры «дубеют», при этом снижается не только износ, но и сцепные свойства. А при высокой температуре они, наоборот, лучше «липнут» к асфальту, но и изнашиваются сильнее.
Наконец, нельзя напрямую сравнивать и шины разных производителей. Как уже было сказано выше, составы компаунда, рисунки протектора и другие характеристики у разных производителей отличаются, поэтому считать, что шины с одинаковым показателем Treadwear, но разных брендов, будут иметь одинаковый ресурс, нельзя. Сравнивать индексы разных шин напрямую можно хотя бы в рамках одного шинного бренда.
Несмотря на то, что индекс износостойкости – показатель условный, он все равно может использоваться как ориентир при выборе шин. Принцип здесь все тот же: чем больше число, тем большей износостойкостью обладает покрышка. Просто не нужно пытаться переводить этот индекс в конкретные показатели пробега или лет эксплуатации. Просто стоит понимать, что если показатель отличается в 1,5-2 раза, то даже для шин разных производителей это можно учитывать как ориентир. Например, если вы ищете ресурсные шины для работы в такси, то стоит обратить внимание на шины с высоким индексом Treadwear в 600-700. Ну а если вам хочется получить максимум сцепления для активной езды, искать нужно спортивные шины, у которых индекс износостойкости будет заметно ниже, примерно 200-300, а то и меньше. А при прямом сравнении шина с индексом 700 при одинаковых условиях эксплуатации, скорее всего, окажется более износостойкой, чем шина с индексом 500 другого производителя, даже если они являются условными «одноклассниками».
Стоит обратить внимание, что не все шины могут иметь маркировку Treadwear. Это не говорит о том, что шина поддельная или некачественная. Дело просто в том, что она не сертифицирована для рынка США – ведь маркировка Treadwear разработана в Америке и актуальна прежде всего для американского рынка. Так что, например, российские шины, изначально не нацеленные на этот рынок, не проходят американские испытания и, соответственно, могут не иметь маркировки индекса износостойкости.
Какие шины мягче и тише
С недавнего времени все шины в нашей стране начали маркироваться специальными значками на наклейки, которая характеризует потребительские свойства шины. В данной статье мы разберем, что именно зашифровано в этих наклейках и какие шины тише.
Раньше подобные наклейки содержали в себе только марку, модель шины, размерность и индексы скорости и нагрузки. В настоящее время на шинах можно прочитать маркировку сведения о комфортности шины, тормозном пути, уровень шума и индекс мокрого сцепления. И если раньше, продавец мог схитрить и сказать неверную потребительскую информацию сославшись — например на тесты зимних шин За рулем 2015, то теперь вы можете его проверить, считав информацию с наклейки.
Пока что потребительские характеристики шин определяются на основании стандарта ISO 28580 и наиболее правдива только для летних шин. Поэтому изображенные свойства зимних шин будут проигрывать летним. В ближайшее время этот нюанс будет доработан и для зимних шин.
Какие марки шин мягче и комфортнее
В последнее время на шинном рынке наблюдается тенденция того, что производители уходят от «псевдоспортивных» жестких шин в более мягкое их исполнение. Какие свойства шины влияют на ее мягкость и комфортность? В первую очередь это состав резиновой смеси — чем мягче состав, тем лучше шина будет «проглатывать» мелкие неровности дороги и тем меньше эти неровности будут передаваться на автомобиль. Второй значимый нюанс для комфортности — это высота профиля шины. Чем ниже профиль, тем более жесткая вам покажется шина, при этом не стоит забывать, что слишком высокий профиль негативно сказывается на управляемости автомобиля.
Считается, что самые мягкие шины у Michelin, Nokian и Continental. При этом вся линейка Бриджстоун считается более жесткой по сравнению с ними.
Тихие шины. Какие выбрать?
Каждый опытный автомобилист ни раз сталкивался с тем, что купив новые шины и установив их на автомобиль, появлялось ощущение того, что ведешь не машину, а сверхзвуковой самолет. Но как бы смешно это не казалось, примерно 20% автолюбителей недовольны новыми шинами именно из-за их шумности. Что влияет на шумность шин и как выбрать тихие шины, нам подскажет тест сайта Шины-Даром.
Тихие шины должны отвечать следующим характеристикам. Во-первых, состав из резиновой смеси должен быть умеренно мягким. Жесткие шины создают звуковые волны, в том числе резонансные, из-за жесткой посадки протектора на асфальт. Из-за этого появляется сильный низкочастотный гул, который сильнее всего раздражает автомобилистов. Во-вторых, за тишину отвечает рисунок протектора. Чем меньше поперечных канавок и чем ближе их уклон к 90 градусам, тем сильнее шина шумит. Если обращали внимание, то у основной массы шин протектор располагается под углом в 45 градусов. Такой уклон поперечных канавок (водоотводов) позволяет максимально эффективно удалять воду из пятна контакта и создает минимум звуковых волн. В-третьих, на акустический комфорт влияет шаг поперечных каналов. Даже школьник знает, что звук с одной частотой способен вызвать разрушающий резонанс. Именно поэтому военные отряды никогда не переходят мосты идя «нога в ногу» — они идут свободным стилем. На первый взгляд определить, что шины способна вызвать звуковой резонанс практически нереально, поэтому приобретая шины, не пытайтесь определить шаг протектора, ориентируйтесь на наклейку с указанием потребительских характеристик шин.
Если речь идет о тихих зимних шинах, то ваш выбор должен однозначно быть на стороны фрикционных шин, которые называют липучками. Разница между шипованными шинами и липучками может достигать нескольких десятков децибел.
Как маркировка помогает в выборе шин
Если посмотреть на боковину шины, то можно увидеть множество букв, цифр, символов. И если название фирмы и модели понятны для любого водителя, то что означает остальная маркировка? Зачем она? Неужели при выборе все эти обозначения на боковине нужны?
Правильный выбор шин влияет на безопасность передвижения, срок службы различных узлов и автомобиля в целом, экономию топлива. А также определяет показатели комфорта, управляемости. Поэтому не ленимся, а разбираемся со всеми показателями.
Сезон
Первое, что необходимо определить — это сезонность. Маркировка на зимних моделях — «снежинка», или winter, на летних — символ «солнце», или summer.
Также на рынке представлены всесезонные модели, которые маркируют M+S. Такие шины можно использовать в переходный период, когда днём всё тает, а ночью слегка подмораживает. Либо устанавливать на автомобиль, который эксплуатируют в регионах с мягкими зимами.
Используют и другие обозначения:
Frost, или R+W, — для холодной погоды;
Any Weather (AW) — любая погода;
Rain, Aqua, Water, символ зонтика — модели для дождя;
M/T — покрышки рассчитаны на движение по грязи.
Важно! Если зимние модели обязательно маркируют, то на летних может не быть никаких обозначений .
Размер
Чтобы понимать, какая цифра, что обозначает, расшифруем маркировку. В качестве примера возьмём обозначение 175/70 R13. С первого взгляда кажется, что это набор цифр, расшифровать которые трудно без специальных справочников. Но всё проще:
Первый показатель (175) — это ширина профиля шины. Обозначается в миллиметрах.
Второй показатель (70) — высота профиля. Также измеряется в миллиметрах. Некоторые производители, могут не использовать данное обозначение, если высота — стандартная величина, т. е. соответствует 80–82% от ширины модели.
Третий параметр (R, D, B) определяет конструкцию шины. В основном все модели выпускают с радиальным кордом (R), так как у диагонального (D) ниже эксплуатационные показатели. Также можно встретить диагонально опоясанный корд (B).
Последняя цифра (13) — отвечает за диаметр диска. Измеряется в дюймах.
Но в обозначении размера встречаются и другие буквы, которые не всегда понятны:
LT — для внедорожников и небольших грузовиков;
P — модель для легковых авто;
C — для коммерческих грузовиков и фургонов;
ST — модель для трейлеров и прицепов;
T — колесо-докатка (временное);
XL — усиленная модель, которая выдерживает повышенную грузоподъёмность;
RF — использование дополнительных слоёв корда для усиления;
ZR — высокоскоростная модель (рекомендована для скорости более 240 км/ч).
Надеемся, что прояснили ситуацию с основными обозначениями.
Нагрузка
Рядом с размером указывают ещё один показатель (цифра и буква). Цифра обозначает индекс нагрузки на одно колесо, а буква — максимально допустимую скорость, при которой сохраняются все заявленные производителем эксплуатационные характеристики. Но в обозначении зашифрованы показатели. Чтобы определить значения, нужно обратиться к специальным таблицам.
Этот параметр обычно даётся с запасом для легковых автомобилей, поэтому автолюбители редко обращают внимание на него. А вот владельцам грузового или коммерческого транспорта следует учитывать такой параметр.
Использование шин с более высокой нагрузкой или повышенным скоростным показателем, чем предлагает производитель транспортного средства, не всегда оправдано. Ведь чем более скоростная модель, тем она жёстче. А значит, теряется комфорт, плавность хода. Но зато увеличивается срок службы, если часто приходится рассекать по бездорожью.
Дата изготовления
Как у любого товара, у шины существует свой срок годности. Даже если шина просто лежала на складе, то через 5 лет она не будет соответствовать свойствам, которые заявил производитель. Ведь резина теряет эластичность, рассыхается. Это внутренние процессы, внешне изменений может и не быть. Поэтому смотрим на 4 цифры, которые указаны в овальной рамке. Первые две — это неделя, а вторые — год изготовления. При этом чем свежее модель, тем лучше.
Три немаловажных параметра
По обозначениям на колёсах можно узнать класс сцепления, износостойкость и индекс температуры. Что позволит оценить качество производства.
Treadwear (TWI) — индекс износостойкости. Указанное на шине значение нужно умножить на 480 км. Получим значение, при каком пробеге на полигоне был зафиксирован износ модели. Такое измерение примерное, так как отличается у каждого производителя, зависит от дорожного покрытия, манеры вождения.
Traction — параметр сцепления протектора с мокрым дорожным покрытием. Обозначают индексами AA, A, B, C (перечисление на понижение). В основном все модели соответствуют маркировке AA, A.
Temperature — способность противостоять перегреву при высоких скоростях. Маркировка на моделях колёс соответствует: A — выдерживает нагрузку на скорости более 184 км/ч, B — в пределах 1160–184 км/ч, C — менее 160 км/ч.
Другие обозначения
Также символы на шинах включают:
монтажные метки — обозначения сторон, направления вращения;
способ герметизации — камерная (TT) или бескамерная (TI);
технические обозначения производителя, которые не несут никакой информации для потребителя;
знаки омологации — у каждого производителя свои символы (для Audi — АО, BMW — звезда);
метки, которые определяют степень износа;
обозначение технологии Run Flat — у каждого производителя свои обозначения;
код DOT — данные производителя о заводе-изготовителе, партии производства.
Если выбираете шины, расшифровка символов поможет подобрать модели с учётом особенностей каждого автомобиля. А если сложно разобраться во всех этих обозначениях, то в сети «Колёса Даром» всегда готовы помочь подобрать летние и зимние модели с учётом особенностей региона эксплуатации из широкого ассортимента представленных линеек от различных производителей (именитых и не очень).
Маркировка шин
Маркировкой шины называются сведения указанные в виде буквенных и цифровых обозначения и пиктограмм производителем шины на ее боковине. В состав маркировки шины обязательно входят ее типоразмер, индексы скорости и нагрузки, дата изготовления, кроме этого в состав маркировки шины может входить информация о технических особенностях шины, тип транспортного средства, для которого шина предназначена, сезон и погодные условия ее эксплуатации, километраж пробега до износа, класс качества сцепления шины с дорожным покрытием и другие параметры. Знание системы маркировки автомобильных шин позволяет автовладельцу правильно подобрать шины для своего автомобиля.
Компания-производитель и марка шины
Самыми крупными буквами на боковине шины указываются название компании-производителя шины и название модели шины. Большинство компаний-производителей размещают рядом с названием свой фирменный логотип.
Размерность шины
Самым главным параметром шины является ее размерность. По размерности шина должна подходить к вашему автомобилю и колесным дискам. К размерности шины относятся три параметра:
- Ширина шины
- Высота профиля шины
- Посадочный размер шины
На шине эти параметры указываются в виде крупных последовательных цифр, каждая из которых отвечает за определенный параметр.
Например: 205/55 R16
- 205 — ширина шины 205 мм
- 55 — высота профиля шины в процентах от ширины, в данном случае высота профиля шины 55% от 205 мм, что составляет 112,75 мм, на некоторых шинах предназначенных для легких грузовиков и микроавтобусов высота профиля может не указываться, (например: 185/R14С), высота профиля такой шины составляет 80-82%, такие шины называются полнопрофильными.
- R — указывает на тип конструкции шины, по расположению внутреннего корда шины разделяют на шины с радиальным расположением корда (R) и шины с диагональным расположением корда (D), большинство современных шин легковых автомобилей имеют радиальное расположение корда, шины с диагональным кордом выпускаются для сельскохозяйственной и строительной техники
- 16 — посадочный диаметр шины (размер отверстия под колесный диск) 16 дюймов
На автомобиль следует устанавливать только шины, размерность которых предусмотрена заводом-изготовителем. Установка неподходящих данному автомобилю шин ведет к ухудшению ездовых качеств автомобиля, снижению безопасности и повышенному износу деталей ходовой части.
Размер шин, которые подходят вашему автомобилю, можно найти в инструкции по эксплуатации или на стикере наклеенном в проеме водительской двери или на лючке бензобака. На стикере указаны размерность допустимых для данного автомобиля шин и давление, до которого рекомендуется их накачивать.
Индекс скорости
Индексом скорости называется параметр шины, указывающий на максимально допустимую скорость, с которой можно ездить на данной шине при максимальной нагрузке. Индекс скорости и индекс нагрузки тесно связаны между собой. В маркировки шины индекс нагрузки и индекс скорости указываются следом за типоразмером шины. Например: шина 185/75R14 82S 82 — индекс нагрузки (в данном случае 475 кг на колесо) S — индекс скорости (в данном случае 180 км/час).
Индекс скорости обозначается латинскими буквами от А (минимальный, А1 = 5 км/ч) до Y (максимальный, 300 км/ч). Для легковых автомобилей наиболее распространенными являются индексы скорости: T (до 190 км/час), Н (до 210 км/час), V (до 240 км/час), W (до 270 км/час) и Y (до 300 км/час).
Шины для внедорожников и легких грузовиков обычно имеют меньший индекс скорости. Для внедорожников и легких грузовиков наиболее распространёнными являются индексы скорости: Q (до 160 км/ч), R (до 170 км/ч) и S (до 180 км/ч).
Индекс скорости и индекс нагрузки тесно связаны между собой. Например: на шине указаны индексы нагрузки и скорости 98Т, что означает максимальную нагрузку до 750 кг на колесо при максимальной скорости 190 км/час. При более низкой скорости движения нагрузку на колесо можно чуть превысить, а при уменьшении нагрузки на колесо можно чуть повысить максимальную скорость.
Индексы скорости и нагрузки являются важными показателями, которые обязательно должны учитываться при подборе шин. При установке на автомобиль шин, следует устанавливать только шины, индекс скорости которых не ниже чем у шин, устанавливаемых на конвейере. Например: на автомобиле на заводе установлены шины с индексом скорости H (до 210 км/час), это означает что на данный автомобиль нельзя устанавливать шины с индексом скорости T (до 190 км/час), но можно устанавливать шины с более высокими индексами скорости V (до 240 км/час), W (до 270 км/час) или Y (до 300 км/час).
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки (индекс грузоподъёмности или индекс несущей способности) — предельно допустимый вес, под воздействием которого шина способна нормально выполнять свои функции.
Индекс нагрузки указывается на боковине шины вместе с индексом скорости, например: 98Т (где 98 – индекс нагрузки, Т – индекс скорости).
Индексы нагрузок шин обозначаются цифрами от 0 до 230 единиц, что означает нагрузку на одну шину от 45 до 33500 кг.
Индекс нагрузки указывает на величину предельной нагрузки на одно колесо, для расчета максимально допустимого веса автомобиля нужно умножить вес нагрузки одного колеса на количество колес.
При подборе шин для автомобиля лучше всего выбирать шины имеющие такой же индекс нагрузки, как и шины устанавливаемые на заводе.
Маркировка технических свойств
Производители шин указывают на шинах их технические свойства и особенности:
- XL (Extra Load) — усиленная шина, индекс нагрузки шины на на 3 единицы выше, чем у обычной шины такого же типоразмера
- RF (Reinforced) — указывается в конце типоразмера (например 195/70 R15RF) усиленных шин (6 слоев)
- С (Cargo) — указывается в конце типоразмера (например 195/70 R15C) шин с увеличенной грузоподъемностью (8 слоев), используемых для легкого коммерческого транспорта
- VR или ZR — указываются на шинах предназначенных для спортивных автомобилей, дублируют индекс скорости (VR — более 210 км/час, ZR — более 240 км/час)
- Tubeless (TI) — бескамерная шина
- Tube Type (TT) — камерная шина
- Steel — указывается на шинах имеющих в конструкции стальной корд
- RunFlat — указывается на шинах изготовленных по особой технологии, на которых можно после прокола или пореза и полной потери давления проехать от 50 до 150 км на скорости до 80 км/час. Разные производители автошин по разному обозначают эту технологию: Pirelli RunFlat, Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Dunlop EMT, Nokian Run Flat, Michelin ZP, Toyo TFR, Kumho XRP, Yokohama ZPS.
- Max Pressure — указывает на максимально допустимое давление в шине, в кПа
- Max Load — указывает на максимально допустимую нагрузку на каждое колесо автомобиля, в кг.
Класс транспортного средства
На шинах может указываться класс транспортного средства для которого они предназначены:
- P — шины для легковых пассажирских автомобилей
- SUV — шины для полноприводных внедорожников
- C или LI — шины для небольших грузовых машин и микроавтобусов
- ST — шины для специальных трейлеров
- M/C — шины для мотоциклов
- T — шины для временного использования
- CMS — шины для горно-строительной техники
- HCV — шины для тяжелой строительной техники
- LCM — шины для лесозаготовительной техники
- LPT — шины для прицепов
Маркировка сезонности шины
Шины могут иметь маркировку указывающую на сезон и погодные условия для которых они предназначены:
- Зимние шины — маркируются значком в виде снежинки в треугольнике или снежинки на фоне трех горных пиков
- Летние шины — не имеют единой маркировки, шины с маркировками Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или со значком в виде зонтика хорошо подходят для езды в дождь, M+T (Mud and Tarrain) летние шины предназначенные для езды по грязи и бездорожью
- Всесезонные шины — могут маркироваться обозначениями M+S, M+SE, R+W, AW, AS, AGT или All Season
Обозначения помогающие монтировать шины
На шинах могут быть нанесены специальные надписи помогающие выполнить правильный монтаж шин:
- Надпись Rotation или стрелка — наносятся на направленные шины, указывают на правильное направление вращения колеса
- Надпись Inside — указывается на внутренней боковине ассиметричных шин, подсказывая работникам шиномонтажа, как правильно монтировать шину на колесный диск
- Надпись Outside — указывается на внешней боковине ассиметричных шин, при правильно установленных колесах, владелец автомобиля должен видеть только надписи Outside на всех колесах и не должен видеть надписи Inside
Если надписей Inside/Outside на шине нет, шина симметричная, ее можно ставить любой стороной.
Шины установленные неправильно не могут обеспечить хорошего сцепления с дорогой, хуже отводят воду и сильнее шумят.
Цветные метки используемые для маркировки шины
Метки в виде кружочков, точек и треугольников красного, желтого, белого цвета являются балансировочными метками и предназначены для обеспечения более точной балансировки. Нанесенная краской метка имеет временный характер и используется до первого монтажа шины на диск.
- Желтая круглая или треугольная метка на боковине шины — указывает на самое легкое место на шине, при монтаже новой шины на колесный диск желтую метку следует совместить с самым тяжелым местом на диске, чаще всего это место где находится ниппель, такое совмещение позволяет улучшить балансировку колеса и поставить балансировочные грузики наименьшего веса.
- Красная круглая или треугольная метка на шине — обозначает место с максимальным отклонением радиальной силы, которое является самым жестким местом боковой поверхности шины, при монтаже шины на диск красную метку совмещают с меткой L на колесном диске.
- Белая точка или круг на шине — обозначает место с минимальным отклонением радиальной силы, которое является самым гибким местом боковой поверхности шины, при монтаже шины на диск белая метка должна быть смещена на 180° от метки L на колесном диске.
Разноцветные полоски, нанесенные на протектор шины, предназначены для визуального различения шин при хранении на складе или в магазине. Каждая модель и каждый типоразмер автошин обладает своими уникальными цветами полосок, что помогает отличать их друг от друга при хранении в стопке.
Запас износостойкости
Индекс запаса износостойкости указывает на относительный ожидаемый километраж пробега шины до ее износа. Индекс запаса износостойкости указывается в виде цифры стоящей за словом treadwear, например: treadwear 400. Для того чтобы вычислить ожидаемый километраж пробега шины до ее износа, нужно цифру индекс умножить на 480 км. Например: на шине указано treadwear 400, умножаем 400 на 480, получаем, что для данной шины ожидаемый пробега до износа составляет 192000 км.
Класс качества сцепления
Класс качества сцепления шины указывает на способность шины к торможению на влажном дорожном полотне. Класс качества сцепления указывается в виде буквенного индекса следом за словом Traction. Класс качества сцепления автомобильных шин может быть от AA (самый лучший) до CC (худший). Большинство шин легковых автомобилей имеют класс качества сцепления A, шины предназначенные для спортивных и гоночных машин имеют класс качества сцепления AA.
Индекс температуры
Индекс температуры указывает на способность шин выдерживать нагрев при езде на определенной скорости. Индекс температуры указывается в виде буквенного индекса следом за словом Temperature. Индекс температуры может иметь три значения:
- A — более 184 км/час
- B — 160-180 км/час
- C — 130-160 км/час
Большинство шин современных легковых автомобилей имеют индекс температуры A.
Указатели индикаторов износа протекторов
Многие современные автомобильные шины оснащаются индикаторами износа протектора, такие шины маркируются надписью TWI (Tread Wear Indiration). Индикаторы износа шин могут быть разных типов:
- Индикаторы износа могут иметь вид вставок определенной высоты расположенных в углублениях протектора (чаще всего в водоотводящих канавках), при износе протектора вровень с высотой вставки шина подлежит замене.
- Индикаторы износа шины могут иметь вид контрольных цифр или символов расположенных на протекторе и выдавленных на определенную глубину, при износе протектора они исчезают один следом за другим, при исчезновении последнего шина подлежит замене.
Маркировка омологированных шин
Производители шин выпускают шины специально предназначенные для определенных моделей автомобилей, такие шины называют омологированными.
Омологированные шины предназначены для первичной комплектации автомобилей на конвейере или продаются через официальных дилеров автопроизводителя. Омологированные шины доработаны под требования определенного автопроизводителя, могут иметь другое внутреннее устройство корда или другой состав резиновой смеси.
Шины выпущенные для определенного автопроизводителя маркируются особым значком на боковине шины: М0, M01 — Mercedes-Benz, A0, R01 — Audi, «звездочка» — BMW, J — Jaguar, N0 (N1, N2, N3) — Porsche.
Маркировка сертификации
Автомобильные шины проходят процедуру обязательно международной сертификации, маркировка о прохождении такой сертификации указывается на шине:
- E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe), за буквой следует цифра от 1до 48 соответствующая коду страны, где шина проходила сертификацию
- DOT — шина соответствует американским стандартам качества (Department of Transportation— Министерство транспорта США), следом за обозначением DOT идет цифровой код, в котором зашифрованы завод-изготовитель, пресс-форма и партия производства
Маркировка даты изготовления
Дата изготовления шины является важным параметром. При правильных условиях хранения резина из которой изготовлены автомобильные шины сохраняет свои свойства в течение 4-5 лет, в дальнейшем начинает терять свои свойства. Перед покупкой шин следует обязательно проверить дату их изготовления и воздержаться от покупки старой резины.
Дата изготовления шины указывается в виде четырех цифр заключенных в овал. Первые две цифры указывают на порядковый номер недели в году, следующие две цифры указывают на год изготовления. Например: на шине указаны цифры даты изготовления 0421, что расшифровывается как 4 неделя 2021 года.
Наклейки на шинах
Производители шин, в соответсвии с международными требованиями, клеят на протектор новой шины наклейку (стикер), на которой в виде специальных значков указывают к какому классу относится данная шина по топливной экономичности, шумности и водоотведению для обеспечения устойчивости автомобиля на мокрой дороге.
С 2020 года в России на каждую шину в обязательном порядке клеится наклейка (стикер) со специальным QR-кодом, который подтверждает что шина зарегистрирована в системе мониторинга товаров. Покупатель может просканировать QR-код с помощью мобильного приложения «Честный знак» и получить сведения о производителе и импортере данной шины, ее характеристиках и о дате ввода ее в оборот.